Научная статья на тему 'Обучающаяся молодежь, мотивация к здоровому образу жизни: современные тенденции'

Обучающаяся молодежь, мотивация к здоровому образу жизни: современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / BAD HABITS / ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / SPORT / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / SOCIAL STATUS / СТИЛЬ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ТЕНДЕНЦИИ / TENDENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна, Титова Елена Борисовна, Блохин Сергей Александрович

В статье анализируется интерес обучающейся молодежи к здоровому образу жизни и ее мотивация к нему через занятия спортом в современных условиях, изучены факторы формирования привычек здорового образа жизни у молодых людей, рассмотрены функции физической культуры, реализуемые через занятия физкультурной деятельностью, представлены основные компоненты организации жизнедеятельности современной молодежи и ее стиля жизни, предложены рекомендации для повышения интереса студентов к физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна, Титова Елена Борисовна, Блохин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student youth, motivation for a healthy lifestyle, modern tendencies

The article analyzes the interest and motivation of students for a healthy lifestyle through sport in modern conditions, the factors of forming habits of a healthy lifestyle in young people are given, the functions of physical culture realized through physical education are presented, the main components of the organization of life of modern youth and its style are presented life, recommendations are offered to increase students' interest in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Обучающаяся молодежь, мотивация к здоровому образу жизни: современные тенденции»

Выводы. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в процессе прохождения студентами практики реализуется достаточно динамично. Главный вопрос остается в проведении диагностики результатов усвоения компетенций. Предложенный алгоритм диагностики профессиональных компетенций студентов поможет упростить эту задачу. Сформировав профессиональные компетенции, студент получает способность к определению связей между знанием и ситуацией, может адекватно решать возникающие проблемы. А значит, мы получаем высококвалифицированного специалиста, способного разрешать нестандартные ситуации, применяя творческий подход.

Литература:

1. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества / А.В. Гущин, Л.А. Льноградский // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - № 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.

2. Бесан А.Э., Коновалова М.Д. Изучение социально-психологической адаптации в процессе инклюзивного вузовского обучения // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход: сб. статей / О.Е. Нестерова. М.: Перо, 2016. С. 618-625.

3. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

4. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.

5. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

6. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

7. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г. Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.

8. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.

9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

10. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.

11. Угодчикова, Н. Ф. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе: монография / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 192 с.

Педагогика

УДК 371.72

кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); старший преподаватель Титова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); доцент Блохин Сергей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)

ОБУЧАЮЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ, МОТИВАЦИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. В статье анализируется интерес обучающейся молодежи к здоровому образу жизни и ее мотивация к нему через занятия спортом в современных условиях, изучены факторы формирования привычек здорового образа жизни у молодых людей, рассмотрены функции физической культуры, реализуемые через занятия физкультурной деятельностью, представлены основные компоненты организации жизнедеятельности современной молодежи и ее стиля жизни, предложены рекомендации для повышения интереса студентов к физической культуре и спорту.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, вредные привычки, обучающаяся молодежь, физическая культура, спорт, студенты, социальное положение, стиль жизни, тенденции.

Annotation. The article analyzes the interest and motivation of students for a healthy lifestyle through sport in modern conditions, the factors of forming habits of a healthy lifestyle in young people are given, the functions of physical culture realized through physical education are presented, the main components of the organization of life of modern youth and its style are presented life, recommendations are offered to increase students' interest in physical culture and sports.

Keywords: healthy lifestyle, students, sport, bad habits, lifestyle, social status, tendencies.

Введение. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям обучающейся молодежи. Поэтому в последнее время все чаще предметом внимания становиться интерес к здоровому образу жизни, особенно среди молодых людей. Это обосновано, с одной стороны, изменением характера нагрузок на организм молодого человека, связанного с усложнением общественной жизни, например, гиподинамия, бедность, плохое жилье, неквалифицированная и не всегда

доступная медицинская и социальная помощь и др., с другой - увеличением экологических (плохая экология крупных городов), психологических (стресс, неуверенность в завтрашнем дне, криминальная обстановка), политических (санкции, нестабильность национальной валюты) и военных рисков, провоцирующих негативные моменты в состоянии здоровья растущего организма. Каждый из нас дает себе отчет, что « быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо». Несмотря на это, объяснить сущность здорового состояния человека труднее, чем сущность и развитие любой болезни, даже очень сложной и незаметно развивающейся.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения персонального и коллективного стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Основными компонентами такого образа жизни являются режим активности, культура межличностного общения, гигиенические требования, режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, режим питания и сна [4].

Здоровье студента, во многом зависит от образа его жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию жизненного пространства студентов. Здоровый стиль жизни, постепенно проникающий в сознание молодежи, отражает структуру форм жизнедеятельности обучающихся, для которой характерны самодисциплина, саморазвитие, направление сил на укрепление возможностей организма, полноценную самореализацию своих возможностей, способностей не только в духовном, но и в профессиональном развитии.

Здоровый образ жизни - это не только образ жизни отдельного индивида, но и образ жизни той социальной группы, к которой он причисляет себя, общества в целом. Это концепция жизнедеятельности человека направлена на сохранение и улучшение здоровья с помощью создания определенной среды обитания: соответствующего питания (что сложно осуществить при существующем экономическом кризисе, когда уровень пенсий, заработной платы, социальных пособий, стипендий сведен к минимуму), физической подготовки (когда большинство студентов отчуждены от занятий физической культурой и имеют невысокий уровень двигательной активности), психологического состояния (неуверенности молодежи в своем будущем), морального настроя и отказа от вредных привычек. В этой связи повышается роль преподавательского состава, который не только формирует определенные профессиональные компетенции у будущего специалиста, но и несет ответственность за здоровый образ жизни обучающегося - образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, позволяющий человеку до глубокой старости сохранять психическое и физическое здоровье.

Формулировка цели статьи заключается в раскрытии особенностей интереса обучающихся к здоровому образу жизни в современных условиях и в выявлении взаимосвязи занятий физкультурной деятельностью и мотивации студентов на здоровый образ жизни, направленный на расширение своих физических и социальных возможностей.

Изложение основного материала статьи. Одной из основных проблем современного общества это улучшение состояния здоровья молодого поколения, так как именно состояние данной социальной группы является одним из основных показателей благополучия и развития общества в целом. Для того чтобы определить какое место в обществе занимает молодежь, рассмотрим ее как специфическую социальную группу.

Молодёжь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, будущее нации. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов.

Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. Именно в данный возрастной период преимущественное большинство молодежи получает среднее специальное или высшее образование, то есть является студентами. Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, которая отличается свойственными ей условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций [2, С. 12]. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Для студентов как отдельной категории молодежи характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Отметим, что современная российская студенческая молодежь, на наш взгляд, является фактором ускорения общественного развития, так как хорошо развита инфраструктура в области спорта, которая в основном ориентирована на молодое поколение. Для того чтобы иметь конкретную цель, выражающуюся в стремлении к здоровому образу жизни, необходимо, в первую очередь, понимание данного феномена.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем.

Остановимся подробнее на одном из значимых факторов формирования привычек здорового образа жизни - физкультурной (двигательной) деятельности. Специфической особенностью её является то, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной физической природой.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура рассматривается как «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [1].

Под «физической культурой» («физкультурой») в узком смысле слова понимается: массовая физическая культура (физическая рекреация и физическое воспитание как учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры); лечебная и адаптивная физическая культура как виды двигательной (физической) реабилитации [3, С. 28].

Специфические результаты, достигаемые в ходе занятий физкультурной деятельностью (физическое развитие, совершенствование, реабилитация после перенесенных заболеваний, травм, социально-бытовая адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья и др.), связаны с тем, что она имеет собственные

средства воздействия на процесс и результат двигательной деятельности. Этими средствами являются: физические упражнения и факторы среды (упорядоченное воздействие естественных факторов). В данном ряду можно представить и гигиенические факторы. Хотя они не являются строго специфическими средствами физкультурной работы, при занятиях физическими упражнениями значимо их содействующее значение.

Но удовлетворение естественных потребностей человека в движении, улучшение его физического состояния и обеспечение необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни не единственная функция физической культуры (реализуемая через занятия физкультурной деятельностью). Кроме биологической к функциям физической культуры также можно отнести: нормативную (заключается в закреплении рациональных норм деятельности); информационную (отражает свойство накапливать культурную информацию, быть средством ее распространения и передачи от поколения к поколению); коммуникативную (содействует общению, установлению межличностных контактов); эстетическую (способствует удовлетворению эстетических потребностей личности).

Таким образом, сегодня физическая культура - это неотъемлемая составляющая современной цивилизации, находящаяся в тесной взаимосвязи с другими социальными явлениями.

В настоящее время в России происходит, по нашему мнению, «эпоха Возрождения» спорта и физической культуры. Организации, созданные различными спортивными комитетами и физическими лицами единичны по всей стране, но они должны стать впоследствии не только частью развитой и разветвленной системы, но и увеличиться в своих масштабах, привлечь к молодежному спорту особое внимание.

Созданы крупнейшие федеральные программы, разработанные Госкомитетом по физической культуре и туризму, такие как "Дети России", "Молодежь России", "Патриотическое воспитание молодежи", которые уже вступили в силу. Основной целью программ является создание дееспособной, масштабной системы популяризации занятий физической культурой и спортом, которые выступают не только эффективным способом борьбы с наркоманией и юношеским алкоголизмом, но и являются действенной мотивацией к здоровому образу жизни.

В этой связи, был проведен мониторинг населения г. Казани о способах снижения уровня наркомании среди молодежи, опрос респондентов проводился в лицеях, колледжах и вузах, возрастная категория от 15 до 24 лет, в мониторинге приняло участие 437 человек (из них 53 - учащиеся лицеев, 101 - учащиеся колледжей и 283 - обучающиеся вузов). По данным социологического опроса: "Что, по Вашему мнению, следует предпринимать, чтобы уберечь молодежь от употребления наркотиков?", имеем следующие позиции предлагаемых мер:

- улучшить социальное положение молодежи - 28%;

- сделать доступным спорт для молодежи в фитнес-центрах - 18%;

- увеличить количество наркодиспансеров (12%);

- ужесточить закон - 10%;

- усилить антинаркотическую кампанию (10%);

- увеличить количество часов физкультуры в вузах - 8%;

- запретить пропаганду наркотиков в СМИ (7%);

- увеличить срок отбывания тюремного заключения за распространение наркотиков (7%).

Как показали результаты исследований, важно наличие не только законов против борьбы с наркоманией, а так же ее профилактика и предоставление альтернативных видов досуга, таких как спорт и физическая культура. Главный момент, что такую взаимосвязь улавливает сама молодежь, делая определенные выводы о собственных возможностях проводить свободное время и о предоставленных возможностях, из которых сложно пока что-то выбрать.

В КНИТУ-КАИ наблюдается тенденция повышения интереса к занятиям спортом и физической культурой, отказу от курения и алкоголя. По данным опроса обучающихся названного вуза количество студентов, употребляющих спиртное и пристрастных к курению, уменьшилось на 3,7% по сравнению с прошлым годом, это на наш взгляд положительная динамика и отличный пример вхождения наших студентов в моду здорового образа жизни отказаться от вредных привычек и «пойти на турник».

Следует также отметить, что за последние три года очень активизировалась спортивная деятельность наших студентов, у них возрос интерес к массовым спортивным мероприятиям (а значит к здоровому образу жизни), которые постоянно организуются кафедрой и Университетом (к примеру, Комплексная Спартакиада Университета первокурсников, спортивный фестиваль в рамках празднования «День рождение КАИ», фестиваль «Каевская миля», и др.). Мы считаем, что подобные спортивные праздники уже стали доброй традицией и, надеемся, что они станут не только альтернативным способом отдыха для студентов, а единственным доступным и популярным средством ведения здорового образа жизни.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что здоровый образ жизни - важнейшая составляющая существования современного студента. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества и всестороннего удовлетворения личностных потребностей.

На сегодняшнем этапе студенчество как наиболее динамичная часть современного общества все же нуждается в некотором «особом побуждающем толчке» со стороны более опытных его представителей, хотя и сама при этом является социальной группой, которая непосредственно выступает в качестве «движущей силы» спортивного и здорового развития современного человечества.

Существует множество государственных и частных программ по поддержке студенческого спорта, однако мы полагаем, что этого не достаточно для массового формирования системы потребности к здоровому образу жизни как стилю жизни. В связи с этим предложим следующие рекомендации по повышению интереса студентов к физической культуре и спорту, как элементам здорового образа жизни:

- организация в рамках вузов различных спортивных марафонов, основанных на массовости и приверженности идеи спорта и здорового образа жизни, активистами из среды молодежи (например, звездами кино);

- оборудование спортивных площадок во дворах общежитий с целью повышения доступности занятий физической культурой и спортом в не учебное время;

- пропаганда спорта и здорового образа жизни в социальных сетях (например, создание тематических групп, объединяющих любителей того или иного вида спорта);

- проведение различных акций спортивной направленности, с целью повышения уровня информированности студентов (например, проведение лекций о новых, интересных и необычных видах спорта в учебных заведениях).

Выводы. Подводя итог, подчеркнем, что здоровый образ жизни во многом зависит от моральных установок студента и его убеждений. Стандарты, созданные обществом по поводу здорового образа жизни, принимаются студентами как значимые для личности, но не всегда совпадают с традиционными ценностями. В процессе накопления опыта возможны противоречия познавательных, психологических, социальных процессов. Подобное несоответствие может стать причиной формирования антиобщественных качеств личности (склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, табака и пр.). В высшем учебном заведении необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на этих принципах устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить самодисциплину, мотивацию ее поведения и деятельности.

Мы предполагаем, что тенденции повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом, отказ от асоциальных проявлений в российской молодежной среде будет набирать обороты, а «катализаторами» данного процесса будут выступать в первую очередь представители студенчества.

Литература:

1. О физической культуре и спорте в РФ: ФЗ России от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 16 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 23 ноября 2007 г. // Интернет-сайт правовой поддержки в сети «Консультант плюс». Режим доступа: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149065, свободный (дата обращения 29.01. 2018).

2. Бароненко В.А. Основы здорового образа жизни студентов. [Текст] / В.А. Бароненко. Екатеринбург: УГТУ, 2006. - 55 с.

3. Ильинич В.И. Физическая подготовка студентов вузов. [Текст] / В.И. Ильинич. М.: Высшая школа, 2005. - 261 с.

4. Критерии здорового образа жизни студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: -http://www.rsmu.ru/8926.html свободный (дата обращения 29.01. 2018).

Педагогика

УДК: 378.147

доктор педагогических наук, профессор Попова Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГИСТРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ»

Аннотация. В статье обосновывается культурологический потенциал профессиональной подготовки магистра, который рассматривается в контексте культурно-просветительской деятельности (модуль «Теория и практика регионоведения»), направленной на разрешение возникающих ценностно-смысловых противоречий не только в жизненных обстоятельствах, но и при выборе вариантов принятия решений и совершения поступков. На основе анализа социальных тенденций и отечественного педагогического опыта обосновываются принципы культурно-просветительской деятельности магистра, направленной на осмысление образцов качественной жизни, развитие способности к проектированию просветительских программ и их реализации.

Ключевые слова: виды профессиональной деятельности магистра; культурно-просветительская деятельность; принципы культурно-просветительской деятельности; ценностно-целевой, организационно-деятельностный, диагностико-развивающий этапы просветительской деятельности.

Annotation. The article explains the cultural potential of professional master training, which is considered in the context of cultural and educational activities (module "Theory and practice of regional studies") aimed at resolving the emerging axiological contradictions not only in life circumstances but also in the choice of decision-making and actions. Based on the analysis of social trends and domestic teaching experience substantiated the principles of cultural and educational activities of the master aimed at understanding the samples quality of life, developing the ability to design educational programmes and their implementation.

Keywords: types of professional activities master of science; cultural and educational activities; principles of cultural and educational activities; value-target, organizational-activity, diagnostic and developmental stages educational activities.

Введение. В современных условиях глубоких перемен в системе высшего образования России потребовалось обоснование не только целей и содержания подготовки магистра, но и осмысление университетского образования как определенной ступени в системе непрерывного образования.

Культурологическую составляющую профессиональной подготовки магистра следует рассматривать в контексте культурно-просветительской деятельности, которая включает не только изучение и формирование культурных потребностей обучающихся и различных групп населения, но и повышение собственного культурно-образовательного уровня.

По нашему мнению, разработка стратегии просветительской деятельности магистра, проектирование и реализация комплексных просветительских программ сопряжена с такими факторами, как соотнесенность целей педагогического образования с ожидаемыми результатами; учет региональной и демографической ситуации; востребованность педагогической поддержки исследовательской деятельности магистра.

Особую значимость приобретает обоснованность выбора видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры (педагогическая деятельность, научно-исследовательская и культурно-просветительская), что, на наш взгляд, позволяет овладеть опытом будущей профессиональной деятельности, прогнозировать саморазвитие и самореализацию личности в ценностно-ориентированном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.