студенческой молодежи положительного отношения к занятиям физической культурой. С помощью этих компонентов возможен поиск и разработка оздоровительных, педагогических и психологических основ и механизмов воздействия для физического совершенствования обучающихся и методов управления ими, а также выявления причин, которые объективно препятствуют этому процессу.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14
3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.
4. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.
5. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
6. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5.С. 201-207.
9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.
11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
12. Шобонов, Н. А. Трудовое образование сельских школьников / Н. А. Шобонов // Народное образование. 2009. - № 1. - С. 247-253.
Педагогика
УДК 378.147
заместитель директора по внеучебной работе Петровский Александр Михайлович
Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева Дзержинский политехнический институт (филиал) (г. Дзержинск); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ХОДЕ
ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса формирования профессиональных компетенций студентов. Выделено определение понятия «формирование профессиональных компетенций». На основе имеющихся определений понятия «компетенция» выведена авторская трактовка. Формирование профессиональных компетенций требует наличия таких подходов, которые обеспечили бы организационную комплексность этого процесса, позволили бы изучить структуру подготовки к профессиональной деятельности с позиции повышения ее эффективности. Поэтому в статье были выделены: компетентностный подход, состоящий в усвоении студентами необходимого объема знаний для умелого применения их на практике; системный подход, который рассматривает формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза как целостную систему; деятельностно-праксеологический подход, суть которого в том, чтобы определить особенности деятельности субъектов по эффективному формированию компетенций. Рассматриваемый процесс будет более эффективным при реализации некоторых условий, которые подробно освещены. После прохождения практики, на наш взгляд, для определения сформированности компетенций, предлагается выполнение задания, которое должно состоять из нескольких обязательных частей.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, деятельностно-праксеологический подход, системный подход, профессиональное образование, практика, выпускник, специалист.
Annotation. In the article features of process of formation of professional competences of students are considered. The definition of the concept "formation of professional competences" is singled out. Based on the available definitions of the concept of "competence", the author's interpretation is derived. Formation of professional competencies requires the presence of such approaches that would ensure the organizational complexity of this
process, would allow studying the structure of preparation for professional activity from the position of increasing its effectiveness. Therefore, the article highlighted: the competence approach, which consists in mastering the necessary amount of knowledge for students to apply them in practice; a systematic approach that considers the formation of professional competencies of students at a pedagogical university as an integrated system; an activity-praxeological approach, the essence of which is to determine the specific features of the subjects' activity in the effective formation of competencies. The process under consideration will be more effective in the implementation of certain conditions, which are described in detail. After passing the practice, in our opinion, to determine the formation of competencies, it was suggested that the task should be completed, which should consist of several mandatory parts specified by the article.
Keywords: competence, competence, activity-praxeological approach, system approach, vocational education, practice, graduate, specialist.
Введение. В связи с внедрением в высшей школе образовательных стандартов третьего поколения, образовательный процесс претерпел существенные изменения. В обучении появился и активно используется компетентностный подход, призванный сформировать выпускника, который не просто усвоил определенный объем знаний, а умело применяет имеющиеся у него данные на практике. Это мобильный специалист, быстро и эффективно выполняющий поставленные задачи, ориентирующийся в изменяющихся условиях, продуктивный и применяющий творческий подход к работе.
Таким образом мы перешли от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые необходимы выпускникам в их будущей профессиональной сфере деятельности.
На сегодняшний день рассмотрены не все аспекты применения компетентностного подхода, поэтому данная тема актуальна для рассмотрения.
Стоит отметить, что сами по себе профессиональные компетенции не формируются. Этот процесс называется систематизированным накоплением качественных и количественных изменений в содержании определенного вида компетенций и достижением единства его составляющих в специально организованном учебном процессе.
Формулировка цели статьи. Проследить аспекты процесса формирования профессиональных компетенций студентов на протяжении обучения в вузе. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: рассмотреть подходы к формированию профессиональных компетенций, выявить их особенности и определить положения, на которых основывается эффективность формирования профессиональных компетенций студентов вуза.
Изложение основного материала статьи. Понятию «компетенция» нет единой трактовки. Некоторые ученые считают, что это требование к подготовке студента, совокупность его знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для осуществления продуктивной деятельности. Другие считают, что это общая способность, основанная на знаниях и ценностях, которая позволяет продумать действия для решения проблемы [1]. Третьи ученые называют компетенцию способностью индивида к ответственному жизненному действию, способностью активно изменять себя и мир [2]. На основе данных определений мы можем вывести свое определение. Компетенция - это готовность использовать на практике усвоенные знания, умения и навыки, а также опыт деятельности в жизни для разрешения различных ситуаций.
То есть компетенция определяется не просто как сумма полученных знаний, умений и навыков, но и как опыт их использования. Это готовность применять свои знания для осуществления успешной деятельности.
Что касается профессиональных компетенций, то это совокупность профессиональных знаний и опыта, и готовность применить их в профессиональной сфере. Сформировав профессиональные компетенции, студент получает способность к определению связей между знанием и ситуацией, может адекватно решать возникающие проблемы.
Особенность компетенции как результата образования заключается в следующем:
- она является интегрированным результатом обучения;
- проявляется и существует в форме деятельности, а не информации о ней;
- наращивается совместно с другими компетенциями, за счет чего формируется профессиональная компетентность;
- компетенция как действие формируется не автоматически, а осознанно, и многократно повторяясь, образует профессиональный опыт [3].
Компетентностный подход направлен на достижение качества подготовки, которое отвечает экономическим и социальным общественным потребностям, что создает баланс между востребованностью на рынке труда и профессиональной реализацией личности.
Весь смысл обучения сводится к тому, чтобы развить у обучающихся способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, применяя социальный опыт и опыт самих студентов.
Значит сущность организации процесса обучения заключена в создании необходимых условий для формирования у студентов опыта, нужного для самостоятельного решения познавательных, нравственных, организационных и иных проблем, которые составляют содержание образования.
Рассмотрим формирование профессиональных компетенций на примере педагогического вуза. Этот процесс требует наличия таких подходов, которые обеспечили бы его организационную комплексность, позволили бы изучить структуру подготовки к профессиональной деятельности с позиции повышения ее эффективности. Кроме упомянутого нами компетентностного подхода, стоит отметить:
- системный подход. Рассматривает формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза как систему. Она носит открытый характер, динамична, гибка, управляема и вариативна. Ее составляющими являются педагогические задачи по достижению намеченных результатов, системообразующими факторами здесь выступают цель и самоуправление процессом формирования компетенций. Сформированные профессиональные компетенции выступают как целостное системное образование, интегрирующее знания, умения и значимые личностные качества будущего преподавателя;
- деятельностно-праксеологический подход. Характеризуется содержательным наполнением системы. Его суть в том, чтобы определить особенности деятельности субъектов по эффективному формированию компетенций. Он основывается на следующих положениях:
1. Результативность деятельности (обеспечит достижение поставленной цели, которая максимально приближена к заданному образцу, к тому же должна быть технологичной, то есть иметь алгоритм действий);
2. Содержание процесса формирования профессиональных компетенций должно выглядеть как непрерывная систематизированная схема, состоящая из различных видов деятельности;
3. Формирование компетенций характеризуется следующими особенностями: объектом выступает гармонично развивающаяся личность студента; наиболее продуктивные методы обучения с точки зрения эффективности - это интерактивные (дискуссии, игры, тренинги, проекты); средствами выступают все современные учебно-воспитательные средства; результат - сформированные профессиональные компетенции [4].
Отметим, рассматриваемый нами процесс будет более эффективным при реализации следующих условий: формирование позитивного отношения (мотивации) к обучению; использование методов и форм интерактивного взаимодействия; обеспечение целостности междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения [5].
Использование перечисленных нами подходов, несомненно, дают хороший результат, однако, мы хотели бы остановиться на компетентностном подходе как на наиболее практикоориентированном [6].
Практика - это неотъемлемая часть профессиональной подготовки специалистов. Она представляет собой эффективный механизм переноса полученного объема знаний и умений из теории в сферу реальной профессиональной деятельности [7]. Практика помогает студентам глубже освоить теоретические знания и определить профессионально важные качества выбранной специальности. Практика, проходимая непосредственно в компании, на предприятии позволяет адаптировать навыки студентов к профессиональным условиям и сформировать необходимые компетенции.
При этом нельзя не отметить мотивационную основу профессиональной компетенции - это стремление выпускника работать в выбранной им сфере деятельности и стремиться к совершенствованию в этой области [8].
Для оценки профессиональных компетенций необходимо использовать подход, который включает сочетание методов исследования, нацеленных на получение разносторонних сведений об объекте, отслеживание динамики изменения его показателей и анализ возможных отклонений, а также обеспечивающий переход от качественного, одностороннего описания явлений к объективным, точным методам проверки и обобщению результатов обучения студентов.
Алгоритм диагностики профессиональных компетенций студентов должен выглядеть следующим образом:
- определение структуры профессиональных компетенций по направлению обучения. Необходимо проанализировать ФГОС. В качестве структурных компонент профессиональных компетенций могут выступать: когнитивный - полнота профессиональных знаний; деятельностный - развитие профессиональных навыков; коммуникативный - умение работать в команде, принимать ответственные управленческие решения [9];
- второй этап обозначается определением методов формирования профессиональных компетенций для каждой учебной дисциплины. В подготовке современных выпускников ведущими формами выступают активные методы обучения, которые воссоздают не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. На протяжении обучения студент обязан выполнять точные действия в квазипрофессиональной среде для достижения успешного результата, которые схожи с теми, что предполагаются в его будущей профессиональной деятельности. Особенно успешным применение активных методов может быть после производственных практик, где студенты получают знания по конкретному состоянию предприятий и имеют возможность ознакомиться с нормативными документами, уже на этом этапе они начинают осваивать рабочие места;
- формирование базы контрольно-оценочных средств диагностики профессиональных и общекультурных компетенций для каждой учебной дисциплины;
- формирование профессионального профиля студента вуза, который включает интегрированную оценку всех профессиональных компетенций;
- анализ результатов диагностики профессиональных компетенций с позиций студента, преподавателя, администрации вуза, работодателя.
Данный алгоритм реализует структурирующую функцию (учет требований стандарта, работодателя, администрации вуза) к целям и содержанию обучения и управляющую функцию (корректировка процесса освоения учебного материала дисциплины по результатам диагностики компетенций) [10].
В рамках активных методов обучения (деловые игры, проектные методы и др.) необходимо использование экспертной оценки профессиональных компетенций как способа диагностики действий студентов (проявления компетенций) [11].
После прохождения практики, на наш взгляд, для определения сформированности компетенций, студенты должны выполнить задание, которое должно состоять из нескольких частей:
- в первой части задания должно быть решение конкретной практической задачи путем применения типовых алгоритмов решения, то есть обучающийся представляет свое умение решать типовое задание;
- вторая часть задания представляет собой нетиповой алгоритм решения, здесь студент демонстрирует свободное владение знаниями смежных дисциплин;
- третья часть направлена на выявление подготовленности обучающегося к ориентированию и нахождению решений в проблемных ситуациях, которые требуют творческого подхода.
Определение методики диагностики компетенций выпускника вуза, необходимых критериев и характеристик с использованием информационных автоматизированных средств дает возможность самому педагогу осуществить проверку своих действий и действий обучающихся, определяя необходимые для исправления ошибок аспекты.
Для студента же в процессе диагностики происходит процесс моделирования собственной профессиональной деятельности и вырабатывается стратегия профессиональной подготовки в вузе в зависимости от выбранного профиля будущей деятельности. Также у обучающихся формируется особая система ценностей, которая характеризует цельность личности, упорство при достижении целей, отношение к себе, к познанию и будущей профессии.
Выводы. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в процессе прохождения студентами практики реализуется достаточно динамично. Главный вопрос остается в проведении диагностики результатов усвоения компетенций. Предложенный алгоритм диагностики профессиональных компетенций студентов поможет упростить эту задачу. Сформировав профессиональные компетенции, студент получает способность к определению связей между знанием и ситуацией, может адекватно решать возникающие проблемы. А значит, мы получаем высококвалифицированного специалиста, способного разрешать нестандартные ситуации, применяя творческий подход.
Литература:
1. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества / А.В. Гущин, Л.А. Льноградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.
2. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.
3. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
4. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
5. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
6. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
7. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г. Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
8. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.
9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.
11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
Педагогика
УДК 371.72
кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); старший преподаватель Титова Елена Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); доцент Блохин Сергей Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)
ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ, МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В статье анализируется интерес обучающейся молодежи к здоровому образу жизни и ее мотивация к нему через занятия спортом в современных условиях, изучены факторы формирования привычек здорового образа жизни у молодых людей, рассмотрены функции физической культуры, реализуемые через занятия физкультурной деятельностью, представлены основные компоненты организации жизнедеятельности современной молодежи и ее стиля жизни, предложены рекомендации для повышения интереса студентов к физической культуре и спорту.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, вредные привычки, обучающаяся молодежь, физическая культура, спорт, студенты, социальное положение, стиль жизни, тенденции.
Annotation. The article analyzes the interest and motivation of students for a healthy lifestyle through sport in modern conditions, the factors of forming habits of a healthy lifestyle in young people are given, the functions of physical culture realized through physical education are presented, the main components of the organization of life of modern youth and its style are presented life, recommendations are offered to increase students' interest in physical culture and sports.
Keywords: healthy lifestyle, students, sport, bad habits, lifestyle, social status, tendencies.
Введение. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям обучающейся молодежи. Поэтому в последнее время все чаще предметом внимания становиться интерес к здоровому образу жизни, особенно среди молодых людей. Это обосновано, с одной стороны, изменением характера нагрузок на организм молодого человека, связанного с усложнением общественной жизни, например, гиподинамия, бедность, плохое жилье, неквалифицированная и не всегда