УДК 796
З.А. Гагиева
В.К. Доев
Zarina Gagieva Уа1ег1у Боеу
Одной из актуальных задач на современном этапе является вопрос сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи и студентов, восстановления их физических сил, поднятия физиолого-психологических возможностей и уровня физического развития. Накоплен огромный банк данных, свидетельствующих о том, что только 30 % студентов практически здоровы, а 70 % имеют те или иные отклонения в здоровье. Речь идет о трудовом и интеллектуальном потенциале страны, дипломированных специалистах, будущих защитниках страны. Обеспечить качественное образование и организовать образовательно-воспитательный процесс без ущерба для здоровья студентов - непростая задача, с которой сталкиваются педагоги вузов [1].
Проблема охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц является приоритетной задачей отечественной государственной политики. Актуальность данной проблемы особенно велика для регионов Северного Кавказа (перенаселение, безработица, непростые условия социального и экономического развития, неблагоприятные показатели заболеваемости и смертности, углубление социальной дифференциации, близость горячих точек, рост числа мигрантов и беженцев, тяга части населения и молодежи к потреблению психоактивных веществ). Медицинские работники фиксируют рост социально зависимых заболеваний, дезадаптационных синдромов, хронического утомления, экологозависимых заболеваний.
Для радикального решения острых проблем здоровья населения в регионе необходимо создать условия для здоровой, безопасной и активно-творческой жизни людей. Следует признать здоровье населения фактором национальной безопасности, стратегическим потенциалом, фактором стабильности и благополучия общества. Учитывая вышеперечисленные факторы и условия, необходимо обратить особое внимание на возможность эффективного увеличения потенциала здоровья здоровых лиц средствами физической культуры, спорта, элементами здорового образа жизни [2].
Разработка новых технологий укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний требуют должной материально-технической оснащенности, научно-обоснованного методического уровня и высококвалифицированных кадров. К сожалению, до сих пор не создана модель превентивного комплекса стимулирования и оздоровления, предусмотренного программой Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех к 2020 г.».
На вооружении профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания и
© Гагиева З.А., Доев В.К., 2014
Вестник Университета № 17, 2014
спорта университетов имеются учебные программы и государственные образовательные стандарты, которыми они и руководствуются в своей работе по оздоровлению студентов средствами физической культуры. Несмотря на Федеральный закон № Э29-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, многие вузы Северного Кавказа не имеют надлежащей физкультурно-спортивной базы, педагоги не охвачены учебой на факультетах повышения квалификации, а методики ведения занятий со студентами резко разнятся по своему содержанию. Это сказывается на конечном результате их работы - здоровье студентов. Больные студенты уже не могут полноценно реализовать потенциальные возможности ведения активной социальной и личной жизни, а по окончании вуза - реализовать потенциал здоровья для профессиональной деятельности, материального благополучия, ощущения счастья жизни [3].
Учебно-педагогический процесс по физической культуре в вузах Северного Кавказа одновременно решает комплекс задач воспитательного, образовательного, развивающего и оздоровительного характера. План общей учебной программы по физической культуре предусматривает теоретический (лекционный) курс, практические занятия, учебно-методическую и консультативную работу, контроль усвоения учебного материала.
Изучение теоретического материала студентами 1-3-х курсов осуществляется на лекциях посредством написания конспектов и самостоятельной работы с учебной, научной литературой на кафедре и дома. Контроль теоретических знаний предполагает следующее:
— получение обратной связи с аудиторией - заполнение анонимных анкет с вопросами по пройденному материалу, позволяющих выявить уровень восприятия и практической реализации полученных знаний студентами;
— выполнение письменных контрольных работ по окончании лекционного материала с проставлением оценок;
— собеседования по учебной программе для контроля степени усвоения конкретных тем теоретического и практического курсов.
Итоговую аттестацию по физической культуре проходят студенты 1-3-х курсов с зачетом в конце каждого семестра. Учитываются оценки по теоретическим знаниям и уровень выполнения практических нормативов по программе общефизической подготовки.
Практические учебные занятия для студентов всех специальностей 1-3-х курсов проходят на спортивных базах университетов (имеются не менее шести спортивных залов разного профиля в каждом вузе, залы гиревого спорта, тренажерные залы). Согласно университетскому расписанию занятия по физическому воспитанию проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 4 академических часа, и в этот день других предметов у студентов не планируется. Это позволяет более тщательно планировать построение графика учебных занятий по видам специализации, чередовать на занятиях различные виды спорта, проводить методические и практические занятия, организовывать и проводить на учебных занятиях спортивные соревнования среди учебных групп, получая 100 %-ную посещаемость. Понимая, что объем двигательной активности (4 часа в неделю) в настоящее время явно недостаточен для студентов вузов, руководство кафедр физического воспитания и спорта выделило дополнительно 2 часа в неделю. Проведение практических учебных занятий по физическому воспитанию, на наш взгляд, не позволяет решить основные задачи в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые ставит сегодня практика жизни. Поэтому усилен блок воспитательной работы, особое внимание уделяется привитию знаний и навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, внедрению индивидуальных систем физкультурно-оздоровительных технологий.
В свободное от учебы время студенты могут посещать спортивные секции по 25 различным видам спорта, повышая спортивное мастерство, реализуя свои физические возможности, защищая честь вуза на областных, всероссийских и международных соревнованиях. В летний период студенты по льготным путевкам могут отдохнуть в спортивных лагерях на берегу Черного моря, где созданы все условия для оздоровления и активного отдыха: организуются и проводятся спортивно-массовые мероприятия, туристические походы, культурные мероприятия и т.д. В вузах работает целевая программа «Здоровье», направленная на обеспечение здоровья и профессиональной психофизической подготовки студентов, главенствующую роль в которой играют физическая культура и спорт [4].
Более 500 студентов-спортсменов в каждом вузе занимаются в секциях спортивного мастерства по 25 видам спорта. Результаты работы большого коллектива молодых спортсменов и их наставников наглядны - это победы сборных вузов Северного Кавказа в соревнованиях самого высокого ранга, многочисленные кубки, призы и награды.
Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом активизируется деятельность всех органов и систем организма, повышается способность студентов к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы. Физическая тренировка в молодом организме вызывает более значительные морфологические и функциональные сдвиги, чем в зрелом. Под влиянием систематических нагрузок происходит перестройка не только функций отдельных органов и систем, но и взаимоотношений между ними.
Занятия спортом влияют на функциональное состояние нервной системы, совершенствование которого зависит от характера физических упражнений, используемых в тренировке, их объема, интенсивности и продолжительности занятий спортом. Система организации культурно-воспитательной работы, учебно-методического процесса по физической культуре, спортивно-тренировочных и массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий в вузах Северного Кавказа позволяет эффективно решать проблему здоровья здоровых и условно здоровых студентов.
Библиографический список
1. Дубровский В.И. Главные факторы здоровья // Валеология. Здоровый образ жизни. - 1999. - С. 29-41.
2. Медведков В. Д. Занятия физическими упражнениями по интересам - один из путей снижения заболеваемости студентов / В. Д. Медведков, Н.И. Медведкова, Ю.Н. Кодинцев // Организация и методика учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы: мат. VI Междунар. науч.-метод. конф. - Ч. 1. - М., 2000. - С. 59-60.
3. Рыбачук Н.А. Формирование принципов здорового стиля жизни студентов // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 59-60.
4. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2008. - 336 с.