Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / чтение / информация / анализ информации / обучение / иностранный язык / critical thinking / reading / information / data analysis / teaching / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисинова Римма Анатольевна, Долинина Виктория Игоревна

Изучение иностранного языка является неотъемлемой составляющей современного мира. Однако, существуют проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении иностранного языка. Одна из таких проблем это отсутствие умения правильной работы с информацией. В статье описываются преимущества использования технологии развития критического мышления при обучении чтению на иностранном языке. Авторами раскрывается понятие «критическое мышление», приводятся его основные характеристики. Представлена история создания технологии. Статья содержит информацию об особенностях планирования урока с применением технологии развития критического мышления. Описываются приемы технологии и алгоритм работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемисинова Римма Анатольевна, Долинина Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning a foreign language is an integral part of the modem world. However, there are problems that students may face when learning a foreign language. One of these problems is the lack of the ability to work with information correctly. The article describes the advantages of using critical thinking development technology when teaching reading in a foreign language. The authors reveal the concept of "critical thinking"; its main characteristics are given. The history of the technology's creation is presented. The article contains information about the features of planning a lesson using critical thinking development technology. The techniques of technology and the algorithm of working with them are described.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ»

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ

ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ

кандидат педагогических наук ЧеремисиноваРимма Анатольевна Вятский государстеенныйуниеерситет (г. Киров);

студентка Долинина Виктория Игоревна Вятский государстеенныйуниеерситет (г. Киров)

Постановка проблемы. Отличительной чертой современного мира является стремительное увеличение объема информации. Как никогда прежде усиливается необходимость уметь отделять истинные факты от ложных, реалистичные от абсурдных. Каждому человеку важно уметь анализировать поступающую информацию, распознавая, где есть вымысел, а где действительные данные. Именно здоровое размышление и обдумывание позволяет нам сформировать собственное мнение на тот или иной вопрос, или же присоединиться к мнению других, обозначив для себя сильные и слабые стороны данного убеждения и приняв его для себя в качестве мировоззренческой опоры.

Одним из всевозможных способов получения информации является чтение. Процесс чтения имеет место в самых разнообразных сферах нашей жизни, будь то профессиональная деятельность, сфера культуры или быт. Чтение также является незаменимым инструментом обучения. Однако в современной сфере образования существует серьезная проблема, суть которой состоит в том, что по школьной программе обучающимся предоставляется большое количество текстов разной тематики, но в основном только с целью получения новой информации. В недостаточной степени уделяется внимание развитию такого важного умения как критический анализ информации. Учеников необходимо научить правильно работать с данными - отбирать их, обрабатывать и анализировать, а также высказывать свое мнение по поводу прочитанного.

Выходом из данной проблемной ситуации может стать использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) в процессе обучения чтению, так как именно она способствует активизации критического подхода к получаемой извне информации.

Изложение основного материала исследования. Как становится понятно из названия, ТРКМ базируется на таком важном понятии как «критическое мышление». В современной психологии существуют различные дефиниции данного понятия. Так, например, Д. Халперн, одна из представителей зарубежных исследований в этой области, определяет критическое мышление как применение когнитивных техник или стратегий с целью повышения возможности получить наиболее правильный и точный конечный результат [5]. Она подчеркивает, что важной отличительной чертой критического мышления является выстраивание умозаключений в логически связанную цепь. Более того, критический подход к информации обуславливает согласование разрозненных логических моделей, а также побуждает к принятию аргументированных решений. Суть данных решений заключается в личном выборе между признанием и опровержением какого-либо суждения. Перечисленные сведения доказывают принадлежность критического мышления к активному психическому процессу, основной целью которого является решение конкретной коммуникативной задачи.

В научных работах зарубежных авторов термин «критическое мышление» появился значительно раньше, чем в отечественных исследованиях. Впервые его использовал знаменитый американский педагог и философ Дж. Дьюи в книге «Как мы мыслим» в 1910 году. Неоценимое участие в изучении критического мышления приняли также такие ученые, как Ж. Пиаже, К. Поппер, Р. Пол, Э. Браун, И. Бек и др. Среди представителей отечественных исследователей, изучением данной темы занимались Л.С. Выготский, А.Ю. Коджаспиров, И.О. Загашев, П.П. Блонский и др. Идеи перечисленных ученых послужили неким фундаментом для создания ТРКМ через чтение и письмо. Данную технологию впервые начали применять в Америке в конце XX века. Кдючевыми фигурами в разработке программы считаются педагоги Дж. Стил, К. Мередит и Ч. Тэмпл. Упомянутые ученые смогли обобщить и упорядочить уже существующий теоретический и практический опыт в данной сфере, и в конечном итоге создали полноценную модель обучения с богатым разнообразием приемов и методов.

Американский профессор и преподаватель Д. Клустер вывел пять основных характеристик критического мышления [2]. Первая особенность заключается в самостоятельности данного вида мышления. Занятие, построенное на принципах критического мышления, стимулирует у

обучающихся способность к формулированию своего собственного мнения, идеи, оценки или убеждения. Мышление является сугубо индивидуальным процессом, поэтому и критический анализ данных базируется на индивидуальных особенностях отдельно взятого человека. Ученикам необходимо предоставлять свободу самостоятельного размышления даже над самыми сложными вопросами. Однако стоит отметить, что любой индивидуум обладает правом присоединиться к убеждению других людей. В этом случае критическое мышление перестает быть оригинальным.

Вторая отличительная черта критического мышления - обязательное наличие отправной информации, какого-либо знания, являющегося мотивационной базой для последующего усвоения новых данных. Обучение критическому мышлению должно быть постепенным, его необходимо выстраивать на определенном каркасе - от простого к сложному, от старого и уже известного к новому. Работа с текстами любого характера (учебными, художественными, научными, документальными и др.) по каждому предмету - деятельность обыденная и привычная, как для учеников, так и для учителей. Письменная речь, в свою очередь, является отличным средством выражения и фиксации мыслей. Именно поэтому критическое мышление формируется более успешно через чтение и письмо.

Еще одна немаловажная характеристика заключается в том, что критический анализ информации должен отталкиваться от осознания проблемы и постановки вопросов для ее решения. При этом формулировать и выводить эти вопросы должны преимущественно сами обучающиеся, беря за основу свой жизненный опыт. Тем самым, будет стимулироваться их познавательная активность и природная любознательность, так как проблемная ситуация будет соответствовать их личным интересам. Однако учителю все же стоит самому определить круг решаемых проблем заранее, чтобы во время занятия контролировать ход дискуссии и помогать ученикам выводить данные проблемы самостоятельно.

Стремление к убедительному аргументированию также является важной чертой критического мышления. То есть человек, мыслящий критически, кроме того, чтобы найти собственное решение проблемы, должен обосновать его, приведя разумные доводы. При этом важно умение признать наличие других вариантов решения одной и той же проблемы и желание доказать логичность и рациональность выбранного решения по сравнению с остальными. Следует упомянуть, что аргументация состоит из трех основных элементов. Ключевым является утверждение, которое в свою очередь подкрепляется несколькими суждениями. Каждое суждение должно быть обосновано с приведением доказательств. Это могут быть фрагменты из текста, статистика, личный опыт и т.п. Именно наличие доказательств позволяет оспаривать или признавать возможные контраргументы.

Последняя, но не менее значимая черта критического мышления - социальность. Любая мысль может быть проверена или улучшена только в сравнении. При взаимодействии с другими людьми, а именно при споре, обсуждении, чтении, уточняется и углубляется собственная позиция человека. Именно поэтому на занятиях, направленных на развитие критического мышления, предпочтительно выбирать парную или групповую форму работы, как, например, дискуссии, дебаты, общие письменные работы и т.д. Однако, чтобы избежать конфликтных ситуаций, учитель должен, прежде всего, воспитывать у обучающихся такие качества как терпимость, умение слушать других, а также умение брать ответственность за собственную точку зрения. Тем самым учебный процесс будет максимально приближен к условиям реальной жизни.

Урок с применением TP КМ через чтение и письмо строится на поэтапной системе. Первый этап -«вызов» (evocation), предполагающий актуализацию уже имеющихся знаний, мотивирование учеников и постановку ими собственных целей обучения. Следующий этап - стадия осмысления (realization of meaning). Здесь учитель демонстрирует новый материал, обучающиеся ищут ответы на интересующие их вопросы и при необходимости корректируют поставленные цели обучения. Происходит соотнесение старых знаний с новой информацией. Заключительным этапом является рефлексия (reflection). Стадия рефлексии подразумевает размышление - школьники суммируют и упорядочивают полученную информацию, обмениваясь мнениями друг с другом и с учителем. Происходит анализ всего процесса изучения материала, обучающиеся отвечают на поставленные ранее вопросы, а также формулируют новые цели учебной деятельности [1].

Для эффективного применения ТРКМ существует большое количество стратегий или, по-другому, приемов. Ниже мы подробнее рассмотрим наиболее известные из них.

Итак, первый прием - «Кластер» (от англ. «Cluster» - гроздь). Кластер - это графическое отображение смысловых единиц текста в определенном порядке в виде виноградной грозди. Примерная схема кластера представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Кластер

Алгоритм работы с кластером довольно прост. Обучающиеся читают текст, затем учитель записывает на доске основное для текста понятие (слово, словосочетание или утверждение). Далее от центрального понятия располагают наиболее яркие факты, отображающие главную тему, и соединяют их между собой. Данные факты уточняются и расширяются, создавая тем самым все новые элементы кластера. В результате получается схема, графически отображающая размышления и определяющая информационное поле данного текста. Благодаря такому приему происходит систематизация материала и установление причинно-следственных связей между отдельными понятиями. Кластеры могут использоваться на всех этапах реализации ТРКМ [7].

Следующий прием - «Рыбий скелет» или «Фишбоун» (от англ. «Fish bone»). Данная стратегия позволяет рассмотреть представленную в тексте проблему с разных сторон, особенно если она обозначена неявно, а также определить фактическую базу для дальнейшего решения проблемы. Схема «Фишбоун» изображается следующим образом: прежде всего, рисуется позвоночник рыбы -он символизирует нить повествования, затем ее голова - проблема, которую необходимо решить. Далее, сверху и снизу от позвоночника проводят линии - верхние представляют собой причины описанной проблемы, а нижние отображают факты, доказывающие данные причины. Хвост рыбы -решение проблемы, выводы и обобщения. Наглядно схема представлена на рисунке 2.

Прием «Fishbone» подходит как для парной, так и для групповой работы. Подробная графическая схема помогает визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями, а также распределить факты по степени их важности. Применение данной стратегии будет наиболее эффективным во время активного обсуждения прочитанного.

Еще один довольно распространенный прием - «Инсерт» (от англ. insert -вносить, вписывать). «Инсерт» - это маркировка текста различными значками по мере его прочтения. Название данного приема является аббревиатурой и расшифровывается следующим образом: I - interactive, N - noting, S - system for, E - effective, R - reading, T - thinking (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления). В приеме «Инсерт» используется 4 значка: «V» - информация соответствует тому, что вы знаете; «+» - то, что вы читаете, является для вас новым; «-» - то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали; «?» - информация не понятна, вы хотели бы получить больше сведений по данному вопросу. Помимо чтения и маркировки текста, обучающиеся также заполняют таблицу тезисами из текста согласно значкам. Прием «Инсерт» помогает максимально включить в работу учеников - по мере заполнения таблицы они снова и снова возвращаются к тексту, тем самым вдумчиво прочитывая его и извлекая необходимую информацию для последующего ее обсуждения [8].

Цель

Понятия темы, причины« проблемы

Рисунок 2. Fishbone

Не менее эффективным является прием «мозговой штурм» или «мозговая атака» (англ. «brainstorming»). Данная стратегия направлена на организацию коллективной деятельности по поиску креативных, нетрадиционных способов решения поставленных проблем. Мозговой штурм позволяет каждому обучающемуся активно участвовать в общем обсуждении и высказывать свои собственные идеи и предложения. Однако при проведении мозгового штурма необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не отходить далеко в сторону от главной цели урока [3]. Во-первых, не допустима открытая критика выдвигаемых предложений и проявление негативных эмоций - учитель должен контролировать процесс обсуждения и вовремя предотвращать конфликтные ситуации. Во-вторых, темы и задачи для мозгового штурма должны соответствовать интересам детей, тем самым повышая их мотивацию к высказыванию своих мыслей. В-третьих, учителю необходимо поддерживать активный темп работы - если у учеников возникают трудности с поиском решений, ему необходимо перефразировать проблему или самому предложить несколько путей ее решения в качестве примера. Проведение мозгового штурма возможно как в отдельных группах, так и коллективно. Алгоритм работы с данным приемом не сложен - сначала создается банк идей (набрасывание возможных путей решения проблемы), затем происходит анализ идей (нахождение положительных и отрицательных сторон), и, наконец - обработка результатов (из всех идей выбирается одна самая практичная и интересная) [4].

ТРКМ имеет ряд преимуществ, одним из которых является тот факт, что она подходит для обучающихся разных возрастных групп. Согласно исследованиям Ж. Пиаже, которые легли в основу создания упомянутой технологии, критическое мышление можно развивать в любом возрасте, начиная с дошкольного. Кроме того, ТРКМ обладает большим количеством разнообразных приемов обучения. Комбинируя их, учитель помогает обучающимся достичь конечной цели применения данной технологии - сформировать навык формулирования вопросов, научить аргументировать ответы и принимать независимые продуманные решения.

Выводы. Разнообразие приемов ТРКМ позволяет эффективно формировать у обучающихся такое важное умение, как работа с информацией. С помощью технологии ученики учатся: находить в текстах необходимую информацию и отличать важную от второстепенной; формулировать свои собственные мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения; делать определенные выводы и умозаключения после знакомства с той или иной проблемой; выстраивать различные факты по степени их важности; устанавливать причинно-следственные связи и находить ошибки в своих предположениях и др. Более того, использование данной технологии предоставляет учителю возможность творчески подойти к обучению иностранным языкам. Подбирая и комбинируя различные стратегии, учитель может поддерживать высокий уровень мотивированности и вовлеченности обучающихся в учебный процесс, тем самым создавая благоприятную и активную рабочую атмосферу во время урока.

Аннотация. Изучение иностранного языка является неотъемлемой составляющей современного мира. Однако, существуют проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении иностранного языка. Одна из таких проблем - это отсутствие умения правильной работы с информацией. В статье описываются преимущества использования технологии развития критического мышления при обучении чтению на иностранном языке. Авторами раскрывается понятие «критическое мышление», приводятся его основные характеристики. Представлена история создания технологии. Статья содержит информацию об особенностях планирования урока с применением технологии развития критического мышления. Описываются приемы технологии и алгоритм работы с ними.

Ключевые слова: критическое мышление, чтение, информация, анализ информации, обучение, иностранный язык.

Annotation. Learning a foreign language is an integral part of the modern world. However, there are problems that students may face when learning a foreign language. One of these problems is the lack of the ability to work with information correctly. The article describes the advantages of using critical thinking development technology when teaching reading in a foreign language. The authors reveal the concept of "critical thinking"; its main characteristics are given. The history of the technology's creation is presented. The article contains information about the features of planning a lesson using critical thinking development technology. The techniques of technology and the algorithm of working with them are described.

Key words: critical thinking, reading, information, data analysis, teaching, foreign language.

Литература:

1. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

2. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. - 2001. - Т. 4,- №. 36. - С. 40.

3. Курьянов, М.А. Активные методы обучения / М.А. Курьянов, B.C. Половцев. - Тамбов: Изд-во ТГТУ. - 2011,- С. 78.

4. Тошева, Н.А. Использование метода мозгового штурма на уроке комплексного анализа и его преимущества/Н.А. Тошева//Проблемы педагогики. - 2021. - Т. 53. -№ 2. - С. 31-34

5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»),

6. Bellanca, J. The Cooperative Think Tank II: Graphic Organizers to Teach Thinking in the Cooperative Classroom. K-Adult / J. Bellanca. - Palatine, Illinois: Skylight Publishing, Cop. 1990. - 86 p.

7. Buehl, D. Classroom strategies for interactive learning, 4th Edition / D. Buehl. - York, Maine: Stenhouse Publishers and International Literacy Association, Cop. -2017,- 260 p.

8. Vaughan, L.L. Reading and Reasoning Beyond the Primary Grades / L.L. Vaughan, Т.Н. Estes; Ed. by Ch. Temple, K. Meredith and J. Steele. - Boston, Massachusetts: Allyn & Bacon, Cop. 1986. - 662 p.

УДК 378.2

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

кандидат педагогических наук ЧеремисиноваРимма Анатольевна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров);

студентка Долинина Виктория Игоревна Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом одним из приоритетных направлений развития личности является овладение иностранным языком на уровне, достаточном для использования языка в качестве инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия. Однако общение на иностранных языках и получение информации о разных культурах ограничивается зачастую лишь учебными занятиями в школе. Решением данной проблемы может стать текстоориентированный подход в организации учебного процесса, который предполагает овладение умениями чтения.

Чтение на иностранном языке имеет множество преимуществ, среди которых не менее важным является возможность снять межкультурный барьер. Через тексты обучающиеся могут познакомиться с особенностями жизни и мировоззрения представителей других стран, что в свою очередь будет способствовать развитию толерантного отношения к разным культурам.

Изложение основного материала исследования. В современном образовательном процессе предпочтение все чаще и чаще отдается активным формам и методам обучения, что требует от учителя организации учебной деятельности с акцентом на повышение мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка, а также на развитие их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией. Последнее является довольно важным для каждого современного человека. Именно правильная работа с информацией позволяет успешно взаимодействовать с окружающими и получать необходимые знания о системе мировых ценностей. Несмотря на тот факт, что обучение иностранным языкам нацелено в основном на овладение устной речью, достаточно большой процент информации школьники получают из текстов. Именно поэтому, чтение является одним из основных инструментов введения их в иноязычную культуру, а также усвоения ими языковых и страноведческих знаний.

Обратимся к определению понятия «чтение». Так, в «Новом словаре методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина этот процесс описывается как один из рецептивных видов речевой деятельности, ориентированный на приятие и осознание письменного текста [1]. Стоит уточнить, что речевая деятельность является активным, целенаправленным, опосредованным языковой системой и обусловленным ситуацией общения процессом передачи и получения сообщений [3]. В современной лингводидактике существуют два вида речевой деятельности -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.