Научная статья на тему 'КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО'

КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ ЧАС / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Г.Н., Миляева Ю.А.

В статье говорится о функциях, которые несёт в себе классный час. Какие формы и методы, может использовать педагог в своей работе. Сделаны выводы об эффективности применения современных технологий в воспитательном процессе: воспитание духовности и нравственности студентов является важнейшей педагогической проблемой в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО»

УДК 377

Зайцева Г.Н.,

преподаватель русского языка и литературы, ГБПОУ КК «Армавирский техникум технологии и сервиса»,

г. Армавир, РФ Миляева Ю.А., преподаватель физики и астрономии, ГБПОУ КК «Армавирский техникум технологии и сервиса»,

г. Армавир, РФ

КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СПО

Аннотация

В статье говорится о функциях, которые несёт в себе классный час. Какие формы и методы, может использовать педагог в своей работе. Сделаны выводы об эффективности применения современных технологий в воспитательном процессе: воспитание духовности и нравственности студентов является важнейшей педагогической проблемой в настоящее время.

Ключевые слова

Классный час, воспитательный процесс, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание, подростки, среднее профессиональное образование.

Классный час является одной из форм воспитательной работы и занимает достойное место в системе ее организации.

Нельзя сказать, что вопросы подготовки и проведения классного часа разработаны достаточно и обстоятельно. Нет единого мнения и о трактовке его сущности. Н.Е. Щуркова и Н.С. Финданцевич пишут о классном часе как об интегрированной форме внеклассной воспитательной работы, в которой могут органично соединяться и методы просвещения, и методы организации практической деятельности, направленные на формирование ценностных отношений учащихся. В.О. Кутьев трактует классный час как условный термин, обозначающий время, которое используется для проведения фронтальной воспитательной работы классного руководителя с обучающимися. В этом случае классный час используется для проведения конференций, устных журналов, собраний, лекций, встреч, бесед и т.д.

Так или иначе, в той или иной форме проведение классного часа в техникуме вносит определенный порядок в воспитательную работу как классного руководителя, так и техникума в целом. Некоторые из них (техникумы) используют классный час даже для того, чтобы проводить поочередно определенные организационно-педагогические формы работы.

Тема организации и проведения классного часа все чаще поднимается в педагогической печати в связи с радикальными преобразованиями воспитательной практики. Встает и вопрос о повышении профессиональной квалификации педагогов. Но особое внимание уделяется содержанию материалов классного часа и организационным формам работы. И как никогда ранее повышается роль классного часа в свете решения вопросов развития личности обучающегося.

Классному часу как форме внеурочной воспитательной деятельности присуще неформальное общение. Далеко не всегда можно успешно решить вопросы нравственного воспитания детей и подростков, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. Ведь не секрет, что не все педагоги умеют создавать условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время. Это часто происходит из-за неспособности педагога избежать неприязни к личности обучающегося. Иногда уверенность и сила педагога подавляют

обучающихся, часто преподаватель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников, лишает учащегося свободы и независимости, не позволяя ему иметь свое мнение и т.д. К тому же на уроке педагог ограничен определенными рамками: изучением программного материала, стандартами общения на уроке и т.д. Поэтому общение между учителем и учащимся на уроке достаточно формальное. Не каждый урок и далеко не каждому обучающемуся позволяет осознавать неповторимость своего «Я» и находить основания для позитивного самовосприятия, самовыражения и самоутверждения.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагога и воспитанника, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развивая их индивидуальности, а также для дополнительного общения со сверстниками, которое воспринимается подростками как нечто очень важное. Ребята удовлетворяют такую важную потребность, как самоутверждение среди сверстников. И напротив, неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать которые не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности обучающегося.

О классном часе часто пишут как о форме общения именно классного руководителя и его воспитанников. Но если классный руководитель ставит своей целью развитие индивидуальности личности, то он не может не понимать того, что один он не в состоянии решить такие задачи. Конечно, для многих ребят классный руководитель — это авторитет. Но даже все то хорошее, что говорится и повторяется одним и тем же человеком, может со временем уже не так остро восприниматься. Вот почему так важно для проведения классного часа использовать не только новые нестандартные формы работы, но и привлекать к участию в нем все новых и новых людей: психолога, социального педагога, представителей общественности, властных структур, родителей. Во-первых, это новые лица, идеи, высказывания, отличная от учительской манера изложения материала, что всегда вызывает у ребят живой интерес. Во-вторых, это масса новой, увлекательной и подчас даже преподавателю неизвестной информации (разве может знать классный руководитель все и обо всем...), но необходимой ему, чтобы удовлетворить постоянно меняющиеся и усложняющиеся интересы своих питомцев.

Если ориентироваться на то, что классный час должен быть все больше личностно значимым, то личностный подход к ученику не просто желателен, а обязателен. Если учитель последовательно всегда и во всем относится к ученику как к ответственному и сознательному субъекту деятельности, мы можем говорить, что он использует в воспитании личностный подход. Но для этого знания, полученные учеником по всем жизненно важным вопросам, должны превратиться в убеждения, а последние — в конкретные дела. При этом надо позаботиться о том, чтобы те знания, тот «материал, который вливается в душу юности, был хорошего качества» (К.Д. Ушинский). Значит, классный час необходимо наполнить материалом, не просто расширяющим кругозор учащихся, увеличивающим объем знаний по какой-то теме, но и таким, который давал бы ребятам возможность познать себя, самореализоваться, самоутвердиться, получить положительный заряд для саморазвития. И все это классный руководитель должен делать, не демонстрируя свое всезнание и всемогущество, преодолевая чье-то равнодушие или застенчивость, распознавая глубинные ценностные ориентации личности и направляя их на реальные полезные дела и нравственные поступки.

Ребята любят слушать взрослых, особенно если излагается что-то новое и в необычной манере. Но еще более велико их внимание друг к другу, к представлению их друзьями своей точки зрения, часто спорной. Отстаивая свою точку зрения, излагая свое видение и понимание вопроса, ребята учатся преодолевать застенчивость, вести диалог, дискуссию.

Цель классного руководителя — заинтересовать каждого, помочь преодолеть смущение, «разговорить», уберечь от равнодушия. Мы ведь знаем, как важно убрать этот негативный момент из последующей взрослой жизни ребят, оказывая таким образом помощь как самим ребятам, так и обществу в целом. Надо бояться равнодушных, потому что именно их отношение к жизни дает благодатную почву

для процветания всех человеческих пороков.

А если классный руководитель, правильно организовав внеурочную работу, даст ребятам возможность оценить себя, свои поступки, события и явления жизни, выслушать по всем интересующим их вопросам суждения своих друзей и авторитетных для них людей, предоставит право высказать свою точку зрения; а так же сможет создать ситуацию успеха дня каждого, развивая его индивидуальные и творческие способности, то успех обязательно придет. Список использованной литературы:

1. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками: учебное пособие / Грецов А. Г. - СПб. : Питер, 2008. - с. 56-74

2. Пономаренко Л., Белоусова Р. Психология для старшекласников. - М.: Владос, 2003

3. Сластенин В.А. Педагогика. - М., АСАДЕМА, 2004г.

4. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] : электрон. учебник / Е. Б. Усова -Режим доступа: http://psyera.ru/suicidalnoe-povedenie-520.htm

© Зайцева Г.Н., Миляева Ю.А., 2022

УДК 37

Исаева Ю.А.

ст. преподаватель, ГОУ ВПО «ДонНУ» г. Донецк, ДНР Слободянюк Ю.С. студентка ГОУ ВПО «ДонНУ» г. Донецк, ДНР

ЦИФРОВОЙ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье дано обоснование возможности применения и приводятся практические примеры использования цифрового сторителлинга как средства формирования здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова

Цифровой сторителлинг, здоровый образ жизни, дети среднего дошкольного возраста

Общеизвестно, что дошкольный возраст - важный этап в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период интенсивно происходит становление функциональных систем организма, закладывание основных черт личности. Поэтому важно уже на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Эта необходимость находит отражение в трудах Г.К. Зайцева, Ю.Ф. Змановского, В.В. Колбанова, Л.Г. Татарникова и др. Практический опыт в организации ЗОЖ у детей дошкольного возраста представлен в исследованиях В.Г. Алямовской, К.Л. Казаковцевой, М.Л. Лазарева, Л.Г. Татарникова, Т.Н. Дороновой, В.Т. Кудрявцева и др. [1;2;3]

Но при всем этом нами выявлена недостаточная разработанность аспекта влияния цифрового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.