Научная статья на тему 'Проблемы физического здоровья студентов вуза и пути их решения в Северо-Кавказском регионе'

Проблемы физического здоровья студентов вуза и пути их решения в Северо-Кавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гагиева Зарина Ароновна, Доев Валерий Казбекович

В статье рассмотрены вопросы физического здоровья студенческой молодежи в Северо-Кавказском регионе и современные подходы к формированию здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гагиева Зарина Ароновна, Доев Валерий Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMs OF PHYSICAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS AND THEIR SOLUTIONSIN THE NORTH CAUCASUS REGION

In the article the questions of physical health of students in the North Caucasus region and modern approaches to the promotion of a healthy lifestyle by means of physical culture and sports are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы физического здоровья студентов вуза и пути их решения в Северо-Кавказском регионе»

УДК 796

З.А. Гагиева

В.К. Доев

Zarina Gagieva Уа1ег1у Боеу

Одной из актуальных задач на современном этапе является вопрос сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи и студентов, восстановления их физических сил, поднятия физиолого-психологических возможностей и уровня физического развития. Накоплен огромный банк данных, свидетельствующих о том, что только 30 % студентов практически здоровы, а 70 % имеют те или иные отклонения в здоровье. Речь идет о трудовом и интеллектуальном потенциале страны, дипломированных специалистах, будущих защитниках страны. Обеспечить качественное образование и организовать образовательно-воспитательный процесс без ущерба для здоровья студентов - непростая задача, с которой сталкиваются педагоги вузов [1].

Проблема охраны и укрепления здоровья здоровых и практически здоровых лиц является приоритетной задачей отечественной государственной политики. Актуальность данной проблемы особенно велика для регионов Северного Кавказа (перенаселение, безработица, непростые условия социального и экономического развития, неблагоприятные показатели заболеваемости и смертности, углубление социальной дифференциации, близость горячих точек, рост числа мигрантов и беженцев, тяга части населения и молодежи к потреблению психоактивных веществ). Медицинские работники фиксируют рост социально зависимых заболеваний, дезадаптационных синдромов, хронического утомления, экологозависимых заболеваний.

Для радикального решения острых проблем здоровья населения в регионе необходимо создать условия для здоровой, безопасной и активно-творческой жизни людей. Следует признать здоровье населения фактором национальной безопасности, стратегическим потенциалом, фактором стабильности и благополучия общества. Учитывая вышеперечисленные факторы и условия, необходимо обратить особое внимание на возможность эффективного увеличения потенциала здоровья здоровых лиц средствами физической культуры, спорта, элементами здорового образа жизни [2].

Разработка новых технологий укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний требуют должной материально-технической оснащенности, научно-обоснованного методического уровня и высококвалифицированных кадров. К сожалению, до сих пор не создана модель превентивного комплекса стимулирования и оздоровления, предусмотренного программой Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех к 2020 г.».

На вооружении профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания и

© Гагиева З.А., Доев В.К., 2014

Вестник Университета № 17, 2014

спорта университетов имеются учебные программы и государственные образовательные стандарты, которыми они и руководствуются в своей работе по оздоровлению студентов средствами физической культуры. Несмотря на Федеральный закон № Э29-ФЗ от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, многие вузы Северного Кавказа не имеют надлежащей физкультурно-спортивной базы, педагоги не охвачены учебой на факультетах повышения квалификации, а методики ведения занятий со студентами резко разнятся по своему содержанию. Это сказывается на конечном результате их работы - здоровье студентов. Больные студенты уже не могут полноценно реализовать потенциальные возможности ведения активной социальной и личной жизни, а по окончании вуза - реализовать потенциал здоровья для профессиональной деятельности, материального благополучия, ощущения счастья жизни [3].

Учебно-педагогический процесс по физической культуре в вузах Северного Кавказа одновременно решает комплекс задач воспитательного, образовательного, развивающего и оздоровительного характера. План общей учебной программы по физической культуре предусматривает теоретический (лекционный) курс, практические занятия, учебно-методическую и консультативную работу, контроль усвоения учебного материала.

Изучение теоретического материала студентами 1-3-х курсов осуществляется на лекциях посредством написания конспектов и самостоятельной работы с учебной, научной литературой на кафедре и дома. Контроль теоретических знаний предполагает следующее:

— получение обратной связи с аудиторией - заполнение анонимных анкет с вопросами по пройденному материалу, позволяющих выявить уровень восприятия и практической реализации полученных знаний студентами;

— выполнение письменных контрольных работ по окончании лекционного материала с проставлением оценок;

— собеседования по учебной программе для контроля степени усвоения конкретных тем теоретического и практического курсов.

Итоговую аттестацию по физической культуре проходят студенты 1-3-х курсов с зачетом в конце каждого семестра. Учитываются оценки по теоретическим знаниям и уровень выполнения практических нормативов по программе общефизической подготовки.

Практические учебные занятия для студентов всех специальностей 1-3-х курсов проходят на спортивных базах университетов (имеются не менее шести спортивных залов разного профиля в каждом вузе, залы гиревого спорта, тренажерные залы). Согласно университетскому расписанию занятия по физическому воспитанию проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 4 академических часа, и в этот день других предметов у студентов не планируется. Это позволяет более тщательно планировать построение графика учебных занятий по видам специализации, чередовать на занятиях различные виды спорта, проводить методические и практические занятия, организовывать и проводить на учебных занятиях спортивные соревнования среди учебных групп, получая 100 %-ную посещаемость. Понимая, что объем двигательной активности (4 часа в неделю) в настоящее время явно недостаточен для студентов вузов, руководство кафедр физического воспитания и спорта выделило дополнительно 2 часа в неделю. Проведение практических учебных занятий по физическому воспитанию, на наш взгляд, не позволяет решить основные задачи в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые ставит сегодня практика жизни. Поэтому усилен блок воспитательной работы, особое внимание уделяется привитию знаний и навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, внедрению индивидуальных систем физкультурно-оздоровительных технологий.

В свободное от учебы время студенты могут посещать спортивные секции по 25 различным видам спорта, повышая спортивное мастерство, реализуя свои физические возможности, защищая честь вуза на областных, всероссийских и международных соревнованиях. В летний период студенты по льготным путевкам могут отдохнуть в спортивных лагерях на берегу Черного моря, где созданы все условия для оздоровления и активного отдыха: организуются и проводятся спортивно-массовые мероприятия, туристические походы, культурные мероприятия и т.д. В вузах работает целевая программа «Здоровье», направленная на обеспечение здоровья и профессиональной психофизической подготовки студентов, главенствующую роль в которой играют физическая культура и спорт [4].

Более 500 студентов-спортсменов в каждом вузе занимаются в секциях спортивного мастерства по 25 видам спорта. Результаты работы большого коллектива молодых спортсменов и их наставников наглядны - это победы сборных вузов Северного Кавказа в соревнованиях самого высокого ранга, многочисленные кубки, призы и награды.

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями и спортом активизируется деятельность всех органов и систем организма, повышается способность студентов к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы. Физическая тренировка в молодом организме вызывает более значительные морфологические и функциональные сдвиги, чем в зрелом. Под влиянием систематических нагрузок происходит перестройка не только функций отдельных органов и систем, но и взаимоотношений между ними.

Занятия спортом влияют на функциональное состояние нервной системы, совершенствование которого зависит от характера физических упражнений, используемых в тренировке, их объема, интенсивности и продолжительности занятий спортом. Система организации культурно-воспитательной работы, учебно-методического процесса по физической культуре, спортивно-тренировочных и массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий в вузах Северного Кавказа позволяет эффективно решать проблему здоровья здоровых и условно здоровых студентов.

Библиографический список

1. Дубровский В.И. Главные факторы здоровья // Валеология. Здоровый образ жизни. - 1999. - С. 29-41.

2. Медведков В. Д. Занятия физическими упражнениями по интересам - один из путей снижения заболеваемости студентов / В. Д. Медведков, Н.И. Медведкова, Ю.Н. Кодинцев // Организация и методика учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы: мат. VI Междунар. науч.-метод. конф. - Ч. 1. - М., 2000. - С. 59-60.

3. Рыбачук Н.А. Формирование принципов здорового стиля жизни студентов // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 59-60.

4. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. - М.: Академия, 2008. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.