Научная статья на тему 'Стейкхолдерский подход к обеспечению устойчивого развития бизнеса'

Стейкхолдерский подход к обеспечению устойчивого развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2455
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕОРИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ / СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / СТЕЙКХОЛДЕРСКАЯ СТОИМОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STAKEHOLDER THEORY / STAKEHOLDER APPROACH / STAKEHOLDERS / STAKEHOLDER VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугля Артем Андреевич

Современные экономические условия требуют уделять значительное внимание обеспечению устойчивого развития бизнеса. Для построения стратегии устойчивого развития бизнесу необходимо учитывать требования широкого круга стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAKEHOLDER APPROACH TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Modern economic conditions require to pay significant attention to sustainable development. In order to create and implement a sustainable development strategy business should take into account requirements of a wide range of stakeholders.

Текст научной работы на тему «Стейкхолдерский подход к обеспечению устойчивого развития бизнеса»

the present article reflects some approach to enhance innovation through financial incentives for staff to implement innovative ideas. This takes into account both quantitative and qualitative component of the implementation of investment-innovative project. The author also proposed, in the implementation of innovative projects agricultural sector, the transition from traditional forms of cooperation of labor on a team approach, which to some extent will relieve the vertical management of the impact of the upper hierarchical level guide on the bottom. This ultimately will have a positive impact on the timeliness of administrative tasks assigned to team members and in the event of unforeseen circumstances, the possibility of a rapid adjustment of the corresponding element of the process

Keywords: basic indicator, income, innovation, investment, wage, team, products, production, approach rate, promotion, agriculture, technology.

УДК 658:001.891.5

СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

© 2015

А. А. Гугля, студент 2-го курса магистратуры, программа «Бизнес-аналитика» кафедры «Экономический анализ» Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва (Россия)

Аннотация. Современные экономические условия требуют уделять значительное внимание обеспечению устойчивого развития бизнеса. Для построения стратегии устойчивого развития бизнесу необходимо учитывать требования широкого круга стейкхолдеров.

Ключевые слова: устойчивое развитие, теория стейкхолдеров, стейкхолдерский подход, заинтересованные стороны, стейкхолдерская стоимость, корпоративная социальная ответственность.

Проблема обеспечения устойчивого развития бизнеса является одной из наиболее обсуждаемых современными теоретиками и практиками управления. Современное информационное общество предъявляет совсем иные требования к бизнесу, бизнес, в свою очередь, должен принимать их во внимание с целью самосохранения. Более того, требования, которым должен соответствовать бизнес, меняются все быстрей с ускорением динамики изменения экономической конъюнктуры. В настоящей статье автором предлагается использование стейкхолдерского подхода для обеспечения устойчивого развития бизнеса.

Проблеме обеспечения устойчивого развития посвящено значительное число статей и монографий как отечественных, так и зарубежных авторов. Достижение устойчивого развития актуально, также является предметом для обсуждения международных профессиональных организаций и ассоциаций ^Ы, АССА, 1№БС8Б, ШСТАБ и др.). В большинстве случаев под устойчивым развитием понимается непрерывное экономическое развитие без ущерба для природных ресурсов и окружающей среды. Но такое определение устойчивого развития не делает ясной связь между понятием «устойчивости», целями бизнеса и необходимостью обеспечения такого развития. Для производимого в настоящей статье анализа в рамках стейкхолдерского подхода использовано более универсальное определение, являющееся ло-

гичным основанием для обоснования потребности любого бизнеса в учете интересов стейкхолдеров с целью достижения устойчивого развития.

Устойчивость - это возможность долгосрочного продолжения деятельности. Все, что может продолжаться неопределённо долго, устойчиво. Все, что не может продолжаться неопределенно долго, неустойчиво (Center for Sustainability, 2004). Устойчивый бизнес - это бизнес, способный выжить в долгосрочной перспективе [1, с. 64]. При этом под бизнесом понимается система экономических отношений участников, использующих материальные и нематериальные ресурсы (капитал) для непрерывного производства востребованных благ и создания добавочной стоимости [2, с. 57]. Бизнес как система, таким образом, не имеет привязки к организационно-правовой форме существования, границы его существования определяются бизнес-моделью, представляющей собой, по определению Международного совета по интегрированной отчетности (IIRC), ориентированную на создание стоимости в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах систему входов, действий по приросту стоимости и выходов'

Ключевыми участниками такой системы отношений являются, прежде всего, учредители бизнеса, собственники, то есть те, кто инвестировал собственный капитал с целью извлечения прибыли. Та-

ким образом, бизнес для них представляет собой средство для достижения цели в виде процента на вложенный капитал. Для дальнейшего анализа необходимо сделать допущение, что собственник (учредитель бизнеса) заинтересован в непрерывности деятельности бизнеса, его устойчивом развитии с тем, чтобы стоимость его капитала возрастала на протяжении длительного периода времени, в противном случае анализ теряет всякий смысл, поскольку заинтересованность собственника в продолжение бизнеса является необходимым (но не достаточным) условием устойчивого развития. Достаточным же условием для устойчивого развития бизнеса является удовлетворение требований широкого круга заинтересованных сторон.

Заинтересованные стороны (лица), или стейк-холдеры, - любые лица, которые могут влиять на деятельность организации или сами могут оказаться под ее влиянием. В состав стейкхолдеров, таким образом, попадают собственники бизнеса, наемный персонал, деловые партнеры, инвесторы, конкуренты, органы власти, местные сообщества, средства массовой информации, прочие общественные организации. В каждом конкретном случае список стейк-холдеров может быть расширен и конкретизирован.

Так или иначе любой стейкхолдер имеет свои требования к бизнесу. По определению, бизнес оказывает влияние на деятельность заинтересованного лица (или наоборот), по этой причине стейкхолдер желает перехода бизнеса в такое состояние, которое позволяет этому стейкхолдеру получить максимальную, с его субъективной точки зрения, выгоду. Такое состояние определяется некоторыми параметрами, которые и представляют собой требования стейкхол-дера. Очевидно, что требования стейкхолдеров могут противоречить друг другу. Так, например, наемный персонал, скорее всего, желает увеличения денежного вознаграждения, что противоречит возможному желанию собственника получить более высокую прибыль. Тем не менее, по мнению Эдварда Фрима-на, «ключевой идеей капитализма является создание предпринимателем или менеджером стоимости, принимая во внимание общность интересов стейкхолдеров. Да, время от времени их интересы находятся в конфликте друг с другом, но в долгосрочном периоде они должны быть обращены в одном направлении» [3, с. 153-190].

Таким образом, отслеживание, анализ и прио-ритизация требований стейкхолдеров является важнейшим компонентом обеспечения устойчивого развития бизнеса. До тех пор, пока стейкхолдер удовлетворен состоянием бизнеса, он не создает риска в

отношении устойчивого развития. При этом для анализа реакции стейкхолдера на воздействие бизнеса необходим конкретный инструмент. Таким инструментом может служить стейкхолдерская стоимость (ценность).

Сам по себе стейкхолдерский подход изначально был нацелен на создание как можно большей стоимости для стейкхолдеров [4, 5]. Несмотря на это, а также наличие значительной теоретической базы, сформированной в рамках развития теории стейк-холдеров, понятие стейкхолдерской стоимости до сих пор не было однозначно сформулировано. Тем не менее в результате научных дискуссий удалось обнаружить ряд концептуальных основ, в результате обобщения которых можно заключить, что стейк-холдерская стоимость представляет собой субъективную оценку стейкхолдером (или группой стейк-холдеров) ценности, полученной в результате одного или нескольких действий бизнеса [6].

Основываясь на данном определении и руководствуясь идеями, положенными в основу стейк-холдерского подхода, можно сформулировать ряд ключевых положений стейкхолдерской стоимости.

Во-первых, стейкхолдерская стоимость представляет собой маржинальную величину, представляющую собой изменение субъективного восприятия воздействия бизнеса конкретным стейкхолдером. Это изменение отсчитывается от базового состояния, желаемого стейкхолдером в виде идеального для него состояния бизнеса. При этом базовое состояние задается каждым стейкхолдером субъективно и основано на его представлении об ожидаемых выгодах.

Во-вторых, стейкхолдерская стоимость не измеряется каким-либо монетарным или иным измерителем, а формируется в результате агрегирования изменения субъективных отношений (выведенных в результате ранжирования привлекательности различных состояний бизнеса) стейкхолдера к изменениям бизнеса. В этом смысле стейкхолдерская стоимость является качественным показателем.

В-третьих, хотя в литературе, посвященной теории стейкхолдеров и стейкхолдерскому подходу, стейкхолдеры объединяются в функционально однородные группы, по факту такие группы далеко не всегда представляют собой психологически однородные организованные группы. Объединение стейкхолдеров в группы необходимо для удобства анализа, в то время как внутри группы восприятия, оценки и суждения формируются всегда на индивидуальном уровне, то есть формирование стейкхол-дерской стоимости происходит на уровне конкретного индивида. Такая трактовка самого понятия стои-

мости может послужить основой для развития дальнейших научных дискуссий. Целью же настоящей работы не является построение новой концепции по нимания стоимости, а попытка определения направления вектора дальнейшего развития стейкхолдер-ского подхода с целью использования его при формировании стратегии устойчивого развития

Понятие стейкхолдерской стоимости ни в коем случае не противопоставляет ее традиционному пониманию стоимости бизнеса, изменение которой является широко признанной метрикой эффективности бизнеса. Фундаментально, в стремлении максимизировать стоимость бизнеса уже заложена максимизация стейкхолдерской стоимости. Измерение стоимости бизнеса требует применения значительных допущений. Так, в частности, при оценке стоимости бизнеса необходима полная информация.

В отличие от многих других финансовых показателей стоимость бизнеса - всегда долгосрочный показатель, в стоимости учитываются долгосрочные перспективы деятельности компании [7, с. 176]. Данное утверждение предполагает способность компании устойчиво развиваться на протяжении длительного периода времени.

Устойчивость развития, как было показано выше, невозможна без удовлетворения требований широкого круга стейкхолдеров. Таким образом,

Согласно определению, все субъекты, не попадающие в третий квадрант матрицы, являются стейкхолдерами. Но, следует заметить, что в данной матрице отсутствует третье измерение - измерение времени, которое хороший бизнес-аналитик должен накладывать на нее в своей деятельности. Это поможет ему в выявлении субъектов, которые на момент анализа находятся в третьем квадранте, но потенциально (при изменении параметров (масштабов) деятельности бизнеса) могут оказаться в других квадрантах в будущем.

стейкхолдерская стоимость является более широким понятием, включающим в себя в том числе и стоимость бизнеса как стоимость для определенного круга стейкхолдеров, собственников бизнеса. Но, при использовании понятия стейкхолдерской стоимости, требование долгосрочного устойчивого развития переводится из разряда допущений стоимостного подхода в управлении бизнесом в разряд одного из важнейших объектов изучения в подходе стейкхолдер-ском.

Стабильное создание стейкхолдерской стоимости является обязательным условием долгосрочного устойчивого развития бизнеса. По этой причине, учет требований стейкхолдеров должен быть обязательным пунктом эффективной стратегии развития бизнеса. Для реализации такой стратегии необходимо сформировать программу взаимодействия со стейкхолдерами, которая включала бы в себя конкретные шаги, необходимые для анализа заинтересованных сторон, начиная с идентификации таковых и заканчивая вынесением рекомендации относительно порядка взаимодействия.

При составлении такой стратегии всех действующих субъектов можно разделить на четыре типа в зависимости от расположения их в следующей матрице (таблица 1).

Кроме того, перемещение стейкхолдеров между первым, вторым и четвертым квадрантом также возможно со временем. Так, например, т. е. кто испытывал на себе негативное влияние бизнеса, но не был способен оказывать на бизнес влияния, после прохождения определенной критической, связанной с накоплением воздействия и невозможностью некоторое время адекватно реагировать на это воздействие, могут в результате действия по нейтрализации накопленного эффекта оказать значительно влияние на условия хозяйствования экономического субъекта. Качественный анализ предполагает выявление

Таблица 1 - Матрица взаимодействий бизнеса

Субъект Влияние на бизнес

Нет Есть

Влияние бизнеса Есть 1. Не имеют влияния на бизнес, но испытывают влияние бизнеса на себе 2. Влияют на бизнес и испытывают влияние бизнеса на себе

Нет 3. Не влияют на бизнес и не испытывают влияние бизнеса 4. Влияют на бизнес, но не испытывают влияния бизнеса на себе

реальных потребностей заинтересованных сторон даже в том случае, когда эти потребности не только не высказываются, но и не ясны самим стейкхолде-рам. Более высокий, стратегический уровень аналитической работы предполагает выявление устойчивых тенденций и прогнозирование возможных изменений требований ключевых стейкхолдеров в будущем.

Современное информационное общество позволяет отдельным стейкхолдерам, неудовлетворенным деятельностью бизнеса, создавать значительные риски непрерывности его деятельности. Кроме этого, растущее благосостояние и образованность населения формируют качественно новые требования к социальной и экологической ответственности бизнеса. Современный человек, затрагиваемый деятельностью бизнеса, так или иначе понимает, что он сам или территория, на которой он проживает, оказывается элементом бизнес-модели, с помощью которой бизнес получает доход. При этом он может оказаться безучастным в распределении экономической стоимости, создаваемой бизнесом, что стимулирует его к компенсации этой безучастности в виде корпоративной, социальной и экологической ответственности.

Необходимо отметить, что бизнес осознает такие потребности стейкхолдеров. Свидетельством этого является издание многими крупными компаниями отчетов об устойчивом развитии и социальной ответственности, в которых менеджмент компании отмечает свою активность в области взаимодействия с широким кругом стейкхолдеров, удовлетворения их требований [8]. Такой вид отчетности служит важнейшим инструментом вовлечения заинтересованных сторон в деятельности бизнеса. Стейкхолде-ры в таком случае воспринимают это как повышенный интерес к их потребностям, что само по себе уже повышает их удовлетворенность бизнесом, создает стейкхолдерскую стоимость для ряда заинтересованных лиц.

В силу указанных особенностей, присущих современной социально-экономической системе, бизнес для обеспечения устойчивого развития, как уже было сказано, с каждым днем вынужден все более серьезно относиться к соблюдению «правил игры», то есть состоянию среды, в которой он действует. Состояние среды, в свою очередь, задается действиями стейкхолдеров в качестве прямой или обратной связи (реакции на действия бизнеса). Бизнес, таким образом, во избежание негативных действий заинте-

ресованных сторон по отношению к себе должен быть на целен на удовлетворение интересов широкого круга стейкхолдеров, иначе говоря максимизации стейкхолдерской стоимости.

Роль стейкхолдерской стоимости в обеспечении устойчивости развития, несомненно, требует дальнейшего изучения и развития как в теории, так и в практике. В частности, первоочередными для изучения вопросами представляются вопросы сбора, агрегирования и анализа требований стейкхолдеров, соблюдение баланса затрат и выгод при выполнении указанных процедур. Также открытым вопросом является возможный конфликт интересов субъекта, ответственного за анализ требований стейкхолдеров, так как данный субъект в любом случае сам оказывается заинтересованной стороной.

Стоит также отметить, что работа с требованиями стейкхолдеров всегда будет представлять собой работу с «мягкой», слабоструктурированной информацией. Такая работа требует использования эвристических методов анализа и, соответственно, высокой квалификации лица, ее выполняющего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бариленко В. И. Актуальные проблемы развития бизнес-анализа в условиях ориентации на инновационный путь развития : монография М. : Финансовый университет, 2012. С. 64.

2. Булыга Р. П., Мельник М. В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 57.

3. Freeman R. E. Ending the so-called "Friedman-Freeman' debate. Business Ethics Quarterly, 18, 2, 2008.

4. Freeman R. E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984.

5. Freeman R. E., Harrison J. S., Wicks A. C. Managing for stakeholders: Survival, reputation & success. New Haven: Yale University Press, 2007.

6. Lankoski L., Stmith N. Craig, Van Wassen-hove Luk. Stakeholder Judgements of Value: Advancing Stakeholder Theory through Prospect Theory, IN-SEAD, 2011.

7. Грязнова А. Г. , Федотова М. А. Оценка бизнеса: учебник. 2-е изд., М. : Финансы и статистика, 2007. C. 176.

8. Шнайдер О. В., Лапаев П. Ю. Теоретические аспекты бизнес-анализа // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 89-90.

STAKEHOLDER APPROACH TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

© 2015

A. A. Guglya, 2nd year Master's student in Business-Analysis, Economic Analysis Department

Financial University under the Government of the Russian Federation

Annotation. Modern economic conditions require to pay significant attention to sustainable development. In order to create and implement a sustainable development strategy business should take into account requirements of a wide range of stakeholders.

Keywords: sustainable development, stakeholder theory, stakeholder approach, stakeholders, stakeholder value, corporate social responsibility (CSR).

УДК 332.122:338 .43

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК МНОГООТРАСЛЕВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

© 2015

Д. А. Державина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика и управление

производственными и социальными системами» Международный институт рынка, Самара (Россия)

Аннотация. Происходящие серьезные изменения в экономике России на макроуровне постепенно «проникают» в функционирование отдельных сфер экономики на мезоуровне. Сельскохозяйственная отрасль -одна из наиболее уязвимых сфер экономики, которая быстро реагирует резкими падениями и скачками роста на негативные или позитивные изменения в глобальном масштабе. По мнению автора, это обусловлено тем, что продуктом производства сельскохозяйственной отрасли являются товары первостепенного значения для населения. В статье автор рассматривает агропромышленный комплекс Самарской области как многоотраслевую социальную производственно-экономическую систему, от результатов деятельности которой зависит социально-экономический уровень жизни людей в регионе. На долю АПК (агропромышленного комплекса) приходится 4-7 % стоимости валового регионального продукта и около 3 % основных фондов. Доля продукции сельского хозяйства Самарской области в общероссийском производстве - 2 %, по Приволжскому федеральному округу - 7 %. В основу развития регионального АПК положена кластерная модель развития экономики. Приоритетными направлениями развития АПК Самарской области являются: повышение плодородия почв; развитие элитного семеноводства и племенного животноводства; интеграция сельских товаропроизводителей с отечественными и зарубежными промышленными и перерабатывающими предприятиями, финансовыми структурами; создание ассоциаций и объединений, обеспечивающих комплексное решение вопросов финансирования, производства, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции. За период 2012-2013 годов, посевные площади увеличились почти на 200 тыс. га, это значительная территория, причем резко возросли посевы озимых культур, пшеницы в частности. Основными задачами для АПК в целом являются: улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области; создание условий для повышения качества продукции АПК Самарской области; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории региона; повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области.

Ключевые слова: сельскохозяйственная отрасль, Самарская область, агропромышленный комплекс, экономика, кластерная модель, интеграция, посевные площади, продукты производства, животноводство, растениеводство.

АПК Самарской области представляет собой ций пищевой, перерабатывающей промышленности многоотраслевую производственно-экономическую и агропромышленного сервиса. На его долю прихо-систему, в которой функционирует около 500 кол- дится 4-7 % стоимости валового регионального про-лективных сельскохозяйственных организаций, 2 882 дукта и около 3 % основных фондов. крестьянских (фермерских) хозяйства, 261,3 тыс. В сельской местности проживает 622,3 тыс.

личных подсобных хозяйств и около 1 000 организа- человек или 19,6 % всего населения Самарской обла-

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.