Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ-ИНВАЛИДАМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ-ИНВАЛИДАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ-ИНВАЛИДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНИКИ ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ / «СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!» / CONVICTS WITH SPECIAL NEEDS / CORRECTIONAL FACILITY / PSYCHO-CORRECTION PROGRAM / POSITIVE THINKING TECHNIQUES / «THERE IS HAPPINESS!»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Е. И.

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения одной из социально незащищенных категорий граждан в обществе - осужденных-инвалидов. В пример приведена психокоррекционная программа, обучающая осужденных-инвалидов позитивному мышлению. Являясь действующим сотрудником исправительной колонии, непосредственно работающим с осужденными, автор опирается на личный опыт и собственные наработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using positive thinking techniquesin dealing with convicted persons with special needs

In the article the author addresses the issue of psychological support for one of the socially vulnerable categories of citizens in society - convicted persons with special needs. She gives an example of a psycho-correction program that teaches convicted persons with disabilities about positive thinking. As an active staff member of the correctional colony who works directly with convicts, the author relies on personal experience and her own groundwork.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ-ИНВАЛИДАМИ»

УДК 159.98

Е. И. БОРИСОВА

начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области, майор внутренней службы

Смоленск

ELENA I. BORISOVA

Head of the Psychological Laboratory of the Federal Security Service CF AO FPS of the Russian Federation in the Smolensk Region, Major of the Internal Service

Smolensk

Использование техник позитивного мышления в работе с осужденными-инвалидами

Using positive thinking techniques in dealing with convicted persons with special needs

#

Аннотация. В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения одной из социально незащищенных категорий граждан в обществе - осужденных-инвалидов. В пример приведена психокоррекционная программа, обучающая осужденных-инвалидов позитивному мышлению. Являясь действующим сотрудником исправительной колонии, непосредственно работающим с осужденными, автор опирается на личный опыт и собственные наработки.

Ключевые слова: осужденные-инвалиды, исправительная колония, психокоррекционная программа, техники позитивного мышления, «Счастье есть!».

Annotation. In the article the author addresses the issue of psychological support for one of the socially vulnerable categories of citizens in society -convicted persons with special needs. She gives an example of a psycho-correction program that teaches convicted persons with disabilities about positive thinking. As an active staff member of the correctional colony who works directly with convicts, the author relies on personal experience and her own groundwork.

Key words: convicts with special needs, correctional facility, psycho-correction program, positive thinking techniques, «There is happiness!».

#

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается поиск и

внедрение новых форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, а также повышение требований к научному и методическому уровню психодиагности-

26

[email protected] www.or.fsin.su

ческой и психокоррекционной работы, разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы [1].

Общая численность осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях России в последние годы не превышает 5 % от общей численности осужденных. По состоянию на 01.10.2017 в исправительных учреждениях отбывали наказание 19 203 осужденных-инвалидов, в том числе инвалиды III группы - 10 701 человек, II группы - 8 039 человек, I группы - 463 человека [2]. С 2011 по 2018 год в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области содержались 140 осужденных, имеющих инвалидность, из этого числа в 2011 году - 12, в 2012-м - 17, в 2013-м - 26, в 2014-м - 31, в 2015-м - 25, в 2016-м - 12, в 2017-м - 9, в 2018-м -8 человек. Как видно из приведенных данных, численность данной категории лиц невелика. Однако реабилитация и ресоциализация осужденных-инвалидов представляет собой непростую задачу. Это связано, во-первых, с индивидуально-психологическими особенностями лиц, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, во-вторых - с существующими в нашем обществе психологическими стереотипами восприятия инвалидов и социальными установками по отношению к ним.

Безусловно, инвалиды - одна из наиболее социально незащищенных категорий в обществе в целом и в пенитенциарной системе в частности, причем

эта группа людей весьма неоднородна. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Смоленской области содержатся инвалиды по зрению (слабовидящие); инвалиды, чье нарушение здоровья обусловлено значительными нарушениями слуха (слабослышащие); лица, получившие инвалидность в результате различных травм, оставивших их без пальцев руки или ноги, и так далее. Отдельно можно выделить группу осужденных, имеющих психические расстройства.

Ситуация инвалидности несет в себе деструктивный потенциал. Ограниченность жизнедеятельности, изоляция от общества, вызванная рядом объективных и субъективных причин, и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, часто приводят к истощению психических сил. «Одни винят во всем себя, другие - внешние обстоятельства, третьи оказываются фаталистами и мирятся с ситуацией фрустрации, четвертые готовы активно воздействовать на эти обстоятельства, желают изменить их» [3].

В настоящее время в системе психологического сопровождения личности эффективно применяются техники позитивного мышления. Позитивная психология - это особое психологическое направление, изучающее положительные аспекты человеческой психики. Если классическая психология фокусируется на проблемах и патологиях, то предмет исследований позитивной психологии -все, что помогает человеку достигать счастья.

Для работы с осужденными-инвалидами нами была разработана психокор-рекционная программа «Счастье есть!», целью которой стало формирование у осужденных позитивного мышления. Ее разработку мы начали с изучения

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020

27

теории позитивной психотерапии и позитивной психологии.

Позитивное мышление - это своего рода дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее - это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее - это результат нашего мышления сегодня. Поэтому практика позитивного мышления - это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

На подготовительном этапе реализации программы для создания тренинго-вой группы с осужденными были проведены индивидуальные консультации, в ходе которых им были разъяснены цель и задачи программы. В результате сформирована тренинговая группа из шести осужденных-инвалидов, изъявивших желание участвовать в программе. Обучение было реализовано в течение двух месяцев и состояло из восьми занятий, проводившихся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляла от одного до двух часов.

На вводном занятии осужденные обсудили и приняли правила работы в группе, познакомились с теорией позитивной психотерапии, высказали свои ожидания от участия в программе. С целью формирования у осужденных представления о позитивном мышлении и его роли в жизни человека был показан документальный фильм «Секрет» [4]. В нем обобщаются некоторые идеи «философии нового мышления», в частно-

сти - способность человека силой своей мысли влиять на окружающую реальность, способность к самоисцелению, материализация страхов и желаний. После демонстрации фильма состоялось его обсуждение.

Психокоррекционная программа включает в себя комплекс упражнений, направленных на снижение эмоционального напряжения и тревожности, оптимизацию самочувствия, повышение активности, формирование умений уверенного поведения, правильных (конструктивных) взаимоотношений с окружающими.

Для изучения особенностей психофизиологического и эмоционального состояния участников программы использовались следующие методики:

- «Самочувствие, активность, настроение» (САН) (предназначена для определения функционального состояния человека, показывает, насколько выражен в настоящий момент каждый из психологических показателей и его изменение в течение определенных интервалов времени);

- «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) (предназначена для экспресс-оценки удовлетворенности жизнью, измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни);

- методика диагностики состояния стресса (ДСС) (предназначена для экспресс-диагностики выраженности состояния стресса);

- State-Trait Anxiety Inventory (STAI) (предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты, позволяет быстро и эффективно определить уровень трево-

28

[email protected] www.or.fsin.su

ги - важнейший показатель психического состояния индивида, получить количественную оценку выраженности аффективных расстройств и оценить динамику состояния под действием терапии).

С целью оценки эффективности применения психокоррекционной программы в работе с осужденными-инвалидами мы провели психологическую диагностику участников эксперимента до участия их в программе и после и сравнили полученные результаты.

До участия в программе у осужденных, принявших участие в эксперименте, по методике «САН» был выявлен сниженный показатель по шкале «самочувствие», показатели по шкалам «активность», «настроение» - на среднем уровне; методика «ДСС» выявила уровень состояния стресса выше среднего; по методике «ИЖУ» по всем пяти шкалам получены низкие значения: интерес к жизни, последовательность в достижении целей, согласованность между поставленными и достигнутыми целями, положительная оценка себя и собственных поступков, общий фон настроения на низком уровне; по методике 8ТЛ1 выявлен уровень реактивной тревожности и личностной тревожности выше среднего.

Полученные в результате предварительной диагностики данные подтвердили наличие у осужденных-инвалидов сниженной эмоциональной устойчивости, невысоких социально-адаптивных качеств, недостаточной активности, устремленности к достижению успехов. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. Кроме того, результаты тестов подтвердили также необходимость организации и осуществления социально-психологической и психотерапевтической помощи

осужденным-инвалидам по повышению сопротивляемости к стрессу, снижению уровня тревоги и депрессии, развитию целеустремленности в достижении успехов и в целом по повышению адаптационного потенциала к различным жизненным ситуациям.

После завершения программы участники прошли психологическую диагностику с применением тех же методик. В результате показатели «самочувствие», «активность», «настроение» у осужденных повысились до уровня выше среднего, уровень состояния стресса снизился, индекс удовлетворенности жизнью повысился по всем пяти шкалам до среднего уровня, уровень ситуативной и личностной тревожности снизился.

Исходя из полученных результатов, мы можем говорить об эффективности проводимых с осужденными-инвалидами, содержащимися в исправительной колонии общего режима, тренинговых мероприятий в рамках реализации пси-хокоррекционной программы «Счастье есть!».

В день подведения итогов участия в психокоррекционной программе осужденные отметили ощутимую пользу новых знаний, а именно приобретение навыков уверенного поведения, позитивного представления о себе, раскрытие в себе потенциала собственных внутренних ресурсов для выхода из различных сложных ситуаций и построения правильных взаимоотношений с окружающими.

Техники и методы, описанные в программе, достаточно просты в применении, а также, что немаловажно, обучают навыкам самопомощи и приемам, которые осужденные могут и в дальнейшем использовать в своей жизни. ф

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020

29

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Минюст России разъяснил СПЧ, как соблюдаются права инвалидов в местах принудительного содержания // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека : [сайт]. 15.01.2018. URL: http://president-sovet.ru/presscenter/ news/read/4355/ (дата обращения: 02.02.2019).

3. Основы психологии осужденных, подозреваемых и обвиняемых с отклонениями в физическом и психическом развитии : методические рекомендации / Межрегиональный отдел психологической работы ГУФСИН России по Свердловской области. Екатеринбург, 2016 (документ опубликован не был).

3. Дрю Хэриот. Секрет : документальный фильм. 2006.

1. Concept of Development of the Penal Correction System of the Russian Federation until 2020 : Approved instruction of the Government of the Russian. Federation dated 14.10.2010 № 1772-r. Access from LRS «ConsultantPlus».

2. The Ministry of Justice of the Russian Federation explained to the CHR how the rights of persons with special needs are respected in places of detention // Presidential Council of the Russian Federation On Civil Society Development and Human Rights : [website]. 15.01.2018. URL: http://president-sovet. ru/presscenter/news/read/4355/ (access date: 02.02.2019).

3. The basics of psychology of convicts, suspects and the accused with disorders in physical and mental development: methodological recommendations / Interregional Department of Psychological Work of the GAO FPS of the Russian Federation in the Sverdlovsk region. Yekaterinburg, 2016 (document was not published).

3. Drew Heriot. The Secret : Documentary. 2006.

30 [email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.