DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-46-55 УДК 657(045) JEL М21
Использование стейкхолдерского подхода при определении направлений инновационного развития компании
Ч.В. Керимова,
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/ 0000-0003-3928-8518
аннотация
Сформулированы основные принципы информационного обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности в экономических субъектах с использованием стейкхолдерского подхода, базирующегося на концепции бизнес-анализа, предусматривающей учет изменения факторов внешней и внутренней среды и их воздействие на интересы и требования ключевых заинтересованных в деятельности экономических субъектов лиц. В целях обеспечения баланса интересов стейкхолдеров инновационно-инвестиционной деятельности автором обосновывается потребность в систематизации и структурировании как учетной, так и внеучетной информации. Предлагается классификация основных пользователей информации об инновационно-инвестиционных процессах и раскрываются основные требования к информации, необходимой для данных групп стейкхолдеров. Обосновываются потребности и ожидания различных групп лиц, заинтересованных в инновационной деятельности лиц (институциональных единиц сектора государственного управления, общественных организаций, поставщиков, потребителей, инвесторов, конкурентов, учредителей, персонала). В условиях применения концепции устойчивого развития формулируются принципы организации эффективного аналитического инструментария инновационно-инвестиционной деятельности, способствующие достижению целей долгосрочного устойчивого развития экономического субъекта, позволяющие бизнесу гибко и своевременно реагировать на запросы внешних и внутренних стейкхолдеров в соответствии с обозначенными целями и выбранной стратегией инновационного развития. Автором предлагается механизм взаимодействия ключевых заинтересованных лиц инновационно-инвестиционного процесса, базирующийся на выделении интересов и требований заинтересованных лиц первого и второго круга, что позволит обеспечить более рациональное взаимодействие между ключевыми бизнес-стейкхолдерами и впоследствии приведет к созданию ценности для заинтересованных сторон в форме различных выгод и благ, которые невозможно было быть достичь без объединения усилий и гармонизации целей.
Ключевые слова: инновации; инвестиции; инновационно-инвестиционная деятельность; оценка; эффективность; результативность; стейкхолдеры; принципы; требования ключевых заинтересованных пользователей; бизнес-анализ
Для цитирования: Керимова Ч. В. Использование стейкхолдерского подхода при определении направлений инновационного развития компании. Учет. Анализ. Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(4):46-55. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-46-55
DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-46-55 UDC 657(045) JEL M21
stakeholder Approach to identify the Directions of a Comapany innovative development
Ch. V. Kerimova,
Financial University,
Moscow, Russia https://orcid.org/ 0000-0003-3928-8518
abstract
The paper describes the basic principles of information support for innovative and investment activity of economic entities using stakeholder approach. This approach is based on the business analysis concept which involves taking into consideration the changes in internal and external environment and their impact on interests and requirements of key stakeholders of an entity. To ensure the balance of the interests of innovative and investment activity stakeholders the author justifies the necessity to systemize and structure both accounting and not accounting information. The paper provides the classification of the main users of information about innovative and investment processes and identifies the basic requirements to the information necessary for these groups of stakeholders. It also substantiates the needs and expectations of different groups interested in innovative activity (institutional units of public administration sector, social and public organizations, suppliers, customers, investors, competitors, founders and staff). Applying the concept of sustainable development the author formulates the principles of organizing the effective analytical toolkit for innovative and investment activity which contributes to the achievement of the goals of long-term sustainable development of an economic entity. This allows the business to respond flexibly and timely to the requirements of internal and external stakeholders in accordance with the stated goals and the chosen strategy of innovative development. The author offers a mechanism for cooperation between key stakeholders of innovative and investments processes which is based on singling out the interests and requirements of stakeholders belonging to the first and second circles. This mechanism would make it possible to ensure more reasonable cooperation between key business stakeholders and in future could result in creating value for stakeholders in a form of different benefits and advantages which would be impossible without joining efforts and harmonizing goals.
Keywords: innovations; investment; innovative and investment activity; evaluation; effectiveness; efficiency; stakeholders; principles; requirements of key stakeholders; business analysis
For citation: Kerimova Ch.V. Stakeholder approach to identify the directions of a company innovative development. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(4):46-55. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-46-55
введение
Управление разработкой и реализацией инновационных проектов неразрывно связано с непрерывным принятием решений субъектами хозяйствования в сфере инноваций и контролем за ходом их исполнения. Данный процесс базируется на получении и обработке различной информации — как о внешней, так и внутренней среде хозяйствующего субъекта. Основным механизмом, способным обеспечить возможность решения задач в области инновационной деятельности компаний, служит бизнес-анализ, методологической основой которого является «стейкхолдерский подход» к управлению экономическими субъектами [1].
Термин «стейкхолдер» (от англ. stakeholder — «заинтересованная сторона») означает лицо или группу лиц, оказывающих воздействие на деятельность экономического субъекта или испытывающих на себе влияние от его деятельности. Основы концепции стейкхолдеров были заложены Р. Эдвардом Фрименом в монографии «Стратегическое управление: роль заинтересованных сторон» [2], в которой бизнес представлен как подсистема в рамках системы более высокого уровня, а компания, ведущая бизнес, рассматривается как элемент среды, в которой она действует.
Сущность стейкхолдерского подхода базируется на том, что устойчивый успех бизнеса может быть достигнут только при соблюдении интересов и требований заинтересованных сторон, способных оказать воздействие на деятельность экономического субъекта. Данная теория предполагает, что фирмы могут становиться более прибыльными и успешными в долгосрочной перспективе за счет устойчивых отношений, выстроенных в результате взаимодействия с заинтересованными сторонами, путем налаживания с ними диалога и учета их требований при принятии управленческих решений. В этой связи современные успешные компании должны не только приносить прибыль, но и обеспечивать уровень благосостояния сотрудников, защиту окружающей среды, поступления налогов в бюджет и социальную сферу, наполнять рынки благ товарами и услугами, востребованными обществом и т.д.
Рис. 1 /Fig. 1. основные принципы информационного обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности в экономических субъектах / Basic principles of information support of innovative and investment activities in economic entities
Вместе с тем необходимо отметить, что концепция бизнес-анализа ориентирована на условия динамично изменяющейся среды, в которой круг заинтересованных лиц может расширяться, а их интересы и требования могут варьироваться. Именно изменения окружающей среды обусловливают необходимость проведения непрерывного анализа интересов заинтересованных лиц в принятии решений, адаптирующих деятельность экономического субъекта к новым требованиям для достижения баланса интересов всех стейкхолдеров. Вместе с тем между различными группами стейкхолдеров также могут существовать взаимоотношения, которые носят характер сотрудничества или конкуренции. Таким образом, интересы стейкхолдеров могут совпадать либо быть противоположными, что диктует необходимость проведения постоянного контроля за обеспечением некой равновесной позиции бизнеса в данной системе требований и сил влияния — достижения и удержания баланса интересов в условиях изменяющейся среды.
Рис. 2/Fig. 2. информационное обеспечение управления инновационно-инвестиционными проектами / information support for the management of innovation and investment projects
Рис. 3/Fig. 3. основные пользователи информации об инновационно-инвестиционных процессах / Main users of information on innovation and investment processes
Согласно стейкхолдерскому подходу требования основных заинтересованных лиц, используемые в качестве базы для сопоставлений с фактическими результатами реализации инновационных проектов, могут содержаться и во внутренней, и во внешней информации, что, в свою очередь, продиктовывает необходимость в систематизации и интеграции используемых в анализе данных.
Информационная среда служит основополагающим базисом принятия решений на всех стадиях жизненного цикла инновационно-инвестиционных проектов. В отсутствии качественной информационной поддержки успех инновационной разработки может оказаться случайным, а недостаточная информированность о различных фактах хозяйственной жизни может стать причиной отказа от продолжения
реализации новшества на более поздних этапах его жизненного цикла.
Информационное обеспечение инновационно-инвестиционной деятельности, по нашему мнению, должно базироваться на определенных принципах и требованиях (рис. 1).
Вместе с тем специфика инновационно-инвестиционной деятельности обусловливает необходимость разработки и реализации инновационно-инвестиционных проектов, а также оценки их фактической экономической эффективности, экологической и социальной результативности на базе систематизации и структурирования потоков учетной и внеучетной информации (рис. 2).
Для обеспечения понятности, полезности, существенности, достоверности и надежности информации становится целесообразным структурировать состав информационных потоков компании на основе критерия адресности (рис. 3).
Внутренние пользователи инновационного процесса нуждаются в получении качественной информации для осуществления управленческих и информационных функций внутри экономического субъекта. Данная информация необходима для формирования и анализа текущих и перспективных прогнозов развития организации и принятия на их основе соответствующих оперативных и стратегических решений.
Внешняя информация выступает основой для удовлетворения запросов внешних стейкхол-деров с учетом специфики и многообразия их интересов: государственные органы управления нуждаются в информации об осуществлении государственной политики в области инновационного развития различных сфер и отраслей и соблюдении требований действующего законодательства; инвесторам необходимы сведения о доходности и риске инновационно-инвестиционных проектов, информация о ценности и перспективах изменения стоимости акций экономического субъекта и его способности выплачивать дивиденды; кредиторы заинтересованы в информации о возможности компании возвращать кредиты и займы и выплачивать проценты по ним; поставщики — о ее жизнеспособности и соблюдении их требований к объему и качеству выпускаемой продукции; налоговым органам необходима информация о способности экономического субъекта пополнять бюджет и фактическом выполнении
компании своих обязательств перед бюджетом по уплате налогов и сборов; общественные организации заинтересованы в информации о социальной ответственности организации и направлениях развития ее бизнеса и т.п. [3]
В исследовании были определены основные потребности и ожидания ключевых заинтересованных сторон инновационного процесса (см. таблицу).
Удовлетворение потребностей ключевых стейкхолдеров, способствующее достижению целей долгосрочного устойчивого развития экономического субъекта, должно базироваться на ряде принципов (рис. 4).
Данные принципы могут являться универсальными и позволяют экономическим субъектам гибко и своевременно реагировать на запросы внешних и внутренних стейкхолдеров в соответствии с обозначенными целями и выбранной стратегией инновационного развития бизнеса. Следование вышеуказанным принципам в процессе построения системы и осуществления взаимодействия с различными стейкхолдерами инновационного процесса будет способствовать не только устойчивому развитию компании, но и создаст ценности для заинтересованных сторон в форме различных выгод и благ, которые невозможно было бы достичь без объединения усилий и гармонизации целей.
В ходе исследования был предложен механизм взаимодействия ключевых стейкхолдеров инновационно-инвестиционного процесса (рис. 5).
Для обеспечения рационального взаимодействия с группами стейкхолдеров должны быть определены «контрольные точки», на основании которых представляется возможным оценить эффективность инновационно-инвестиционной деятельности в компании. При этом оценка не должна носить односторонний характер, для повышения объективности получаемых результатов целесообразно привлекать к участию в ней представителей различных заинтересованных сторон. Именно это позволит экономическим субъектам отследить процесс удовлетворения заявленных потребностей различных групп стейкхолдеров и выявить в них отклонения, возникающие в результате изменений условий внешней и внутренней среды.
Таблица / Table
Потребности и ожидания различных групп, заинтересованных в инновационной деятельности лиц / Needs and expectations of various groups of stakeholders of innovation activities
Группы заинтересованных пользователей / Stakeholders groups Основные структурные единицы группы / Basic structural units of the group Потребности стейкхолдеров / Stakehoders' needs Ожидания стекйхолдеров / Stakehoders' expectations
Внешние заинтересованные пользователи
Институциональные единицы сектора государственного управления Министерства и ведомства, службы, агентства и др.; Федеральные и территориальные фонды (ФФОМС, ТФОМС и т.д.) Совершенствование отечественной системы реализации инноваций для достижения целевых параметров государственной социальной политики (увеличение рождаемости, снижение смертности и заболеваемости населения и др.). Повышение социальной ответственности организаций перед обществом. Выполнение территориальных программ государственных гарантий регионами. Обеспечение национальной безопасности и др. Оказание государственных (муниципальных) услуг организациями в полном объеме и в соответствии со стандартами. Достижение организациями плановых показателей результативности деятельности. Эффективное расходование бюджетных средств при оказании социально значимых услуг и т.д.
Имеющие опосредованное отношение к сфере здравоохранения: Федеральная налоговая служба в лице ИФНС; Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная служба по труду и занятости и др. Получение отчетности (бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической) в полном объеме и в установленные законом сроки. Предоставление информации о вакансиях, имеющихся в медицинской организации, и прием на работу сотрудников, прошедших профессиональную переподготовку в рамках целевых программ и пр. Соответствие отчетности (бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической) принципам релевантности, транспарентности и верифи-цируемости
Общественные организации Общество защиты прав потребителей Обеспечение легитимности производства и реализации товаров, работ и услуг. Соблюдение равноправия граждан при получении социально значимых услуг. Помощь в развитии деятельности общественных организаций (участие в апробации научных разработок, экспертные заключения и т.п.) Активное всестороннее сотрудничество экономических субъектов с общественными организациями. Совместное достижение общественно значимых результатов для поддержания социальной защищенности граждан. Поддержка инноваций в сфере реализации товаров, работ и услуг и т.п.
Поставщики Поставщики производственных ресурсов, оборудования, техники; научно-исследовательские учреждения Контроль при поставках производственных ресурсов. Обеспечение устойчивого развития организаций, их финансовой стабильности. Поддержка при внедрении инновационных технологий и т.д. Расширение спектра реализуемых товаров, оказываемых работ и услуг для увеличения объема поставок оборудования и материальных ресурсов. Стабильность деятельности организации для планирования объема поставок и т.д.
Окончание таблицы / End of Table
Группы заинтересованных пользователей / Stakeholders groups Основные структурные единицы группы / Basic structural units of the group Потребности стейкхолдеров / Stakehoders' needs Ожидания стекйхолдеров / Stakehoders' expectations
Потребители Физические лица: потребляющие продукцию и получающие услуги в рамках программы государственных гарантий; приобретающие платные услуги за счет собственных средств Приобретение продукции соответствующего качества и в полном объеме. Информированность о стоимости товаров, работ и услуг. Повышение ответственности персонала при оказании услуг, реализации товаров и т.п. Доступность и высокое качество реализуемой продукции. Справедливая стоимость товаров, работ и услуг. Выполнение экономическими субъектами обязательств по отношению к потребителям и др.
Инвесторы Юридические лица, имеющие свободные средства и финансовый интерес их вложения в активы организаций Инвестиционная привлекательность организации для финансовых вложений. Адекватность учредителей и руководства для принятия решения о сотрудничестве Устойчивое развитие экономического субъекта и его сбалансированный рост. Повышение рентабельности деятельности
Конкуренты Государственные учреждения и частные компании, экономические субъекты с долей государственного участия Использование рыночных регуляторов на рынке товаров, работ и услуг. Формирование здоровой конкуренции на рынке. Регулярное получение информации о перечне производимых и реализуемых товаров, работ и услуг, стоимости продукции, персонале, используемом оборудовании, поставщиках, применяемых технологиях и др. Равноправие в тендерном отборе на право заключения договоров на поставку товаров и т.п. Сотрудничество по взаимовыгодным направлениям. Сокращение объемов оказываемых услуг, в том числе уход с рынка. Приглашение на работу перспективных специалистов и т.д.
Внутренние заинтересованные пользователи
Учредители Для учреждений государственного сектора - Правительство РФ (для федеральных государственных бюджетных учреждений), федеральные органы исполнительной власти (для федеральных бюджетных учреждений). Для организаций негосударственного сектора физические и юридические лица Участие в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания различного рода услуг для обеспечения устойчивого финансирования деятельности. Увеличение объемов государственного (муниципального) задания. Развитие приносящей доход деятельности (для учреждений государственного сектора). Повышение доходности деятельности организации. Развитие материально-технической базы и профессионального уровня сотрудников и др. Выполнение государственного (муниципального) задания в полном объеме. Соблюдение стандартов оказания услуг, производства продукции. Повышение удовлетворенности населения качеством товаров, работ и услуг. Отсутствие жалоб со стороны покупателей и заказчиков на деятельность компании. Снижение расходов и повышение доходности деятельности
Персонал Управленцы различных иерархических уровней; основные производственные рабочие; обслуживающий персонал столовых, прачечных и др. Социальные гарантии (оплата больничных листов, декретных отпусков, отпусков по уходу за детьми и др.). Внеочередность и льготы в получении медицинских услуг, не входящих в программу государственных гарантий. Реализация публичного управления, включающего в себя полный социальный пакет. Формирование системы материального премирования и стимулирования, напрямую связанной с личными достижениями сотрудников Повышение управляемости экономическим субъектом, выражающееся в достижении плановых показателей результативности. Регулярное повышение оплаты труда сотрудников. Возможность самореализации и карьерного роста. Благоприятный психологический климат в коллективе
Принцип включенности (inclusivity)
Предусматривает участие стейкхолдеров в формировании,
□ развитии и достижении ощутимых и поддающихся оценке результатов инновационно-инвестиционной деятельности с целью обеспечения устойчивого развития экономического субъекта
□ Следует отметить, что данный принцип не означает обязательство фирмы выполнять любое «пожелание» заинтересованных сторон
Включенность подразумевает определенный процесс по
□ вовлечению заинтересованных сторон в обсуждение значимых тем и важных вопросов, потенциальных рисков и границ ответственности для принятия совместных взвешенных и сбалансированных решений
Принцип существенности (materiality) Принцип реагирования (responsiveness)
□
□
Означает значимость проблемы инноваций для экономического субъекта и заинтересованных сторон инновационного процесса
Стороны должны выявить максимально полный перечень важных тем, в рамках которых будут решаться проблемы и приниматься совместные решения
Означает принятие компанией адекватных мер по запросам I заинтересованных сторон для удовлетворения взаимных | интересов, связанных с разработкой и внедрением инноваций, обеспечением устойчивого развития, поддержанием коммуникаций компании с внешним окружением, поддержкой локальных проектов с заинтересованными сторонами, разработкой стратегии и операционных планов компании, взаимодействием с профсоюзами и органами власти и пр.
Для определения таких тем компания совместно с представителями стейкхолдеров организует исследования, фокус-группы и опросы, в ходе которых собирается информация о потребностях и предметах интереса потенциальных участников взаимодействия
□ На основе анализа полученной информации стороны формируют представление о значимости той или иной проблемы и необходимости ее включения в сферу стейкхолдерского взаимодействия
□ С течением времени изменяются внешние и внутренние факторы, влияющие на ход взаимодействия стейкхолдеров с компанией; в этой связи компания — держатель взаимодействия обязана регулярно пересматривать сферы взаимодействия с заинтересованными сторонами на предмет соответствия проблемы критерию «существенности»
□ Следует отметить, что интересы компании и ее стейкхолдеров зачастую не совпадают или противоречат друг другу, что вынуждает стороны договариваться, искать приемлемые подходы и принимать сбалансированные совместные решения
□
Рис.4/Fig. 4. Основные принципы организации эффективного аналитического инструментария инновационно-инвестиционной деятельности / Basic principles of organizing effective analytical tools of innovative and investment activities
Заказчик
Покупатель
Акционер, инвестор, посредник
Примечание:
1. Разработка проектно-сметной документации
2. Материально-техническое обеспечение
3. Выполнение работ в соответствии с контрактом
4. Осуществление контроля за проектом, а также консультирование при необходимости
5. Участие в вопросах, связанных с лицензированием и обеспечением
Посредник:
1. Проектировщик
2. Поставщик
3. Подрядчик
4. Консультант
Заинтересованные лица первого круга
Заинтересованные лица второго круга
Рис. 5/Fig. 5. Механизм взаимодействия ключевых заинтересованных лиц инновационно-инвестиционного процесса / Mechanism of interaction of the innovation and investment process key
stakeholders
заключение
В условиях турбулентной экономической среды для успешного функционирования и укрепления своих конкурентных преимуществ экономические субъекты стремятся к повышению эффективности своей деятельности. Формирование рациональной системы показателей и критериев оценки эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, с учетом требований заинтересованных пользователей, является одним из ключевых факторов успеха. В статье сформулированы основные принципы информационного обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности в экономических субъектах с использованием стейкхолдерского под-
хода. Предложена классификация основных пользователей информации об инновационно-инвестиционных процессах. Обоснованы потребности и ожидания различных групп, заинтересованных в инновационной деятельности лиц (стейкхолдеров). Разработан механизм взаимодействия ключевых заинтересованных лиц инновационно-инвестиционного процесса. Определены основные принципы организации эффективного аналитического инструментария инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющие экономическим субъектам стать более стойкими и жизнеспособными в условиях современной быстро меняющейся финансовой конъюнктуры.
список источников
1. Бариленко В. И. Аналитическое обеспечение реализации инновационных программ развития реального сектора экономики. М.: Экономическая газета; 2013. 284 с.
2. Керимова Ч. В. Учетно-аналитическое обеспечение разработки и реализации рекламных проектов. М.: Дашков и Ко; 2013. 218 с.
3. Бариленко В. И. Методология мониторинга и аналитической оценки эффективности инновационных проектов на основе стейкхолдерского подхода. М.: РуСайнс; 2015. 222 с.
references
1. Barilenko V. I. Analytical support for the implementation of innovative programs for the development of the real sector of the economy. Moscow: The Economic Newspaper; 2013. 284 p. (In Russ.).
2. Kerimova C. V. Accounting and analytical support for the development and implementation of advertising projects. Moscow: Dashkov and Co; 2013. 218 p. (In Russ.).
3. Barilenko V. I. Methodology of monitoring and analytical evaluation of the effectiveness of innovative projects based on the stakeholder approach. Moscow: PuSiyns; 2015. 222 p. (In Russ.).
информация об авторе
Чинара Вагифовна Керимова — кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
about the author
Chinara V. Kerimova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Accounting,
Analyses and Audit, Financial University, Moscow, Russia