Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Ю. А., Слободянюк Ю. С.

В статье дано обоснование возможности применения и приводятся практические примеры использования цифрового сторителлинга как средства формирования здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

для процветания всех человеческих пороков.

А если классный руководитель, правильно организовав внеурочную работу, даст ребятам возможность оценить себя, свои поступки, события и явления жизни, выслушать по всем интересующим их вопросам суждения своих друзей и авторитетных для них людей, предоставит право высказать свою точку зрения; а так же сможет создать ситуацию успеха дня каждого, развивая его индивидуальные и творческие способности, то успех обязательно придет. Список использованной литературы:

1. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками: учебное пособие / Грецов А. Г. - СПб. : Питер, 2008. - с. 56-74

2. Пономаренко Л., Белоусова Р. Психология для старшекласников. - М.: Владос, 2003

3. Сластенин В.А. Педагогика. - М., АСАДЕМА, 2004г.

4. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Е. Б. Усова -Режим доступа: http://psyera.ru/suicidalnoe-povedenie-520.htm

© Зайцева Г.Н., Миляева Ю.А., 2022

УДК 37

Исаева Ю.А.

ст. преподаватель, ГОУ ВПО «ДонНУ» г. Донецк, ДНР Слободянюк Ю.С. студентка ГОУ ВПО «ДонНУ» г. Донецк, ДНР

ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье дано обоснование возможности применения и приводятся практические примеры использования цифрового сторителлинга как средства формирования здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова

Цифровой сторителлинг, здоровый образ жизни, дети среднего дошкольного возраста

Общеизвестно, что дошкольный возраст - важный этап в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период интенсивно происходит становление функциональных систем организма, закладывание основных черт личности. Поэтому важно уже на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Эта необходимость находит отражение в трудах Г.К. Зайцева, Ю.Ф. Змановского, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарникова и др. Практический опыт в организации ЗОЖ у детей дошкольного возраста представлен в исследованиях В.Г. Алямовской, К.Л. Казаковцевой, М.Л. Лазарева, Л.Г. Татарникова, Т.Н. Дороновой, В.Т. Кудрявцева и др. [1;2;3]

Но при всем этом нами выявлена недостаточная разработанность аспекта влияния цифрового

сторителлинга на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило выбор темы статьи.

Здоровье можно рассматривать, как такое состояние всех органов, систем организма и внутренней среды человека, которое обеспечивает процесс его жизнедеятельности в наибольшем соответствии с природным и общественным предназначением. Оно характеризуется наличием биологического потенциала (наследственные возможности), физиологического резерва жизнедеятельности, нормального психического состояния и социальных возможностей реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Укрепить и сохранить здоровье возможно благодаря здоровому образу жизни. Данное понятие появилось относительно недавно (в 70-е годы ХХ века). Но до сегодняшнего дня оно однозначно не определено, а рассматривается либо как глобальная социальная проблема, либо с точки зрения сознания, мотивации отдельного человека.

Наличие здорового образа жизни - это итог действий внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, позитивно влияющих на состояние здоровья [1].

Таким образом, ЗОЖ - это способ существования (заключающийся в стремлении укрепить и сохранить свое здоровье, в желании рационально питаться, соблюдать режим дня и быть физически активным), это реализация комплекса определенных действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой [2].

Работу по формированию такой привычки начинают с приучения детей раннего возраста соблюдению культурно-гигиенических требований, и продолжается она, расширяясь, уточняясь вплоть до подросткового возраста.

Формирование представлений о ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста будет более результативным, если реализовать следующие два педагогических условия:

1. Организацию взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи по вопросам формирования представлений о ЗОЖ у детей.

2. Использование современных здоровьесберегающих технологий.

Реализация воспитательно-образовательного процесса по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей в условиях ДОУ может происходить посредством занятий, проектной деятельности, режимных моментов, игровой деятельности, прогулок, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности. Для этого используется различный инструментарий: рассказ воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование проблемных ситуаций; рассматривание иллюстраций (сюжетных и предметных картинок, плакатов); сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры; игры-тренинги; игры-забавы; психогимнастики; пальчиковая и дыхательная гимнастики; самомассаж; физкультминутки [3].

Итак, успешному формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников способствует интеграция образовательных областей; а сформированность представлений определяется наличием начальных представлений о компонентах здорового образа жизни, эмоционально-положительным отношением к ним.

Считаем, что эту работу можно проводить более эффективно, используя цифровой сторителлинг как средство формирования ЗОЖ в общей системе педагогического воздействия.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории».

Педагогический сторителлинг как формат подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническую, мотивирующую, воспитательную, образовательную, развивающую.

При использовании сторителлинга в ДОУ можно достигать различных целей: доносить нужную

информацию; максимально быстро обучать общепринятым правилам и обязанностям; влиять на подсознание детей; минимизировать количество конфликтов в коллективе; стимулировать на достижение новых целей; повышать уровень доверия к педагогу; показывать, что советы и правила, которые даются детям, работают, потому что есть конкретный герой/человек, который воспользовался ими, и у него все получилось [4].

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный и цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании этого вида сторителлинга детям передается конкретная информация: правила, теории и пр., которые представлены в форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге воспитателем задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи, а дети активно вовлекаются в процесс рассказывания истории. Данный вид содействует передаче не только очевидного, но и литофанического знания, которое словесно никак не выражается, предполагает передачу умений и навыков.

Цифровой сторителлинг — это формат, в котором рассказывание дополняется визуальными компонентами (видео, майнд-мэп, скрайбинг, инфографика) [4].

Использование этой технологии предполагает сохранение основных элементов сторителлинга:

• должна быть интрига (ключевой вопрос, на который будет дан ответ в конце истории);

• тщательный отбор изобразительных средств (их выбор должен быть обоснован), при помощи которых будет создан цифровой рассказ, должна присутствовать законченность;

• история должна быть динамичной, чтобы не дать заскучать;

• необходимо использовать объединяющие фразы: «представьте себе», «вы, наверняка, знаете это», «ведь вы понимаете»;

• обязательное продумывание концовки, ведь лучше всего люди запоминают начало и конец истории, поэтому ключевые фразы обязательно должны содержаться в начале, и они же должны завершать рассказ [5].

Еще при создании цифровой истории надо учитывать бинарность, т.е. с одной стороны, каждая мультимедийная составляющая должна развивать общую картину, с другой — при невозможности воспроизведения одного из элементов общий смысл не должен искажаться.

Примерами цифровых рассказов могут выступать: виртуальная экскурсия; симуляция интервью с известной личностью; социальная реклама; рассказ о местных достопримечательностях, обычаях и др.[5]

С целью формирования ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста можно использовать любой вид сторителлинга. Например, в своем практическом исследовании сторителлинг на основе повествования мы применяли при знакомстве детей с полезными и вредными для организма продуктами, со строением организма человека. А сторителлинг на основе сценария поможет актуализировать полученные знания в деятельности (любые продукты надо мыть перед едой иначе случится болезнь). Сторителлинг на основе реальных ситуаций поможет научиться решать проблемную ситуацию в реальном времени, например, соблюдение общечеловеческих норм о вредных и полезных привычках. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций может выступить началом проектной деятельности, стимулируя принять участие в общей деятельности (создание книги полезных советов, лепбука по здоровьесберегающей тематике и др.)

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие преимущества использования цифрового сторителлинга с детьми среднего дошкольного возраста с целью формирования ЗОЖ:

- хороший способ, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка, разнообразить занятия. Не требует больших затрат и может быть использован в любом месте и в любое время;

- всегда вызывает большой интерес, а также развивает фантазию, логику и повышает общую

культуру;

- помогает детям научиться перерабатывать информацию, помогает запомнить материал, обогащает устную речь, развивает грамотность;

- может успешно использоваться как элемент в проектной и совместной деятельности;

- аккумулирует в себе опору не только на слуховой, но и на зрительный и тактильный анализаторы. Список использованной литературы:

1. Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология. 1997. № 4. С. 9-16.

2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. Москва : Медицина, 2009. - 127 с.

3. Колбанов В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. - Вып. 3. -С.139-146.

4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 177 с.

5. Федорова С.В., Барчева А.А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой учёный - № 16 (150) / 2017. С.515-518.

© Исаева Ю.А., Слободянюк Ю.С., 2022

УДК 37

Ишматова Ш.А.,

канд.пед.наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ «ХГУ им.академика Б. Гафурова» Худжанд, Таджикистан

ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Ключевые слова:

образование, профессиональное образование, деловые качества, компетентность, навыки.

При рассмотрении особенностей формирования деловых качеств у обучаемых посредством инновационных технологий необходимо акцентировать внимание на становлении личностных качеств будущих специалистов в профессиональном аспекте.

Учитывая это, можно принимать систему профессионального образования за базовое положение как целостную систему, которая помогает выявить и учесть взаимосвязи между основными составляющими, а также найти определенные резервы скрытого характера, связанные с развитием учебного процесса на перспективу для будущих специалистов. А именно в виде формирования основных показателей профессиональной компетентности с помощью дисциплины «Русский язык» в поэтапном режиме[3]

В педагогической науке выделен ряд фундаментальных устойчивых отношений, которые касаются организационного процесса в сфере образования. С точки зрения современных исследований нам представляется интересной связь между обучением и жизненными ситуациями, между обучением и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.