Научная статья на тему 'Популяризация здорового образа жизни в студенческой среде'

Популяризация здорового образа жизни в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВЫПУСКНИКИ / GRADUATES / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / MOTOR MODE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Кутепов Максим Михайлович, Емельянова Анна Максимовна

В статье рассматривается формирование здорового образа жизни студентов, как наиболее подверженной негативным влияниям извне, группы людей. В статье под здоровым образом жизни понимается совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, которая основывается на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. Уделяется внимание причинам осознанного ведения нездорового образа жизни обучающимися. Установлено, что на физическое и психическое состояние влияют множество негативных факторов, такие как учебная и эмоциональная перегрузка, приспособление к новым условиям жизни. Определены и проанализированы компоненты здорового образа жизни (правильный режим труда и отдыха; отсутствие вредных привычек; достаточная двигательная активность; личная гигиена; закаливание; духовность; рациональное питание). Выделены биологические и социальные принципы, составляющие основу ЗОЖ и две основные стратегии действий по их популяризации. Приведены рекомендации по оздоровлению студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Кутепов Максим Михайлович, Емельянова Анна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULARIZATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article deals with the formation of a healthy lifestyle for students, as the most vulnerable to negative influences from the outside, a group of people. In the article, a healthy way of life is understood as the totality of forms and methods of everyday cultural life activity of a person, which is based on cultural norms, values, activities and strengthening the adaptive capabilities of the organism. Attention is paid to the reasons for conscious management of unhealthy lifestyles for students. It is established that a lot of negative factors influence the physical and mental state, such as educational and emotional overload, adaptation to new living conditions. The components of a healthy lifestyle (correct mode of work and rest, absence of bad habits, sufficient motor activity, personal hygiene, hardening, spirituality, rational nutrition) are determined and analyzed. Biological and social principles that form the basis of healthy life-style and two main strategies for popularizing them have been singled out. Recommendations are given for the improvement of student youth.

Текст научной работы на тему «Популяризация здорового образа жизни в студенческой среде»

положение, создают материальную и жилищную основу для благополучия семьи. Именно в этот напряженный и ответственный период для мужчины дети требуют усиленного внимания и заботы со стороны родителей. Многие отцы поэтому делают выбор в пользу карьеры, материальных успехов, часто в ущерб воспитанию и хозяйству, и тем самым лишают себя радости общения отношениями с детьми, возможности творческого самовыражения, второго рождения, самопознания в них и через них. Что касается матерей, то им просто выбора не остается: кто-то должен и в школу сходить, и уроками с ребенком позаниматься, и поощрить его беседой, а при необходимости - дать совет или помочь в его делах и интересах, и при малой активности отца всем этим приходится заниматься матери. Отсюда и большая привязанность и эмоциональная связь детей с ней, хотя большую часть времени матери тратят на обслуживание детей, и лишь небольшую долю - на занятия с ними.

Выводы. Специфика семьи состоит в «тотальном» характере включения в нее индивида: в семье проводится значительная часть времени, в ней осуществляется эмоциональное, личностно-значимое общение, она является едва ли не единственным убежищем личности от жизненных невзгод и разочарований, успешность семейной жизни влияет на психологическое самочувствие, соматическое здоровье и благополучие человека. Поэтому так важна ролевая согласованность гетерогенных по психо-социальным качествам супругов в реализации брачно-семейных функций, взаимная удовлетворенность, положительная субъективная оценка своего и партнера поведения и обязанностей в семье (10, с. 14), рациональность и целесообразность ролевого репродуктивного и воспитательного поведения.

Литература:

1. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. - М.: Наука, 1991, - 221 с.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. С.-П., ТОО «Петрополис», 1998, - 272 с.

3. Семья в новых социально-экономических условиях (под ред.проф. Саралиевой З.Х.). Н.Н.: Изд-во Нижегородского университета, 1998.

4. Отец в современной семье (сборник статей). (отв.ред. Соловьев Н.Я.). Вильнюс, 1988.

5. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы (отв.ред. Антонов А.И.) - М.: Наука, 1990.

6. Тендении развития современной семьи (отв.ред. Агильдиева Е.Ф.). М.: Институт социологии РАН, 1992

7. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Н.Н.: Изд-во НГПУ, 2000, - 339 с.

8. Семья как объект философского и социологического исследования. Ленинград: Наука, 1974.

9. Женщина и визуальные знаки (под ред. А. Альчук). - М.: Идея-пресс, 2000.

10. Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев: Штиинца, 1991.

11. Пакина Т.А., Немова О.А., Ретивина В.В. Роль семьи в формировании трудовых установок студенческой молодежи. Монография. - Н.Новгород: Типография «Поволжье», 2013. - 150 с.

Педагогика

УДК 378.147

заместитель директора по внеучебной работе Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева Дзержинский политехнический институт (филиал) (г. Дзержинск); кандидат педагогических наук, доцент Кутепов Максим Михайлович

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Емельянова Анна Максимовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается формирование здорового образа жизни студентов, как наиболее подверженной негативным влияниям извне, группы людей. В статье под здоровым образом жизни понимается совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, которая основывается на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. Уделяется внимание причинам осознанного ведения нездорового образа жизни обучающимися. Установлено, что на физическое и психическое состояние влияют множество негативных факторов, такие как учебная и эмоциональная перегрузка, приспособление к новым условиям жизни. Определены и проанализированы компоненты здорового образа жизни (правильный режим труда и отдыха; отсутствие вредных привычек; достаточная двигательная активность; личная гигиена; закаливание; духовность; рациональное питание). Выделены биологические и социальные принципы, составляющие основу ЗОЖ и две основные стратегии действий по их популяризации. Приведены рекомендации по оздоровлению студенческой молодежи.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, выпускники, высшая школа, пропаганда, двигательный режим, физическая культура, мотивация, здоровье.

Annotation. The article deals with the formation of a healthy lifestyle for students, as the most vulnerable to negative influences from the outside, a group of people. In the article, a healthy way of life is understood as the totality of forms and methods of everyday cultural life activity of a person, which is based on cultural norms, values, activities and strengthening the adaptive capabilities of the organism. Attention is paid to the reasons for conscious management of unhealthy lifestyles for students. It is established that a lot of negative factors influence the physical and mental state, such as educational and emotional overload, adaptation to new living conditions. The components of a healthy lifestyle (correct mode of work and rest, absence of bad habits, sufficient motor activity, personal hygiene, hardening, spirituality, rational nutrition) are determined and analyzed. Biological and social principles that form the basis of healthy life-style and two main strategies for popularizing them have been singled out. Recommendations are given for the improvement of student youth.

Keywords: healthy way of life, students, graduates, high school, propaganda, motor mode, physical culture, motivation, health.

Введение. Термин здоровье имеет множество аспектов и трактуется по-разному, как с медицинской, с ботовой, так и с духовной стороны. Его сохранение и укрепление зависит в основном от отношения каждого человека к формированию здорового образа жизни. В современной России, одним из главных направлений молодежной политики является формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, осуществляется пропаганда ответственного отношения к своему здоровью. Это связано, прежде всего, с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья молодежи. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена проблемой укрепления здоровья студентов на современном этапе, при условии, что студенческая молодежь является самым мобильным и активным слоем населения. Несмотря на то, что данной проблеме на протяжении длительного времени уделяется особое внимание, с развитием общества и постоянными изменениями в нем, эта тема остается все еще не до конца изученной. Стоит при этом подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни студентов зависит от взаимосвязи рассматриваемого процесса и воспитательной среды высшего учебного заведения, диагностики и организации ЗОЖ студентов в процессе физического воспитания.

Обучающиеся являются наименее социально защищенной группой населения, при том, что специфика обучения возлагает повышенные требования ко всем органам и системам организма. Сюда относятся и стрессовые ситуации, связанные с успеваемостью, трудности с материальной обеспеченностью и необходимостью совмещать учебу с работой.

Формулировка цели статьи. Изучить основные аспекты популяризации здорового образа жизни среди студентов. В этой связи необходимо решить следующие задачи: определить компоненты здорового образа жизни; определить социальные и биологические принципы, которые составляют основу здорового образа жизни студентов

Изложение основного материала статьи. Проанализировав научную литературу, можно сказать, после прохождения обучения, здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев становится хуже. Зачастую, студенты не уделяют своему здоровью должного внимания. Многие ученые замечают, что обучающиеся ставят здоровье на второе место после образования, и при этом осознают, что высокий уровень здоровья может давать серьезные конкурентные преимущества на рынке труда. Современный учебный процесс является достаточно интенсивным и оказывает большую нагрузку на студентов, которая происходит при одновременном снижении физической активности и отсутствии приверженности к здоровому образу жизни.

Сохранить здоровье молодого поколения - это первостепенная задача общества. Для подготовки высококвалифицированных специалистов важно способствовать работоспособности студентов [1].

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) мы будем понимать совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, которая основывается на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма [2]. ЗОЖ способствует гармоническому развитию, сохранению и укреплению здоровья, высокой работоспособности и обеспечивает раскрытие наиболее ценных качеств личности, необходимых в условиях динамического развития нашего общества.

Здоровый образ жизни состоит из нескольких компонентов:

- правильного режима труда и отдыха;

- отсутствия вредных привычек (пристрастия к алкоголю, курению);

- достаточной двигательной активности;

- личной гигиены;

- закаливания;

- духовности;

- рационального питания [3].

Режим дня - это основа жизнедеятельности каждого человека. Он должен соответствовать состоянию здоровья и уровню работоспособности каждого отдельного человека [4]. При четком его соблюдении вырабатывается необходимый ритм жизнедеятельности, который создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует улучшению работоспособности.

Курение и алкоголь признаны самыми распространенными вредными привычками среди студентов. Как доказано учеными - они снижают уровень восприятия учебного материала, происходит нарушение работы центральной и периферической нервной системы и некоторых других внутренних органов [5]. В НГПУ имени Козьмы Минина для снижения уровня курящих среди студентов на территории и во всех помещениях университета был введен запрет на курение табака, а также ежегодно проводятся различные акции против вредных привычек и популяризации здорового образа жизни.

Также нельзя не отметить роль правильного питания, то есть физиологически полноценного питания здоровых людей с учетом пола, возраста, характера труда и климатических условий [6]. Прием пищи должен содержать белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Только в этом случае питание обеспечит правильный рост и формирование организма. Для этого на территории университета работает кафе, где в ассортимент входят кисломолочные продукты, супы, каши, диетические блюда, салаты, выпечка, фрукты, мясные и рыбные изделия.

Для организации оптимального двигательного режима необходимо соблюдать регулярность выполнения физических упражнений и занятие спортом.

Среди главных свойств, характеризующих физическое развитие человека, стоит выделить следующие: сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Улучшение каждого из этих свойств способствуют улучшению здоровья. В НГПУ для поддержания интереса к спорту проводятся различные спортивные мероприятия, например сезонные забеги-эстафеты. К тому же занятия физкультурой занимают необходимый и достаточный объем учебного времени в университете для студентов 1-3 курсов.

Формирование физической культуры играет большую роль в становлении здорового образа жизни студентов. Это целенаправленный, многогранный и целостный процесс перехода от физической подготовки к индивидуальным здоровьесберегающим программам.

Сформировав у студентов мотивацию к здоровью как к ценностной ориентации, вуз получает возможность воспитать работоспособного и конкурентоспособного выпускника.

Основу здорового образа жизни составляют биологические и социальные принципы. Среди биологических выделяют:

- образ жизни в соответствии с возрастом;

- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть укрепляющим;

- поддержание ритмичного образа жизни [7].

К социальным принципам относят:

- эстетический образ жизни;

- нравоучительный и моральный образ жизни;

- волевой образ жизни;

- самоограниченный образ жизни [8].

Государство направляет студенческую часть молодежи к исполнению этих принципов и только при их соблюдении будет достигнут необходимый результат.

Студенты - это составная часть молодежи, которая выделяется в индивидуальную социальную группу и отличается присущими ей условиями жизни, труда, быта, социальным поведением и психологией [9]. Они находятся в группе повышенного риска, что связано с разрешением ими непростых проблем: эмоциональная и умственная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания накладывают негативное воздействие [10]. Как следствие, происходит ухудшение адаптации обучающихся, возникают медицинские и социально-психологические проблемы.

Для того чтобы обеспечить формирование ЗОЖ, необходимо выявить причину ведения самими студентами не здорового образа жизни. Для выявления этой причины многими университетами проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни и на установление уровня физического, социального и психологического здоровья студентов. Диагностика их здоровья подтверждает разный образ жизнедеятельности и как следствие разное здоровье. Для проведения анализа могут быть использованы тесты Люшера и Бондса.

Вузы проводят индивидуальные и групповые консультации-тренинги по установлению нормального состояния студентов для формирования ЗОЖ.

Каждый студент должен быть в центре внимания, индивидуальный подбор физических упражнений с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья будет способствовать более продуктивной работе.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что большинство ученых выделяют две основных стратегии действий:

- психологическое воздействие с установкой на ЗОЖ;

- организация пропаганды медицинских и гигиенических знаний, повышение осведомленности студентов о вопросах ЗОЖ [11].

Для того чтобы сформировать ценностное отношение студенческой молодежи к здоровью и факторам ЗОЖ необходима организация социально-профилактической работы в вузе, которая представляется системой следующими видами работы специалистов:

- организация массовых спортивно-оздоровительных мероприятий;

- социально-медицинская помощь студентам, находящимся в группе риска;

- стимулирование всех участников образовательного процесса к ведению здорового образа жизни [12].

При активном участии студентов в совокупности предлагаемых университетом мероприятий можно решить проблему приобщения студентов к здоровому стилю жизни и сформировать у них ответственное отношение к здоровью.

Введение и совершенствование специализированных дисциплин позволит создать и укрепить теоретическую базу знаний студентов о ЗОЖ, к примеру, это могут быть курсы, направленные на обучение молодых людей различным практикам для улучшения здоровья, психоэмоционального состояния и формирования позитивного мышления.

Немалую роль играет составление образовательных программ, где отражается идея сохранения и укрепления здоровья студентов, формируется активная мотивация к заботе о своем здоровье и здоровье находящихся вокруг людей.

Необходимо внедрить в вузы такую дисциплину как валеология. Сущность которой состоит в информировании студентов об индивидуальном здоровье человека, где раскрывается смысл культуры сохранения и укрепления здоровья. Именно эта дисциплина способствует формированию убеждений о здоровье как основополагающей доминанты, влияние на которую оказывает физическая и нравственная культура индивида, избранный им образ жизни. Дисциплина также предполагает формирование активной жизненной позиции в борьбе за свое здоровье и самопомощь, за действия, которые предпринимает студент в данном направлении.

В формировании здорового образа жизни немалую роль играют средства массовой информации. Освещение ими будущих спортивных и других здоровьесберагающих мероприятий, а также подведение их итогов, смогут привлечь внимание многих студентов.

Необходимо донести до студентов информацию о том, что для достижения оздоровительного результата нет необходимости в больших физических нагрузках. Для сдоровьесбережения могут быть эффективными дыхательные гимнастики, бег, спортивные и подвижные игры, плавание или атлетическая гимнастика в совокупности с правильным распорядком дня и нормализированным режимом питания.

Выводы. Рассмотренные виды формирования здорового образа жизни студенческой молодежи будут наиболее эффективными, на наш взгляд, при применении их в общей совокупности. Как было установлено, чем более ответственно человек относится к своему здоровью, тем более продуктивно он обучается и в будущем становится более конкурентоспособным на рынке труда. Вузы нацелены на подготовку высококвалифицированных, устойчивых к стрессу выпускников. Для этого важно проведение и совершенствование различных спортивных мероприятий и тренингов.

Также для просвещения студентов в области здорового образа жизни необходимо ввести такую дисциплину как валеология, способную мотивировать студентов на ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Эффективное внедрение компонентов здорового образа жизни зависит от многолетних исследований, данные которых показывают динамику влияния различных факторов на развитие и формирование у

студенческой молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой. С помощью этих компонентов возможен поиск и разработка оздоровительных, педагогических и психологических основ и механизмов воздействия для физического совершенствования обучающихся и методов управления ими, а также выявления причин, которые объективно препятствуют этому процессу.

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

4. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.

6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5.С. 201-207.

9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.

11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.

12. Шобонов, Н. А. Трудовое образование сельских школьников / Н. А. Шобонов // Народное образование. 2009. - № 1. - С. 247-253.

Педагогика

УДК 378.147

заместитель директора по внеучебной работе Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева Дзержинский политехнический институт (филиал) (г. Дзержинск); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ХОДЕ

ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса формирования профессиональных компетенций студентов. Выделено определение понятия «формирование профессиональных компетенций». На основе имеющихся определений понятия «компетенция» выведена авторская трактовка. Формирование профессиональных компетенций требует наличия таких подходов, которые обеспечили бы организационную комплексность этого процесса, позволили бы изучить структуру подготовки к профессиональной деятельности с позиции повышения ее эффективности. Поэтому в статье были выделены: компетентностный подход, состоящий в усвоении студентами необходимого объема знаний для умелого применения их на практике; системный подход, который рассматривает формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза как целостную систему; деятельностно-праксеологический подход, суть которого в том, чтобы определить особенности деятельности субъектов по эффективному формированию компетенций. Рассматриваемый процесс будет более эффективным при реализации некоторых условий, которые подробно освещены. После прохождения практики, на наш взгляд, для определения сформированности компетенций, предлагается выполнение задания, которое должно состоять из нескольких обязательных частей.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, деятельностно-праксеологический подход, системный подход, профессиональное образование, практика, выпускник, специалист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. In the article features of process of formation of professional competences of students are considered. The definition of the concept "formation of professional competences" is singled out. Based on the available definitions of the concept of "competence", the author's interpretation is derived. Formation of professional competencies requires the presence of such approaches that would ensure the organizational complexity of this

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.