Научная статья на тему 'Контекст бизнеса как объект бухгалтерского учета и анализа'

Контекст бизнеса как объект бухгалтерского учета и анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТЕКСТ БИЗНЕСА / ДЕЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БИЗНЕС-АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BUSINESS CONTEXT / BUSINESS POTENTIAL / INTEGRATED REPORTING / BUSINESS ANALYSIS / STAKEHOLDER THEORY / INNOVATION / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чугумбаев Роман Рыспекович, Чугумбаева Нина Николаевна

Классический подход к проблемам управления и контроля функционирования и развития бизнеса предполагает относительно стабильный его контекст, т. е. достаточно продолжительное постоянство политических, экономических, социальных, технологических и других условий. Учетно-аналитическое обеспечение управления в таком случае направлено на процессы, связанные с финансовой, операционной и инвестиционной деятельностью организации. В последние годы волатильность контекста бизнеса непрерывно нарастает, и элиминировать изменения условий функционирования организации без угрозы экономической безопасности организации становится все менее возможным. В представленном исследовании определяются направления методологического развития бухгалтерского учета и анализа контекста бизнеса, а также анализируются особенности содержания данных направлений. При этом учитывается, что в настоящее время оценка контекста бизнеса стала обязательным требованием различных международных стандартов управления. Для оценки возможностей методического расширения учета и анализа контекста применялись основные положения теории заинтересованных сторон, теории устойчивого развития, бизнес-анализа. В результате исследования выявлено, что процессы, связанные с формированием потенциала бизнеса, направленного на повышение устойчивости к изменению контекста, повышение резерва стратегической безопасности организации, удовлетворение требований ключевых групп заинтересованных сторон, подлежат систематическому учету, контролю и анализу. Учетно-аналитическая работа в данном направлении позволит сформировать более совершенное информационно-аналитическое обеспечение для принятия различных управленческих решений, в том числе решений инновационного изменения бизнеса, своевременной реализации предупредительных мер в связи с грядущими изменениями внешних условий функционирования, решений эффективного взаимодействия с внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Результаты представленной работы и перспективы ее дальнейшего развития тесно связаны с развитием исследований в сфере учета и анализа по таким направлениям, как бизнес-анализ, формирование стандартов нефинансовой отчетности, интегрированной отчетности, развитие стратегического управленческого учета и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Context as an Object of Accounting and Analysis

The classical approach to the problems of management and control of the functioning and development of business presupposes a relatively stable context, that is sufficiently long-lasting consistency of political, economic, social, technological and other conditions. Accounting and analytical support for management in this case is aimed at processes related to the financial, operational and investment activities of the organization. In recent years, the volatility of the business context has been continuously increasing and eliminating changes in the conditions of the organization’s functioning without threatening the economic security of the organization is becoming less and less possible. In the presented research directions of methodological development of accounting and analysis of the business context are determined, as well as the peculiarities of the content of these directions are analyzed. At the same time, it is taken into account that at present the assessment of the business context has become an obligatory requirement of various international management standards. To assess the possibilities of methodical expansion of accounting and analysis of the context, the main provisions of the theory of stakeholders, the theory of sustainable development, business analysis were applied. As a result of the research it was revealed that the processes connected with the formation of business potential aimed at increasing the resilience to changing the context, increasing the strategic security reserve of the organization, meeting the requirements of key stakeholder groups, are subject to systematic accounting, control and analysis. Accounting and analytical work in this direction will allow to create more advanced information and analytical support for the adoption of various managerial decisions, including decisions of innovative business change, timely implementation of preventive measures in connection with future changes in external operating conditions, decisions of effective interaction with internal and external interested parties. The results of the work presented and the prospects for its further development are closely related to the development of research in the field of accounting and analysis in such areas as business analysis, the formation of standards of non-financial reporting, integrated reporting, the development of strategic management accounting, and others.

Текст научной работы на тему «Контекст бизнеса как объект бухгалтерского учета и анализа»

ТЕОРИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-33-42 УДК 65.01,657(045) JEL M41

Контекст бизнеса как объект бухгалтерского учета и анализа

Р. Р. Чугумбаев3, Н. Н. Чугумбаева"

a Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия

https://orcid.org/0000-0001-6571-3464 b МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия

https://orcid.org/0000-0003-2270-9013

АННОТАЦИЯ

Классический подход к проблемам управления и контроля функционирования и развития бизнеса предполагает относительно стабильный его контекст, т.е. достаточно продолжительное постоянство политических, экономических, социальных, технологических и других условий. Учетно-аналитическое обеспечение управления в таком случае направлено на процессы, связанные с финансовой, операционной и инвестиционной деятельностью организации. В последние годы волатильность контекста бизнеса непрерывно нарастает, и элиминировать изменения условий функционирования организации без угрозы экономической безопасности организации становится все менее возможным. В представленном исследовании определяются направления методологического развития бухгалтерского учета и анализа контекста бизнеса, а также анализируются особенности содержания данных направлений. При этом учитывается, что в настоящее время оценка контекста бизнеса стала обязательным требованием различных международных стандартов управления. Для оценки возможностей методического расширения учета и анализа контекста применялись основные положения теории заинтересованных сторон, теории устойчивого развития, бизнес-анализа. В результате исследования выявлено, что процессы, связанные с формированием потенциала бизнеса, направленного на повышение устойчивости к изменению контекста, повышение резерва стратегической безопасности организации, удовлетворение требований ключевых групп заинтересованных сторон, подлежат систематическому учету, контролю и анализу. Учетно-аналитическая работа в данном направлении позволит сформировать более совершенное информационно-аналитическое обеспечение для принятия различных управленческих решений, в том числе решений инновационного изменения бизнеса, своевременной реализации предупредительных мер в связи с грядущими изменениями внешних условий функционирования, решений эффективного взаимодействия с внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Результаты представленной работы и перспективы ее дальнейшего развития тесно связаны с развитием исследований в сфере учета и анализа по таким направлениям, как бизнес-анализ, формирование стандартов нефинансовой отчетности, интегрированной отчетности, развитие стратегического управленческого учета и другие.

Ключевые слова: контекст бизнеса; деловой потенциал; интегрированная отчетность; бизнес-анализ; теория заинтересованных сторон; инновации; экономическая безопасность

Для цитирования: Чугумбаев Р. Р., Чугумбаева Н. Н. Контекст бизнеса как объект бухгалтерского учета и анализа. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(5):33-42. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-33-42

Business Context as an Object of Accounting and Analysis

R. R. Chugumbaev3, N. N. Chugumbaeva"

a Moscow State Humanitarian-Economic University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-6571-3464 b MIREA-Russian University of technology, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0003-2270-9013

ABSTRACT

The classical approach to the problems of management and control of the functioning and development of business presupposes a relatively stable context, that is sufficiently long-lasting consistency of political, economic, social, technological and other conditions. Accounting and analytical support for management in this case is aimed at processes

(CC) ]

ТЕОРИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

related to the financial, operational and investment activities of the organization. In recent years, the volatility of the business context has been continuously increasing and eliminating changes in the conditions of the organization's functioning without threatening the economic security of the organization is becoming less and less possible. In the presented research directions of methodological development of accounting and analysis of the business context are determined, as well as the peculiarities of the content of these directions are analyzed. At the same time, it is taken into account that at present the assessment of the business context has become an obligatory requirement of various international management standards. To assess the possibilities of methodical expansion of accounting and analysis of the context, the main provisions of the theory of stakeholders, the theory of sustainable development, business analysis were applied. As a result of the research it was revealed that the processes connected with the formation of business potential aimed at increasing the resilience to changing the context, increasing the strategic security reserve of the organization, meeting the requirements of key stakeholder groups, are subject to systematic accounting, control and analysis. Accounting and analytical work in this direction will allow to create more advanced information and analytical support for the adoption of various managerial decisions, including decisions of innovative business change, timely implementation of preventive measures in connection with future changes in external operating conditions, decisions of effective interaction with internal and external interested parties. The results of the work presented and the prospects for its further development are closely related to the development of research in the field of accounting and analysis in such areas as business analysis, the formation of standards of non-financial reporting, integrated reporting, the development of strategic management accounting, and others.

Keywords: business context; business potential; integrated reporting; business analysis; stakeholder theory; innovation; economic security

For citation: Chugumbaev R. R., Chugumbaeva N. N. Business ^ntext as an object of accounting and analysis. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis.Auditing. 2018;5(5):33-42. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-33-42

введение

Развитие основных положений бухгалтерского учета и контроля связано с процессами информационного обеспечения заинтересованных пользователей о внутреннем содержании экономики организации. Это не значит, что теоретики и практики учетно-аналитического направления не понимали роли внешней информации. Уже в 1950-х гг. исследования ученых Гарвардской школы бизнеса содержали вопросы по анализу деловой политики в условиях внешней среды. Так, два профессора Гарварда — Джордж Альберт Смит младший и Роланд Кристенсен — исследовали организационные стратегии по отношению к их внешнему окружению [1]. В тот же период развивались идеи другого гарвардского профессора Кеннета Эндрюса, который исследовал вопросы политики и стратегии бизнеса во взаимосвязи с элементами возможностей внешней среды [2]. Наиболее известным результатом исследований гарвардских ученых того времени стал широко известный сегодня SWOT-анализ. Также широко известны PEST-анализ, пять сил Портера и другие виды анализа внешней среды. Однако возникновение ряда новых предпосылок требует не только определения инструментов подобного анализа в локальных задачах управления, но и развития полноценной методологии, позволяющей обеспечить систематическую работу по учету, анализу и контролю влияния внешних факторов.

Одной из наиболее существенных предпосылок развития такой методологии является то, что внешние условия функционирования и развития бизнеса, с одной стороны, все в большей мере оказывают влияние на его внутренние процессы, а с другой — находятся в состоянии высокой вола-тильности. Те бизнес-модели, которые предполагали относительную стабильность политических, социальных, правовых, финансово-кредитных и других условий, сегодня уступают моделям, учитывающим текущие и будущие изменения требований внешних и внутренних заинтересованных сторон [3]. Ускорение темпов изменения внешних и внутренних факторов бизнеса требует своевременной адаптации организации к таким изменениям, проведения изменений бизнеса, развитие международных стандартов в сфере управления. Объем управленческой работы, связанной с фактическими изменениями контекста и перспективами его будущих изменений, многократно увеличивается и требует научно-обоснованных подходов и качественного информационно-аналитического обеспечения. В то же время роль результатов такой работы возрастает и возрастает тенденция понимания бизнеса как неотъемлемой части его среды функционирования, а, значит, эффективность работы с внешней средой становится важнейшим элементом в системе оценки эффективности бизнеса в целом.

Возрастающая роль контекста бизнеса уже отразилась на содержании международных стандартов управления. Одним из первых международных стандартов, которые включили контекст в состав базовых категорий, является ИСО 31000-2010 (управление риском). Согласно данному стандарту при управлении риском следует установить контекст, а именно «внешние и внутренние параметры, принимаемые во внимание при управлении риском...». При этом роль контекста определена в формулировании цели организации, определении внутренних и внешних параметров, необходимых для управления рисками. Сходное понимание контекста указывается и в содержании других стандартов, например: ИСО 73:2009, ИСО 9001-2015. Стандартизация анализа контекста бизнеса свидетельствует о том, что правильно организованный современный менеджмент должен обеспечиваться систематическим мониторингом, обобщением и анализом информации о внешних факторах. В таком случае практика управления бизнесом, который должен отвечать современным стандартам качества, нуждается в развитии научно-обоснованных подходах к формированию качественной релевантной информации о внешней среде для принятия управленческих решений. Отсюда вытекает, что научная дисциплина «Управленческий учет», которая прежде всего направлена на информационно-аналитическое обеспечение внутренних пользователей (главным образом, менеджеров организации), должна обеспечивать полноценное развитие данных подходов.

Что касается финансового или внешнего учета, то здесь также следует обратиться к развитию международных стандартов. Так, содержание интегрированной отчетности требует включения информации о контексте1. Согласно стандартам интегрированный отчет должен содержать информацию о том, каковы условия, в которых функционирует и развивается организация.

Для развития методологии учета и анализа контекста бизнеса следует задать основные векторы накопления знаний, методов, приемов и способов. Поэтому данное исследование должно определить важнейшие направления методологического развития бухгалтерского учета и анализа контекста

1 Международный стандарт <ИО>. URL: http:// integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf (дата обращения: 14.01.2018).

бизнеса, а также охарактеризовать особенности содержания данных направлений.

МЕТОДЫ

Для проведения такого исследования и выполнения указанных задач следует учитывать, что практика менеджмента на современном этапе шагнула вперед, и в настоящее время оценка контекста бизнеса стала обязательным требованием различных международных стандартов управления. Поэтому, характеризуя контекст бизнеса и необходимость его мониторинга и анализа, в исследовании требуется проанализировать содержание отдельных разделов международных стандартов управления и подготовки отчетности.

Формирование перечня основных направлений развития бухгалтерского учета и анализа контекста бизнеса должно осуществляться в результате анализа потребностей заинтересованных пользователей, число которых за последнее время существенно расширилось. Состав пользователей и их требования к информационно-аналитическому обеспечению зависит от комплекса задач управления, требующих принятия решений с учетом динамизма бизнес-среды.

Для разработки основ содержания методологических направлений учета и анализа контекста следует учитывать основные положения и применять подходы теории заинтересованных сторон, теории устойчивого развития, бизнес-анализа. Для методического обогащения учета и анализа угроз негативного изменения контекста в исследовании проанализированы возможности расширения применения маржинального подхода оценки безопасного уровня показателей. Комплексный анализ контекста бизнеса требует применения методов интегральной оценки, в частности рассматривается таксонометрический метод.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На наш взгляд, учетно-аналитическая наука должна развивать следующие направления, способствующие совершенствованию информационного обеспечения заинтересованных пользователей:

1) систематизация и совершенствование методического контента по информационно-аналитическому обеспечению анализа выполнения требований внешних заинтересованных сторон;

2) экономическое, социальное и экологическое обоснование планов по совершенствованию эко-

теория учетно-контрольных и аналитических процессов

номики организации на основе анализа внешнего и внутреннего контекста;

3) применение анализа контекста для выявления резервов роста показателей в результате проведения инновационных мер;

4) оценка устойчивости компании к возможным негативным изменениям во внешней среде;

5) обоснование инновационных мер, направленных на изменение влияния внешнего контекста на бизнес-организации;

6) обоснование стратегических планов на основе анализа потенциала внешнего контекста.

роль учета в мониторинге требований заинтересованных сторон и анализе их выполнения

Применение теории заинтересованных сторон позволяет расширить и наполнить содержание анализа контекста бизнеса принципами, обеспечивающими системное понимание его экономической сущности. Согласно данной теории заинтересованные стороны при взаимодействии получают выгоды от бизнеса организации и имеют ту или иную степень удовлетворенности своих требований. Природа контекста или внешней и внутренней среды организации, в сущности, представляется как комплекс значимых для организации требований заинтересованных сторон, возникающих в связи с развитием технико-технологических, политических, культурных, социальных, экологических и многих других возможностей на уровне территорий и сфер деятельности. Поэтому анализ контекста должен включать систему показателей удовлетворенности данных требований.

В упомянутых стандартах менеджмента и в стандартах интегрированной отчетности указано, что информация о контексте как внутреннем, так и внешнем должна включать ценности и требования заинтересованных сторон. Во многом среда компании может быть охарактеризована через взаимодействие (фактическое или потенциальное) с ее внутренними и внешними заинтересованными сторонами. Поэтому, раскрывая информацию о контексте, заинтересованным пользователям любопытно — есть ли в организации систематическая работа по управлению взаимоотношениями с различными группами заинтересованных сторон, степень их удовлетворенности,уровень и качество взаимоотношений и т.д.

Развитие информационно-аналитического обеспечения для управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами открывает бизнесу широкие возможности. Концентрация усилий в данном направлении может способствовать достижению такого совершенного уровня взаимоотношений, когда организация вовлекает в собственные процессы и проекты внешних представителей групп заинтересованных сторон. Тогда границы таких взаимоотношений как бы устраняются и развиваются в гармонии со стратегическими целями компании.

Обеспечение систематической работы по управлению взаимоотношениями с заинтересованными сторонами предъявляет требования к качеству ее информационно-аналитического сопровождения. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что бизнес нуждается в систематической регистрации и обобщении сведений о заинтересованных сторонах, их требованиях, а также в развитии методов и подходов формирования системы показателей, позволяющей давать оценки эффективности работы с заинтересованными сторонами. Кроме того, данная работа является необходимой стадией проведения бизнес-анализа, систематическое осуществление которого является необходимым условием успешной реализации инновационной политики компании [4].

выявление резервов роста показателей в результате проведения инновационных мер на основе анализа контекста бизнеса

Анализ контекста позволяет выявить резервы роста показателей в результате проведения инновационных мер. Анализ возможностей внешнего контекста в сравнении с достигнутым уровнем развития организации позволяет выявить резервы экономического роста. Для того чтобы возможности внешней среды трансформировать во внутренний потенциал организации, необходимо осуществлять инновационные изменения бизнеса. Тогда правильный анализ контекста позволяет качественно определить резервы роста экономического потенциала организации.

Также контекст указывает на доступность организации тех или иных инноваций, поскольку инновационное решение принимается на основе их оценки соответствия требованиям заинтере-

сованных сторон [5]. Не любое решение будет удовлетворять интересам всех ключевых заинтересованных сторон. Некоторые будут слишком дорого стоить с точки зрения владельцев капитала, другие найдут противоречия у общества, государства и т.д. Поэтому при поиске инновационных решений круга выявленных проблем бизнеса требуется обеспечение учета и анализа контекста с точки зрения требований заинтересованных сторон.

Характеризуя роль анализа контекста в обосновании инноваций, нельзя упускать тот факт, что изменение бизнес-среды также влияет на изменение требований и ценностей заинтересованных сторон. Контекст отражает требования заинтересованных сторон для работы компании на определенном уровне, обеспечивающем создание ценности. При этом компания с учетом рисков и возможностей вынуждена формировать соответствующий внутренний потенциал компании, способный адекватно реагировать на изменения условий ведения бизнеса (требований заинтересованных сторон). Внутренний контекст компании во многом является отражением ее внутреннего потенциала, поскольку он был сформирован в результате деятельности, направленной на обеспечение компании различными капиталами (финансовый, социальный, организационный, интеллектуальный и т.д.), ресурсами и внутренними условиями их использования. Внутренний контекст определяет пределы возможностей использования ресурсов и капитала, что позволяет оценить внутренний потенциал организации. Если в ходе анализа фактических показателей деятельности организации выявится недостаточное использование ее внутреннего потенциала, то такой анализ позволяет определить текущие резервы. Текущие резервы можно реализовать, не прибегая к дополнительному привлечению внешних ресурсов, — достаточно предпринять корректирующие действия для более рациональной работы. Поэтому можно сделать вывод, что анализ внутреннего контекста позволяет выявить текущие резервы более совершенного и оптимального функционирования бизнеса, которые ограничены его внутренним потенциалом.

Необходимо отметить, что результат деятельности по формированию внутреннего потенциала является следствием взаимодействия организации с внешней средой (контекстом). Поэтому можно предположить, что внутренний потенциал

экономического субъекта зависит от потенциала внешней среды бизнеса или внешнего контекста.

Весь комплекс возможностей функционирования бизнеса как системы интегрируется в определенном уровне развития потенциала внешнего контекста (среды). Экономические субъекты ограничены в использовании возможностей внешнего контекста, поскольку могут использовать только то, что является частью ее внутреннего содержания, т. е. внутренний потенциал. Компания в текущем режиме может использовать только тот уровень потенциала, который она создала в результате взаимодействия со средой. Возможности внешней среды трансформируются в результате осуществления инновационных изменений бизнеса во внутреннюю силу (потенциал) компании. Тогда контекст или среда — это еще и источник роста показателей компании, отражающих выполнение требований заинтересованных сторон. Изменения, направленные на рост удовлетворенности интересов различных заинтересованных сторон, создают более высокую ценность компании, более совершенный потенциал ее бизнеса.

Такое понимание контекста дополняет и понимание инновационных изменений. Одни изменения вызваны не стремлением менеджмента обогнать конкурентов, а необходимостью, вызванной общим совершенствованием условий функционирования бизнеса и желанием не отстать от конкурентов. Потребности и требования заинтересованных сторон динамичны, и уровень их удовлетворенности будет падать в случае, если выявится, что можно получить большую ценность от компаний-конкурентов при аналогичных «равных» условиях.

Целью других изменений является продвижение компании по направлению к лидерским позициям, к более высокому классу бизнеса, в котором компания сможет конкурировать с другими более совершенными компаниями, способными обеспечить более высокий уровень удовлетворенности заинтересованных сторон.

Поэтому анализ внешнего контекста в комплексе с анализом внутреннего потенциала должен быть способен распознать характер инновационных изменений для выработки, оценки и принятия наиболее оптимальных инновационных решений.

Исследование степени удовлетворенности ключевых групп заинтересованных сторон осу-

ТЕОРИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ и аналитических процессов

ществляется с помощью системы показателей и должно стать важнейшей задачей современной информационно-аналитической системы.

оценка устойчивости компании

к возможным негативным изменениям во внешней среде

Внешняя среда кроме возможностей несет бизнесу также угрозы и риски. Поэтому информация о внешней среде необходима и для анализа рисков. Так, при управлении операционной деятельностью компании большое внимание придается инструментам маржинального анализа показателей прибыли. Анализ безубыточности позволяет увидеть компании, в какой степени предприятие может снизить деловую активность в случае возникновения неблагоприятных условий внешней среды и при этом не допускать убытка. При управлении финансовой деятельностью компании проводится анализ финансовой устойчивости. Данный анализ позволяет предвидеть последствия дефицита финансовых ресурсов компании. Это становится все более актуальным на фоне снижающейся продолжительности экономических циклов и глобальном характере финансовых кризисов. При анализе инвестиционных проектов роль маржинального порога играет показатель внутренней нормы рентабельности, который отражает предельно допустимый уровень ставки дисконтирования, выше которого инвестиции становятся невыгодными. Перечисленные виды анализа имеют общий подход в оценке степени операционных, финансовых, инвестиционных угроз. Устанавливается пороговое значение ключевого показателя и определяется запас (маржа) безопасности как абсолютная или относительная разница с его фактическим значением.

В таблице представлена обобщенная информация о методиках анализа экономических угроз, связанных с работой по взаимодействию с различными заинтересованными сторонами. При этом указаны ключевые показатели, по которым рассчитывается пороговое значение и маржа безопасности, а также характер рисков или угрозы изменения контекста.

Кроме перечисленных наиболее известных методик анализа угроз результатам операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предлагается применить похожий подход для анализа других аспектов бизнеса. Это объясняется тем, что анализ контекста напрямую связан с влиянием взаимодействия заинтересованных

сторон. Но контекст не ограничивается только теми заинтересованными сторонами, которые влияют на объем продаж, финансирование деятельности и эффективность инвестиций. Поэтому в таблице также представлены возможные методики анализа, которые могли бы дать оценку угрозам изменения контекста при взаимодействии с такими заинтересованными сторонами, как работники организации, представители государственного аппарата, общества, а также будущие поколения. Для того чтобы обеспечить субъекты экономики аналитическими возможностями оценки устойчивости к угрозам изменения контекста, представленный перечень методик можно продолжить.

Анализ угрозы изменения контекста будет неполным, если не дать обобщенную комплексную оценку степени экономической безопасности организации в условиях волатильности контекста. Политика компании в области взаимоотношения с заинтересованными сторонами является вопросом стратегического значения компании. Стратегия компании прямо отражается на составе ключевых групп заинтересованных сторон и приоритетах в выполнения их требований. Поэтому изменение контекста коррелируют с изменением требований ключевых групп заинтересованных сторон. Когда требования заинтересованных сторон усиливаются, и организации становится все сложнее обеспечивать удовлетворенность таких требований, тогда это негативные изменения контекста бизнеса, которые несут стратегические угрозы для компании и препятствуют нормальному ее функционированию. Для того чтобы компания была готова к таким изменениям контекста, нужно иметь запас (маржу) стратегической безопасности, который обеспечивается высоким уровнем удовлетворенности всех ключевых групп заинтересованных сторон.

Экономическая угроза для компании возникает тогда, когда внутренний потенциал компании настолько низок, что ее рыночная стоимость ниже балансовой. Критический потенциал, указанный в таблице, характеризует достигнутый уровень удовлетворенности заинтересованных сторон компании, в котором рыночная стоимость компании полностью покрывает стоимость вложенного в компанию капитала. Чем больше маржа стратегической безопасности, тем привлекательнее компания для взаимодействия с ней различных заинтересованных сторон и тем выше уровень совершенства функционирования компании в стратегическом аспекте.

Таблица / Table

Анализ угроз негативных изменений контекста бизнеса / Analysis of threats of negative changes in the business context

Аналитический прием или методика Критические показатели Показатель, характеризующий устойчивость компании к угрозам изменения контекста Характер угроз изменения контекста Заинтересованные стороны

Широко известные методики / Widely known techniques

Анализ безубыточности Критический объем производства (точка безубыточности) Маржа безопасности (Запас финансовой прочности) Снижение объема продаж, рыночных цен, структуры себестоимости Клиенты (покупатели, заказчики), поставщики материалов, техники и технологий

Анализ финансовой устойчивости (достаточность собственного капитала) Объем собственного капитала, долгосрочных обязательств обеспечивает сумму внеоборотных активов Наличие собственного оборотного капитала Снижение внешнего финансирования Кредиторы

Внутренняя норма рентабельности Ставка дисконтирования инвестиционного проекта Положительная разница между ВНД и ставкой дисконтирования Факторы повышения реальной ставки дисконтирования Инвесторы

Возможные методики анализа угроз при взаимодействии с другими заинтересованными сторонами / Possible techniques of threat analysis from the relationships with other stakeholders

Анализ заработной платы Критический уровень заработной платы Изменения на рынке труда Работники

Анализ налогообложения Критический уровень налогообложения Сравнение текущего Изменения в налоговой политике Государство

Анализ социальной ответственности Минимальный социальный уровень и критического (минимального) уровня Изменения в социальных требованиях к бизнесу Общество

Анализ экологических показателей Минимальный экологический уровень Экологические требования Будущие поколения

Анализ интегрального уровня выполнения требований стейкхолдеров Критический потенциал Сравнение текущего и критического уровня Изменение контекста бизнеса Комплексные требования стейкхолдеров

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

теория учетно-контрольных и аналитических процессов

Фактором роста запаса стратегической безопасности данного показателя является активность компании в сфере реализации инноваций, обеспечивающих повышение уровня удовлетворенности заинтересованных сторон. Качество управления стратегической безопасностью обеспечивается совокупностью мер, таких как, мероприятия связанные с совершенствованием учета и контроля показателей деловой репутации, нематериальных активов [6], транспарентностью компании для заинтересованных сторон [7] и др.

Для успешного применения предлагаемого подхода анализа стратегической безопасности следует решить проблемы, связанные прежде всего с оценкой интегральной удовлетворенности ключевых заинтересованных сторон. Особую роль в решении данной задачи могут сыграть методы таксонометрического анализа. Такой интегральный показатель имеет большие перспективы для анализа его взаимосвязи с рыночной стоимостью бизнеса. Поэтому раскрытие данной информации имеет отдельное значение для формирования интегрированной отчетности.

анализ обоснованности инновационных мер, направленных на изменение влияния внешнего контекста на бизнес-организации

Ориентация менеджмента многих современных организаций на удовлетворение требований ключевых групп заинтересованных сторон заставляет проводить работу не только по совершенствованию внутреннего потенциала бизнеса, но также выстраивать взаимоотношения с такими группами и внедрять системы управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами (SRM). Такие системы призваны не только выявлять требования для планирования развития бизнеса компании, но также и обеспечивать лояльность ключевых заинтересованных сторон, которые чувствуют заботу, собственную вовлеченность в процессы принятия решения и решения социальных, экологических, экономических проблем. Таким образом, создавая партнерские сообщества, сети и другие калобо-рационные проявления с заинтересованными сторонами, организации обеспечивают себе возможности влиять на контекст, а не только приспосабливаться через внутренние трансформационные процессы.

Внимание стандартов интегрированной отчетности к раскрытию информации о контексте бизнеса можно объяснить и тем, что современная экономика характеризуется стремительными изменениями, когда множество внешних факторов становятся все менее предсказуемыми. Поэтому в условиях интенсивных изменений во внешней среде компании находятся в поиске не только средств адаптации к происходящим изменениям, но также стараются активно воздействовать на внешний контекст. Воздействуя на внешний контекст, организация старается уже не вовлекать внешние заинтересованные стороны во внутренние процессы, а стать активным элементом внешнего контекста и уже оттуда воздействовать на расширение возможностей организации. Это происходит прежде всего с помощью интеграционных процессов, развития форм сетевого взаимодействия субъектов бизнеса. Интеграционные процессы как метод снижения рисков, связанных с конкуренцией, довольно хорошо освещены в профессиональной и научной литературе. По некоторым современным формам сетевого взаимодействия даже возникают научные теории, как, например, теория развития бизнес-кластеров [8-10]. В современных условиях вдохнули «новую жизнь» и такие формы снижения рисков внешней среды, как развитие франчайзинга, различных вариаций аутсорсинга. Тем самым компания как бы переносит некоторые риски внешней среды на более устойчивые по отношению к ним субъекты экономики.

Крупные промышленные ассоциации, союзы, альянсы, участники всероссийских, международных постоянно действующих форумов способны воздействовать на изменение политических, правовых, технологических, экологических, социальных внешних факторов, обеспечивать импульсы изменения налоговой, денежно-кредитной политики региона или государства. В таком случае внешний контекст компании во многом зависит от ее статуса в составе таких альянсов и форумов, от ее активности в сфере сетевого взаимодействия. Разумеется, в зависимости от степени активности компании по работе, связанной с оказанием влияния на изменение внешнего контекста, объем финансовых ресурсов, вовлеченных в данное направления, может представлять ощутимые для нее суммы. Поэтому учетная система организации должна обеспечивать информацией о затратах и стоимости вовлеченных ресурсов на деятель-

ность, которая направлена не только на внутренние процессы и их изменения, но и на изменение внешнего контекста. Также необходимо применять и развивать аналитические инструменты, позволяющие формировать экономическое обоснование данных капитальных затрат. А такая задача требует учета не только затрат, но и получаемых эффектов и результатов, выраженных по возможности в количественно измеримых показателях. Если говорить об эффектах, получаемых компанией от работы в деловых объединениях, то можно указать ряд получаемых преимуществ, позволяющих укрепить ее экономический потенциал:

• компания увеличивает возможности представлять собственные интересы через возможности объединения, взаимодействовать с органами государственного управления, международными организациями и т.д.;

• участие в объединении предполагает более высокую транспарентность компании [7], что способствует повышению лояльности и доверия к ней различных заинтересованных сторон;

• растет доступ к более эффективной инновационной деятельности компании [11] за счет дополнительного и, возможно, более качественного информационно-аналитического обеспечения, предоставляемого административными органами деловых объединений;

• повышаются возможности роста деловой репутации компании [6];

• расширяются перспективы более эффективной реализации стратегии устойчивого развития компании [12].

выводы

Таким образом, формирование и развитие методологических направлений, сформулированных в данном исследовании, обеспечат научно обоснованное формирование информационно-аналитической системы управления влиянием контекста на бизнес. При этом совершенствуются процессы, связанные с управлением взаимоотношений с заинтересованными сторонами, реализацией текущих и стратегических резервов, формированием делового потенциала компании, направленного на повышение ее устойчивости к изменению контекста, реализацией экономически обоснованной инновационной политики.

Разнообразие процессов компании по совершенствованию контекста, использования его возможностей при реализации резервов экономического роста, снижению рисков его негативного влияния на компанию вполне сопоставимо с разнообразием внутренних процессов, направленных на функционирование и совершенствование операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Этот факт требует соответствующего развития учетной, контрольной и аналитической работы, способствующей решению проблем и задач, представленных в данном исследовании.

Развитие основных направлений учета и анализа контекста бизнеса способствует более качественному решению задач и научному развитию бизнес-анализа, формированию стандартов нефинансовой отчетности, интегрированной отчетности, стратегического управленческого учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

список источников

1. Smith Jr G. A., Christensen C. R. Suggestions to instructors on policy formulation. Homewood, IL: Richard D. Irwin. 1951;3-4.

2. Andrews K. R. The concept of corporate strategy. New York; 1971. 245 p.

3. Бердников В. В., Гавель О. Ю. Контроллинг бизнес-процессов при создании конкурентоспособных бизнес-моделей в агробизнесе. Сибирская финансовая школа. 2011;3:68-73.

4. Бариленко В. И. Бизнес-анализ. Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики: материалы межд. науч.-практ. конф. Новополоцк: ПГУ; 2011;1:162-166.

5. Бариленко В. И. Роль бизнес-анализа в обосновании направлений инновационного развития. Инновационное развитие экономики. 2012;2(8):124-131.

6. Рожнова О. В., Гирка Т. В. Проблемы признания нематериальных активов. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013;5(1/15):77-80.

7. Рожнова О. В., Игумнов В. М. Пути повышения транспарентности компаний. Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2011;3(51):74-79.

8. Porter M. E. Competitive advantage of nations: creating and sustaining superior performance. New York: Simon & Schuster; 2011. 1289 p.

9. Porter M. E. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review. 1998;76(6):77-90.

10. Porter M. E. On Competition. Boston: Harvard Business School Press; 1998. 542 p.

11. Бариленко В. И. Роль экономического анализа в инновационной экономике. Инновационное развитие экономики. 2013;1(13):16—21.

12. Киянова Л. Д., Литвиненко И. Л. Устойчивое социально-экономическое развитие региона: ключевые аспекты. Экономика и предпринимательство. 2015;3(56):272-276.

REFERENCES

1. Smith Jr. G. A., Christensen C. R. Suggestions to instructors on policy formulation. Homewood, IL: Richard D. Irwin. 1951;3-4.

2. Andrews K. R. The concept of corporate strategy. New York; 1971. 245 p.

3. Berdnikov V. V., Gavel' O.YU. Controlling of business processes at creation of competitive business models in agribusiness. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian financial school. 2011;3:68-73. (In Russ.).

4. Barilenko V. I. Business analysis. The improvement of accounting, analysis and control as mechanisms of information support of sustainable development of the economy: the materials of the Int. scientific-practical. Conf. Novopolock: PGU Publ. 2011;1:162-166. (In Russ.).

5. Barilenko V. I. The Role of business analysis in the substantiation of directions of innovative development. Innovacionnoe razvitie ehkonomiki = Innovative development of the economy. 2012;2(8):124-131. (In Russ.).

6. Rozhnova O. V., Girka T. V. The problem of recognition of intangible asset. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta MAMI = Bulletin of Moscow state technical University MAMI. 2013;5(1/15):77-80. (In Russ.).

7. Rozhnova O. V., Igumnov V. M. Ways to improve the transparency of companies. Korporativnaya finansovaya otchetnost'. Mezhdunarodnye standarty = Corporate financial statements. International standards. 2011;3(51):74-79. (In Russ.).

8. Porter M. E. Competitive advantage of nations: creating and sustaining superior performance. New York: Simon & Schuster; 2011. 1289 p.

9. Porter M. E. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review. 1998;76(6):77-90.

10. Porter M. E. On Competition. Boston: Harvard Business School Press; 1998. 542 p.

11. Barilenko V. I. The Role of economic analysis in the innovation economy. Innovacionnoe razvitie ehkonomiki = Innovative development of economy. 2013;1(13):16-21. (In Russ.).

12. Kiyanova L. D., Litvinenko I. L. Sustainable socio-economic development of the region: key aspects. Ekonomika Ipredprinimatel'stvo = Economics and entrepreneurship. 2015;3(56):272-276. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Роман Рыспекович Чугумбаев — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и налогообложения», Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия romanry@ya.ru

Нина Николаевна Чугумбаева — старший преподаватель кафедры экономики и инновационного предпринимательства, МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия nina-ch2005@ya.ru

ABOUT THE AUTHORS

Roman R. Chugumbaev — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Finance, Accounting and Taxation, Moscow State University for Humanities and Economics, Moscow, Russia Nina N. Chugumbaeva — Senior lecturer of the Department of Economics and Innovative Entrepreneurship MIREA — Russian Technological, University, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.