Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
ART 16132 УДК 378.147
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи ФГБОУ ВПО «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», г. Москва zhannetta13@gmail.com
Лапухова Оксана Витальевна,
директор НОУДПО «<Учебно-консультационный центр "Олимп"», г. Москва oksanalapuhova@mail.ru
Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе
Аннотация. Статья посвящена современной технике конструирования учебных задач - сторителлингу. Рассмотрены особенности педагогического сторител-линга, выделены его функции и виды, предложены основные сюжеты-конструкторы и приведены примеры применения этих сюжетов на практических и семинарских занятиях в вузе.
Ключевые слова: сторителлинг, техника, метод, педагогика, процесс обучения, наставничество, воспитание.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сторителлинг как одна из современных педагогических техник призвана решить такие проблемы высшего образования, как информационная перегруженность и слабая реализация воспитательных целей на практических занятиях, семинарах.
На сегодняшний день сторителлинг хорошо зарекомендовал себя в области управления персоналом, в менеджменте, активно применяется в бизнесе, в PR, в маркетинге и в журналистике [1-3].
Цель данной статьи - показать возможность использования сторителлинга в педагогической сфере (в онлайн и оффлайн форматах), выделить его особенности, рекомендовать основные сюжеты для конструирования учебных задач, для передачи явного и неявного знания.
Сторителлинг - педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.
Исследования в области когнитивной психологии [4-7] показывают, что для непосредственного действия вероятнее всего будет использована запоминающаяся информация, чем та, которая остается неосознанной и не извлекается из памяти. Поэтому всё, что обычно делает информацию запоминающейся, с большей вероятностью придаст ей смысл. Поскольку истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила, законы или директивы, то они лучше запоминаются, им придают большее значение и их влияние на поведение людей сильнее.
Сегодня педагогический сторителлинг применяется при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может без труда использоваться преподавателями как в очном, так и в дистанционном формате обучения.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика).
Цифровой сторителлинг имеет ряд преимуществ:
- позволяет сделать объяснение более убедительным и наглядным;
- позволяет оперативно делиться цифровыми историями с обучающимися и коллегами;
- позволяет индивидуализировать обучение;
- позволяет смоделировать различные ситуации, процессы и явления без особых финансовых и временных затрат;
- позволяет повысить вовлеченность студентов в процесс обучения;
- позволяет цифровому рассказу сохранить структуру и основные элементы традиционного сториттелинга, при этом дает возможность существенно расширить формат подачи информации.
Существует два основных вида педагогического сторителлинга:
1. Классический сторителлинг.
Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания [8-9]. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга преподаватель передает студентам конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и прочее, облеченное в яркую форму запоминающейся истории.
2. Активный сторителлинг.
Преподавателем задается канва истории, определяются ее цели и задачи.
Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй.
Обучающиеся могут:
- создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;
- моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
- анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.
Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного
знания [10]. Неявное знание - это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков.
Следует отметить, что в реальной педагогической практике преподаватель может комбинировать классический и активный сторителлинг.
Сториттеллинг - это не просто рассказывание историй, а рассказ истории с определенным сюжетом и задачами. Идея разобрать текст по частям, понять, как он устроен, а потом сконструировать свой, далеко не нова. Структурная лингвистика именно этим занимается уже почти полтора века (Ф. де Соссюр, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов). В соответствии с целями и задачами выделяются виды сюжетов, в основу которых положен труд В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» [11].
Нами были выделены четыре сюжета, которые возможно применить для создания педагогического сторителлинга.
1. Элементарный сюжет
Описание: классический сюжет, который является основой для всех остальных сюжетов. Встречается в большинстве знакомых нам сказок в той или иной вариации.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
Структура. Главный герой - Цель - Препятствия на пути к цели (различные проблемы) - Способ преодоления препятствий (различные средства) - Результат.
Хорошо использовать: мотивация студентов; наставничество; объяснение процесса или явления; выбор средств решения проблемы (задачи).
Особенности: использование положительных/отрицательных героев; иерархия целей (в истории можно показать, как главный герой добивается не только основной цели, но и сопутствующих); выявление скрытых целей героя; выявление и классификация препятствий (какие, когда и всегда ли нужно с ними бороться); средства для борьбы с препятствием; результат и его анализ (цель достигнута, не достигнута, достигнута случайно, не полностью, изменение цели и пр.); связь результата и личности главного героя.
При создании сюжета следует помнить, что его можно строить как от цели, так и от препятствия. Когда цель что-то получить («+») - первична цель, когда цель - избавиться от чего-то («- ») - первичное препятствие.
В качестве примера педагогического сторителлинга с элементарным сюжетом приведем видеоролик, который использовался в обучающем дистанционном курсе Google для директоров и преподавателей образовательных учреждений «Базовые сервисы Google для образования» (Модуль 1. Совместная поисково-исследовательская деятельность) [12]. Этот видеоролик был призван объяснить всем участникам курса, как информационные и современные педагогические технологии могут улучшить успеваемость обучающихся.
В предложенном видеоролике прослеживается четкая структура истории:
- Главный герой - директор школы (близкий и понятный аудитории).
- Цель - повышение средней оценки обучающихся.
- Препятствия на пути к этой цели - преподаватели тратят много времени на дисциплину, а не на улучшение образовательного процесса; отсутствие связи с родителями; отсутствие мотивации у обучающихся.
- Герой решает проблему с помощью нескольких средств - проводит опрос учеников; внедряет информационные технологии в учебный процесс; проводит эксперимент с учениками-наставниками.
- Положительный результат - герой получает видимый результат (рост среднего балла учеников) и ставит новые цели.
Подобные видеоролики можно транслировать перед каждым учебным модулем дистанционного курса:
1) для мотивации слушателей перед началом изучения теоретического материала;
2) чтобы они кратко, в наглядной и увлекательной форме объясняли возможность применения определенной онлайн-технологии в образовательном процессе.
2. Сюжет «Преодоление монстра (чудовища)»
Описание: по сути, для построения подобной истории используется элементарный сюжет, в котором применяется популярный прием - изобразить проблему в виде монстра, а потом жестоко с ним поквитаться. Этот сюжет часто используется в литературе, кино, бизнес-историях и рекламе.
Структура. Главный герой - Цель - Встреча с чудовищем - Чудовище опасней, чем герой ожидал - Борьба и победа над чудовищем - Достижение цели.
Особенности: замкнутое пространство; определенная атмосфера и условия; накал страстей, драматизм ситуации; использование помощников-друзей для борьбы с чудовищем.
Хорошо использовать: мотивация и наставничество.
При конструировании истории важно не забывать о том, что герой должен быть близок аудитории. Например, слушатели могут:
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
- ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть и пр.);
- воспринимать героя «как себя в ближайшем будущем»;
- видеть в персонаже «идеального себя».
Так, обучающимся будет интересна история о молодом специалисте и проблемах, с которыми он сталкивается в повседневной практической деятельности (на собеседовании, работе и пр.).
Данный сюжет рекомендуется использовать при обучении будущих преподавателей/учителей в курсе «Педагогики», «Конфликтологии» на занятиях по разбору и решению педагогических ситуаций и задач.
В начале занятия преподаватель рассказывает слушателям историю, в которой молодой преподаватель вуза столкнулся с типичной педагогической ситуацией.
Молодой преподаватель Марина Сергеевна Дмитриева недавно защитила кандидатскую диссертацию и начала свой педагогический путь в одном из вузов. Первое занятие должно было состояться на факультете заочного обучения. Занятие практическое, контингент группы - люди взрослые, многие уже с высшим образованием. Когда Марина Сергеевна вошла в аудиторию, то один из слушателей, сидевший на первой парте, достаточно громко сказал, обращаясь к присутствующим: «Все с ней понятно. Девочка какая-то. Что она может нам рассказать?» Молодая преподавательница расстроилась: и так волнуется, переживает, а тут еще такие фразы. Подавив в себе эмоции (реализована подсказка № 1), Марина Сергеевна начала занятие: выдержала небольшую паузу, обвела взглядом аудиторию, представилась «по форме», начала проверку присутствующих на занятии, потом менее официально, дойдя до фамилии слушателя, столь неприятно высказавшегося в ее адрес, продолжила: «И да, товарищ слушатель, за девочку - большое спасибо. Я очень люблю комплименты, а вы, судя по всему, умеете их делать! Возраст вообще вещь исправимая, не так ли?» (реализованы подсказки № 2, 3). Слушатель смутился, не найдя поддержки у аудитории. Ситуация была нейтрализована...но занятие еще не подошло к концу! Обозначив цели и задачи курса, преподаватель раздала обучающимся задания, вызвав одного из слушателей к доске.
- Я не мальчик выходить к доске! Не хочу! - нагло заявил слушатель.
- Вы, наверное, очень боитесь? Тем хуже для вас. - ответила Марина Сергеевна. -Ваше поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос. Зачета все равно не избежать (реализована подсказки № 3, 4). Нехотя и ворча, слушатель все же проследовал к доске. Педагогическая ситуация была решена.
После истории (классический сторителлинг) преподаватель разобрал со слушателями действия Марины Сергеевны и для закрепления материала раздал памятку с подсказками.
Памятка к рассказу
Для того чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, молодому преподавателю вуза целесообразно запомнить эти подсказки:
Подсказка № 1. «Нейтрализация эмоций». Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в конфликтной ситуации сдержать себя, ни в коем случае не переходите на крик и раздражение. Взрослая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор преподавателя. Действия: не кривите рот, не закатывайте глаза -улыбнитесь аудитории.
Подсказка № 2. «Задержите реакцию». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться. «Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес педагогу. Действия: выдержите паузу, поздоровайтесь, представьтесь, если видите аудиторию впервые, начните заполнять журнал, выслушайте доклад старосты группы или командира группы, проверьте присутствующих в аудитории.
Подсказка № 3. «Переключаем реакцию». Известно, что все то, что стало смешным, неуклюжим или ироничным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Действия: «Спасибо, ваши замечания весьма ценны для аудитории!», «Возможно, вы правы, только вот...», «Интересно, почему вы так думаете/так уверены в этом», «Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям!»
Подсказка № 4. «Показываем перспективу». «Разложите» суть ситуации для аудитории так, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь, предотвратить развитие ситуации в дальнейшем, показать последствия. Действия: «Вы стесняетесь?», «Вы не уверены в себе?», «В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит вас на возможность такого поведения?», «Многое зависит от того, как мы с вами будем работать», «Это ваше дело, вам же сдавать экзамен (зачет)».
В этом примере хорошо выдерживается вся структура сюжета: главная героиня борется с монстром (невоспитанными, агрессивными студентами) и добивается успеха. Кроме того, преподаватель удачно применяет в своей истории второе правило главного героя - «герой истории должен вызывать эмпатию (сопереживание, сочувствие) у аудитории». Добиться этого возможно, поместив героя в реально возможную для слушателей ситуацию. Студенты (будущие преподаватели), скорее всего, столкнутся с подобной проблемой в своей работе либо уже сталкивались (если курс читается для молодых педагогов с опытом работы менее 3 лет), поэтому они могут сказать: «Я знаю, что чувствует Марина Сергеевна. Я так ее понимаю» или «Я сделал бы то же самое в этой ситуации».
Таким образом, история становится ближе и понятнее аудитории.
3. Сюжет «Из грязи в князи/Синдром Золушки/История успеха»
Описание: этот сюжет распространен в литературе, мировом кинематографе и бизнесе. Примеры: сказка «Золушка», фильм «Красотка». Основное в этом сюжете -перемещение героя в новые условия или на новый жизненный уровень. Был бедным -стал богатым, была страшной - стала красавицей. И ответ на вопрос: «Как ему/ей это удалось?»
Структура. Главный герой - Новая ситуация и условия, в которые герой попадает - Появление проблем/появление врагов - Действия героя/проявление положительных качеств героя - Помощь друзей - Счастливое решение проблем - Результат (окончательный переход на новый уровень).
Хорошо использовать: мотивация; объяснение процесса; сравнение процессов и явлений; выбор средств решения задач; эволюция процесса.
Особенности: активное использование визуальных средств (презентация, майнд-мэп, инфографика, видеовставки и пр.) для усиления эффекта от истории; четкие уровни «До» и «После»; наличие антигероев (добрая Золушка - злые сестры).
Данный сюжет удобно использовать для иллюстрации эволюции того или процесса, явления. Например, на занятиях по дисциплинам «Деловые коммуникации», «Русский язык и культура речи», «Риторика» по темам: «Основы ораторского искусства», «Подготовка публичных выступлений», «Языковая личность: речевой портрет».
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
На первом занятии преподаватель рассказывает слушателям историю из собственной преподавательской практики (классический сторителлинг). История о том, как, будучи молодым педагогом, он учился правильно выступать перед аудиторией, с какими трудностями ему пришлось столкнуться и к каким результатам он пришел. О своих провалах преподаватель рассказывает с юмором, что вызывает у аудитории дополнительный эмоциональный отклик.
История преподавателя о том, как трудно научиться выступать на публике (приводится часть «Об ошибках»)
Когда я начинала вести свои первые лекции, мне хотелось быть запоминающейся и убедительной. Я думала: «Только не такой, как все эти скучные и старые преподы». Поэтому на лекции я приходила в майках с глупыми надписями, бешено размахивала руками во время своего выступления, делала значительные паузы перед важными мыслями и смотрела долгим взглядом в аудиторию. Выглядело это примерно так. (показывает, при этом оказывается одета в футболку со смешной надписью).
Не думаю, что я была очень убедительной, но запоминающейся - это уж точно.
Еще я очень любила «развить свою мысль вдаль», объять необъятное и пыталась впихнуть какое-то дикое количество информации в бедные головы моих первых студентов...
После рассказа преподавателя обучающиеся разбирают теоретический материал по теме (термины, определения, правила публичного выступления и пр.). Далее для просмотра предлагается два видеоролика с выступлениями С. Джобса разных лет. Слушатели совместно с преподавателем анализируют предложенный материал (риторические и психологические приемы, используемые оратором, стиль поведения) и формируют основные правила успешного выступления.
В конце занятия преподаватель предлагает студентам самостоятельно составить речевой портрет известной личности (на выбор) и оформить ответ в виде истории.
Таким образом, преподаватель удачно соединил на своих занятиях два типа сто-риттелинга: классический и активный, а также успешно применил сюжет «Синдром Золушки». Кроме того, преподавателем были правильно выбраны главные герои, интересные и близкие аудитории: молодой специалист; С. Джобс - икона молодого поколения.
4. Сюжет «Квест»/Детектив
Описание: герой отправляется в путешествие, по пути решая различные задачи. Этот сюжет можно проследить в таких произведениях, как «Дети капитана Гранта», «Снежная королева», «12 подвигов Геракла», «Волшебник из страны ОЗ» и пр.
Структура. Главный герой - Цель - Локации (точки квеста) - Решение определенных задач в каждой Локации - Достижение мини-результатов - Достижение главной цели.
Хорошо использовать: моделирование проблемных ситуаций; решение различных аналитических задач; отработка навыков и умений; прояснение порядка действий.
Особенности: часто герою помогают соратники, без которых ему не обойтись.
Этот вариант сюжета подходит для «активного сторителлинга». Слушатели либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию и выполняют определенные задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения.
Также все большую популярность набирают образовательные веб-квесты: вся история и все действие переносятся в виртуальное пространство [13-14].
Приведем пример из курсов «Деловые коммуникации», «Русский язык в деловой документации», «Менеджмент».
Предполагаемые темы занятий: «Деловое общение и практическая деятельность», «Собеседование», «Деловая беседа».
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
В начале семинара преподаватель рассказывает слушателям историю, иллюстрирующую способ проведения собеседований по методу Брайана Трейси:
История одного собеседования
Обстоятельства вынудили генерального директора фирмы ООО «Любимая одежда» Максима Федоровича Доронина срочно собрать совещание управленческой команды компании: главного бухгалтера, директора по маркетингу, директора салона-магазина, директора производства. В условиях растущей конкуренции фирма «Любимая одежда» примерно год назад начала испытывать затруднения с реализацией своих изделий. Продажа через крупные универсальные магазины стала создавать проблемы из-за длительных (до полугода) задержек в оплате за проданный товар. На ухудшение финансового состояния фирмы повлияли сложности во взаимоотношениях между руководителями фирмы.
- Уважаемые коллеги, - обратился он. - В коллективе сложилась тяжелая ситуация, которую необходимо решить сейчас. Мне пришлось уволить директора по маркетингу Игоря Петровича Колосова, а значит, необходимо открыть вакансию на эту должность и организовать отбор кандидатов.
Побывав на одной из недавних конференций, Максим Федорович узнал о новом методе отбора персонала, который и решил применить в действии, - это был метод Брайана Трейси. Согласно методике, директор решил проэкзаменовать кандидатов в три этапа, каждый из которых проходит на новом месте - например, в переговорной, в openspace и на территории магазина-салона. На протяжении трех собеседований соискатель должен постепенно изменять созданный им образ на истинное лицо.
На первом, формальном, этапе кандидату задают стандартные вопросы о нем и его опыте работы. Этот этап было поручено провести Степану Абрамовичу. Второй этап - креативное решение задач - поручили провести Инне Петровне. На последнем этапе кандидат проходит тестовое задание в сфере продаж - обычно это доработка текстового коммерческого предложения или исправление в нем ошибок. И проводить этот этап собеседования Максим Федорович решил сам.
В назначенный день на собеседование явился претендент Ярослав Иванович Швей, мужчина 35 лет, окончивший Московский государственный университет по специальности «Государственное и муниципальное управление». Два года он проработал в администрации района, но потом уволился и начал работать в фирме, специализировавшейся на проведении маркетинговых исследований. Одними из первых заказчиков были швейные предприятия. Маркетинговые исследования для этих предприятий позволили Ярославу Ивановичу установить знакомство с широким кругом товароведов магазинов одежды. Такое положение между производителями и магазинами, знание ситуации на рынке дало возможность ему выступать еще и в роли посредника, находя заказы для швейных предприятий и получая за это обусловленный процент вознаграждения. Данная вакансия стала для него весьма интересной в связи с возможным карьерным ростом и улучшением финансового положения. Конечно же, Ярослав Иванович был подготовлен к собеседованию на все 100%, и первый этап, организованный директором по производству, он прошел спокойно, держался открыто, по-деловому:
- Здравствуйте! - начал Степан Абрамович - я являюсь на сегодня вашим интервьюером. Меня зовут Степан Абрамович. Мы ознакомились с вашим резюме, оно нас вполне устраивает, теперь бы, конечно, хотелось услышать от вас о вас. Расскажите о ваших основных качествах как профессионала.
- Приятно познакомиться с вами. Основное мое качество - это ответственность.
- Расскажите последний случай проявления вами ответственности.
- Ну, руководство поставило срочную задачу пригласить всех клиентов на промомеро-приятие. Времени на все был один вечер, а клиентов 500. Сотрудники уже практически все разошлись. Обзвонами мы точно бы не обошлись. Поэтому я сделал рассылку с просьбой в течение часа ответить на приглашение. Ответили 30% клиентов. А остальных уже обзвонили.
- Назовите, пожалуйста, свой главный недостаток.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
- Я достаточно резкий человек и не терплю критику, однако при возникновении конфликтной ситуации в первую очередь стараюсь выявить причину и устранить ее, избегая неприятных высказываний в адрес оппонента. Учусь решать проблемы бесконфликтным путем.
Далее последовали вопросы профессионального толка: «Пожалуйста, опишите ваш предыдущий опыт в области руководства, который является полезным для работы в данной должности. Где вы получили навыки руководства? Сколько у вас было подчиненных и каких? Какую роль вы играли в тренингах ваших подчиненных? Как вы контролировали их исполнительность? И т. д.». Удовлетворенные беседой, оба героя разошлись, а через 30 минут Ярославу Ивановичу перезвонили и пригласили на вторую часть собеседования.
Инна Петровна готовилась к проведению собеседования: она прочитала несколько статей и решила остановиться на одной детской игре, которая позволила бы раскрыть способности будущего коллеги и дала возможность понять, сработаются ли они. Красивая, добрая, энергичная Инна Петровна ждала кандидата на должность в магазине-салоне, директором которого являлась. На столе лежал набор кубиков оранжевого цвета, на которых были изображены предметы. Эти кубики дают возможность кандидату придумать свое действие, которое объединит выпавшие в конкретном случае предметы. Очень важно, чтобы рассказ (история) был позитивным, потому что необходимо обеспечить именно доброжелательную атмосферу в офисе (34 человека) и лояльные, дружеские взаимоотношения с коллегами, партнёрами и клиентами. Ярослав Иванович пришел вовремя, конечно, немного смутился, увидев красивую женщину, - самое страшное испытание для мужчины.
- Здравствуйте! Сегодня собеседование будете проводить вы? - смущенно поинтересовался он.
- Здравствуйте, - улыбаясь, ответила Инна Петровна. - Да, я на сегодня наш рекрут. Собеседование пройдет в форме игры. Я думаю, что это позволит нам узнать вас лучше с креативной стороны. Я прошу вас выбрать три кубика, какие вам понравятся. Вы можете создать любую последовательность выпавших картинок, но заменить один кубик другим новым нельзя. Вы должны соединить три изображения в своей истории о предыдущем месте работы либо о своих личных профессиональных планах в нашей компании.
- Занятное задание, спасибо большое. В подобном ключе у меня еще ни разу не проходили собеседования, - ответил Ярослав Иванович и вытащил три кубика. На кубиках были изображены «стрелы», «пчелы» и «дом». - У меня пять минут есть?
- Конечно, не переживайте, пользуйтесь временем, - успокоила Инна Петровна. Через пять минут рассказ Ярослава Ивановича был готов: он рассказал о том, что всю свою жизнь стремился к знаниям, был целеустремленной личностью, но старался не «идти по головам», а добиваться всего самостоятельно. Что трудился он много, чтобы заработать себе авторитет в сфере продаж и маркетинга, авторитет среди коллег и партнеров на предыдущем месте работы, и что работали они все слаженно, как пчелиный улей. Первым достижением Ярослава Ивановича стал дом, который он построил для своей семьи на деньги, заработанные в компании. И это было признанием его профессиональных качеств. Рассказ получился позитивным.
- Спасибо вам большое, Ярослав Иванович. Приятно иметь дело с позитивным человеком. Завтра с вами хочет побеседовать генеральный директор фирмы, пожалуйста, приходите к нему в офис в 11.00.
На следующий день Максим Федорович поджидал кандидата на место директора по маркетингу в своем офисе. Он уже выслушал позитивные отклики от двух предыдущих кандидатов, но, как говорится, «никогда не предлагайте человеку работу на первом собеседовании. Если он вам понравился, пригласите его еще два раза». Сейчас все будет зависеть от того, как покажет себя кандидат в профессиональной деятельности. Ровно в 11 Максиму Федоровичу доложили, что его ожидает кандидат.
- Здравствуйте, Ярослав Иванович, проходите, садитесь, - пригласил генеральный директор. - Я захотел с вами пообщаться лично и предложить пройти тестовое задание. Надеюсь, что вы успешно с ним справитесь.
- Спасибо большое за возможность пройти отбор в вашу фирму. С удовольствием покажу свои навыки, - уверенно заявил кандидат. И на самом деле, ему понадобилось совсем немного
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
времени, чтобы исправить ошибки в коммерческом предложении (договоре, письме, распоряжении и т. д.), которое в качестве задания ему было предложено: грамотно, четко, быстро, конструктивно. Генеральный директор улыбнулся: кажется, это тот, кого они искали...
Преподаватель вводит в историю главного героя - Ярослава, молодого специалиста, который устраивается на работу. Для достижения главной цели герой решает три вспомогательные задачи: проходит три этапа собеседования по методу Брайана Трейси. Преподаватель в своей истории соблюдает «третье правило главного героя - герой решает одну важную задачу». Несмотря на то что герой проходит различные препятствия, все подчинено одной главной цели: успешно выдержать собеседование и получить работу. Если история сконструирована подобным образом, то слушатели с большей долей вероятности усвоят главный посыл рассказа и необходимую учебную информацию. Для анализа усвоения материала преподаватель просит обучающихся назвать особенности метода, проанализировать историю.
Далее преподаватель предлагает распределить студентов и слушателей по группам, чтобы разыграть по ролям историю (с другими вопросами на первом этапе собеседования - на собеседовании могут задать любые вопросы, поэтому заранее составьте список стандартных вопросов вместе со студентами и слушателями, с иными картинками на втором этапе собеседования - кубики, с конкретизацией тестового задания на третьем этапе собеседования - письменная часть по заполнению и составлению деловых документов). Таким образом, на занятии отрабатывается как коммуникативная составляющая делового общения, так и навык письменного оформления деловой документации.
В качестве закрепления материала обучающимся дается задание по составлению истории по предложенной схеме к иным видам делового общения: совещание (и его виды) и переговоры (и его виды).
Таким образом, при использовании сторителлинга в обучении нужно всегда помнить о конечной педагогической цели.
Главная задача - не поразить слушателей, а научить их чему-либо. Поэтому в образовательном сторителлинге собственно история играет «подчинительную» роль. Истории хорошо показывают, как теория работает в жизни. Они связывают все компоненты воедино (теорию, примеры, объяснение), обеспечивают контекст.
Таким образом, четко придерживаться структуры представленных сюжетов необязательно и не всегда представляется возможным. Преподаватель должен импровизировать, исходя из собственных задач: смешивать сюжеты, использовать только часть элементов или же предложить что-то свое, совершенно новое.
Ссылки на источники
1. Малиновская С. Storytelling // Business Education Review. - 2006. - № 2. - C. 50.
2. Шишкина М. А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. - СПб., 1999.
3. Макки Р. История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только./ пер.с англ. - М: Альпина нон-фикшн, 2013. - 456 с.
4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
5. Айзенк М., Брайнт П. Психология: комплексный поход. - Минск: «Новое знание», 2002. - 832 с.
6. Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Личность, теории, упражнения, эксперименты. - СПб.: «Прайм - ЕВ-РОЗНАК», 2008. - 704 с.
7. Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. -2005. - № 4.
8. Болбаков Р. Г. Отношения между явными и неявными знаниями // Перспективы науки и образования. - 2015. - № 1(13).
9. Губанова О. Е. Неявные знания: сущность и виды // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 4.
10. Там же.
11. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,7п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
12. Базовые сервисы Google для образования. Модуль 1. Совместная поисково-исследовательская деятельность. - URL: http://youtu.be/8Jrc9rL-Csg
13. Багузина Е. И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения // Вестник Костромского гусударственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». - 2010. - № 1. - Т. 16.
14. Горбунова О. В., Иванова О. А. Веб-квест как педагогический инструмент // Народное образование. -2014. - № 7.
Zhannetta Ermolaeva,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian Language and Standards of Speech, Academy of Public Fire Service of the Russian Emergency Ministry, Moscow Zhannetta13@gmail.com Oksana Lapukhova,
Director of Training and Consulting Center "Olympus", Moscow oksanalapuhova@mail.ru
Storytelling as a pedagogical technique of training tasks designing at the University Abstract. The paper is devoted to modern technology of educational tasks designing - storytelling. The authors views peculiarities, functions and types of pedagogical storytelling; propose main themes-constructors; gives examples of application at practical lessons and seminars at the University. Key words: storytelling, technique, method, pedagogy, learning process, mentoring, education. References
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
Malinovskaja, S. (2006). "Storytelling", Business Education Review, № 2, p. 50. (in Russian). Shishkina, M. A. (1999). Pablik rilejshinz v sisteme social'nogo upravlenija, St. Petersburg (in Russian). Makki, R. (2013J. Istorija na million dollarov: master-klass dlja scenaristov, pisatelej i ne tol'ko.../ per.s angl, Al'pina non-fikshn, Moscow, 456 p. (in Russian). Solso, R. L. (1996). Kognitivnaja psihologija, Trivola, Moscow (in Russian).
Ajzenk, M. & Brajnt, P. (2002). Psihologija: kom-pleksnyjpohod, «Novoe znanie», Minsk, 832 p. (in Russian). Frejdzher, R. & Frejdimen, Dzh. (2008). Lichnost', teorii, uprazhnenija, jeksperimenty, "Prajm - EVROZ-NAK", St. Petersburg, 704 p. (in Russian).
Zhornjak, E.S. (2005). "Narrativnaja psihoterapija", Zhurnal prakticheskoj psihologii i psihoanaliza, № 4 (in Russian).
Bolbakov, R. G. (2015). "Otnoshenija mezhdu javnymi i nejavnymi znanijami", Perspektivy nauki i obra-zovanija, № 1(13) (in Russian).
Gubanova, O. E. (2010). "Nejavnye znanija: sushhnost' i vidy", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 4 (in Russian). Ibid.
Propp, V. Ja. (1998). Istoricheskie korni volshebnoj skazki, Moscow (in Russian).
Bazovye servisy Google dlja obrazovanija. Modul' 1. Sovmestnaja poiskovo-issledovatel'skaja deja-
tel'nost'. Available at: http://youtu.be/8Jrc9rL-Csg (in Russian).
Baguzina, E. I. (2010). "Razrabotka veb-kvestov i preimushhestva ih ispol'zovanija v processe obuchenija", Vest-nik Kostromskogo gusudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija «Gumanitarnye nauki: Pedagog-ika. Psihologija. Social'naja rabota. Akmeologija. Juvenologija. Sociokinetika», № 1, t. 16 (in Russian). Gorbunova, O. V. & Ivanova, O. A. (2014). "Veb-kvest kak pedagogicheskij instrument", Narodnoe obra-zovanie, № 7 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 21.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.06.16
Принята к публикации Accepted for publication 22.06.16 Опубликована Published 30.06.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., 2016
977230412016606