\
..... Информатика. Теория и методика
-......... ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
/=- ___________________________________________
С.А. Баженова
Использование средств информатизации при обучении информатике студентов социально-педагогического и психологопедагогического профиля
В статье рассматривается возможность применения средств информатизации при обучении студентов социально-педагогического и психолого-педагогического профиля, предлагается вариант лабораторного практикума по информатике.
Ключевые слова: средства информатизации; содержание обучения информатике; социально-педагогический и психолого-педагогический профиль; лабораторный практикум по информатике.
В настоящее время потребность общества в специалистах социальнопедагогического и психолого-педагогического профиля довольно высока, работа социального педагога, педагога-психолога, специального психолога востребована в системе обучения и воспитания. Профессиональная социально-педагогическая и социально-психологическая работа — один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию. Существующая социально-экономическая обстановка, реформирование различных областей деятельности человека определяют актуальность развития и совершенствования системы подготовки специалистов в данных областях [4: с. 235].
При этом, как отмечают ряд авторов [2: с. 59; 3: с. 25], широкое внедрение компьютерной техники, интернет-ресурсов, программных продуктов специального назначения влечёт необходимость формирования у будущих специалистов социально-педагогического и психолого-педагогического профиля знаний и умений в области применения информационных технологий в профессиональной деятельности. Рассматривая информационные и телекоммуникационные технологии как составляющую современных социально-педагогической и пси-холого-педагогической технологий, важно отметить такие возможности, как:
• автоматизация процессов сбора эмпирических данных, их накопление, выполнение расчётов, хранение и обновление данных, передача и представление информации;
• повышение эффективности информационного взаимодействия всех уровней социально-педагогической и психолого-педагогической работы;
• освобождение социального педагога, педагога-психолога от выполнения вручную больших объёмов работ по вводу и обработке информации;
• повышение оперативности при формировании отчётных документов.
Очевидно, что в рамках изучения курса информатики необходимо показать будущим специалистам инструментарий в виде средств информатизации (как технических, так и программных) и возможности его применения в будущей профессиональной деятельности студента. В то же время, когда речь идёт о преподавании информатики, средства информатизации выступают и как содержательное наполнение дисциплины. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о целесообразности включения в курс информатики таких практических упражнений, которые направлены на демонстрацию студентам некоторых областей их будущей профессиональной деятельности. В то же время выполнение данных упражнений будет способствовать становлению и развитию у будущих специалистов навыков применения информационных технологий в различных областях социальнопедагогической и психолого-педагогической работы.
Такого рода лабораторный практикум может состоять из следующих работ:
1. Обзор программного обеспечения, направленного на поддержку работы социального педагога (педагога-психолога, специального психолога).
Цели лабораторной работы:
• научить использовать ресурсы Интернета для поиска информации;
• способствовать формированию умений поиска, отбора, анализа и систематизации информации о приложениях (или программных продуктах) в сети Интернет;
• изучить видовой состав, особенности и возможности применения программного обеспечения, которое возможно использовать в социальнопедагогической или психолого-педагогической работе.
Содержание лабораторной работы: используя ресурсы Интернета, дать описание программных продуктов, направленных на поддержку работы социального педагога (педагога-психолога, специального психолога), указав адреса ресурса, сведения о разработчике, тип программного продукта, его функции, возможности использования.
2. Представление данных психодиагностического исследования в виде графического изображения (на примере социограммы).
Цели лабораторной работы:
• развить навыки создания, редактирования графического изображения;
• показать возможности использования инструментов компьютерной графики для представления данных в виде социограммы;
• научить использовать ресурсы Интернета.
Содержание лабораторной работы: для выполнения лабораторной работы необходимо организовать сбор эмпирических данных. На основе собранных данных построить социограмму, используя возможности графического редактора.
3. Создание бланка (анкеты, опросного листа) для исследования.
Цели лабораторной работы:
• изучить способы подготовки и реализации бланкового материала для социально-педагогического, психолого-педагогического исследования;
• развить навыки создания, редактирования, форматирования текстового документа, в том числе с включением таблиц, графики;
• научить использовать ресурсы Интернета.
4. Разработка инструментария психодиагностического исследования (на примере создания опросника Айзенка — форма А).
Цели лабораторной работы:
• изучить правила, этапы разработки и создания психодиагностического опросника средствами MS Excel;
• научить использовать возможности MS Excel по работе с инструментами панели «Формы»;
• развить навык работы с числовой информацией;
• научить организовывать связи внутри электронной таблицы;
• научить защищать документ, созданный в MS Excel, от случайной или умышленной порчи;
• способствовать формированию умений создания психодиагностического опросника с помощью MS Excel по средствам организации дружественного интерфейса c учётом возрастных особенностей школьников;
• способствовать формированию умений использования созданного опросника в качестве одного из инструментов диагностики черт личности.
Содержание лабораторной работы: используя средства MS Excel, разработать опросник Айзенка (тест закрытой формы с возможностью выбора варианта ответа), организовать расчёты, защитить документ.
5. Организация хранения, обработки и представления данных психодиагностического исследования с помощью средств информационных технологий.
Цели лабораторной работы:
• научить использовать возможности приложения MS Excel для хранения, обработки и представления данных психодиагностического исследования;
• развить навыки работы с числовой информацией, выполнение расчётов, построение диаграмм, графиков для отображения результатов диагностического исследования;
• формировать умение создавать итоговый документ психодиагностического исследования средствами MS Word с использованием данных из электронных таблиц;
• способствовать формированию умений отбора, анализа и систематизации учебной информации;
• научить использовать ресурсы Интернета.
Содержание лабораторной работы: используя ресурсы Интернета, организовать поиск эмпирических данных, организовать таблицу средствами MS Excel для хранения собранных данных, произвести обработку данных; представить обработанные данные в виде графиков, диаграмм, сформировать отчёт.
6. Организация хранения информации психодиагностического исследования с помощью базы данных.
Цели лабораторной работы:
• научить будущих специалистов организовывать хранение данных с использованием приложения MS Access;
• формировать умение производить сортировку информации, направлять запросы к базе данных, разрабатывать отчёты социально-педагогических, психолого-педагогических исследований.
Содержание лабораторной работы: организовать хранение данных в СУБД MS Access. Обработать информацию, создать отчёт.
7. Подготовка мультимедийной презентации с результатами социальнопедагогических, психолого-педагогических исследований.
Цели лабораторной работы:
• научить анализировать данные исследования для разработки мультимедийной презентации;
• научить создавать мультимедийную презентацию с результатами исследования, содержащую графику, схемы, таблицы, диаграммы, в том числе из других приложений;
• развить навыки работы с различными видами информации;
• сформировать умение использовать гиперссылки, управляющие кнопки в презентации, в том числе на другие документы, ресурсы Интернета;
• сформировать умение оформлять презентацию согласно требованиям эргономики.
Содержание лабораторной работы: подготовить мультимедийную презентацию результатов исследования с помощью приложения MS PowerPoint с целью представить общественности результаты исследования.
8. Создание мультимедийного развивающего пособия в среде MS PowerPoint.
Цели лабораторной работы:
• изучить правила и этапы разработки мультимедийной презентации (дидактическое пособие);
• научить разрабатывать и создавать мультимедийную учебную презентацию с анимацией, рисунками, гиперсвязями;
• научить организовывать и создавать гиперсвязи внутри презентации;
• способствовать формированию умений создания дидактического пособия по средствам организации дружественного интерфейса в среде Power Point c учётом возрастных особенностей школьников;
• способствовать формированию умений использования мультимедийной презентации в качестве дидактического пособия в учебном процессе.
Содержание лабораторной работы: разработать презентацию в среде Power Point с развивающими играми для детей школьного возраста («Четвёртый лишний», «Найди пару», «Продолжи ряд» и т.д., то есть играми, в которых ученику будет предложено выбрать один из вариантов ответа). С использованием гиперссылок организовать переходы между слайдами, то есть при выборе верно-
го варианта ответа ученик с помощью гиперссылки переходит к следующему заданию. При выборе неверного ответа он возвращается и ещё раз пробует ответить на поставленный вопрос.
Предложенные упражнения направлены на освоение студентами социально-педагогического и психолого-педагогического профиля некоторых приёмов использования средств информатизации в своей будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Баженова С. А. Использование образовательных электронных ресурсов при обучении информатике будущих социальных педагогов в педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук/ С.А. Баженова. - М., 2009. - 199 с.
2. Ковтун Т.В. Подготовка социального педагога в педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук/ Т.В. Ковтун. - Ставрополь, 2000. - 182 с.
3. Курин А.Ю. Применение информационных технологий в социальной работе: учеб. пособие / А.Ю. Курин. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. - 81 с.
4. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
Literatura
1. Bazhenova S.A. Ispol’zovanie obrazovatel’ny’x e’lektronny’x resursov pri obuchenii informatike budushhix soczial’ny’x pedagogov v pedagogicheskom kolledzhe: dis. ... kand. ped. nauk / S.A. Bazhenova. - M., 2009. - 199 s.
2. Kovtun T.V. Podgotovka social’nogo pedagoga v pedagogicheskom kolledzhe: dis. ... kand. ped. nauk / T.V. Kovtun. - Stavropol’, 2000. - 182 s.
3. Kurin A. Yu. Primenenie informacionny’x texnologij v social’noj rabote: ucheb. posobie / A.Yu. Kurin. - Tambov: TGU im. G.R. Derzhavina, 2006. - 81 s.
4. Mardaxaev L.V. Slovar’ po social’noj pedagogike / L.V. Mardaxaev. - M.: Aka-demiya, 2002. - 368 s.
S.A. Bazhenova
The Use of Means of Informatization in Teaching Students of Social-Pedagogical and Psycho-Pedagogical Profile Computer Science
The article considers the possibility of application of information resources in teaching students of socio-pedagogical and psycho-pedagogical profile. The variant of laboratory practical work in computer science is given.
Keywords: means of informatization; content of teaching computer science; social-pedagogical and psycho-pedagogical profile; laboratory practical work in computer science.