Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по здоровью'

Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по здоровью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1816
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИМЕЮЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ЗДОРОВЬЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малетина Е. А., Годованец О. Г., Барская А. В.

В статье рассматривается психологическое сопровождение осужденных, имеющих инвалидность, описываются их индивидуально-психологические особенности. Предлагается опыт работы сотрудников психологической службы УФСИН России по Липецкой области по психокоррекционной программе помощи осужденным, имеющим ограничения по здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малетина Е. А., Годованец О. Г., Барская А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по здоровью»

УДК 159.9:343.8-056.24

Психологическое сопровождение осужденных, имеющих ограничения по здоровью

■ е. а. малетина - научный сотрудник Центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Научно-исследовательского института ФСИН России;

о. г. годованец - старший инспектор по особым поручениям отдела организации психологической работы управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России;

а. в. барская - старший специалист ИК-6 УФСИН России по Липецкой области

В статье рассматривается психологическое сопровождение осужденных, имеющих инвалидность, описываются их индивидуально-психологические особенности. Предлагается опыт работы сотрудников психологической службы УФСИН России по Липецкой области по психокоррекционной программе помощи осужденным, имеющим ограничения по здоровью.

Ключевые слова: осужденные, имеющие ограничения по здоровью; психологическое сопровождение; психокоррекционная программа.

Psychological support of convicts having health restrictions

e. a. maletina - Researcher of the Research Center on the Problems of the Execution of Criminal Sanctions and Psychological Support of the Penal System Staff of the Scientific Research Institute of the Federal Penal Service of Russia;

o. g. godovanets - Senior Inspector for Special Assignments of the Department for the Organization of the Psychological Work of the Department of Educational, Social and Psychological Work of the Federal Penal Service of Russia;

a. v. barskaya - Senior Specialist of the Correctional Colony-6 of the Federal Penal Service of Russia in the Lipetsk Region

The article is devoted to the importance of psychological support for convicts with disabilities. It describes the individual psychological characteristics of convicts with disabilities. The article offers experience of the specialists in the psychological service of the FPS of Russia in the Lipetsk region at psycho correctional program of care for convicts with disabilities.

Key words: convicted persons with disabilities; psychological support; psychological intervention program.

В уголовно-исполнительной системе одной из наиболее уязвимых категорий осужденных являются лица, имеющие ограничения по здоровью, в том числе инвалиды. Они в большей степени нуждаются в помощи и поддержке со стороны сотрудников всех служб исправительного учреждения. По состоянию на 1 января 2017 г. в исправительных учреждениях отбывали наказание 21 003 осужденных инвалида, что составило 3,6 % от общего количества осужденных1.

Актуальной задачей для психологов является сохранение и укрепление психического здоровья человека, имеющего ограничения по здоровью, подвергающегося многообразным и непредсказуемым социальным влияниям как в повседневных условиях законопослушного общества, так и в ситуациях, связанных с пребыванием в вынужденной изоляции.

Г. С. Никифоров наиболее важным критерием психического здоровья личности считает психическое равновесие, по которому

можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими - гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-либо2. Длительное пребывание осужденных в условиях интернирования с жесткими ограничениями и подчас напряженными межперсональными отношениями ведет не только к срыву компенсаторных механизмов и нарушению адаптивных возможностей осужденных-инвалидов, но и приводит к дополнительной структурно-личностной дисгармонии.

Индивидуально-психологические особенности осужденных-инвалидов во многом обусловлены соматическими факторами. А образ самого себя играет важную роль при оценке человеком собственных возможностей в различных ситуациях. Личностная

гармоничность во многом определяется социально-психологическими категориями. Основным параметром гармоничной личности является адаптивность, то есть способность индивида приспосабливаться к меняющимся жизненным ситуациям, а также степень принятия социального окружения, значимость удовлетворения потребностей. Это психологическое качество отражает реализм в восприятии окружающей среды и способность «принимать» этот мир и людей такими, какие они есть. Следующим параметром является самоактуализация, которая предусматривает «принятие себя» (оценка своих возможностей, понимание насущных потребностей, принятие выработанных ценностей), жизнь с внутренней удовлетворенностью, примирение и изживание чувства неуверенности.

Под социализацией традиционно понимается процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе3.

Рассмотрим опыт работы сотрудников психологической службы УФСИН России по Липецкой области (на примере ИК-6 УФСИН России по Липецкой области) с осужденными, имеющими в анамнезе инвалидность. В настоящий момент в колонии отбывают наказание 63 осужденных инвалида. Из них 37 чел. имеют III группу инвалидности, которая считается рабочей, II группу - 26 чел., обладающих правом работать или не работать по желанию.

Давая медицинскую характеристику, отметим, что инвалидность осужденным установлена по следующим заболеваниям: опорно-двигательного аппарата - 28 %, нервной системы - 32 %, сердечно-сосудистой системы - 20 %, дыхательной системы

- 11 %, и 9 % в связи с заболеваниями эндокринной, мочевыделительной систем, органов зрения, а также врожденные аномалии развития.

По возрасту осужденные распределяются следующим образом: от 21 года до 25 лет

- 3 %, от 26 до 30 лет - 22 %, от 31 года до 40 лет - 30 %, от 41 года до 50 лет - 14 %, от 51 года до 60 лет - 16 %, старше 60 лет -15 %. Таким образом, в исправительном учреждении содержатся инвалиды трудоспособного возраста.

Наличие семьи, как правило, оказывает на осужденного положительное влияние.

Согласно исследованию, 58 % осужденных-инвалидов в зарегистрированном браке не состояли, 6 % состояли, 20 % были разведены и 16 % фактически не оформляли супружеские отношения (незарегистрированный брак).

Образовательный уровень определяет личность человека, его творческие и трудовые возможности, общественную ценность. Люди с более высоким уровнем образования легче адаптируются к жизни после освобождения. Анализ данных показывает, что среднее образование имеют 36 % осужденных, среднее специальное - 24 %, неполное среднее - 26 %, высшее - 14 %.

Были трудоустроены или учились до осуждения 28 %, не работали и не учились 59 %, а 13 % получали пенсии. На данный момент трудоустроено в колонии 16 % осужденных, 84 % не работает.

Анализ уголовно-правовых характеристик рассматриваемой категории осужденных позволяет сделать определенные выводы. Наиболее часто осужденные-инвалиды совершают преступления против собственности и личности. Так, убийство совершили 38 % осужденных, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 28 %, за незаконный оборот наркотиков привлечены к ответственности 20 %, кражи совершили 8 % осужденных, насильственные действия сексуального характера - 6 %.

По длительности сроков лишения свободы осужденные рассматриваемой категории распределились следующим образом: от 1 года до 3 лет - 10 %, от 3 до 5 лет - 18%, от 5 до 10 лет - 52 %, от 10 до 15 лет - 14 %, свыше 15 лет - 6%.

Всего в исследовании приняло участие 50 чел., которые относятся к категории инвалидов. Психодиагностика осуществлялась посредством адаптированных к пенитенциарной системе стандартизированных самоотчетов (методика по изучению акцентуаций характера К. Леонгарда, С. Шмишека; личностный опросник Г. Айзенка по определению типа темперамента). Анализ результатов психодиагностического обследования лиц, имеющих инвалидность, свидетельствует о наличии у них явных отличий от соматически здоровых осужденных, проявляющихся в высоком уровне коммуникативных барьеров, нейротизма, на фоне ярко выраженной интроверсии, низкой самооценке с высоким уровнем притязаний, неуверенности, необщительности, ригидности, тревожности, импульсивности, негативизме, противоречивости чувств, способной привести

к внутриличностному конфликту, усилении субъективного восприятия соматического дискомфорта. Обусловлено это тем, что данная категория лиц, попадая в исправительный учреждения, лишается привычных для них мероприятий медицинского характера и помощи близких. Как правило, у этих людей нарушены социальные связи, в том числе семейные, прекращено общение с друзьями, сужены духовные интересы. Длительная бездеятельность отрицательно сказывается на состоянии здоровья, вызывая синдром гиподинамии.

Изменение социального статуса инвалида, вызванное прекращением или ограничением трудовой деятельности, сменой ценностных ориентиров, образа жизни и круга общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, определяет необходимость выработки особых подходов, форм и методов работы с данной категорией лиц4.

В этих целях сотрудниками психологической службы УФСИН России по Липецкой области была разработана психокоррек-ционная программа помощи осужденным, имеющим ограничения по здоровью, в рамках реализации ведомственного проекта «Социальное бюро». Целью программы является социализация и реабилитация инвалидов, помощь в повышении самооценки осужденного, формирование позитивной мотивации и активизация потенциальных возможностей личности в решении собственных проблем, а также профилактика рецидива.

Решение вышеперечисленных проблем возможно посредством введения в практику эффективных форм, методов, механизмов комплексной психотерапевтической деонтологии (науки о должном), основывающейся на принципах медицинской и клинической психологии. Главными задачами здесь являются изучение личности больного человека и использование методов, способствующих его позитивной социализации и адаптации к новым социальным ролям. Успех психотерапии тесно связан с особенностями реакции самого больного: или он борется с болезнью, не обращает на нее внимания, вытесняет ее, или же полностью покоряется, привыкает к ней, а в дальнейшем ищет ее преимущества.

В период первичного изучения важно выяснить отношение больного к болезни, лечению, взаимосвязь этих отношений с наиболее значимыми установками его личности. Знание клинико-психологических особенно-

стей осужденного, имеющего ограничения по здоровью, предоставляет возможность постановки качественного психологического диагноза и вовлечения пациента в систему психокоррекционных мероприятий.

Концепция работы психологов с лицами с ограниченными возможностями строится на основании трех аспектов: культурно-просветительского, психогигиены и психотерапевтических мероприятий. Организация личностного пространства в контексте повышения культурно-нравственного развития осужденных-инвалидов направлена на сохранение и продление их личностной активности. Предоставление возможности конструктивно использовать свободное время способствует развитию личностного потенциала, активности осужденных, а также пробуждению у них новых интересов. Методики косвенной психотерапии (музы-котерапия, смехотерапия, рисуночная терапия, библиотерапия) помогают открытию и осознанию иных граней окружающего мира (через раскрытие творческого потенциала), а также поиску ресурсов личности.

Ведущим компонентом комплексной реабилитации является психогигиена, направленная на создание благоприятных условий для укрепления здоровья, продления активной жизнедеятельности, а также восстановления и поддержания трудовой деятельности. Вовлечение данной категории лиц в общественно полезную деятельность является необходимым условием для культивирования чувства их социальной полезности и повышения самооценки. Комплекс психотерапевтических мероприятий способствует активизации телесных и психических функций, навыков и возможностей, а также решению конкретных проблемных ситуаций, с которыми осужденные-инвалиды должны научиться справляться самостоятельно. Специфичным в построении психотерапевтических программ является принцип активации и реактивации ресурсов личности как профилактики «угасания» невостребованных функций.

Психокоррекционная программа помощи осужденным, имеющим ограничения по здоровью, состоит из шести этапов: преодоление коммуникативных барьеров, активизация психических функций, охрана психического здоровья, гармонизация эмоциональной сферы, переосмысление жизненных ценностей и проработка преступления. В каждом блоке предусмотрено по шесть практических занятий, продолжительностью не более полутора часов.

Преодоление коммуникативных барьеров направлено на установление гармоничных отношений с социальным окружением, расширение возможности социальной коммуникации и социальной активности инвалидов.

Инвалидам свойственно испытывать трудности, когда требуется сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чем-либо или что-то вспомнить. Восстановлению психических функций, сохранению устойчивого функционирования памяти и фантазии способствуют занятия по активизации психических функций. Задачами данного этапа выступают стабилизация сенсорного голода, развитие памяти и фантазии, ассоциативного, образно-чувственного и логического мышления, внимания и тактильных ощущений.

Третий этап направлен на охрану психического здоровья, для чего выявляются причины, вызывающие психосоматические заболевания у лиц, имеющих отклонения здоровья, переосмысливаются жизненные ценности и вырабатывается конструктивная жизненная позиция у осужденных.

Все происходящее в душе человека оставляет отпечаток в его организме. Наше сознание и бессознательное очень часто говорят не словами, а сигналами тела. В любой момент жизни состояние человека - это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Для личностного роста и целостного развития человека необходимы эффективные механизмы, связующие воедино чувства, разум и телесные ощущения, восстанавливающие утраченные и строящие утраченные взаимосвязи между ними, создающие условия доверительного контакта человека с жизнью его тела.

Четвертый этап - гармонизация эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера людей с ограниченными возможностями характеризуется притупленностью эмоций. Такие люди обычно полностью или частично утрачивают способность к эмоциональным проявлениям. Они сталкиваются с трудностями при установлении близких и дружеских связей с окружающими. При решении проблем или желании добиться поставленной цели, даже если она не жизненно важная, данной категории людей свойственно оказание физического силового воздействия либо проявление эмоциональной и вербальной агрессивности в отношении окружающих. Поэтому таким осужденным необходима

реабилитация эмоционального состояния, оптимизация стиля поведения.

Целями этапа переосмысления жизненных ценностей являются предотвращение кризиса личности, восстановление ее культурного развития, остановка процесса декультурации, мотивация на создание социально значимых связей и пересмотр собственных ценностных установок, укрепление нравственных ценностей как факторов социального поведения.

В связи с переживанием ограничений по здоровью у данной категории осужденных возникает критическая ситуация жизнедеятельности, что приводит к снижению их адаптивных ресурсов и даже кризису личности в целом. Независимо от сознания личности процесс культурного развития психики сворачивается, начинается процесс декуль-турации, то есть существования в обществе только благодаря физиологическим механизмам регуляции и полного распада социоадаптивного и смыслового уровней регуляции. Все это приводит к распаду интерактивных связей личности с культурой, социальными группами и другими значимыми личностями5.

Завершающим этапом психокоррекци-онной программы является «проработка» преступления, направленая на создание модели законопослушного поведения, обнаружение и устранение индивидуальных причин, вызвавших совершение преступления, выработку личностных механизмов противодействия оправданию преступлений криминальной субкультурой. Задачами данного этапа являются определение характерных для осужденных когнитивных искажений (самооправдание) и их целей; информирование участников занятий об общей модели совершения преступления и концепции «кажущихся невзаимосвязанными решений»; научить осужденных думать о преступлении с точки зрения жертвы, а также представлять последовательность решений, которые привели к преступлению.

Апробация данной программы была реализована в отношении 30 разновозрастных осужденных-инвалидов, содержащихся на различных условиях, имеющих III группу инвалидности, которая считается рабочей. Программа была реализована в два этапа: психодиагностический (диагностика эмоционально-волевой и личностной сфер) и адаптационно-реабилитационный (досуго-вая активность, трудотерапия и проведение психотерапевтических занятий). Эффективность реализации программы подтверждается существенным снижением письмен-

ных обращений по вопросам пенсионного, медицинского, юридического обеспечения осужденных, а также повышением самооценки мотивации личности на решение собственных проблем (оценочные листы и карты реабилитации осужденного-инвалида).

Таким образом, основные цели индивидуальной психоконсультационной и коррек-

ционной работы с осужденными, имеющими ограничения по здоровью, направлены на проработку их личных проблем с учетом приобретенного или врожденного заболевания, а также подготовку осужденных к освобождению, повышение адаптационных способностей в законопослушном обществе, снижение риска рецидива.

| примечания

1 См.: Статистическая форма отчетности 1-МЕД (Сведения о социально значимых заболеваниях у лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и привлеченных финансовых ресурсах) за 2016 год.

2 См.: Никифоров Г. С. Психология здоровья : учеб. пособие. СПб., 2002. С. 60.

3 См.: Психология : пол. энцикл. справ. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2007. С. 686.

4 См.: Цветкова Н. А. Технологии социальной работы в силовых структурах // Технологии психологической коррекции личности в силовых структурах : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (26 февраля 2010 г., г. Псков) / под общ. ред. Б. Б. Казака. Псков, 2010. С. 135-144.

5 См.: Шаповал И. А. Конструктивистско-психологический дискурс в анамнезе расстройств личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-2. С. 157-161.

1 Sm.: Statisticheskaja ^огта otchetnosti 1-MED (Svedenija о social'no znachimyh zabolevanijah и Не, soderzhashhihsja V uchrezhdenijah идо^по^роМе!^ sistemy Ministerstva justicii Rossijskoj Federacii i ргМесЬюппуЬ| finansovyh resursah) za 2016 god.

2 Sm.: МШогс« в. S. Psihologija zdorov'ja : исЬюЬ. posobie. SPb., 2002. S. 60.

3 Sm.: Psihologija : ро!п. jencikl. sprav. / sost. i obshh. red. В. в. Meshherjakova, V. Р. Zinchenko. SPb., 2007. S. 686.

4 Sm.: Cvetkova N. А. ТеЬ|по1одИ social'noj raboty v silovyh strukturah // Tehnologii psihologicheskoj korrekcii lichnosti v silovyh strukturah : sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (26 fevralja2010 д., д. Pskov) / pod obsh. red. В. В. ^ака. Pskov, 2010. S. 135-144.

5 Sm.: Shapoval I. А. Konstruktivistsko-psihologicheskij diskurs v anamneze rasstrojstv lichnosti // Aktual'nye problemy gumanitamyh i estestvennyh паик. 2014. № 7-2. S. 157-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.