Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА'

ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАКАЛИВАНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ОБРАТНЫЙ КЛАСТЕР / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Марина Александровна, Губарев Алексей Владимирович, Веряскин Михаил Александрович

Цель работы состояла в исследовании эффективных способов изучения здорового образа жизни (ЗОЖ), который рассматривается в качестве важнейшего социального приоритета. Предлагается инструментарий кластерного анализа, позволяющего на основе генерализации и обобщения освоить обучающимся большой и структурно неоднородный информационный массив в области ЗОЖ. Предлагаются варианты использования кластера в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Отмечаются педагогические эффекты применения кластерного анализа, обеспечивающие формирование у обучающихся информационных умений и коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарева Марина Александровна, Губарев Алексей Владимирович, Веряскин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING THE FUNDAMENTALS OF A HEALTHY LIFESTYLE BASED ON CLUSTER ANALYSIS

The purpose of work consisted in a research of effective ways of studying the healthy lifestyle (HL) which is considered as the major social priority. A cluster analysis toolkit is proposed, which allows, on the basis of generalization and generalization, to master a large and structurally heterogeneous information array in the field of healthy life. Options for using the cluster in the school course «Fundamentals of Life Safety» are offered. The pedagogical effects of cluster analysis are noted, which ensure the formation of information skills and a communicative culture among students.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Губарева Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Губарев Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Веряскин Михаил Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ

КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Цель работы состояла в исследовании эффективных способов изучения здорового образа жизни (ЗОЖ), который рассматривается в качестве важнейшего социального приоритета. Предлагается инструментарий кластерного анализа, позволяющего на основе генерализации и обобщения освоить обучающимся большой и структурно неоднородный информационный массив в области ЗОЖ. Предлагаются варианты использования кластера в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Отмечаются педагогические эффекты применения кластерного анализа, обеспечивающие формирование у обучающихся информационных умений и коммуникативной культуры.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, закаливание, кластерный анализ, обратный кластер, безопасность жизнедеятельности.

Annotation. The purpose of work consisted in a research of effective ways of studying the healthy lifestyle (HL) which is considered as the major social priority. A cluster analysis toolkit is proposed, which allows, on the basis of generalization and generalization, to master a large and structurally heterogeneous information array in the field of healthy life. Options for using the cluster in the school course «Fundamentals of Life Safety» are offered. The pedagogical effects of cluster analysis are noted, which ensure the formation of information skills and a communicative culture among students.

Keywords: healthy lifestyle, hardening, cluster analysis, reverse cluster, life safety.

Введение. На протяжении всей истории образования вопрос о сохранении и укреплении здоровья обучающихся является объектом повышенного внимания. Образовательные организации были отнесены в группу риска представителями научного сообщества еще с 1774 г. Однако вопросу здоровьесбережения детей в Российских школах пристальное внимание стало уделяться лишь с 1904 г. с выходом Указа «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является первостепенной в независимости от социально-экономической и политической обстановки в государстве. В настоящее время здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается обществом, как один из важнейших факторов, гарантирующих сохранение генофонда, научного и демографического потенциала. По мнению Л.Г. Касьяновой, здоровый образ жизни представляет собой активную деятельность, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, осуществляемая с учетом природных и социальных условий и предполагает как гармоничные взаимоотношения с окружающей средой, так и активное отношение к собственному здоровью [3]. Объемный и разноплановый учебный материал требует обращения к приемам, обеспечивающим его генерализацию и обобщение, доступную для освоения обучающимися. В связи с эти, предлагается кластерный анализ (С.И. Заир-Бек, Е.С. Полат), который обеспечивает системную компановку содержательного контента по ЗОЖ и обладает необходимой визуализацией.

Изложение основного материала статьи. Учебное содержание ЗОЖ школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» составляют научные идеи и положения, разработанные в валеологии (Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Н.Н. Мохнач и др.). В данной научной области знаний обосновывается главный закон, сущность которого состоит в том, что образ жизни любого человека должен соответствовать его конституции, означающей генетические возможности организма в единстве воздействий среды и наследственности. Состав конституций каждого человека индивидуален и имеют сложный состав, включающий конституции: рефлексивную, генотипическую, фенотипическую, иммунную, нейронную, психологическую, лимфогематологическую, гормонально-половую, энерго-акупунктурную [4, 6].

В структуру ЗОЖ включаются различные виды, связанные с жизнедеятельностью человека: режим дня, здоровый рацион питания, отказ от вредных привычек, занятия спортом, двигательная активность, закаливание организма. Современная наука рассматривает ЗОЖ не только как способ организации всех сфер жизнедеятельности человека, направленных на укрепление здоровья, но и на развитие нравственных ценностей, в том числе и на осознанное отношение к своему здоровью. В связи с этим актуализируется поиск эффективных средств, необходимых для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды и профилактики заболеваний.

Эффективным и доступным для обучающихся средством укрепления иммунитета и общего оздоровления является закаливание, известное с давних времен, однако недостаточно используемое в обычной жизни. Представляя собой комплекс профилактических мероприятий, закаливание направлено на повышение устойчивости защитных механизмов организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, или, как отмечал Н.А. Семашко, тренировка защитных сил организма [1, 2]. Закаливание способствует повышению выносливости организма, укреплению нервной и иммунной систем, а также сопротивляемости вирусным и инфекционным заболеваниям. Разработанные А.П. Лаптевым, А.В. Галицким методические комплексы по закаливанию включают в себя следующие оздоровительные мероприятия: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры. Перечисленные выше методы закаливания рассматриваются как подготовительные при подготовке организма к обтиранию снегом торса, хождению босиком по снегу на

свежем воздухе, контрастным процедурам русской бани. Позитивный эффект закаливания возможен при соблюдении следующих основных принципов: 1) правильное дозирование нагрузок; 2) постепенность увеличения закаливающих нагрузок (например, снижение температуры воды); 3) регулярность и систематичность закаливающих мероприятий; 4) всесторонность воздействия закаливающих процедур; 5) индивидуальный подход [3].

Выделяются различные группы методов закаливания: общедоступные и специальные. К общедоступным методам относится использование естественных факторов, таких как микроклиматический режим в помещениях, рациональное использование одежды, сон с доступом свежего воздуха, ежедневные прогулки на улице. Данные методы закаливания дозированы по времени и осуществляются в процессе всей жизнедеятельности человека. Специальные методы закаливания представлены в виде организованных закаливающих мероприятий с активным применением комплексов физических упражнений и природных факторов, которые дозированы как по времени, так и по силе воздействия раздражителя на организм: гимнастика, массаж, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

В зависимости от проводимых процедур закаливание организма подразделяется на несколько видов: аэротерапия (закаливание воздухом), гелиотерапия (солнцелечение), закаливание водой, ходьба босиком.

Аэротерапия является одним из наиболее доступных и основных методов климатотерапии, который осуществляется в лечебно-профилактических целях путем воздействия открытым свежим воздухом на тело человека во время прогулок, экскурсий, спортивных игр и т.д. Среди специальных видов аэротерапии выделяют следующие: 1) длительное пребывание (включая сон) на открытых верандах, балконах, в специальных климатопавильонах в дневное и ночное время (дозированная и круглосуточная аэротерапия);

2) пребывание (сон) на берегу моря - разновидность аэротерапии, при которой на организм человека воздействует морской воздух, насыщенный солями, озоном, аэроионами, фитонцидами морских водорослей;

3) аэрофитотерапия - вдыхание воздуха, насыщенного летучими ароматическими веществами, выделяемыми растениями (фитонциды, терпены, эфирные масла и др.); 4) воздушные ванны - дозированное воздействие свежего воздуха на организм полностью или частично обнаженного человека.

Более сильной закаливающей процедурой является гелиотерапия, которая представляет собой лечебное и профилактическое использование прямого излучения солнца (солнечные ванны), благодаря которому ускоряются обменные процессы, укрепляется центральная нервная система, улучшается выработка в организме витамина Д.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм человека различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в открытых водоемах).

Основной формой местного закаливания является ходьба босиком, при которой происходит механическое стимулирование биологически активных точек на стопах человека, стимулируется иммунитет и повышается резистентность организма к простудным заболеваниям [4].

Методическая сложность изучения ЗОЖ связана с большими объемами информации, предназначенной для усвоения обучающимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Работа с информацией предполагает не только ее поиск, что само по себе представляет непростую задачу, но и ее анализ, обобщение, представление. При работе с информационными ресурсами по ЗОЖ обучающиеся должны уметь выделять главные положения, ключевые понятия, проводить классификации по выделенным критериям, готовить презентационные материалы. Для решения этой задачи предлагается использовать кластерный анализ, обладающий высоким интегративным потенциалом, позволяющим целостно и наглядно представить объемный и разнообразный учебный материал по ЗОЖ. Кластер, как способ графического обобщения, демонстрирует нелинейную форму мышления и обеспечивает структурирование и упорядочивание информационных ресурсов [8]. При построении кластеров у обучающихся формируются умения работать с различными учебными, научными, научно-популярными текстами, раскрывающими сущность ЗОЖ; перерабатывать текстовую информацию в графическую форму, систематизируя материал и раскрывая собственную логику рассуждений. Естественно, что при такой творческой работе обеспечивается осознанное понимание необходимости ЗОЖ, формируется прочное знание о его видах, способах, правилах.

Организация учебной деятельности по построению кластеров возможна как на уроке, так и в самостоятельной домашней работе. На первом этапе кластерного анализа обучающиеся выделяют в тексте основные смысловые блоки (например, направления ЗОЖ), осуществляя тем самым систематизацию учебного материала. На втором этапе происходит их графическом оформлении вокруг главного понятия -ЗОЖ. На третьем этапе с помощью дополнительных графических построений раскрывается содержание каждого из выделенных смысловых блоков. В дальнейшем возможно углубление содержания посредством графического раскрытия выделенных понятий (например, ЗОЖ - закаливание - общедоступные виды -аэротерапия - ...) (рис. 1). Обучающиеся, усвоив общий алгоритм деятельности, могут строить самостоятельно индивидуально или в группе новые кластеры, исправлять специально подготовленные кластеры с ошибками. Важным представляется составление по готовым кластерам, как по опорным конспектам, ответов, которые применялись нами на этапе контроля.

Рисунок 1. Образец кластера «Компоненты здорового образа жизни»

В результате кластерного анализа формируется общее наглядное представление о ЗОЖ, формирование которого произошло интересно и увлекательно. Заключительное обсуждение представленных индивидуальных кластеров обеспечивает развитие коммуникативно-речевой деятельности обучающихся. Каждый участник раскрывает свою логику рассуждений, обосновывает выбор смысловых блоков, понятий, логических связей. При объяснении обучающиеся раскрывают причинно-следственные связи (заболеваемости и ЗОЖ), структуру (состав методов закаливания), функциональное назначение здоровьесбережения (соблюдение здорового питания); осуществляют исторический экскурс (традиции ЗОЖ). Групповое обсуждение обогащает эмоциональный, когнитивный, практический опыт школьника, учит аргументировано отвечать на вопросы, формирует культуру дискуссии.

Кластерный анализ используется на различных этапах урока по ЗОЖ. Так на этапе мотивации нами использовался обратный кластер для формирования у обучающихся интереса к программному материалу. Данный вид кластера нацелен на выделении основной мысли из предлагаемых понятий, фактов, закономерностей. В начале урока учитель демонстрирует кластер, на котором выделены и подписаны компоненты, окружающие главное понятие, обозначенное знаком вопроса. Обучающиеся анализируют представленный материал и определяют тему урока.

Построение и анализ кластеров формирует у обучающихся важную в современном информационном обществе способность к лаконичному изложению информации, без многословия и повторов; структурированию и систематизации объемных информационных ресурсов; расстановке смысловых акцентов посредством графических приемов и символов, ассоциативного образного мышления; доступному изложению и наглядному представлению нового и сложного содержания по ЗОЖ.

Выводы. В результате проведенной работы сделаны выводы о растущей значимости ЗОЖ и всех его направлений. Научные основы ЗОЖ достаточно полно отражены в учебных программах и учебниках по основам безопасности жизнедеятельности и характеризуются объемным по содержанию и сложным по структуре материалом. Используемый нами принцип кластерной генерализации и обобщения в изучении ЗОЖ позволил обучающимся выделить и усвоить их главные положения и понятия. Кластерный анализ решает проблемы формирования у обучающихся важные в настоящее время информационные умения, необходимые для практического применения правил ЗОЖ в реальной жизни.

Литература:

1. Агеева Е.Л., Жидкова Х.В. Методические аспекты изучения вопросов здорового образа жизни // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). - С. 431-434.

2. Агеева Е.Л., Слинякова Ж.А., Батанова Н.А. Использование технологии развития критического мышления при изучении обучающимися основ здорового образа жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. - С. 17-19.

3. Айвазова Е.С., Бондаренко Д.С., Акопова С.Ю. Закаливание организма как важнейший компонент здорового образа жизни // Международный научный журнал «Символ науки», 2016. № 4. - С. 69-71.

4. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний: Учеб.-практ. пособие. - М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 252 с.

5. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф. дис. ... кад. пед. наук. Волгоград, 2002. - 20 с.

6. Евсеев С.П., Шапкова А.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

8. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах // Молодой ученый. - 2017. № 3.1 (137.1). - С. 41-43. URL: https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 10.02.2021).

9. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета, 2019. Т. 7. № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1007/737 (дата обращения 27.12.2020)

Педагогика

УДК 373

академик МАНПО, профессор, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, почетный работник высшего профессионального образования, отличник просвещения РФ, научный руководитель инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов муниципалитетов и отдельных образовательных организаций», заведующий кафедрой управления и профессионального образования Гуров Валерий Николаевич ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан (г. Уфа); старший научный сотрудник инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, доцент кафедры государственного управления, кандидат педагогических наук Исламов Руслан Рафаэльевич ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший научный сотрудник инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории, доцент, кандидат педагогических наук, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, полковник полиции Гуров Данил Валерьевич

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ И ОТДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В ходе проводимого нами исследования по повышению качества патриотического воспитания обучающихся в рамках сетевой инновационной кластерной педагогической лаборатории в качестве одного из факторов мы рассматривали создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательных комплексах муниципалитетов и отдельных образовательных организациях [4]. В своем исследовании мы опирались на важнейшие педагогические принципы - непрерывности и системности педагогических воздействий с учетом индивидуальности, психологических и возрастных особенностей воспитанников. Создание единого воспитательно-образовательного пространства соответствует этим принципам. Нами был разработан сетевой инновационный кластерный проект «Создание единого воспитательно-образовательного пространства в образовательном комплексе муниципалитете и отдельных образовательных организаций» [4] в котором были отражены актуальность, средства для достижения поставленной цели, доминанты воспитательного процесса, диагностика и моделирование содержания, межсубъектные связи и их совершенствование, а также развитие и укрепление материальных и кадровых ресурсов. Предложены алгоритмы действий, организационное построение, направления деятельности, а также методическое сопровождение решаемых задач. Как показал 7-летний эксперимент, внедрение этого проекта способствует повышению качества патриотического воспитания обучающихся и является одним из важнейших факторов его успешного решения. В статье авторы дают краткое описание проведенной в этом направлении работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание обучающихся, единое воспитательно-образовательное пространство, качество воспитания, сетевая инновационная кластерная педагогическая лаборатория, сетевой инновационный проект.

Annotation. In the course of our research on improving the quality of patriotic education of students in the framework of the network innovative cluster pedagogical laboratory, we considered the creation of a single educational space in the educational complexes of municipalities and individual educational organizations as one of the factors. In our research, we relied on the most important pedagogical principles - the continuity and consistency of pedagogical influences, taking into account the individuality, psychological and age characteristics of the students. The creation of a single educational space corresponds to these principles. We have developed a network innovative cluster project "Creating a single educational space in the educational complex of the municipality and individual educational organizations", which reflected the relevance, means to achieve the goal, the dominant educational process, diagnostics and content modeling, intersubjective relationships and their improvement, as well as the development and strengthening of material and human resources. Algorithms of actions, organizational structure, directions of activity, as well as methodological support of the tasks to be solved are proposed. As shown by the 7-year experiment, the implementation of this project contributes to improving the quality of patriotic education of students and is one of the most important factors for its successful solution. In the article, the authors give a brief description of the work carried out in this direction.

Keywords: patriotic education of students, unified educational space, quality of education, network innovation cluster pedagogical laboratory, network innovation project.

Введение. В статье 2 и 29 Федерального закона от 29.12.2012 года за №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовка обучающихся через степень соответствия Федеральным государственным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.