ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ПРАВОВАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Educative, legal and preventive work
УДК 343.825 © Э. В. Зауторова, 2018
Особенности психокоррекционной работы с осужденными пожилого и старческого возраста в исправительных учреждениях
Зауторова Эльвира Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России Москва, Россия. е-mail: [email protected]
Знание особенностей поведения пожилых осужденных является особо актуальным, так как наблюдается рост преступности лиц указанной категории. При этом сотрудники исправительных учреждений, в том числе и психологической службы, значительно в меньшей степени обращают внимание на осужденных данного возраста. Вместе с тем последние могут создавать определенные трудности в воспитательной работе, своим поведением способствовать нарушению дисциплины, режима содержания в местах лишения свободы, развитию конфликтных ситуаций и формированию напряженной обстановки в коллективе и др. Изучение особенностей поведения пожилых осужденных осуществлялось на базе ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Республике Карелия, в эксперименте участвовало 30 пожилых осужденных от 60 до 75 лет. Названная категория осужденных демонстрирует высокие показатели конфликтности (12 человек), проявляя низкую мотивацию к избеганию напряженности в отношениях и поиску оптимального решения в спорных вопросах. В связи с этим возникает необходимость проведения специальной работы с осужденными пожилого и старческого возраста по формированию у них эмоциональной устойчивости, развитию эмпатии, психологической готовности принимать адекватно различные жизненные обстоятельства, уметь находить общий язык с окружающими людьми, проявлять терпение и выдержку. При этом важно использовать разнообразные формы и методы воздействия на осужденных, применять различные психолого-педагогические средства в психокоррекционной работе с ними.
Ключевые слова: исправительные учреждения; характеристика лиц пожилого и старческого возраста; особенности поведения пожилых осужденных; психокоррекционная работа в местах лишения свободы; формы и методы психологического воздействия.
Для цитирования: Зауторова Э. В. Особенности психокоррекционной работы с осужденными пожилого и старческого возраста в исправительных учреждениях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 28-33. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13005
Для организации эффективного исправительного процесса, а также в целях профилактики правонарушений осужденных важным является изучение индивидуальных социально-психологических особенностей личности. При этом целесообразно выделить категорию осужденных пожилого и старческого возраста. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 75 лет, к старческому — от 75 до 90 лет * .
Это самая быстро растущая группа населения. Увеличение удельного веса пожилых лиц, безусловно, должно сказываться на активизации представителей указанной когорты практически во всех сферах жизни. Совершение преступлений не является исключением Вместе с тем на осужденных данной категории значительно в меньшей степени обращается внимание
При этом лица пожилого возраста могут создавать определенные трудности в воспитательной работе, своим поведением способствовать нарушению дисциплины, режима содержания в местах лишения свободы, развитию конфликтных ситуаций и формированию напряженной обстановки в коллективе и др
По мнению Е . И . Холостовой [1], у пожилых людей изменяются привычные жизненные стереотипы, возникают не только материальные, но и психологические трудности Порой это ведет к возникновению чувства одиночества, ненужности . К тому же в пожилом возрасте отмечаются существенные изменения в самых разных сферах жизни, происходит смена социальных ролей и положения в обществе, что вызвано, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотром ценностных ориентиров и т. д . Человек начинает ощущать себя менее сильным, у него сни-
* Возрастная классификация Всемирной организации здравоохранения. URL: https://citifox.ru/2016/05/05/vozrastnaya-klassifikaciya-vsemirnoy/ (дата обращения: 16.12 . 2017).
жаются память и внимание, ухудшается самочувствие, и это не может не сказываться на настроении и психическом состоянии
М. Д. Александрова [2] называет старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке. Кроме того, с возрастом у человека ослабевает контроль над своими эмоциями и поведением, снижаются способности понимать чувства и настроения других людей, наблюдается общая эмоциональная неустойчивость. В этот период человек может становиться агрессивным, взрывным и подозрительным, у него возникает тенденция к перекладыванию на других людей собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи Данные состояния усугубляются сложной для жизнедеятельности человека средой исправительного учреждения (однообразие и бедность атмосферы, строгая регламентация жизни, отсутствие общения с близкими людьми и т. д. ), вследствие чего пожилые осужденные часто являются участниками конфликтных ситуаций или сами становятся объектом насилия, что создает определенные сложности в исправительном процессе .
Изучением различных аспектов личности пожилых людей занимались В . Л. Ефименко (депрессивные состояния лиц пожилого возраста) [3], О . В. Краснова (психология старения) [4], И. Г. Малкина-Пых (кризисное состояние пожилых людей) [5]. Среди немногочисленных работ в данной предметной области можно отметить исследования М . Э . Елютиной и Т. В. Темаева (поведенческие особенности пожилых осужденных, чей криминальный опыт отмечен многократностью преступных актов и сроков пребывания в исправительном учреждении) [6].
По мнению А. И . Ушатикова и Б . Б. Казака, осужденные пожилого возраста часто имеют большой преступный опыт, консервативную систему взглядов и убеждений У них происходит существенная перестройка мотивации в связи с ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению Среди них много инвалидов, поэтому цель их жизни сводится, как правило, к удовлетворению физиологических потребностей и заботе о своем здоровье Они стремятся к иждивенчеству, сами устанавливают себе запреты: «мне нельзя носить тяжести», «мне нельзя далеко ходить» и т д Пожилой и старческий возраст характеризуется гипофункцией половых желез, которая сказывается на всех сторонах деятельности организма, в том числе на снижении двигательной активности Усиливается стремление к сохранению привычной обстановки, негативно воспринимаются перемены [7].
Осужденный самостоятельно не может справиться с различными затруднениями, возникающими у него в соответствии с возрастом Попадая в места лишения свободы, осужденные постоянно находятся в ожидании отрицательных событий, внутренних противоречий, испытывают сильное психоэмоциональное напря-
жение, способствующее развитию дезадаптации, что в значительной степени осложняет исправительный процесс [8, с. 76].
В связи с этим появляется необходимость проведения специальной работы с осужденными пожилого и старческого возраста по снижению у них уровня конфликтности, формированию эмоциональной устойчивости, развитию эмпатии, психологической готовности принимать адекватно различные жизненные обстоятельства, уметь находить общий язык с окружающими людьми, проявлять терпение и выдержку При этом важно использовать разнообразные педагогические формы и методы, применять различные психологические средства в психо-коррекционной работе с лицами данной категории
В целях изучения поведения пожилых осужденных, а в дальнейшем психологической его коррекции нами было проведено исследование на базе ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Республике Карелия. В колонии содержатся лица, которые уже неоднократно отбывали наказание в местах лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, осужденные при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений Исследование проходило в период с 11 января по 20 февраля 2016 г. ; на момент проведения исследования в колонии отбывало 896 осужденных, из них 93 осужденных пожилого возраста; в эксперименте участвовали 30 пожилых осужденных от 60 до 75 лет
На начальном этапе работы нас интересовали пожилые, обнаруживающие явные признаки деструктивного поведения Так, на первой ступени исследования проводился анализ личных дел и возрастных особенностей осужденных в целях отбора их в экспериментальную группу. На второй — анкетный опрос по изучению поведения пожилых осужденных. На третьей ступени осуществлялись психодиагностическое исследование с помощью методики «ЛАК» («Личностная агрессивность и конфликтность»; авторы-разработчики Е П Ильин, П . А . Ковалев [9]) и опрос осужденных. Четвертая ступень включала изучение полученных данных. Пятая — это подбор и апробация различных психолого-педагогических средств, форм и методов воздействия на осужденных.
Исследование по методике «ЛАК» (табл 1) обнаружило высокие показатели конфликтности пожилых осужденных по таким шкалам, как «вспыльчивость», «обидчивость», «бескомпромиссность» и «подозрительность», что говорит о готовности испытуемых к проявлению негативных эмоций при малейшем возбуждении (раздражение, гнев, грубость), пониженном самоконтроле, повышенной чувствительности к действительной или мнимой несправедливости, к критике и замечаниям со стороны окружающих, недостаточному вниманию и признанию личных заслуг и достижений . У них отсутствует стремление урегулировать несогласие, уступая в чем-то в обмен на уступки другого, проявляется низкая мотивация к избеганию напряженности в отношениях и поиску оптимального решения в спорных вопросах, они не доверяют людям и не верят в их искренность и честность.
Таблица 1. Результаты исследования по методике, определяющей личностную агрессивность
и конфликтность (n = 30), баллы (Table 1. The results of the research methodology, defining personal aggressiveness and conflict (n = 30))
Испытуемые (осужденные 60-75 лет) Шкалы
Вспыльчивость Наступательность Обидчивость Неуступчивость Бескомпромиссность Мстительность Нетерпимость к мнению других Подозрительность Позитивная агрессивность Негативная агрессивность Конфликтность
1 4 5 4 7 6 2 6 6 6 4 5
2 5 5 5 5 7 5 5 7 5 5 6
3 7 6 4 3 7 4 6 6 5 5 6
4 5 6 8 6 6 5 5 7 6 5 7
5 6 7 9 6 6 5 6 8 6 6 7
6 6 9 7 4 5 2 4 4 7 3 5
7 8 8 10 8 5 3 7 8 8 5 8
8 6 7 7 5 4 7 8 7 6 7 6
9 7 7 5 2 3 6 8 8 6 7 6
10 9 7 9 9 5 7 4 8 8 6 8
11 8 7 6 5 8 6 6 8 6 6 8
12 3 4 4 5 6 4 4 5 5 4 5
13 6 4 7 7 6 2 6 5 6 4 6
14 9 6 8 9 8 6 7 9 8 7 9
15 5 6 8 7 5 4 5 6 6 5 6
16 6 6 5 2 2 3 6 5 4 5 5
17 5 5 9 6 9 6 9 9 6 8 8
18 6 7 7 7 6 5 5 5 7 5 6
19 5 5 8 3 5 3 8 3 4 6 5
20 9 9 10 3 8 2 5 10 10 4 9
21 5 6 6 6 2 6 8 7 6 7 5
22 8 5 6 5 4 7 6 7 5 7 6
23 4 5 5 4 6 3 5 6 5 4 5
24 5 4 4 3 6 5 6 5 4 5 4
25 9 7 7 6 7 7 9 9 7 8 8
26 8 5 9 6 9 7 7 10 6 7 9
27 5 6 5 4 3 4 4 5 5 4 5
28 9 4 10 8 9 6 6 9 6 6 9
29 6 5 6 4 7 8 5 4 5 6 7
30 9 6 10 8 4 8 4 10 7 6 9
Для выяснения того, что побуждает пожилых осужденных к деструктивному поведению, был проведен опрос (табл . 2).
Из таблицы 2 видно, что респонденты (17 чел .) чаще отмечали «ругань, брань, оскорбления». Это значит, что большая часть осужденных в связи с режимными требованиями демонстрирует готовность к проявлению негативных чувств, вступает в конфликт при помощи вербального выражения негативных эмоций, самого используемого способа в среде исправительного учреждения. Вариант ответа «физическое насилие» выбрали 4 человека. Это свидетельство того, что испытуемые проявляют недоверие к людям и убеждены в том, что
другие люди приносят вред; они чаще всего отстаивают свои интересы и убеждения, любыми способами стараются достичь желаемого, в том числе применяя физическую силу. Ответ «отчуждение (уход в себя)» отметили 4 человека Это говорит о том, что они не готовы приносить в жертву собственные интересы ради интересов другого человека, не намерены эффективно разрешать конфликтную ситуацию Ответ «неоказание помощи (безразличие)» указали 3 осужденных, которые не готовы ущемлять свои права и идти на уступки оппоненту, даже при неоказании им помощи Ответ «негативное отношение к окружающим» выбрали 2 человека, что позволяет судить о проявлении упорства и настойчивости
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие виды конфликтных проявлений Вам приходилось чаще всего наблюдать в местах лишения свободы?»
(Table 2 . Distribution of answers to the question: «What types of conflict manifestations You had often to observe in places of deprivation of liberty?»)
в отстаивании своих интересов, о стремлении всеми возможными способами добиваться своих целей, они не идут на уступки и не пытаются сгладить напряженную ситуацию, а лишь усугубляют ее.
На вопрос: «Удовлетворяет ли Вас эффективность управления и профилактики конфликтов в учреждении?» — 14 человек ответили «нет», 11 — «частично удовлетворяет», всего лишь 5 — «да». Отсюда можно констатировать, что в исправительном учреждении недостаточно развита профилактика деструктивного поведения лиц пожилого возраста
В связи с этим нами были отобраны и частично апробированы различные психокоррекционные формы и методы работы с пожилыми осужденными. Так, эффективным оказалось использование диалоговых методов (групповая беседа, дискуссия). Общение в ходе дискуссии побуждает пожилых осужденных искать различные способы для выражения своих мыслей, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения, побуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения В коррекционной работе с осужденными представляется целесообразным использовать такие методы, как творческая визуализация (для анализа причин того или иного поведения), мозговой штурм (при поиске альтернатив), автоматическая запись (для выяснения собственных реакций на те или иные возможности), мысленное представление (может помочь спросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора), мысленный контроль или техника волевого мышления (для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля в целях реализации новых решений)
Эффективным является и метод медитации. Миссия медиатора (посредника) — оказать помощь в восстановлении отношений Метод помогает людям высказывать свои претензии, обиды, проанализировать причины сложившейся ситуации, оценить свою позицию Положительным результатом этой деятельности будет выработка устраивающего обе стороны оптимального решения по существу спора [10].
Аутогенная тренировка включает в себя комплекс упражнений, направленных на повышение возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма пожилого осужденного . Здесь первоначально путем самовнушения достигается расслабление тону-
са мускулатуры — релаксация, затем в этом состоянии проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма; нормализуются высшая нервная деятельность, эмоциональная сфера, усиливаются волевые способности человека Умение расслабляться поможет снять или уменьшить эмоциональное напряжение пожилому осужденному, а также получить полноценный отдых за короткий промежуток времени
В работе с пожилыми людьми эффективно применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии (или моделирование поведения), базирующихся на внутренней переработке информации и являющихся обучающим процессом, обеспечивающим клиента новым опытом Психотерапевтическая работа с пожилыми людьми осложняется тем фактом, что их иррациональные установки, обусловленные депрессивным состоянием, накладываются на социальные стереотипы восприятия, характерные для старости В связи с этим полезен прием моделирования ситуаций в ролевых играх С помощью ролевых игр у пожилых людей формируются новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, расширяется гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников в конкретных ситуациях общения, создаются условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей. Ролевая игра — это одно из средств, дающих толчок развитию социально-психологической компетентности личности [11], она представляет собой метод воздействия, при котором пожилой человек расширяет функции общения, обеспечивает реализацию личностных потребностей
Здесь можно рекомендовать разработанную С Г. Прокопьевой психокоррекционную программу для людей пожилого возраста, цель которой — восстановление и поддержка утраченных возможностей пожилых людей, помощь в сохранении активности, адаптации к происходящим событиям [12]. Это важно в работе с лицами пожилого возраста, когда они менее адаптированы к условиям изоляции, более раздражительны и ощущают состояние безысходности Участие в мероприятиях позволяет приобрести душевное равновесие, осуществить профилактику имеющихся заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, а также привести в гармонию душевное и психическое состояние Оздоровительные мероприятия, особенно если они связаны с общением людей, не только сохраняют физическую форму, но и создают предпосылки высокой социальной активности, что в свою очередь способствует снижению уровня деструктивного поведения пожилых людей
Одна из острых проблем пожилых людей — одиночество Под воздействием психологических и социальных травм блокируется возможность проявления коммуникативной компетентности пожилого человека. Блокировка нарушает проявление субъективности личности в общении, ведет к фрустрации, деформации отношений пожилого человека с другими людьми Устранение деструкции может обеспечить комплексная
Варианты ответов Количество
Физическое насилие 4
Ругань, брань, оскорбления 17
Неоказание помощи (безразличие) 3
Негативное отношение к окружающим 2
Отчуждение (уход в себя) 4
психотерапия, синтезирующая все три основных уровня общения: межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо, чтобы психика пожилого человека перешла в режим рефлексивного функционирования
Эта технология работает, если включается в действие механизм рефлексии, но для его ввода необходима аффективная разрядка — катарсис Методом, формирующим катарсис личности через импровизационно-ролевое взаимодействие личности с группой, является психодрама. Использование психодрамы корректирует коммуникативные нарушения пожилого человека, делая его жизнь полноценной [13]. Коме того, представляется эффективным применение метода сказкотерапии, использующего форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром; это процесс самостоятельного написания сказок и обсуждение существующих [14]. В ходе работы со сказкой проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни (т е можно увидеть, какие в настоящий момент у осужденного тревоги, основные переживания) В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем
Как считает М К Тутушкина, увеличение количества положительных впечатлений — главное направление регуляции эмоционального состояния пожилого человека Прослушивание музыкальных произведений, чтение, интерес к окружающей действительности — все это источники повышения тонуса мозга, а следовательно, работоспособности и настроения. Самое сильное тонизирующее влияние оказывают эмоции, полученные от интеллектуальной работы [15]. При этом желательно использовать различные приемы психогимнастики: физические упражнения, дыхательную гимнастику, самомассаж и т д Во время несложных физических упражнений у участников появляется чувство независимости и, как следствие, повышение самооценки, поднимается общий фон настроения, что благоприятно сказывается на общем самочувствии [16].
Подводя итог, отметим следующее
1 Сегодня в местах лишения свободы отбывают наказание осужденные пожилого (60-75 лет) и старческого (75-90 лет) возраста. При этом наблюдается рост преступности среди лиц данной категории, в связи с чем особо актуальным является знание особенностей их поведения
2 Такие осужденные требуют повышенного внимания со стороны сотрудников исправительного учреждения, так как могут создавать определенные сложности в воспитательной работе в связи с индивидуально-психологическими особенностями, обусловленными возрастом (конфликтность, агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка и др )
3. Результаты изучения особенностей поведения пожилых осужденных (эксперимент осуществлялся на базе ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Республике Карелия) демонстрируют высокие показатели их конфликтности, низкую мотивацию к избеганию напряженности в отношениях и поиску оптимального решения в спорных вопросах. Опрос показал, что большинство осужденных не удовлетворяет эффективность управления и профилактики конфликтов в исправительном учреждении . В связи с этим появляется необходимость проведения специальной работы с осужденными изучаемой категории
4. Психокорекционная работа с осужденными пожилого и старческого возраста должна быть направлена на обучение их социально адаптивным формам поведения и адекватным способам эмоционального реагирования, уменьшения социальных страхов в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимо использовать разнообразные психологические средства, формы и методы, что будет способствовать повышению эффективности исправительного процесса в местах лишения свободы
5 . В целях коррекции негативных проявлений у осужденных указанного возраста целесообразно использовать диалоговые методы, приемы психогимнастики, аутогенной тренировки, методы медитации, психодрамы, сказкотерапии и т. д . Целесообразно также включать осужденных в специально разработанные психокоррекционные программы для восстановления и поддержки утраченных возможностей пожилых людей, оказания помощи им в сохранении активности и адаптации к происходящим событиям
Список литературы
1. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми : учеб . пособие . 2-е изд. М . , 2003. 295 с .
2 . Александрова М. Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О . В. Краснова, А. Г. Лидерс. М. , 2003. С. 177-182.
3 . Ефименко В. Л. Депрессии в пожилом возрасте. Л. , 1975. 184 с .
4. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Психология старости и старения : хрестоматия . М. , 2003. 416 с.
5. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы пожилого . URL: http://www. studmed. ru/malkina-pyh-ig-vozrastnye-krizisy-spravochnik-prakticheskogo-psihologa_a3f020dc206.html (дата обращения: 11.12 .2016) .
6. Елютина М. Э., Темаев Т. В. Поведенческие особенности пожилых осужденных URL: http://socis isras ru/files/ File/2015/2015_4/Elutina .pdf (дата обращения: 19 .11. 2015).
7 . Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. URL: http://www. studmed. ru/ushatikov-ai-kazak-bb-osnovy-penitenciarnoy-psihologii_c81e0ccf9 8f.html (дата обращения: 18 .11.2017).
8 . Бабурин С. В., Зауторова Э. В. Работа пенитенциарного педагога-психолога с негативными эмоциональными состояниями осужденных в местах лишения свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66) . С. 76-79.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». URL: https://psy. wikireading.ru/65040 (дата обращения: 14. 12. 2017).
10 . Ricard M. LArt of meditation . URL: https://lsdmusic. ru/ download/iZwnXj0Ck1k/matthieu-ricard-the-art-of-meditation (дата обращения: 14.12 .2017).
11. Mead G. H. Play, the Game, and the Generalized Other // Mind Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist (Edited by Charles W. Morris). Chicago: University of Chicago, 1934. P. 152-164.
12 . Прокопьева С. Г. Опыт применения здоровьесбере-гающих технологий для граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях дома-интерната // Вестник социального обслуживания Югры . 2017. № 1(11). С 26-29.
13 . Шутценбергер А. А. Психодрама. М . , 2007. 448 с .
UDC 343.825
14. Логинова О. И. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми. URL: http://olga290lLnarod.ru/skazkoterap.html (дата обращения: 18.03.2016) .
15. Тутушкина М. К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. URL: http://www.studmed. ru/tutushkina-mk-psihologicheskaya-pomosch-i-konsultirovanie-v-prakticheskoy-psihologii_7c4d7122d16 (дата обращения: 18.03.2016) .
16. Захарченко А. О. Групповая психологическая работа с людьми пожилого возраста // Социальное обслуживание детей и семей : науч . -метод, сб . 2016. Вып. 9 . С. 209-216.
Поступила 20.11.2017
Peculiarities of Psycho-correction of Elderly Convicts in Correction Facilities
Elvira V. Zautorova,
Doctor of Pedagogical Sciences, leading researcher, federal state budgetary institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service
Moscow, Russia. е-mail: [email protected]
Knowledge of elderly convicts' behavioural peculiarities is particularly relevant as the crime committed by people of this category has increased. Officers of correction facilities including psychology departments pay less attention to the convicts of this age group. Meanwhile the latter can create certain difficulties in educative work, their behaviour can cause violations of discipline, regime regulations in prisons, develop conflict conditions and tense atmosphere in the unit etc. Behavioural peculiarities of elderly convicts was studied in penal colony No. 1 of the Russian Federal Penitentiary Service in Karelia. The experiment was conducted among thirty elderly convicts aged 60-75. This category of convicts shows high level of conflict inclinations (12 people), they are not motivated to avoid tense relations and seek for an optimal decision in disputes. In this regard it is necessary to carry out special work among elderly convicts to build emotional stability, develop empathy, psychological state to adequately accept various life circumstances, learn to find common language with the people around, acquire patience and self-control. It is significant to employ various forms, methods of influencing convicts and different psycho-pedagogical means in psycho-correction.
Keywords: correction facilities; characteristics of elderly people; behavioural characteristics of elderly convicts; psycho-correction conducted in correction facilities; forms and methods of psychological influence.
Citation: Zautorova E.V. Peculiarities of Psycho-correction of Elderly Convicts in Correction Facilities. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. Pp. 28-33. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13005
References
I. Kholostova Ye . I . Social Work among Elderly. Moscow, 2003. 295 p . (In Russ . )
2 . Aleksandrova M. D. Aging: Social and Psychological Aspect. Psychology of Old Age and Aging. Krasnova O. V. , Liders A. G. Moscow, 2003. Pp. 177-182. (In Russ.)
3 . Efimenko V. L . Depressions in Old Age . Leningrad, 1975. 184 p . (In Russ . )
4. Krasnova O. V. , Liders A . G . Psychology of Old Age and Aging. Moscow, 2003. 416 p . (In Russ . )
5 . Malkina-Pykh I . G . Age-related Crises of an Old Age. http://www. studmed. ru/malkina-pyh-ig-vozrastnye-krizisy-spravochnik-prakticheskogo-psihologa_a3f020dc206.html. (accessed 11.12 .2016).
6 . Elyutina M. E. , Temaev T. V. Behavioural Peculiarities of Elderly Convicts . http://socis. isras . ru/files/File/2015/2015_4/Elutina. pdf (accessed 19 .11. 2015).
7 . Ushatikov A . I . , Kazak B. B. Basics of Penitentiary Psychology. http://www. studmed. ru/ushatikov-ai-kazak-bb-osnovy-penitenciarnoy-psihologii_c81e0ccf98f.html (accessed 18. 11.2017).
8 . Baburin S . V. , Zautorova E. V. Work of Penitentiary Pedagogue-Psychologist on Convicts' Negative Emotions in Correction Facilities . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3(66), 2016. Pp . 76-79. (In Russ . )
9 . Ilyin E . P. Motivation and Motives . Method "Personal Aggressiveness and Proneness to Conflict". https://psy.wikireading. ru/65040. (accessed 14.12 . 2017).
10. Ricard M. L'Art ofMeditation. https://lsdmusic.ru/download/iZwnXj0Ck1k/matthieu-ricard-the-art-of-meditation. (accessed 14. 12.2017) .
II. Mead G . H . Play, the Game, and the Generalized Other. Mind Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist (Edited by Charles W. Morris) . Chicago, 1934. Pp. 152-164.
12 . Prokopieva S . G . Experience of Using Health-friendly Technologies among Elderly People and Disabled in Nursing Homes . Bulletin of Yugra Social Service. No. 1(11), 2017. Pp. 26-29. (In Russ.)
13 . Shutsenberger A . A . Psychodrama . Moscow, 2007. 448 p . (In Russ . )
14. Loginova O. I . Fairy-tale Therapy for Children and Adults. http://olga2901l. narod.ru/skazkoterap.html. (accessed 18.03.2016).
15 . Tutushkina M. K. Psychological Support and Consulting in Practical Psychology. http://www. studmed. ru/tutushkina-mk-psihologicheskaya-pomosch-i-konsultirovanie-v-prakticheskoy-psihologii_7c4d7122d16 . (accessed 18.03.2016) .
16 . Zakharchenko A . O . Group Psychological Work with Elderly People . Social Maintenance for Children and Families . Issue No . 9, 2016. Pp. 209-216. (In Russ.)
Submitted 20.11.2017