УДК 796-053.7 DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-2-55-60
Закаливание в системе самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи
ЛистковаМ. Л.*
Омский государственный педагогический университет Омск, Россия ORCID: 0000-0002-7481-6059, [email protected]*
Аннотация: На сегодняшний день значительное ухудшение показателей здоровья среди студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, объясняется рядом факторов, одним из которых является недостаточная сопротивляемость организма обучающихся различного рода простудным заболеваниям, что, в свою очередь, сильно ослабляет иммунную систему обучающихся. Это входит в противоречие с задачами предмета «Физическое воспитание» в высших учебных заведениях: укреплять здоровье студентов, улучшать показатели физического развития занимающейся молодёжи. Колоссальные изменения, вызванные социально-экономической, политической и образовательной действительностью, требуют новых, обоснованных с научной точки зрения подходов к системе физического воспитания студенческой молодёжи. Материалы. В данной статье рассматривается необходимость включения в содержание самостоятельных занятий студентов физической культурой оздоровительной процедуры закаливания, укрепляющей здоровье, повышающей устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. С этой целью нами проводился эксперимент среди студентов, обучающихся на различных факультетах. Ход эксперимента, его результаты представлены в статье. Методы исследования. Анализ и систематизация научной и методической литературы; обобщение передового педагогического опыта, рабочей документации и программного материала по предмету «Физическое воспитание» в высших учебных заведениях; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. В результате проведенного исследования нами было обнаружено, что срок достижения результата полного обливания всего тела max. холодной водой у каждого занимающегося в экспериментальной группе был индивидуальный, зависящий от переносимости холодового воздействия. По окончании эксперимента значительно сократилось количество простудных заболеваний с проявлением различной симптоматики, в том числе с повышением температуры тела, в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Заключение. Закаливающие процедуры, используемые студентами экспериментальной группы в самостоятельных занятиях физической культурой, позволили в течение учебного года укрепить здоровье занимающихся, повысили устойчивость организма учащихся к воздействию холода, что в конечном итоге привело к снижению простудных заболеваний среди студентов, обучающихся на различных факультетах университета.
Ключевые слова: студенты, здоровье, закаливание, обливание, физическая культура, самостоятельные занятия, температура воды.
Для цитирования: Листкова М. Л.* Закаливание в системе самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодёжи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(2): 55-60. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-255-60
Conditioning in the system of independent physical education lessons
among students
Marina L. Listkova*
Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia ORCID: 0000-0002-7481-6059, [email protected]*
Abstract: Nowadays considerable health indices decrease among students, who study at higher
educational establishments, is conditioned by several factors. One of them is insufficient resistance of students' organism to different kinds of cold. It make students' immune system weaker. It contradicts the objectives of "Physical upbringing" subject at higher educational establishments: students' health strengthening, students' physical development indices improvement. Great changes caused by social-economic, political and educational reality demand new, scientifically substantiated approaches to the system of physical upbringing among students. Materials. The article considers the necessity to include conditioning procedure (strengthens health, increases organism resistance to U.R.I. (upper respiratory infections)) into the content of students' independent physical education lessons. For this purpose we carried out the experiment among students, who study at different faculties. The experiment organization, its results are presented in the article. Research methods. Information sources analysis and summarizing; progressive pedagogical experience, documents and program material of "Physical education" subject at higher educational establishments summarizing; questionnaire survey; testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Results. As a results of the held experiment we revealed that the period of complete conditioning of the whole body achievement with maximum cold water among each respondent of the experimental group was individual. It depended on cold influence resistance. At the end of the experiment the cases of U.R.I. decreased, including such symptoms as high body temperature, among the respondents from the experimental group in comparison with the respondents from the control group. Conclusion. Conditioning procedures, which were used by students of the experimental group in independent physical education lessons, helped to strengthen health of students during the year. They increased students' resistance to cold influence, which finally led to U.R.I. level decrease among students, who study at different faculties of the University.
Keywords: students, health, conditioning, dousing with cold water, physical culture, independent lessons, water temperature.
For citation: Marina L. Listkova*. Conditioning in the system of independent physical culture lessons
among students. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(2): 55-60. DOI: 10.14526/20704798-2020-15-2-55-60
АКТУАЛЬНОСТЬ
Огромную значимость закаливающих процедур для здоровья человека еще в давние времена подчеркивали великие русские ученые в области просвещения и медицины: Бехтерев В.М., Лесгафт П.Ф., Павлов И.П., Пирогов Н.И., Покровский Е.А., Сеченов И.М., Ушинский К.Д. и др. Исследования, описанные в научных трудах видных деятелей, являются основой знаний о физическом воздействии закаливания на человеческий организм. Физические упражнения в сочетании с закаливанием при обязательном учёте и выполнении гигиенических нормативов, правильном питании и режиме дня составляют наиболее многогранный и полный подход к физическому воспитанию [1].
Выдающийся русский физиолог, врач и исследователь Сеченов И.М. писал, что существование человека возможно только при поддержке его
окружающей внешней среды [2].
Ещё с давних времён для закаливания организма человечество широко использовало естественные силы природы: солнечные лучи,
свежий воздух и воду. Например, в найденных папирусах Древнего Египта обнаружены сведения о том, что укреплению здоровья способствуют систематическое применение прохладных воздушных и водных процедур. Система закаливания Египта имела широкое применение и в Древней Греции. Воспитание будущих воинов Спарты осуществлялось на основе физического совершенствования и закаливания. С этой целью спартанцы почти весь год передвигались босиком, практически без одежды, надевая только одно верхнее платье зимой. Спать юношам разрешалось без подстилки, только на соломе или сене, укрываться чем либо было запрещено.
Большим уважением пользовалось закаливание в Древней Руси. Доктор медицинских наук, педиатр и педагог Покровский Е.А. в своих трудах отмечал, что у русского народа адаптация тела к холоду начиналась с раннего возраста и считалась важной частью воспитания. В связи с этим в народе возникла поговорка: "Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды". Мудрые слова народа имеют под собой
философский смысл. Климатически суровые условия России с древних времён заставляли людей совершенствовать различные методы и формы закаливания организма.
Народы Севера с самого раннего возраста приучали детей к холоду. Например, у якутов новорожденных детей в течение трёх и более суток несколько раз за день натирали снегом или обливали ледяной водой. Тунгусы и остяки опускали младенцев в снег и затем обливали холодной водой, после чего заворачивали в оленью шкуру [1].
Изучая быт и образ жизни народов нашей страны в разное время, мы обнаруживаем применение таких средств закаливания, как ходьба босиком, обливание, купание, плавание в холодной воде, продолжительное пребывание на свежем воздухе (воздушные ванны); катание на коньках, санках, лыжах, что является абсолютно естественным в условиях климата России. Особенно широкое распространение получила баня, как сама по себе, так и в комплексе со снежным растиранием.
Современные условия, несмотря на возросший научно-технический прогресс, в значительной степени снизили физическую активность людей. При этом количество различных заболеваний, связанных с уменьшением двигательной функции организма, неуклонно растёт. Возросшее число больных людей, страдающих простудными и острыми респираторными заболеваниями, существенным образом повышают роль закаливания - наиболее эффективного средства укрепления здоровья [3; 4; 6; 7; 8; 9; 10].
Цель работы: обоснование,
разработка и экспериментальное изучение влияния закаливания как составляющей части оздоровительной системы организма студенческой молодёжи.
Объект исследования: физическое воспитание студентов в вузе.
Предметом исследования является методическое обеспечение закаливающих процедур в самостоятельных занятиях физической культурой у студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать данные научной и методической литературы по закаливанию организма.
2. Осуществить выбор наиболее эффективных средств и методов закаливания, доступных для студентов.
3. Экспериментально проверить эффективность выбранных средств и методов закаливания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В статье рассматривается необходимость включения в содержание самостоятельных занятий студентов физической культурой оздоровительной процедуры закаливания, укрепляющей здоровье, повышающей устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. С этой целью нами проводился эксперимент среди студентов, обучающихся на различных факультетах.
Для осуществления исследования на данную тематику нами были использованы следующие методы: анализ и систематизация научнойиметодическойлитературы;обобщение передового педагогического опыта, рабочей документации и программного материала по предмету «Физическое воспитание» в высших учебных заведениях; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Закаливание - это комплекс мер и методов повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным температурным факторам окружающей среды, преимущественно к низкой температуре, путем адаптации организма к холодовым воздействиям.
Систематическое воздействие
закаливающих водных процедур может являться надежным профилактическим средством от нежелательного охлаждения тела. Всесторонне воздействуя на человека, водные процедуры повышают терморегуляцию организма, работу дыхательной, сердечнососудистой систем, обмен веществ; способствуют нормализации гормонального уровня; дают заряд бодрости и хорошего настроения на весь день. Закаливание повышает иммунитет, увеличивает силы организма в борьбе с простудными заболеваниями, снижает чувствительность к изменениям температуры.
В связи с этим нормализуется нервная система: устраняется переутомление, происходит стимулирование эндокринной системы, влияющей на все процессы жизнедеятельности организма. Воздействие холодной воды способствует омоложению клеток организма, улучшает состояние кожи. Холодное воздействие способствует сужению сосудов в нижних конечностях, снижая возникновение варикозного расширения вен. Закаливающие процедуры повышают циркуляцию крови, способствуя тем самым улучшению мозговой деятельности. Они же являются составной частью средств, укрепляющих здоровье человека, продлевающих долголетие, улучшающих качество жизни. [3; 5; 6; 7; 8; 9; 10;11].
Учитывая высокий уровень
воздействия закаливающих процедур на организм человека, мы провели следующее исследование. Для этого были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Обе группы занимались физической культурой самостоятельно в домашних условиях. В содержание самостоятельных занятий экспериментальной группы были введены обливания холодной водой. В самостоятельные занятия контрольной группы закаливающие процедуры не были включены [3;12].
Закаливающие процедуры для студентов проводились по методике Дубровской С.В., рекомендующей «...частичное обливание, начиная с ног, постепенно уменьшая температуру воды каждый день» [13, с. 22]. Температура воды при первых обливаниях должна быть комнатной - 26-28° С, «.в дальнейшем ее снижают на 1° С в день (до 18° С и ниже)» [13, с. 23].
Закаливающие процедуры мы рекомендовали выполнять по завершении физических упражнений один-два раза в день, утром и вечером.
Так как закаливание - это профилактическая, а не лечебная процедура, то студентам, имеющим какие-либо простудные заболевания, обливаться холодной водой без консультации врача запрещалось. Поскольку закаливающая процедура оказывает мощное тонизирующее воздействие на весь организм, повышает настроение, бодрость, то закаливаться рекомендовалось за 1,5-2 часа до отхода ко сну.
Перед началом обливания холодной водой можно было включить теплый душ. Закаливание холодной водой рекомендовалось выполнять от 3 до 10 секунд, выдерживая между обливаниями паузу до 15 секунд.
Очень важно после закаливания предотвратить дополнительное охлаждение тела, для этого необходимо сразу же одеться и постараться избежать сквозняков.
Для занимающихся закаливанием с целью укрепления здоровья и повышения иммунитета необходимо соблюдать следующие принципы: постепенность, непрерывность и выполнение описанных выше условий закаливания.
Ежедневный переход на полное обливание всего тела максимально холодной водой являлся завершающим этапом предложенной нами методики закаливания
[14,15,16].
В результате проведенного
исследования нами было обнаружено, что срок достижения результата полного обливания всего тела max. холодной водой у каждого занимающегося в экспериментальной группе был индивидуальный, зависящий от переносимости холодового воздействия.
Таким образом, через десять дней 1 студент достиг полного обливания max. холодной водой; через двадцать - 11 студентов; через тридцать - 20 студентов; через сорок - 33; через пятьдесят - 38; через шестьдесят один день 100% (41 студент) достигли конечного результата полного обливания. Результаты достижения студентами полного обливания в закаливании max. холодной водой представлены на рисунке.
Во время простудных заболеваний или при первых признаках их проявления выполнение закаливающей процедуры строго запрещалось.
Показатели заболеваемости у студентов до и после исследования в учебном году представлены в таблице.
Дни
Рис. 1. Динамика числа студентов, достигших полного обливания в закаливании холодной водой Таблица 1 - Показатели заболеваемости у студентов до и после исследования
Время Количество простудных заболеваний ( %)
Экспериментальная группа Контрольная _ группа _ 26%
До закаливания 24%
В период закаливания 5% 21%
До закаливания в экспериментальной группе простудными заболеваниями болело 24% студентов, в контрольной группе - 26%. В период закаливания простудные заболевания с проявлением различной симптоматики, в том числе с повышением температуры тела, перенесли в экспериментальной группе 5% студентов, в контрольной группе - 21% [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе исследования результаты изменения количества
заболеваемости студентов свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в организме занимающихся ЭГ.
В беседе со студентами экспериментальной группы на тему закаливания занимающиеся отмечали, что после 15-20 обливаний max. холодной водой у них появлялась потребность ежедневного
выполнения этой процедуры.
Контроль выполнения студентами самостоятельных занятий, закаливающих процедур осуществлялся нами в экспериментальной и контрольной группе благодаря ведению занимающимися протоколов самоконтроля. На наш взгляд, это приучало студентов с большей ответственностью относиться к самостоятельным занятиям и закаливанию [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. М.: Медицина. 1991: 3-232. Сеченов И.М. Избранные труды. Выпуск 1. М. 1952: 142.
3. Листкова М.Л. Программно-методическое обеспечение самостоятельных занятий по физической культуре студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск. 2019: 186.
4. Паршина М.В., Коробейникова Е.И. Одна из стимулирующих физкультурно-
оздоровительных технологий - закаливание. Наука-2020: Физическая культура, спорт и туризм: проблемы и перспективы.2020; 5: 99101.
5. Земба Е.А. Закаливание - составная часть оздоровительной системы организма человека. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). 2009; 3: 91-96.
6. Иванченко О.А. Будь здоров! Закаливание - это мобилизация резервов. М.: Физкультура и спорт. 2006; 10: 16-21.
7. Курбатов О.Г. К здоровью через закаливание. Физическая культура и здоровье населения востока России : матер. регион. научно-практич. конф. Южно-Сахал. гос. пед. ин-т. 1995: 84-86.
8. Мильнер Е.Г. Холод и голод - хорошо. Но в меру. М.: ФИС. 2006; 1: 10-11.
9. Daskapan A., Tuzun E.H., Eker L. Relationship between physical activity level and health related quality of life among university students. Saudi Medical Journal. 2005; 26: 102601028.
10. Сергеев В.Н. Гормоны любят холод. М.: ФИС. 1999; 2: 9.
11. Трескунов К.А. Парадоксы
адаптации: воздействие холода на организм. Адаптация к гипоксии. М.: ФИС. 2000; 2: 10-11.
12. Листкова М.Л. Программно-методическое обеспечение самостоятельных занятий по физической культуре студентов вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; Т 14. № 1: 168-175. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-168-175
13. Дубровская С.В. Правильное закаливание водой. М.: РИПОЛ Классик. 2007: 64.
14. Extremera N., Fernandez-Berrocal P. Emotional intelligence as predictor of mental, social, and physical health in university students. Spanish Journal of Psychology. 2006; 9(1): 45-51.
15. Ghai\edi G.H., Tavoli A., Bakhtiari M., Melyani M., Sahragard M. Quality of life in colledge students with and without social phobia. Social Indicators Research. 2010; 97: 247-256. DOI: 10.1007/s11205-009-9500-3.
16. Li G.S., Lu F.J.H., Wang A.H. Exploring the relationships of physical activity, emotional intelligence and health in Taiwan college students. Journal of Exercise Science and Fitness. 2009; 7(1): 55-63. DOI: 10.1016/S1728-869X(09)60008-3.
Статья поступила в редакцию: 15.06.2020
Листкова Марина Леонидовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Омский государственный педагогический университет, 644099, Россия, г. Омск, Набережная Тухачевского, дом 14, e-mail: [email protected]