Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение осужденных-инвалидов в условиях исправительного учреждения'

Психологическое сопровождение осужденных-инвалидов в условиях исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2295
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИМЕЮЩИЕ ИНВАЛИДНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / CORRECTIONAL FACILITY / ILLNESS / CONVICTS WITH DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOCORRECTIONAL WORK / PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шампорова О. В.

Статья посвящена психологическому сопровождению осужденных, имеющих инвалидность. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются осужденные-инвалиды в исправительном учреждении. Представлены индивидуальные и групповые мероприятия психологического сопровождения осужденных-инвалидов с учетом специфики заболевания каждого, уровня его мотивации, готовности к работе над собой. Рассмотрены особенности психологического консультирования осужденных, имеющих ограничения по здоровью. Даны примеры психокоррекционных упражнений, которые можно использовать в работе с осужденными, имеющими инвалидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of convicts with disabilities in a correctional facility

The article is devoted to the psychological support of prisoners with disabilities. The problems faced by convicts with disabilities in a correctional facility are examined. Individual and group activities of psychological support for convicted disabled persons are presented with account of the specifics of each disease, the level of motivation, and willingness to work on oneself. Specific features of psychological counseling of convicts with health restrictions are considered. Examples of psychocorrectional exercises that can be used in the work with disabled prisoners are given.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение осужденных-инвалидов в условиях исправительного учреждения»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УДК 159.9:343.8

О. В. ШАМПОРОВА

начальник психологической лаборатории

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Удмуртской Республике, майор внутренней службы

Сарапул

OLGA V. SHAMPOROVA

Chief of the Psychological Laboratory of Federal Government Institution Correctional colony No. 5 of the FPS of Russia Department in the Udmurt Republic, Major of the Internal Service

Sarapul

Психологическое сопровождение осужденных-инвалидов в условиях исправительного учреждения

Psychological support of convicts with disabilities in a correctional facility

Аннотация. Статья посвящена психологическому сопровождению осужденных, имеющих инвалидность. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются осужденные-инвалиды в исправительном учреждении. Представлены индивидуальные и групповые мероприятия психологического сопровождения осужденных-инвалидов с учетом специфики заболевания каждого, уровня его мотивации, готовности к работе над собой. Рассмотрены особенности психологического консультирования осужденных, имеющих ограничения по здоровью. Даны примеры пси-хокоррекционных упражнений, которые можно использовать в работе с осужденными, имеющими инвалидность.

Ключевые слова: исправительное учреждение, заболевание, осужденные, имеющие инвалидность, психологическое сопровождение, психокоррекционная работа, психологическое консультирование.

Annotation. The article is devoted to the psychological support of prisoners with disabilities. The problems faced by convicts with disabilities in a correctional facility are examined. Individual and group activities of psychological support for convicted disabled persons are presented with account of the specifics of each disease, the level of motivation, and willingness to work on oneself. Specific features of psychological counseling of convicts with health restrictions are considered. Examples of psychocorrectional exercises that can be used in the work with disabled prisoners are given.

Key words: correctional facility, illness, convicts with disabilities, psychological support, psychocor-rectional work, psychological counseling.

52

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации содержатся осужденные различных категорий, но особого внимания заслуживают лица, имеющие инвалидность, поскольку именно они считаются наиболее уязвимой частью осужденных.

Основным законом защиты прав инвалидов является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Именно в статье 1 дается определение понятия инвалида: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [1]. Однако в последнее время термин «инвалид» все чаще заменяется выражением «человек с ограниченными возможностями здоровья».

«В исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные-инвалиды по зрению, слуху, с ампутированными конечностями, а также по общим и профессиональным заболеваниям» [2]. Они нуждаются в постоянном внимании и помощи - медицинской, социальной, психологической.

Основной проблемой осужденного, имеющего инвалидность, является его физическое ограничение или изоляция. Данная трудность обусловлена наличием физических, сенсорных, умственных или психических недостатков, которые препятствуют самостоятельному передвижению осужденного или ориентированию в пространстве.

Следующая проблема связана с трудовой изоляцией осужденного-инвалида. «Человек с ограниченными возможностя-

ми имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его совсем» [3].

И третьей проблемой является про-странственно-средовой барьер. «Сама организация жилой среды пока не является дружественной по отношению к инвалиду» [3]. В связи с этим администрация исправительных учреждений наделяет данную категорию осужденных особым статусом, со стороны заинтересованных служб им уделяется пристальное внимание.

Сотрудники исправительных учреждений знают, что осужденные, имеющие инвалидность, составляют группу высокого риска. Эти люди нуждаются в постоянной помощи, поддержке и защите. Работа с данными осужденными является приоритетной и обязательной, «поэтому вся деятельность сотрудников по работе с осужденными-инвалидами должна быть дополнена медицинским сопровождением и психологической помощью, поиском возможностей для их самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах» [4].

Работа психолога в исправительных учреждениях опирается на работу медицинских сотрудников, психологическое сопровождение осужденных-инвалидов происходит посредством систематического наблюдения, проведения психокоррекционной работы, индивидуальных бесед. Процесс этот достаточно длительный, он требует от психолога не только профессионализма, но и затрат физических и душевных сил.

К основным мероприятиям психологического сопровождения осужденных, являющихся инвалидами, можно отнести:

- психологическую диагностику и обследование личности;

- психологическое консультирование;

- психологическую коррекцию (арт-терапия, ароматерапия, музыкотерапия);

- тренинги, психологическую помощь (кинотерапия, беседы, поддержка,

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

53

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

выслушивание, подбадривание, мотивирование к активности).

На первоначальном этапе поступления осужденных-инвалидов в карантинное отделение работа психолога направлена на развитие у осужденного универсальных адаптационных психологических навыков (коммуникативных, самоконтроля, саморегуляции, стрессоустойчивости и других), снятие последствий психотрав-мирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, продуктивную адаптацию и социализацию.

«В дальнейшем психологическое сопровождение данной категории осужденных строится на таких психологических техниках, как показ наглядного материала, сюжетов, кинопродукции, афоризмов, музыки, которые способствуют повышению реабилитационного потенциала, мотивируют придерживаться активной жизненной позиции, поддерживать друг друга, делиться опытом и знаниями с окружающими, повышая уровень самостоятельности и уверенности личности» [5].

Что касается групповой психокоррек-ционной работы, то здесь с осторожностью следует включать в тренинги техники, которые касаются глубинных процессов личности, поскольку существует риск, что данный процесс может быть не завершен в течение одного занятия. Однако это не означает, что от них нужно полностью отказаться, так как многие задачи тренинга возможно решить лишь при работе в группе. «Выходом из данной ситуации является возможность разработать все занятия одной реабилитационной недели на одну тему (повышение коммуникативных навыков или повышение стрессоустойчивости)» [5].

При проведении психокоррекционных занятий психолог учитывает все особен-

ности людей с ограниченными возможностями. При подборе психологических техник, упражнений нужно принимать во внимание специфику заболевания (уровень развития познавательных процессов, степень нарушения двигательных, слуховых, зрительных и речевых функций организма, эмоционально-волевой сферы и другое), уровень мотивации, запросы и цели осужденных, степень их готовности к работе над своей личностью.

Для осужденных со сниженным интеллектом можно провести активные, энергичные упражнения, зарядку, показать им мультипликационные фильмы. Информацию необходимо доводить ярко, наглядно, по возможности в форме игры, что связано с особенностями восприятия таких осужденных, спецификой работы головного мозга.

На занятиях в группе осужденных с нарушениями опорно-двигательного аппарата не допускается большое количество двигательных упражнений, требующих перемещения по комнате. В исключительных случаях возможно небольшое количество разминок, но важно, чтобы были задействованы все участники группы, поэтому целесообразно использование роли наблюдателя, «контролера» за другими участниками, ходом упражнения, нарушениями инструкций, комбинирование в равные пары (взаимодополняющие).

При выраженных нарушениях речи формируется отдельная тренинговая группа из небольшого числа участников. «Это связано с невозможностью прогова-ривания собственных чувств, ощущений, затрудненностью обратной связи, что является неотъемлемой частью тренинга» [5]. Основными направлениями работы с данной группой являются релаксация, снятие напряжения, зажимов при помощи техник визуализации, самоконтроля и

54

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

самопомощи, музыкотерапии, ароматера-пии, кинотерапии.

Примеры упражнений

Упражнение «Поплавок в океане»

Цель: релаксационное упражнение на снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: «Займите удобное положение. Закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания. Представьте, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время захлестнуть вас, но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания. Почувствуйте движение волны, тепло солнца, поддерживающую вас подушку моря. Проанализируйте, какие еще ощущения возникают, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане».

Материалы: не требуются.

Время выполнения: 10 минут.

Упражнение «Релаксация»

Цель: релаксационное упражнение на снятие эмоционального напряжения.

Процедура: «Вы удобно располагаетесь в кресле и чувствуете, как оно приятно охватывает вас. И все окружающие звуки отступают, уходят. Ваши руки лежат спокойно, свободно. Вы переводите ласковый луч своего внимания на правую руку. И вы дарите ей тепло и свою доброту. Вы проходите своим вниманием палец. Активнее работают кровеносные сосуды, и вы чувствуете, как бьется кровь, как бьется пульс. Ощущения, рожденные в правой руке, вы передаете левой руке. Вы чувствуете жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови и легкое

покалывание. Ваши руки стали свободными и мягкими. Они лежат и отдыхают. Ваши руки умеют дарить и принимать тепло. Луч внимания скользит вниз по вашему телу, и вы можете ощутить биение пульса в плечах, он дарит им расслабление и покой. Они мягкие и спокойные. Теплая волна спускается ниже к ногам. Вы можете чувствовать биение пульса в коленях, в ступнях. Ваше тело отдыхает. Вы - тишина и покой. Вы - гармония с окружающим миром».

Выход в бодрствование. Потирание рук и ушных раковин.

Материалы: не требуются.

Время выполнения: 10 минут.

На тренингах, в которых участвуют слабовидящие клиенты, особое внимание стоит уделить озвучиванию и проговари-ванию происходящего, изображенного.

Психологические занятия должны носить целевой характер, но не должны быть длительными по времени.

В консультировании осужденных-инвалидов психолог выстраивает индивидуальный и личностно-ориентированный подход.

Для предупреждения эмоционально-волевых нарушений у осужденных с церебральным параличом в качестве психопрофилактики можно применять такие коррекционные методы и приемы, как решение психологических задач, сочинение сказок, психогимнастика, психотехнические упражнения по тренингу отдельных эмоций и многое другое. «В психологическом консультировании слабослышащих и глухих используются сказкотерапия, элементы телесно ориентированной терапии, психогимнастики, арт-терапии посредством изобразительной деятельности» [5].

«Проведение любых консультаций предполагает соблюдение основных принципов: целесообразности, доброволь-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

55

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ности и ненавязчивости, методической грамотности и компетентности психолога, доброжелательного и безоценочного отношения к инвалиду, ориентации на нормы и ценности клиента, анонимности, включенности осужденного с ограниченными возможностями здоровья в процесс консультирования» [5].

Одна консультация лица с ограниченными возможностями не должна быть слишком продолжительной. Она может варьироваться от 30 минут до одного часа. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации, если в этом нет специальной потребности.

Таким образом, технология консультирования широко применяется в практике психологической работы с инвалидами.

Осужденные, имеющие ограничение по здоровью в исправительных учреждениях, так же как и все осужденные, проходят подготовку к освобождению.

Психологи разрабатывают специальные программы по подготовке данной категории осужденных. Они, как правило, направлены на формирование у осужденных адекватного отношения к своему жизненному пути, умения конструировать, планировать и адекватно оценивать собственное будущее, а также готовности брать ответственность за события своей жизни на себя. Разработанные программы позволяют развивать у осужденных осознанность планирования деятельности. Также осужденные учатся выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем.

Упражнение «Колесо жизни»

Цель: выявление степени удовлетворенности различными направлениями жизни, развитие перспективного целепо-лагания, формирование позитивных жизненных целей, планов на будущее.

Время проведения: 25 минут.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.

Процедура проведения: «Нарисуйте окружность. Это колесо жизни. Разбейте его на восемь или меньше секторов. Каждая спица колеса - это шкалы по 10-балльной системе. Внутри круга на пересечении всех спиц поставьте число „0". На другом конце спиц поставьте число „10". Подпишите каждый сектор по одной из самых важных сфер своей жизни. Например, если семьи нет, а это для вас важно, то тоже включаете; если нет и не важно, то можете заменить на хобби, увлечения и так далее. Берите только то, что для вас актуально, но здоровье должно быть обязательно.

У вас должен получиться некий рисунок. Именно на этом колесе вы едете по жизни. И чем оно у вас „квадратнее", тем больше трудностей и переживаний в вашей жизни.

Насколько сильно вы ушли от реальной формы колеса, примерно настолько вас „потряхивает" и в жизни, путем всевозможных переживаний, депрессий, болезней или еще чего-нибудь. Если у вас какая-то область выражена очень сильно, а остальные только в зародыше, то это повод задуматься. Представьте себе, как такое колесо катится, - на нем далеко не уедешь.

56

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Теперь посмотрите на свой рисунок - это ваша удовлетворенность жизнью. Подумайте, в каком одном секторе надо повысить свою удовлетворенность, чтобы это повлияло на все остальные секторы. Поставьте возле него три восклицательных знака. Теперь поставьте сегодняшнюю дату и подпись. Это очень важно для того, чтобы оценить свои достижения через некоторое время. Сформулировали цель, проверили, действительно ли она будет способствовать повышению удовлетворенности в других секторах, записали».

Упражнение «Мечты» (коллаж)

Цель: перенос мечты на реальную почву.

Процедура проведения: осужденному предлагается выбрать из заранее приготовленных журналов вырезки с различными изображениями, соотнеся со своими пожеланиями, собрать коллаж «Мои мечты».

Завершение работы. Рефлексия.

Время выполнения: 10 минут.

Таким образом, рассмотрев вопрос психологического сопровождения осужденных, имеющих инвалидность, можем сделать вывод, что, даже находясь в исправительном учреждении, они не остаются один на один со своими проблемами. Огромная роль в адаптации в условиях изоляции принадлежит психологам, которые проводят с осужденными очень большую работу -это тренинги, беседы, консультации, рекомендации по выполнению различных упражнений, контроль за психоэмоциональным состоянием осужденного. Осужденные, имеющие ограничения по здоровью, всегда могут рассчитывать на поддержку и профессиональную помощь психолога. Ф

1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Зейгер М. В., Сафуанов Ф. С. Актуальные проблемы определения меры недееспособности субъекта с психическим расстройством // Юридическое образование и наука. 2014. № 1. С. 7-11.

3. Ковачев О. В. Характеристика осужденных инвалидов по психологическим критериям // Novalnfo. 2015. Т. 1, № 33. С. 240-244.

4. Датий А. В. Методологические проблемы оценки эффективности первичной профилактики заболеваний у осужденных // Novalnfo. 2015. Т. 1, № 30. С. 276-280.

5. Ползунова И. А., Зорина Е. А., Королева И. А. Специфика психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реабилитационного центра // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход : сб. научных статей. М. : Перо, 2016. С. 503-512.

1. On the social protection of persons with disabilities in the Russian Federation : Federal Law No. 181-FZ dated 24.11.1995. Art. 1.

2. Zejger M. V., Safuanov F. S. Topical Problems of Determination of the Measure of Lack of Dispositive Legal Capacity of a Subject with Mental Insanity // Legal education and science. 2014. No 1. Pp. 7-11.

3. Kovachev O. V. Characterization of convicted disabled persons by psychological criteria // Novalnfo. 2015. Vol. 1. No. 33. Pp. 240-244.

4. Datiy A. V. Methodological problems of evaluating the effectiveness of primary prevention of disease in convicts // Novalnfo. 2015. Vol. 1. No. 30. Pp. 276-280.

5. Polzunova I. A., Zorina E. A., Koroleva I. A. Psychological support for people with health restrictions in the framework of a rehabilitation center // Rehabilitation, habilitation and socialization: an interdisciplinary approach. 2016. Pp. 503-512.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.