Научная статья на тему 'Использование приемов и методов арт-терапии в профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных'

Использование приемов и методов арт-терапии в профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / АРТ-ТЕРАПИЯ / КРИМИНАЛЬНАЯ ЗАРАЖЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ВЫРВИСЬ ИЗ КРУГА / CRIMINAL SUBCULTURE / ART THERAPY / CRIMINAL CONTAMINATION / MINOR SUSPECTS / DEFENDANTS / CONVICTS / ESCAPE FROM A CIRCLE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Крупенькина М.В.

В статье рассматривается проблема профилактики распространения криминальной субкультуры в самой незащищенной от этого воздействия части общества среди несовершеннолетних. Анализируются различные методы этой работы, среди которых автор особое внимание уделяет арт-терапии. Являясь действующим сотрудником следственного изолятора, непосредственно работающим с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, автор опирается на личный опыт и собственные наработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Крупенькина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of ways and methods of art therapy in prevention of distribution of criminal subculture among minor suspects, defendants, convicts

In the article the author highlights the problem of prevention of distribution of cri-minal subculture in the part of society, most unprotected from this influence, among minors. Various methods of this work have been analyzed and the author pays special attention to art therapy. Being the acting employee of the pre-trial detention center directly working with minor suspects and defendants, the author relies on personal experience and own practice.

Текст научной работы на тему «Использование приемов и методов арт-терапии в профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных»

М. В. КРУПЕНЬКИНА начальник психологической лаборатории

M. V. KRUPENKINA

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, капитан внутренней службы

Использование приемов и методов арт-терапии в профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных

Use of ways and methods of art therapy in prevention of distribution of criminal subculture among minor suspects, defendants, convicts

Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики распространения криминальной субкультуры в самой незащищенной от этого воздействия части общества - среди несовершеннолетних. Анализируются различные методы этой работы, среди которых автор особое внимание уделяет арт-терапии. Являясь действующим сотрудником следственного изолятора, непосредственно работающим с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, автор опирается на личный опыт и собственные наработки.

Ключевые слова: криминальная субкультура, арт-терапия, криминальная зараженность, несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные, вырвись из круга.

Annotation. In the article the author highlights the problem of prevention of distribution of criminal subculture in the part of society, most unprotected from this influence, - among minors. Various methods of this work have been analyzed and the author pays special attention to art therapy. Being the acting employee of the pre-trial detention center directly working with minor suspects and defendants, the author relies on personal experience and own practice.

Key words: criminal subculture, art therapy, criminal contamination, minor suspects, defendants, convicts, escape from a circle.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Феде-

рации от 14.10.2010 № 1772-р, в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается поиск и внедрение новых форм работы, обеспе-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

33

чивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, а также повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы, разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы [1].

Одной из категорий лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, являются несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Так, с 2008 по 2017 год в учреждении содержался 101 несовершеннолетний, из этого числа в 2008 году - 27, в 2009-м - 21, в 2010-м -14, в 2011-м - 10, в 2012-м - 7, в 20132016 годах - по 4, в 2017 году - 6 человек. Как видно из приведенных данных, количество несовершеннолетних, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, снизилось, однако работа с ними необходима, поскольку данная категория лиц является одной из самых сложных и проблемных.

На этапе предварительного заключения под стражу у несовершеннолетних присутствует высокий риск нарушения режима содержания, возникновения конфликтных ситуаций, демонстративно-шантажного поведения. Подростковый возраст традиционно считается трудным, кризисным. В это время у молодых людей происходит заострение характерологических черт и индивидуальных особен-

ностей. В условиях временной изоляции характерологические особенности еще более заостряются, прежде акцентуированный характер может превратиться в психопатический, в таких ситуациях не исключена вероятность импульсивных, трудно контролируемых поступков.

Лица подросткового возраста наиболее подвержены приобщению к криминальной субкультуре, которое происходит относительно быстро и является своеобразным способом компенсации неудач, преследующих личность. Поэтому профилактика криминальной культуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных является одной из первоочередных задач психологов уголовно-исполнительной системы в целом и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области в частности.

Нами была разработана программа по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных с использованием приемов и методов арт-терапии «Вырвись из круга».

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии. В ее методиках заложен громадный творческий потенциал, позволяющий вступить в диалог с самыми закрытыми, недоступными подростками, рисунок и творческая работа являются своеобразной дверью в его внутренний мир. Она дает возможность узнать его потребности и сопроводить к решению внутренних проблем. Это способ самопознания, который позволяет лучше понять и проанализировать свои внутриличностные

34

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

конфликты, вскрыть стратегии поведения, обнаружить слабые стороны и отвергаемые части своей личности и при этом найти внутренние силы для разрешения конфликта и адаптации в непривычной среде.

Можно отметить определенные преимущества при использовании арт-ме-тодов в психологической работе с несовершеннолетними.

Рисунок и творческая работа из пластилина отражают чувства и мысли, актуальные в данный отрезок времени, состояние «здесь и сейчас». Через рисунок и пластилин подростку проще взглянуть на себя со стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию и отношения с окружающими, понять, что же именно заставляет его повторять одну и ту же модель поведения. Используя данные методы арт-терапии, психолог может выяснить, что в действительности тревожит подростка.

Работа через рисунок и пластилин способствует терапевтическому альянсу «психолог - подросток» и работает на взращивание доверительных отношений. Несовершеннолетний как бы впускает психолога в свой внутренний мир, на личную территорию.

Рисунок и пластилин позволяют мягко перекинуть мост от проекции к реальным событиям. При рассказе и вербализации того, что изображено на рисунке или сделано из пластилина, подросток переводит образы из бессознательного в сознательное.

Рисунок, творческая работа позволяют несовершеннолетнему через творческую адаптацию приспособиться к среде. Подростку проще изменить что-то в рисунке, в пластилине, нежели сразу в реальной жизни осознать и, возможно, усвоить новый опыт.

Арт-методики позволяют в скрытой символической форме смоделировать

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из преобразующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом.

Рисунок и лепка способствуют расслаблению, снятию напряженности, агрессивности, повышению самооценки и возникновению положительных эмоций, развивают чувство внутреннего контроля.

Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки, служит предотвращению дезадаптации, преодолению чувства социальной изоляции.

Применение методов сказкотерапии позволяет ненавязчиво обратиться к глубинным сферам бессознательного личности, четко очертить круг личностных проблем, аспекты наибольшей напряженности в психике, систему ценностей, представлений и установок, модели их развертывания в социуме, методы преодоления проблемных фрустрирую-щих ситуаций.

Цветовая сказкотерапия корректирует состояние повышенной агрессивности и тревожности за счет влияния на несовершеннолетних гармонизирующего воздействия цвета, который действует на эмоционально-психическое состояние и способен помочь повысить уровень осознанности жизненного сценария, проецирующегося в сочиненной сказке.

Применение метода цветовой сказко-терапии основано на способности человека чувствовать, какой цвет ему сейчас необходим для гармонизации эмоционального состояния, и опирается на глубинное влияние самой сказки. Ведь деструктивное состояние - это одна глобальная проблема, которую можно называть внутренней дисгармонией. И все

35

мероприятия помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю - достижению внутренней гармонии, ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный - как разрушитель. Таким образом, метафорически предмет сказ-котерапии можно определить как внутреннюю победу созидателя над разрушителем, вечное противостояние добра и зла. Шкала «разрушитель - созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой психолога, и его задачей является способствование развитию внутреннего созидателя в личности несовершеннолетнего.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что в сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения: ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо заканчиваются.

Преимущество и актуальность использования сказкотерапии в работе с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными заключается в том, что сказкотерапия универсальна:

- сказка информативна. Через анализ придуманной сказки психолог получает информацию об актуальном эмоциональном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях;

- сказка экологична. Создается обстановка безопасности, доверия. Происходит дистанцирование человека от сложных переживаний. Подросткам легче излагать свои чувства от лица сказочных героев и при этом быть как бы наблюдателем;

- сказка дает осознанность. Через сказку подростку проще взглянуть на

себя со стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию и свои отношения с окружающими, понять, что же именно заставляет повторять одну и ту же модель поведения. Сказка позволяет взращивать ответственность: человек осознает, что результаты часто зависят от выбора, сделанного им самим;

- сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, несовершеннолетний преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь;

- сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях подросток накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет;

- сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, осужденным новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Кроме элементов сказкотерапии, изотерапии и цветотерапии в программе мы использовали элементы песочной терапии, музыкотерапии, работу с глиной (пластилином), технику создания коллажа, работу с проективными сказочными картами.

Каждое занятие состоит из следующих этапов:

1. Вводный этап (приветствие, целепо-лагание, создание мотивации к занятию).

2. Основной этап, направленный на профилактику распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных с использованием приемов и методов арт-терапии.

3. Заключительный этап (обратная связь, подведение итогов занятия).

Сроки проведения и продолжительность: восемь встреч, длительность одной встречи - два часа, периодичность -два раза в неделю.

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Данная программа открывает возможность изменять, моделировать жизненные сценарии, что дает перспективу будущего, а также позволяет изменять паттерны поведения, находить новые способы общения, взаимодействия, снижает агрессивность, враждебность, конфликтность. В ходе занятий происходит гармонизация эмоционального состояния, чувств и межличностных отношений.

С целью исследования динамики уровня принятия криминальной субкультуры, криминальной зараженности и общей психологической устойчивости личности нами до и после проведения программы проводилась психологическая диагностика с использованием методик «КИЛО», «КАР», «ОПУС», а также техники Q-сортировки. В результате обработки и анализа данных выявлены следующие результаты.

Снизилось количество подростков (с 19 до 8 %) с высоким уровнем принятия криминальной субкультуры, характеризующихся стремлением к вхождению в асоциальную группу.

Увеличилось количество подростков (с 58 до 65 %) со средним уровнем принятия криминальной субкультуры, характеризующихся тем, что криминальную субкультуру они принимают, но не поддерживают. Такое поведение характеризуется адаптационной ситуацией и приспособляемостью индивида к среде. Большинству индивидов просто необходимо поддерживать субкультуру, чтобы выжить.

Увеличилось количество подростков (с 23 до 27%) с низким уровнем принятия криминальной субкультуры, характеризующихся отсутствием стремления к вхождению в асоциальную группу. Низкий балл может быть связан с отсутствием ранней судимости. Данные лица не принимают криминальную среду и не являются ее последователями, имеют социаль-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

ные позитивные связи, морально-нравственная сфера у них сформирована.

Снизилось количество подростков (с 12 до 8 %) с высоким уровнем криминальной зараженности, что говорит об уменьшении степени принятия криминальной субкультуры и поддержания всех криминальных традиций.

Снизилось количество подростков (с 76 до 62 %) со средним уровнем криминальной зараженности, что также свидетельствует о снижении степени принятия криминальной субкультуры и поддержания всех криминальных традиций.

Увеличилось количество подростков (с 12 до 30 %) с низким уровнем криминальной зараженности, что говорит о том, что увеличилось количество позитивно ориентированных подростков.

Высокий уровень общей психологической устойчивости личности выявлен у 16 % подростков (до программы - у 4 %), средний уровень - у 65 % (до программы -у 58 %), низкий уровень - у 19 % (до программы - у 38 %). Таким образом, увеличилось количество подростков с высоким и средним уровнем общей психологической устойчивости личности, уменьшилось их количество с низким уровнем.

Планомерная систематическая работа психолога по программе с использованием приемов и методов арт-терапии способствует профилактике распространения криминальной субкультуры несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных, формированию и развитию у них мотива к право-послушному поведению и укреплению общей психологической устойчивости личности. ф

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.