Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ТЕХНОЛОГИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРИЕМЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / FUNDAMENTALS OF A HEALTHY LIFESTYLE / TECHNOLOGY / CRITICAL THINKING / TECHNIQUES / METHODOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Елена Львовна, Слинякова Жанна Анатольевна, Батанова Нина Александровна

В статье обоснована актуальность применения технологии развития критического мышления обучающихся при изучении ими вопросов, касающихся здорового образа жизни в рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Приведены основные характеристики методической системы применения технологии развития критического мышления при рассмотрении обучающимися вопросов здорового образа жизни. Раскрыты варианты использования различных приемов рассматриваемой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева Елена Львовна, Слинякова Жанна Анатольевна, Батанова Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CRITICAL THINKING TECHNOLOGY IN STUDYING THE FUNDAMENTALS OF A HEALTHY LIFESTYLE

The article substantiates the relevance of the use of technology for the development of critical thinking of students when studying issues related to a healthy lifestyle in the framework of a school course on the basics of life safety. The main characteristics of methodical system of application of technology of development of critical thinking when students consider issues of healthy lifestyle are given. There are disclosed versions of using different techniques of the given technology.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Педагогика

УДК 371.8

кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Слинякова Жанна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Батанова Нина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность применения технологии развития критического мышления обучающихся при изучении ими вопросов, касающихся здорового образа жизни в рамках школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Приведены основные характеристики методической системы применения технологии развития критического мышления при рассмотрении обучающимися вопросов здорового образа жизни. Раскрыты варианты использования различных приемов рассматриваемой технологии.

Ключевые слова: основы здорового образа жизни, технология, критическое мышление, приемы, методическая система.

Annоtation. The article substantiates the relevance of the use of technology for the development of critical thinking of students when studying issues related to a healthy lifestyle in the framework of a school course on the basics of life safety. The main characteristics of methodical system of application of technology of development of critical thinking when students consider issues of healthy lifestyle are given. There are disclosed versions of using different techniques of the given technology.

Keywords: fundamentals of a healthy lifestyle, technology, critical thinking, techniques, methodological system.

Введение. Реализуемые в настоящее время требования действующих нормативных документов [8], подразумевают усиление внимания к критичности мышлении обучающихся, что напрямую влияет на освоение ими метапредметных образовательных результатов в виде универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательного характера. Собственно критичность мышления на постиндустриальном этапе общественного развития выступает в качестве необходимого условия для ориентации в колоссальных объемах информационных потоков, к качеству которых зачастую предъявляется очень много вопросов [2, 4, 6].

В век распространения высоких технологий, генно-модифицированных организмов, гиподинамии, распространению виртуальной реальности особенно большое внимание уделяется вопросам организации и ведения здорового образа жизни. В настоящее время здоровый образ жизни и его пропаганда один из ключевых трендов развития мирового сообщества.

О здоровом образе жизни говорят все и вся, пропагандируя как фундаментальные догматы, так и оригинальные ультрасовременные методики, многие из которых не прошли серьезных научных исследований, их результаты могут быть надуманы, а выводы в большинстве случаев сомнительны и подтверждены единичными фактами. Такая распространяемая информация, зачастую, несет в себе значительный вред и представляет опасность для жизни и здоровья людей, которые на свой страх и риск решаются следовать сомнительным рекомендациям в надежде улучшить свое физическое или духовное состояние.

Тематика здорового образа жизни является неотъемлемой составляющей содержания школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. В предметных образовательных результатах здоровому образу жизни уделено значительное внимание. В существующих учебниках, учебных пособиях по основам безопасности жизнедеятельности и методических рекомендациях для учителя рассматриваются фундаментальная информация, проверенные временем сведения (Н.П. Абаскалова, С.О. Авчинникова, Р.И. Айзман, Л.А. Акимова, С.В. Алексеев, В.И. Андреев, А.С. Батуев, Л.Г. Буйнов, Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, Э.В. Гущина, В.И. Дубровский, Ю.Д. Жилов, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.Г. Каменская, Л.В. Капилевич, В.Н. Касаткин, М.В. Кирсанов, Т.Г. Коваленко, В.В. Колбанов, С.А. Котова, И.С. Краснов,

B.В. Марков, Л.Н. Могиланская, В.О. Морозов, Е.Н. Назарова, Г.Н. Светличная, А.Т. Смирнов, Г.И. Сопко, Л.Г. Татарников, И.М. Тыртышников, З.И. Тюмасева, Д.А. Ульянов, З.А. Хуснутдинова, Н.К. Шабалин,

C.А. Шаров).

Вместе с тем, обучающиеся сталкиваются во всемирной глобальной паутине с информацией о здоровом образе жизни зачастую противоречивого содержания, но достаточно привлекательную в контексте доступности методик и быстроты их реализации, которую они могут применить в ущерб собственному состоянию здоровья. В той связи следует говорить о необходимости критичного подхода к получаемой информации о разнообразных методиках ведения здорового образа жизни для поддержания надлежащей физической формы и сохранения душевного благополучия. Особенно это касается обучающихся, чей организм в физическом и психологическом плане еще только формируется и нельзя допустить негативного развития этих процессов. Таким образом, применение технологии развития критического мышления при освоении учащимися в курсе основ безопасности жизнедеятельности, касающегося вопросов ведения здорового образа жизни представляется чрезвычайно актуальным.

Изложение основного материала статьи. Анализ образовательной практики позволил установить, что в современном образовании в области безопасности жизнедеятельности накоплен определенный опыт по рассматриваемому вопросу, но системного характера он не имеет. В этой связи нами разработана и

реализована методика применения технологии развития критического мышления при рассмотрении обучающимися вопросов здорового образа жизни в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности.

Современные работы психологов и педагогов значительное внимание уделяют вопросам развитии критичности мышления обучающихся. В настоящее время сложилась особая метапредметная образовательная технология (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская), способствующая развитию у обучающихся умений работать с информацией, содержащейся как в учебниках и дополнительной литературе, так и в сети Интернет [1].

Применение технологии развития критического мышления при освоении обучающимися вопросов здорового образа жизни в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности обладает рядом педагогических достоинств:

• способствует освоению обучающимися познавательных универсальных учебных действий, предполагающих критический анализ содержания информации о различных системах оздоровления организма, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;

• овладение школьниками умениями постановки вопросов и выражения четко и ясно своих мыслей относительно здорового образа жизни, самостоятельной формулировки гипотез при решении проблем организации здорового образа жизни;

• овладение способностью выражать и аргументировать собственное мнение относительно вариантов ведения здорового образа жизни на основе сопоставления и анализа субъектного опыта и опыта других людей;

• способность самостоятельно заниматься своим обучением по основам безопасности жизнедеятельности;

• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими обучающимися, педагогами, знакомыми и незнакомыми людьми.

Нами разработана модель применения технологии развития критического мышления обучающихся при обучении основам безопасности жизнедеятельности на примере раздела «Основы здорового образа жизни».

Модель ориентирована на выполнение мотивационно-ценностной, информационно-деятельностной и рефлексивно-оценочной функций.

Мотивационно-ценностная функция модели подразумевает ее ориентацию на убеждение обучающихся в необходимости ведения здорового образа жизни и формирование стойких ценностных ориентаций на важность сохранения жизни и здоровья каждым человеком.

Информационно-деятельностная функция связана с работой обучающихся со значительным массивом информации о здоровом образе жизни, ее критическим анализом, оцениванием, прогнозированием, проектированием.

Рефлексивно-оценочная функция обеспечивает организацию рефлексии и оценки обучающимися собственной деятельности по освоению вопросов здорового образа жизни и образовательных результатов.

Модель включает в себя целевой, содержательный, процессуальный, диагностический компоненты Целевой компонент обозначенной модели определяет ее направленность и ориентирует обучающихся на освоение многогранного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности на примере вопросов организации и ведения здорового образа жизни.

Содержательный компонент модели конструировался на основе соответствующей теории, предложенной В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным. Включает в себя:

1. Опыт познавательной деятельности в виде системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни; видах здоровья; факторах, влияющих на здоровье; режиме дня; рациональном питании; правилах личной гигиены физической активности; аддикциях и их профилактике.

2. Опыт осуществления известных способов деятельности в виде умений, связанных со здоровым образом жизни - соблюдение правил личной гигиены; режима дня; рационального питания; двигательной активности; отказа от вредных привычек.

3. Опыт творческой деятельности, подразумевающий действия в нестандартных ситуациях, предусматривающие процедуры проектирования на основе работы с информацией о здоровом образе жизни.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения: позитивного отношения к жизни и здоровью, превалирование положительных эмоций; негативного отношения к аддикциям, неприятие вредных привычек.

Процессуальный компонент модели сконструирован по классической схеме технологии развития критического мышления и включает три основные стадии: вызова, осмысления, рефлексии, которые соотнесены с адекватными их особенностями приемами.

Предлагает ряд версий использования технологии развития критического мышления при изучении школьниками вопросов здорового образа жизни в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности. Подчеркнем оригинальную этапность технологии развития критического мышления при рассмотрении обучающимися вопросов здорового образа жизни, подразумевая цикличный характер обучения и прохождение школьниками последовательно стадий вызова, осмысления и рефлексии.

Стадия вызова соответствуют мотивационно - ориентировочной функции модели, которая способствует переводу личного (субъектного) опыта обучающихся относительно здорового образа жизни в актуальное состояние. Школьникам предлагается поразмыслить над вопросами и разместить ответы на них в своеобразной «корзине идей». В качестве вопросов предлагаются следующие: «Можно ли говорить об абсолютно здоровом образе жизни?», «Каким должен быть здоровый образ жизни?», «Все ли диеты полезны?».

Стадия осмысления сопряжена с информационно-деятельностной функцией и предполагает анализ неизвестной для обучающихся информации о здоровом образе жизни, формулировку собственной позиции по вопросам, поставленным на предыдущей стадии. На стадии осмысления эффективным представляется использование значительного арсенала приемов рассматриваемой технологии.

Обучающимся предлагается построение кластеров в основе которых располагаются понятия здоровья и здорового лаза жизни. Обозначенный прием предусматривает установление четких структурно-логических и иерархических связей между составляющими обозначенные понятия содержанием. Большое внимание уделяется подготовке обучающимися в процессе знакомства с материалом толстых и тонких вопросов по тематике здорового образа жизни, позволяющих проникнуть в самую суть рассматриваемой проблематики. Значительной подготовки от учителя требует применение приема «лови ошибку». В этом случае школьникам

предлагается к работе текст, в котором априори содержаться неточности и неправильные утверждения. Обучающимся ставится задача найти их. Значительные по объему информации тексты о здоровом образе жизни целесообразно изучать с применением приема «маркировка текста» (или «пометки на полях»), предполагая дифференциацию отдельных его частей на категории «знакомое», «новое», «спорное», «не согласен».

Стадия рефлексии отвечает за выполнение рефлексивно-оценочной функции и подразумевает системное осмысление обучающимися собственной деятельности по освоению вопросов, касающихся организации и ведения здорового образа жизни; выявлению личностной позиции по отношению к этому социальному феномену. Незаменимым на стадии рефлексии является применение написания эссе и синквейнов.

Рефлексивно-оценочный компонент модели позволяет установить уровень освоения обучающимися содержания, касающегося здорового образа жизни. Нами поределены три уровня освоения содержания [3] о здоровом образе жизни: оптимальный, допустимый, пороговый, обобщенные качественные характеристики которых приведены ниже.

1. Оптимальный уровень - обучающиеся умеют стойкую убежденность в том, что жизнь и здоровье человека - главные базовые ценности общества; они осознают необходимость ведения здорового образа жизни; знают определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», свободно могут объяснить их составляющие; не имеют вредных привычек и не приемлют их; критически подходят к инормации о новейших методах ведения здорового образа жизни и могут высказывать собственное мнение о них; позитивно относятся к двигательной активности и реализуют ее на практике, регулярно посещая спортивные секции, выполняя гимнастические упражнения в домашних условиях, рационально питаются; соблюдают рациональный режим сна и бодрствования; уделяют значительное внимание нахождению на свежем воздухе.

2. Допустимый уровень - обучающиеся убеждены в том, что жизнь и здоровье человека - главные базовые ценности общества; они осознают необходимость ведения здорового образа жизни; знают определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», частично могут объяснить их составляющие; не имеют вредных привычек и не приемлют их; позитивно относятся к двигательной активности и реализуют ее на практике, часто посещая спортивные секции, иногда выполняя гимнастические упражнения в домашних условиях, рационально питаются; соблюдают рациональный режим сна и бодрствования; уделяют значительное внимание нахождению на свежем воздухе.

3. Пороговый уровень - обучающиеся убеждены в том, что жизнь и здоровье человека - главные базовые ценности общества; они осознают необходимость ведения здорового образа жизни; затрудняются в определении понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и не могут охарактеризовать их составляющие; не приемлют вредных привычек; позитивно относятся к двигательной активности, но не достаточно реализуют ее на практике, непосещают спортивные секциии ине выполняют гимнастические упражнения в домашних условиях, время от времени рационально питаются; не всегда соблюдают рациональный режим сна и бодрствования; но проводят достаточно времени на свежем воздухе.

Выводы. Представленная методика прошла апробацию в общеобразовательных организациях города Нижнего Новгорода. Ее позитивные результаты позволяют сделать вывод об ее эффективности и правильном выборе теоретических и методических оснований.

Литература:

1. Заир-Бек Е.С., Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М., 2004

2. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Модель культурно-экологической образовательной среды вуза / Геоэкологические проблемы современности: борник докладов IV Международной научной конференции. Под редакцией проф. И.А. Карловича. 2012. С. 345-347.

3. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 32-35.

4. Картавых М.А. Стратегия высшего профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2011.

5. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №3 (28). С. 158.

6. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 18.

7. Маркова С.М., Нарказиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. С.1. URL:https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.

8. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644); URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

Педагогика

УДК 378:371.134:372.8:82:81'246.2

старший преподаватель кафедры начального образования Акмуллаева Ление Рустемовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию профессионализма будущих учителей литературы в двуязычной среде. Раскрываются компетентностный, системный, коммуникативный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Дается краткая характеристика компетенностного подхода, который основывается на общих идеях компетентностно-ориентированного образования, системного подхода, направленного на раскрытие целостности педагогических объектов, коммуникативного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.