14. Kudryavtsev MD, Kramida IE, Iermakov SS. Influence o f studying in higher educational establishment on students' harmful computer habits. Physical Education of Students . 2016. №20(5)^. 17-23. doi:10.15561/20755279.2016.0503.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Гладков Алексей Владимирович
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация. В статье рассматривается личностно-деятельностный подход в современном профессиональном образовании. Акцент сделан на следующем положении: сущность личностно-деятельностного подхода заключается в том, что в процессе деятельности, субъектами образовательного процесса являются не только преподаватель, но и обучающийся. Личностно-деятельностному подходу в последнее время уделяется все больше внимания, это связано в первую очередь с тем, что новые образовательные стандарты требуют использования в профессиональной подготовке студентов интерактивных форм обучения. Рассматриваемый в статье подход полностью отвечает этому требованию. Для грамотной реализации подхода необходимы особые качества преподавателя, которые указываются в статье. Были установлены аспекты методики деятельностного подхода, выявлены основные положения личностного подхода. Для более полного осмысления темы рассмотрены гносеологический и праксеологический аспекты категории «деятельность».
Ключевые слова: деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, профессиональное образование, студент, выпускник, специалист.
Annotation. The article considers the personality-activity approach in modern professional education. The emphasis is on the next stage: the essence of the personality-activity approach is that in the process of activity, not only the teacher, but also the student is the subjects of the educational process. Personality-activity approach recently pays more attention, this is due primarily to the fact that the new educational standards of training in the professional training of students of interactive forms of education. The approach considered in the article fully meets this requirement. For the competent implementation of the relevant qualities of the teacher, which are specified in the article. The aspects of the methodology of the activity approach were established, the main provisions of the personal approach were identified. For a more complete understanding of the topic, the epistemological and praseological aspects of the category "activity" are considered.
Keywords: project training, competence, competence, Federal state educational standard, vocational education, specialist, graduate.
Введение. В профессиональном образовании крайне важно формирование студента как самодостаточной личности. Для этого необходимо в первую очередь обратить внимание на самого обучающегося, на его личностные качества и способности и только потом на его работу в коллективе. Сначала он должен осознать себя как самостоятельного индивида, принять свою значимость и как следствие ответственность. Решению этой задачи способствует личностно-деятельностный подход. От него зависит качество подготовки выпускников.
В процессе обучения студент должен проявлять активность и инициативу при выполнении заданий. В задачи преподавателя как раз входит обеспечение мотивации обучающихся. В педагогическом аспекте с позиции преподавателя деятельность означает управление учебной деятельностью обучающегося с позиции его развития. В процессе такой деятельности постоянно решаются какие-либо конкретные задачи (исследовательские, познавательные, преобразующие, проективные).
Формулировка цели статьи. Обосновать значимость реализации личностно-деятельностного подхода в профессиональном образовании на современном этапе. К задачам, которые необходимо решить для достижения поставленной цели относятся: установить сущность, определить основную идею личностного и деятельностного подходов; изучить функции преподавателя, которые появляются в связи с использованием рассматриваемого подхода; выявить содержание деятельностного подхода и его положительные стороны; рассмотреть составляющие методики деятельностного подхода.
Изложение основного материала статьи. Повышенные темпы экономического, научно-технического развития и гуманизации общества приводит к существенному обновлению образовательной парадигмы в контексте разработки новых подходов к системе профессиональной подготовки студента, ориентированных в соответствии с современными требованиями общества на овладение обучающимися не только системой знаний, но и системой инновационно-творческих умений, которые позволяют успешно творить действительность. Осознание значимости образования как процесса, который расширяет возможности компетентного выбора студентом его личностного, профессионального и жизненного пути позволяет рассматривать личностно-деятельностный подход как интегрирующую, централизующую, координирующую инстанцию, обеспечивающую достаточно сильную теоретическую основу знаний, широту общего и профессионального кругозора в информационном пространстве.
Актуальность темы обуславливает тот факт, что личностно-деятельностный подход является необходимым ориентиром современного профессионального образования, который приобретает новые формы, необходимые для рассмотрения.
Современное понимание сущности личностно-деятельностного подхода заключается в том, что в процессе деятельности, субъектами образовательного процесса являются не только преподаватель, но и обучающийся. Теперь студент занимает более активную позицию в обучении. Это значит, что актуальность
приобретает не информационно-контролирующая функция преподавателя, а координационная. Преподаватель действует на основе принципов сотрудничества, диалогичности обучения и паритетности деятельностных ролей участников педагогического процесса [1].
На основе личностно-деятельностного подхода выстраивается личностно-ориентированный подход. Его основной идеей является ориентация на личность обучающегося, на его индивидуальные запросы, склонности [2]. Меняют свой формат и функции преподавателя. Он оказывает помощь, поддержку обучающемуся, создает условия для реализации индивидуальной траектории его образования [3]. Личностно-деятельностный подход устанавливает определенные требования к преподавателям, которые направлены не только на уровень его профессионального мастерства, но и на личностные качества, уровень общей и профессиональной культуры.
Среди общих личностных качеств преподавателя в данном случае стоит выделить:
- глубокое владение знаниями;
- наличие хорошей языковой базы;
- интеллектуальное развитие;
- высокий уровень профессионализма;
- готовность к самообразованию;
- высокие нравственные качества (чувство такта, доброжелательность, толерантность) [4].
Под личностным подходом можно понимать последовательное отношение педагога к обучаемому как к личности, к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия [5]. Личностно-ориентированный подход - базовая ценностная ориентация педагога, которая определяет его позицию во взаимодействии с каждым субъектом и коллективом в целом. Принято считать, что вуз предоставляет широкие возможности для реализации личностного подхода, поскольку студенческий возраст сензитивен для развития личностных качеств, следовательно, личность обучающегося рассматривается как сложная саморазвивающаяся целостность, которая стремится реализовать заложенный в ней потенциал, скрытые возможности и способности.
В аспекте деятельностного подхода профессиональная культура преподавателя выражается с помощью понятия «профессиональная компетентность» - интегральной характеристики деловых и личностных качеств преподавателя, отражающей уровень знаний, умений, навыков и опыта достаточных для осуществления своей деятельности, связанной с принятием различных решений [6]. Профессионально компетентным труд преподавателя становится тогда, когда педагогическая деятельность, общение осуществляется на высоком уровне, когда в процессе реализации личности педагога достигаются успешные результаты.
Педагог должен быть погружен в контекст общественной культуры и культуры профессиональной для реализации себя как культурного человека и профессионала. Деятельностный подход со стороны преподавателя помогает формировать свою деятельностность студентам.
Деятельностный подход является:
- совокупностью теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деловитости субъекта;
- концепцией, где отражается категория предметной деятельности;
- концепцией, в которой в конечном результате учения студент получает познания, необходимые для овладения профессиональными умениями, заданными целями обучения [7].
Деятельностный подход один из лидирующих в современном образовании. Он позволяет строить учебный процесс так, чтобы он шел все более интенсивно и деятельность постепенно усложнялась, содержала новые для постоянно развивающейся личности элементы [8]. В результате студент вырабатывает активное отношение к окружающей действительности (занимается освоением науки и культуры, способов познания и преобразования социума, формирует и совершенствует личностные качества).
В методике деятельностного подхода имеется две составляющих. Первая заключается в представлении учебного материала как последовательность задач [9]. Данные задачи преподаватель должен решать вместе с обучающимися. Процесс решения задачи или проблемы должен завершиться логически допустимыми обобщениями и выводами. Только в этом случае осуществляется переход к следующим заданиям. Вторая составляющая касается формирования у студентов умений осуществлять то или иное действие, мыслительное или практическое.
Важнейшими условиями являются включение элемента проблемности, студенты должны заниматься научным поиском, использовать резервы самостоятельной работы.
Личностно-деятельностному подходу в последнее время уделяется все больше внимания, это связано в первую очередь с тем, что новые образовательные стандарты требуют использования в профессиональной подготовке студентов интерактивных форм обучения [10]. Деятельностный подход предоставляет такие возможности, этим и объясняется его популярность. Интерактивные методы обладают существенными личностно-созидающими возможностями. Здесь активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане способов организации работы по решению собственных образовательных задач.
Формирование личности специалиста - динамический процесс, какой носит сама деятельность (жизненные позиции субъекта, такие как отношения, мотивации меняются в соответствии с ходом деятельности). В этой связи деятельность всегда остается открытой системой для формирования личностных качеств, активации творческих способностей и умений, воли и других черт будущего выпускника.
В основе оптимальной профессиональной подготовки обучающегося лежит реализация нескольких основных видов деятельности:
- познавательной;
- преобразовательной;
- ценностно-ориентировочной;
- коммуникативной;
- эстетической.
Также сюда относится духовно-информационное взаимодействие, социальные взаимоотношения. Также деятельностно-преобразовательный способ жизнедеятельности студента обеспечивает сознательное освоение
многообразия социальных статусов и ролей в системе социальной структуры общества, среди которых базовыми выступают: профессионал (социализация в процессе трудовой деятельности); брачно-семейно-родственный статус (семейная социализация); гражданин (социализация в политической сфере); религиозный статус (религиозная социализация).
Деятельностный подход открывает перед студентом большой спектр возможностей и создает установку на свободный, но вместе с тем ответственный выбор какой-либо возможности или же позволяет найти ту или иную возможность.
Говоря о деятельностном подходе, нельзя не упомянуть гносеологический и праксеологический аспекты категории «деятельность». Гносеологический говорит о том, что деятельность позволяет провести анализ профессиональной подготовки студента, в которой он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия, раскрывая свои возможности как личности. Принцип деятельности раскрывает личность с активной стороны и не дает понимать ее как предмет для манипулирования. Деятельность является не только способом вхождения в социум и культуру, но и способом самореализации личности.
Стоит отметить, что в концепции личностно-ориентированного образования конструируются такие учебные формы, которые объединяют в единое целое и образовательный процесс (процесс получения знаний) и его осмысление, а также исследовательскую работу [11].
Рассмотрим личностный подход более подробно. В его основе лежат следующие положения:
- личность выступает главной ценностью для себя и для других;
- образование является преобразующим личность фактором, который реализуется с помощью учебного процесса, организованного специальным образом;
- результатом такого образования выступает не только усвоенный объем знаний, умений и навыков, но и способность к личностному росту, высокая социальная продуктивность личности [12].
Другими словами, личностное обучение направлено на развитие разносторонней личности с помощью использования различных видов деятельности. То есть и личностный и деятельностный подход неразрывно связаны. Студенты формируют себя через преодоление пассивности. Как мы уже говорили, в первую очередь студентов нужно мотивировать на обучение. Способами реализации деятельностного подхода как раз являются различные формы мотивации. Первым и одним из самых главных источников мотивированности студентов выступает заинтересованность общества в образованных кадрах. К способам реализации деятельностного подхода относят также разные формы активизации студентов, для чего педагог подбирает необходимую технологию обучения, адекватную запросу.
Выводы. Личностно-деятельностный подход меняет не только суть взаимоотношений преподавателя и студента, но и роль самого преподавателя. Он переходит от транслятора знаний к позиции консультанта, который вместе со студентами проектирует их будущую профессиональную деятельность, что способствует более продуктивному формированию грамотного специалиста.
При применении деятельностного подхода образовательный процесс строится так, чтобы студенты выступали субъектами собственной деятельности. Они умеют ставить цели, выявлять проблему, осознавать ее, формулировать задачи и решать их, то есть применять знания на практике. Следовательно, формируется высококвалифицированный самостоятельный специалист, способный осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне.
Литература:
1. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2 (19). С. 97-99.
2. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.
3. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.
4. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
5. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института (филиал) РЭУ ИМ. Г.В. Плеханова) // В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 33-36.
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5.С. 201-207.
9. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.
10. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.
11. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. -С. 149-154.
12. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур .-строит. ун-т. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Гладкова Марина Николаевна
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени Маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород) ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья рассматривает аспекты применения технологии проектного обучения в профессиональном образовании. Было установлено, что проектная деятельность является одной из наиболее популярных и эффективных форм организации работы с обучающимися. Были определены сущность и различия научно-исследовательской и проектной деятельности. В статье указаны требования, предъявляемые к проектному обучению. Групповая проектная деятельность отмечена как наиболее эффективная и продуктивная. Предложены рекомендации к организации такого вида работы. В этом процессе происходит закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой (поскольку работа происходит в команде) деятельности. Для этого нами были рассмотрены технологические аспекты работы над проектом на каждом этапе: подготовительном, планирования, работы над проектом, завершающем. Отмечено, что мотивация студентов при работе над проектом играет важную роль. Мотивация студентов входит в задачи преподавателя. Для более полного раскрытия темы нами были указаны преимущества и недостатки проектного обучения.
Ключевые слова: проектное обучение, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное образование, специалист, выпускник.
Annotation. The article considers aspects of the application of technology of project training in vocational education. It was established that the project activity is one of the most popular and effective forms of organizing work with students. The essence and differences of research and design activities were defined. The article specifies the requirements for project training. Group project activity is marked as the most effective and productive. Recommendations are offered for the organization of this type of work. In this process, the knowledge and skills of the project, research and organizational and managerial (as the work takes place in the team) activity are consolidated. To this end, we considered the technological aspects of working on the project at each stage: preparatory, planning, work on the project, completing. It is noted that the motivation of students when working on a project plays an important role. Motivation of students is part of the teacher's tasks. For more complete disclosure of the topic, we indicated the advantages and disadvantages of project training.
Keywords: project training, competence, competence, Federal state educational standard, vocational education, specialist, graduate.
Введение. С ростом объемов информации, расширением масштабов человеческой деятельности, построением инновационной экономики возрастает потребность в методиках, способствующих подготовке специалистов, способных быстро воспринимать любые нововведения в образовании и продуктивно существовать в быстро изменяющихся условиях.
Новые стандарты заставляют применять такие виды занятий, на которых преподаватель направляет студента так, чтобы тот мыслил, выдвигал свои гипотезы, аргументы. Поиск новых средств приводит преподавателей к пониманию того что современной профессиональной школе нужны:
- деятельностные методы обучения;
- групповые методы обучения;
- игровые методы обучения;
- ролевые методы обучения;
- практико-ориентированные;
- проблемные методы обучения;
- рефлексивные методы обучения [1].
Одной из наиболее популярных и эффективных методов организации работы с обучающимися является проектная деятельность. Идея проектного обучения возникла еще в XIX веке в США [2]. Однако претерпела со временем некоторые изменения став интегрированным компонентом в системе образования. И получает все более широкое распространение как за рубежом, так и в России. При этом суть осталась прежней -стимуляция у студентов интереса к определенным вопросам. Задача преподавателя через проектную деятельность показать обучающимся практическое применение полученных знаний.
Практика в современном образовании приобрела большую значимость с введением компетентностного подхода. Теперь студент должен не только получить определенный объем знаний, но и суметь применить имеющиеся у него данные в реальной ситуации. Проект в данном случае дает свободу творчества с одной стороны и приобретение необходимых компетенций - с другой, погружая студента в проблему, которая могла бы возникнуть непосредственно в процессе профессиональной деятельности.
Понятие «проект» от латинского progectus (выдвигать вперед) - означает разработку некой идеи, детального плана какого-либо продукта [3].
Многие ученые рассматривают проектную деятельность как важнейший метод формирования профессиональной компетентности выпускников. Одной из составляющих профессиональной компетентности является проектная компетенция, что объясняет важность проектного обучения в профессиональном образовании и актуальность рассматриваемой темы.