Научная статья на тему 'Информатика и информационные технологии в высшем педагогическом образовании'

Информатика и информационные технологии в высшем педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / REMOTE TRAINING / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / THE THEORY AND A TECHNIQUE OF TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / SYSTEMS OF REMOTE TRAINING / PEDAGOGICAL FORMATION / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова З.М., Залакаев Ф.Н., Глазистов Ан.В.

В статье авторами приводится обзор материалов XVII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» в применении для педагогических вузов. Целью работы явилось проведение обзора статей конференции, обобщить их по следующим определенным темам: теория и методика обучения информатике, информационные технологии в обучении, дистанционное обучение, а также отобрать из этих статей те, которые подходили бы для рассмотрения и изучения информации в вузах с педагогической направленностью. Из 182 статей было выбрано только 37, подходящих к данной тематике. Из них к первой теме авторами было отобрано 7 статей, ко второй теме 15, и к третьей 15 статей соответственно. Авторами делается вывод о том, что информационные технологии, дистанционное обучение и их развитие в педагогических вузах сейчас являются актуальными, эффективными и эти системы необходимо развивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова З.М., Залакаев Ф.Н., Глазистов Ан.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGH PEDAGOGICAL EDUCATION

Authors review the materials of XVII International conference « Usage of new technologies in formation » for pedagogical high schools usage. The purpose of work was the review of conference articles, to generalize them on the following certain themes: the theory and a technique of computer science training, information technologies in training, remote training and also select material for studying the information in high schools with pedagogical orientation. Only 37has been chosen from 182 articles, suitable to the given subjects. 7 clauses had been selected by authors, to the second theme 15, and to the third 15 articles. Authors say that information technologies, distance training and their development in pedagogical high schools is actual nowadays, effective and these systems are necessary to be developed.

Текст научной работы на тему «Информатика и информационные технологии в высшем педагогическом образовании»

УДК 371

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Доктор педагогических наук, профессор З.М. Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент Ф.Н. Залакаев, соискатель Ан.В. Глазистов, Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGH PEDAGOGICAL EDUCATION Z.M. Kuznetsova, Full Professor, Dr. Pedagogical Sc.

F.N.Zalakaev, Ph.D., Associate Professor An. V. Glazistov, postgraduate Ключевые слова: информатика, информационные технологии, дистанционное обучение, системы дистанционного обучения, теория и методика обучения, педагогическое образование, педагогические вузы

Аннотация. В статье авторами приводится обзор материалов XVII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» в применении для педагогических вузов. Целью работы явилось проведение обзора статей конференции, обобщить их по следующим определенным темам: теория и методика обучения информатике, информационные технологии в обучении, дистанционное обучение, а также отобрать из этих статей те, которые подходили бы для рассмотрения и изучения информации в вузах с педагогической направленностью. Из 182 статей было выбрано только 37, подходящих к данной тематике. Из них к первой теме

авторами было отобрано 7 статей, ко второй теме - 15, и к третьей - 15 статей соответственно. Авторами делается вывод о том, что информационные технологии, дистанционное обучение и их развитие в педагогических вузах сейчас являются актуальными, эффективными и эти системы необходимо развивать.

Keywords: computer science, information technologies, remote training, systems of remote training, the theory and a technique of training, pedagogical formation, pedagogical high schools

Summary: Authors review the materials of XVII International conference « Usage of new technologies in formation » for pedagogical high schools usage. The purpose of work was the review of conference articles, to generalize them on the following certain themes: the theory and a technique of computer science training, information technologies in training, remote training and also select material for studying the information in high schools with pedagogical orientation. Only 37has been chosen from 182 articles, suitable to the given subjects. 7 clauses had been selected by authors, to the second theme - 15, and to the third - 15 articles. Authors say that information technologies, distance training and their development in pedagogical high schools is actual nowadays, effective and these systems are necessary to be developed.

Поскольку сейчас в высшем образовании все более интенсивнее начинают использовать новые информационные технологии, возникает необходимость внедрения их в учебно-научный процесс вузов гуманитарной направленности. 28 - 29 июня 2006 года в городе Троицк прошла XVII Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». На конференции были освещены многие вопросы, касающиеся и введения новых информационных технологий в вузы, а также связанный с этим проблемы и преимущества.

Цель работы: провести обзор статей конференции. Нами были отобраны статьи применимо для педагогических вузов. Тематика статей :

1. Теория и методика обучения Информатике;

2. Информационные технологии в обучении;

3. Дистанционное обучение.

Из 182 статей было выбрано только 37, подходящих к данной тематике. Из них к первой теме было отобрано 7 статей, ко второй теме - 15, и к третьей - 15 статей соответственно.

Обзор статьей по теме «Теория и методика обучения Информатике»

В статье Борисенко И.А. приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффективного формирования и повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов.

Автор статьи предлагает содержание учебных программ по информатике построить по концентрическому принципу, а для этого разделить содержание школьного учебного материала на логически завершенные части и продолжить их изучение в вузе, что позволит систематизировать знания, усовершенствует его навыки и опыт деятельности. Содержание предлагается разделить на пять самостоятельных логически связанных блоков.

Автор считает, что для постоянного взаимодействия школьных и вузовских преподавателей информатики, усилия которых направлены на решение общей проблемы -формирование высокого уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов, следует проводить совместные объединения, конференции, семинары для выработки эффективных единых методов, форм, средств и принципов обучения информатике в школе и вузе.[8]

Оржинская С.В. в своей статье предлагает методику применения сценарной модели Андерсена при изучении дисциплины «Информатика». Методика включает рекомендации по использованию сценариев в зависимости от начального уровня подготовленности студента, формы организации учебного процесса и формы обучения. Сценарии классифицированы следующим образом:

1. Линейное представление мультимедиа приложений;

2. Нелинейное представление мультимедиа приложений;

3. Обучающая программа или образовательный курс;

4. Создание мультимедиа.

Автор считает, что для дисциплины «Информатика» выбор методики применения сценариев будет зависеть от нескольких факторов:

• Начального уровня школьной подготовленности студента по информатике (высокий, средний, низкий);

• Формы организации учебного процесса (лекция, практические и лабораторные работы, самостоятельная работа студентов);

• Формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, дистанционная);

По мнению автора, для дисциплины «Информатика» можно последовательно использовать сценарии 1-4. Сценарии 2-4 позволяют наиболее полно реализовать личностно-ориентированную парадигму, пришедшую на смену когнитивной [28].

Прусакова О. А. считает, что одной из целей изучения курса информатики на всех его этапах (пропедевтическом, базовом и профильном) должно быть становление алгоритмического (операционного) стиля мышления, причем не для целенаправленного создания программистов из всех учащихся поголовно, а для грамотного и комфортного существования человека в условиях современного информационного общества [30].

Формирование современного научного мировоззрения, по мнению Самойлик Е.Н., невозможно сегодня без изучения информатики, роли информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Именно поэтому проблема фундаментализации подготовки будущих учителей информатики является важной и многоаспектной в условиях становления информационного образа жизни.

Однако, при внедрении идеи фундаментальности в практику современного образования приходится сталкиваться с трудностями. Дело в том, что система научных знаний по информатике, которая берется в качестве основы для разработки методической системы обучения информатике, это некая абстрактная модель реальной научной дисциплины. В зависимости от целей и условий подготовки рассматривается та или иная степень абстракции знаний, а это влияет и на само определение информатики как предмета.

Автором проанализированы в статье различные подходы к раскрытию сущности понятия информатики и предложены несколько направлений, что информатика как наука:

1. рассматривает широкий спектр вопросов, связанных с информационными процессами;

2. сводится к учению об "информации вообще"— информологии;

3. связана с информационными технологиями;

4. раскрывается как представление информации;

5. с семантической стороны, представляет соотношение понятий «информация» и «знание», их функций в общественных системах.

Автор также отмечает, что на сегодняшний момент не существует общепринятого определения информатики. Такое положение естественно для молодой и бурно развивающейся науки. Однако, с точки зрения информатики как учебной дисциплины, хотелось бы иметь строгое непротиворечивое понятие [32].

Цифровой образовательный ресурс в поддержку курса информатики в вузе -насущная потребность. Представляемые автором (Соловьева Л.Ф.) цифровые ресурсы

учитывают целесообразное использование средств гипермедиа, предлагают учебный материал, подготовленный на современном уровне, в визуально привлекательной и занимательной форме. Они являются, одновременно, и средством обучения, и примером использования новейших информационных компьютерных технологий. Их использование будет способствовать переходу от задачи овладения компьютерной грамотностью к овладению высоким уровнем культуры работы с информацией.

В представляемых цифровых образовательных ресурсах реализуется:

1. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, перенос акцента на самостоятельную деятельность на всех этапах обучения: работа с электронным учебным материалом с использованием локальной сети и Интернета;

2. Мультимедиа и гипермедиа форма представления информации;

3. Формирование инвариантных интеллектуальных знаний, умений, навыков и способов «переноса знаний» (посредством видеообучения, системы практических творческих работ с такой постановкой задач, которая ведет к отказу от репродуктивного стиля в обучении);

4. Строгий отбор содержания и формы представления учебного материала [35].

В статье Степанова С.Л. проводится всесторонний анализ термина «информационно-коммуникационная культура». Дается обоснование необходимости формирования информационно-коммуникационной культуры.

По мнению автора, информационная культура неразрывно связана не только с живым общением, но и с передачей информации по различным каналам связи, то есть с коммуникацией. Информационно-коммуникационная культура выступает реальностью, ценностью и атрибутом непосредственного культурного бытия, необходимым условием, связывающим отдельную личность с государством и целым миром.

Автором рассматривается информационно-коммуникационная культура с точки зрения ее структуры, он выделяет различные области ее проявления в соответствии с областями информационно-коммуникационной деятельности. Так, словосочетание информационно-коммуникационная культура, - указывает автор, - состоит из трех, ёмких по содержанию и взаимосвязанных понятий - информация, коммуникация и культура. Автор приводит определение каждого понятия с разных точек зрения: философии, лингвистики, педагогики, а также высказывания известных авторов.

Статья заканчивается выводом «Рассматривая человека как созидателя и творца материального и духовного, мы вправе говорить о том, что культура является предпосылкой и результатом развития и формирования его как личности.» [36].

Компьютерные телекоммуникации, по мнению Трушковой Л. А, — одна из наиболее динамично развивающихся областей информационных технологий. По сравнению с другими разделами информационных технологий, ее технологическая составляющая значительно превосходит теоретическую. Поэтому эффективность изучения данной темы зависит от возможности организовать практическую работу студентов с компьютерными сетями. Автором рассматривается содержание лабораторного практикума по теме "Компьютерные сети" в курсе "Информатика", целью которого является изучение в глобальной компьютерной сети основных возможностей обозревателя Internet Explorer [38].

Таким образом:

- для постоянного взаимодействия школьных и вузовских преподавателей информатики, следует проводить совместные объединения, конференции, семинары для выработки эффективных единых методов, форм, средств и принципов обучения информатике в школе и вузе;

- для дисциплины «Информатика» можно последовательно использовать сценарную модель Андерсена, которая позволит наиболее полно реализовать личностно-ориентированную парадигму;

- на сегодняшний момент не существует общепринятого определения информатики. Такое положение естественно для молодой и бурно развивающейся науки. Однако, с точки зрения информатики как учебной дисциплины, необходимо иметь строгое непротиворечивое понятие;

- использование цифровых образовательных ресурсов способствует переходу от задачи овладения компьютерной грамотностью к овладению высоким уровнем культуры работы с информацией;

- эффективность изучения компьютерных телекоммуникационных систем зависит от возможности организовать практическую работу студентов с компьютерными сетями.

Статьи по теме «Информационные технологии в обучении»

В своей статье Автухова Э.А. ставит актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки специалистов, а также повышения качества учебного процесса. Так, для функционирования в современном обществе, считает автор, человеку просто жизненно важно владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями.

Основное свойство личности на данном этапе развития общества - отмечает автор - это способность совершенствовать свою информационную культуру, т.е. способствовать своему самообразованию. При этом информационные технологии, в частности мультимедиа технологии, выступают в качестве инструмента саморазвития, воспитания и обучения.

Основная привлекательность информационного образования

(компьютеризированного) состоит в возможности интеллектуального саморазвития человека.

Автор считает, что основная задача в индивидуализации процесса обучения -избежать изолированности человека от окружающего мира, атрофии мышления и зависимости от компьютера.

Поскольку использование технологии мультимедиа дает возможность распространить интерактивное обучение посредством сети мультимедиа классов либо с помощью СБ, Интернет, рост возможностей современных компьютеров и увеличение числа мультимедийных программ, по мнению автора, навсегда изменят тот путь, которым люди получают информацию. Энциклопедии, альманахи, интерактивные игры, образовательные программы, кинофильмы делают мультимедиа, пожалуй, самой захватывающей и творческой областью компьютерного мира. Автор считает, что нельзя оставить без внимания эту область знания, которая стремительно развивается и становится все более интересной и необходимой для изучения [2].

Аминов И.Б. в своей статье указывает на то, что внедрение в учебной процесс гипертекстовых и гипермедийных технологий обеспечивает пользователям принципиально новые возможности представления информации и её обработки. Рассматриваются вопросы методики разработки презентации с помощью технологии гипермедиа и её основные функции, а также эффективность применения технологии гипермедиа в учебном процессе.

В использовании гипертекстовых технологий в обучении автор усматривает реализацию следующих функций:

• Организацию учебных, справочных и методических материалов в единую информационную систему с использованием четкой структуры поиска;

• Представление с помощью гиперссылок внутри меж предметных связей для каждой изучаемой дисциплины;

• Оказание помощи в изучении предметов путем предоставления объяснения по конкретным вопросам;

• Организацию самостоятельной работы учащихся по повторению ранее изученного материала;

• Дифференцирование обучения;

• Развитие творческих способностей учащихся в процессе разработки и уточнения гипертекста;

• Развитие умения анализировать и систематизировать изучаемый материал;

• Предоставление возможности заочного и дистанционного обучения (при использовании средств телекоммуникаций);

• Создание электронных учебников по основным специальностям данного учебного заведения;

• Использование фрагментов текстов для курсовых и дипломных работ;

• Создание текстовой системы проверки знаний для самоконтроля и итогового контроля.

Также автор считает, что активные гипермедийные среды являются удобным средством планирования и организации занятий. Оформив план занятия как гипертекст, преподаватель может предусмотреть в нем наглядные демонстрации нового материала, раздачу текстовых и графических материалов, практикумы по решению задач с возможностью подсказки по каждой задаче, контроль выполнения заданий с автоматической проверкой и т.д. [5].

В материале авторов Андреева А.Б., Федосеева В.М. Яговой Е.Ю. проводится анализ применения виртуального учебного комплекса по дисциплине «Математический анализ» с точки зрения формирования умений самодиагностики у студентов технических вузов. Даются методические рекомендации, повышающие эффективность использования данного комплекса в учебном процессе.

Учебный компьютерный комплекс построен в виде здания виртуального вуза с этажами, лестницами, аудиториями, библиотекой, лифтом, доской объявлений и другими элементами.

В пособии происходит имитация учебного процесса с выдачей заданий, объяснениями методов решения, работой в библиотеке и оценкой результатов. При этом обучающийся поднимается с этажа на этаж, решая задачи и отвечая на вопросы, которые ему предлагают на ступенях лестницы между этажами и в аудиториях, и в конце «получает диплом» с итоговой оценкой результатов.

В процессе работы с виртуальным комплексом студент получает реальную цель, состоящую в достижении некоторого числа баллов.

При проектировании комплекса использованы принципы пошаговой подачи учебного материала и непрерывной обратной связи, лежащие в основе

программированного обучения; пособие проиллюстрировано портретами математиков с краткими биографическими сведениями и аудио-записями классической музыки.

Все это, по мнению авторов, способно оказать действенную помощь при самостоятельной работе над предметом в дополнении к традиционным методам обучения математике [6].

Как отмечают авторы Андреев А.А., Фокина В.Н., из опыта внедрения интернет-технологий в учебный процесс вузов видно, что успешное внедрение сети Интернет возможно только при системном подходе, о котором все знают теоретически, но, к сожалению, редко применяют на практике. Опыт внедрения интернет-технологий в вузах позволил сформулировать перечень задач, которые необходимо решить для успешного внедрения интернет-технологий в образовательном учреждении, которые перечислены в ниже по порядку, а не по степени важности:

1) Сформировать структуру, ответственную за внедрение интернет-технологий;

2) Разработать (или приобрести) учебно - методическое обеспечение;

3) Подготовить преподавателей;

4) Подготовить обучающихся;

5) Спланировать интернет-обучение;

6) Организовать материально-техническое обеспечение (компьютеры, сеть, специальное программное обеспечение и т.д.);

7) Добыть или перераспределить финансовые ресурсы;

8) Провести адаптацию системы документооборота;

9) Мотивировать персонал.

Авторы подчеркивают, что в своеобразной инерционной системе, которой является система российского образования, интернетизация должна быть не более чем эволюционным процессом.

Обобщение опыта по составу учебно-методических комплексов показывает, что рациональная структура такого комплекса для сетевого обучения включает в себя следующие базовые элементы:

1. Учебная программа;

2.Учебные материалы (учебное пособие, лекции, презентации и др.);

3. Руководство по самостоятельному изучению;

4. Хрестоматия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Контрольный блок (тесты, семинары, практические задания, проекты...);

6. Глоссарий;

7. Список сокращений и аббревиатур.

Проектирование сетевого учебно-методического и информационного комплекса, по мнению авторов, можно проводить в следующей последовательности. Сначала формулируются цели, затем проводится отбор содержания. Результатом этой деятельности преподавателя-предметника является учебный материал, оформленный в виде, например, учебного пособия, которое может быть физически размещено на СБ или сайте.

В заключении авторы приводят структуру учебного пособия [7].

Статья Бакай Е.П. посвящена актуальным вопросам разработки и применения новых информационных технологий на занятиях в вузе и школе. В статье кратко описаны рекомендации по созданию демонстрационных слайдов и применению обучающих программ.

По мнению автора, использование информационных технологий на занятиях способствует повышению интереса к учебному предмету в целом и к изучаемой теме, в частности, а также позволяет преподавателю увеличить объем излагаемого на занятии материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Это особенно актуально в свете сокращения часов, отводимых на изучение дисциплин. Так, например, на практических занятиях по теории графов продуктивность работы повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» графов сначала на доску, а затем в тетради студентов. В результате решается большее число задач. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала [9].

На основе анализа наиболее типичных проблем, возникающих в процессе работы педагога-психолога образовательного учреждения, автором Бойчук А.И. была разработана методика психологической экспресс-диагностики. На её основе создано пособие, которое помогает сократить время, затрачиваемое на психологическую диагностику, на подбор коррекционных программ и на поиск нужного материала. Разработан и частично реализован проект полной автоматизации процесса психодиагностики с помощью информационных технологий.

Простота в использовании автоматизированных методик психологической экспресс-диагностики позволит, по мнению авторов, без лишних инструкций и без специального наблюдения за короткий период времени исследовать огромное количество испытуемых (например, отняв 5 минут на уроке информатики в школе) сразу же получив результаты исследования и сравнительную характеристику.

Данное пособие с приложением диска с психодиагностическими экспресс-методиками, как считают авторы публикации, представляет важный этап комплексной методики оптимизации работы педагога-психолога [1].

Статья Борисовой Е.В. посвящена рассмотрению процесса обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого -педагогических целей обучения и воспитания.

Автор пишет, что в настоящее время любой вид информации может быть представлен в электронном виде. Это значительно облегчает ее хранение, обработку, прием и передачу, что приводит к распространению телекоммуникационных средств. В то же время не каждый человек может реализовать и в полной мере использовать возможности, предоставляемые современными информационными технологиями. В этом случае, считает автор, необходимо акцентировать внимание на отсутствие элементарных знаний в области компьютерной техники и информационных технологий, которые определяют понятие информационной культуры и являются одной из ее составляющих. Преподавание в вузе учебной дисциплины "Информатика" предполагает определение ее места в общей системе университетской подготовки специалиста. Информатика выступает общенаучной дисциплиной, необходимой для обеспечения профессионального комфорта в информационном пространстве специалистов любого профиля

В заключении автор утверждает, что решение проблемы компьютерной грамотности, изучение основ информационных систем и технологий, обучение приемам поиска информации и работы в сети Интернет являются важными компонентами информационной культуры современного педагога и учащегося, а это, в свою очередь, является неотъемлемой частью непрерывного самообразования, необходимость которого бесспорна [10].

Группа авторов (Васючкова Т.С., Городняя Л.В., Лаврентьев М.М., Марчук А.Г., Чурина Т.Г.) в своей статье рассматривают партнерство науки и образования в современных условиях. Авторы обозначают некоторые явления, процессы и проблемы информатизации общества, важные для ИТ образования (приводятся примеры).

Авторы отмечают, что массовость «персональных вычислений», демократизация научного творчества должны поддерживаться не только информационными технологиями. Перед наукой, образованием, производством стоит интереснейшая задача создания и развития культуры использования компьютеров в быстро меняющемся мире. Такая культура должна включать не только этику деятельности людей, но и этику действий компьютеров, обретающих все большую самостоятельность. Таким образом, эта

культура как сумма действующих практик и этических ценностей, конечно же, существует. Но ее проявления фрагментарны и подчас сводятся только к правовым нормам. Необходим системный подход и выстраивание «междисциплинарных связей» самых разных отраслей деятельности.

В статье приведены примеры взаимодействия науки и образования, а также поддержки талантливой молодежи.

В целом, считают авторы, перспективы образования в постиндустриальном обществе связаны с тем, что информатизация общества ставит в центр человека и его потребности, предоставляя для этого новые возможности - расширяющийся доступ к различным услугам, в том числе и образовательным, возможности самореализации, самовыражения, общения с другими людьми, творчества [13].

В докладе авторов Ефросинина В.В. и Ефросинина А.В. приводятся результаты использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании предмета «Социальная информатика» студентам очного отделения в Тольяттинском государственном университете. Представлена рабочая программа, лабораторно-практические работы. В завершении курса студентам была представлена анкета. Среди наиболее интересных и важных заданий в процессе обучения анкетируемые выделили создание индивидуального сайта и оцифровку материалов, а самыми полезными учебными мероприятиями, по мнению студентов, оказались семинарские занятия [15].

Как считает Киверник Н.Ю., для высшего образования особую актуальность приобретает задача использования возможностей компьютера в моделировании исследовательской и будущей профессиональной деятельности. Необходимо создавать технологии, способные обеспечить проблемно-активное обучение. Информационную среду, созданную средствами новых информационных технологий, следует рассматривать как составную часть среды обучения. Она выступает как «сложное, многоаспектное образование, своеобразная результирующая всех информационно-знаниевых и коммуникационных потоков, на пересечении которых находится человек». Здесь автор говорит о специфике преподавания иностранного языка как учебного предмета. Иностранный язык, по мнению автора, представляет значительный воспитательный потенциал, заключающийся, в частности, в готовности к налаживанию межкультурных связей, готовности представлять свою страну при межкультурных связях. Соответственно, основная задача относится к навыкам профессионального общения, а значит, может быть достигнута только при взаимодействии энциклопедического, лингвистического, интерактивного аспектов.

Автором видится потребность в «открытой» информационно-обучающей среде, где программные оболочки позволяют преподавателю заменить или внести новое содержание, чтобы увеличить коммуникационные функции и приблизить студентов к общению в их профессиональной сфере.

Основное требование при обучению иностранному языку — способность удовлетворять различные потребности в общении. Традиционная методика, нацеленная на приобретение знаний грамматики и словаря в большей степени, чем на формирование навыков профессионального общения, не отвечает должным образом требованиям в современных условиях интеграции и глобализации [17].

В материале Киршена А. А. повествуется о практической подготовке студентов с помощью информационных технологий, об эффективном использовании обучения. Так, любое обучение подразделяется на теоретическое и практическое. А в нашей стране теоретическая подготовка специалистов в вузе осуществляется на достаточно высоком уровне. Это обусловлено, в первую очередь, очень мощной базой в теоретическом плане. С практической подготовкой дела обстоят несколько хуже. Несмотря на достаточно большое количество часов занятий, направленных на практическую подготовку, молодой специалист не достаточно подготовлен для работы на предприятии. Это происходит по нескольким причинам - устаревшее оборудование для практической работы, обновить которое у вуза нет возможности, несогласованность программы обучения с современными требованиями промышленных предприятий к специалистам, недостаток мотивации студентов.

Информационные технологии (ИТ) сегодня - это упрощение многих задач, с которыми сталкиваются как студенты, так и преподаватели. Они дают возможность обучать студентов профессиональной деятельности без использования дорогостоящего оборудования с помощью имитационных моделей реальных объектов. Автор предлагает рассмотреть на примерах конкретных занятий возможность использования ИТ для получения практических навыков. Здесь рассматриваются задачи обучения с применением моделирования в различных методах обучения.

Автор делает вывод: ИТ на сегодняшний день - это незаменимое средство обучения при выработке практических навыков у студента [18].

Статья Махмудовой Ш.Д. посвящена вопросам особенностей информационной технологии обучения. Автор определяет термин «информационная технология» как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения

трудоемкости процессов использования информации. Речь здесь идет о новой информационной технологии (НИТ). Главной отличительной особенностью информационной технологии обучения является использование компьютера в качестве комплексного средства обучения, при этом оказывающее развивающее влияние на формы и методы обучения. Также указывается, что большинство стран привлекают в систему образования новые информационные технологии и технические средства информатики.

Автором делаются выводы:

• Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время во всем мире находится в весьма сложном положении.

• Острова информатизации должны иметь между собой различные формы информационных (телекоммуникационных) связей. Поэтому с них и начинает развертываться процесс глобальной информатизации [22].

В своей статье Наумов А.А. определяет внедрение информационных технологий в образование как процесс, начавшийся несколько лет назад. На сегодняшний день определены основные направления, расставлены приоритеты в реализации различных программ, благодаря которым процесс информатизации общества будет происходить наиболее эффективно. Говоря о внедрении информационных технологий в образование, не следует забывать, что ведущими педагогическими категориями являются не только понятия «образование» и «обучение», но и понятие «воспитание», и если словосочетание «информатизация образования» становится для нас все более и более привычным, то словосочетание «информатизация воспитания» звучит более чем странно [26].

В статье Турановой Л.М. представлен опыт поиска форм интеграции компетентностного подхода, контекстного обучения и элементов новых педагогических технологий для образования и воспитания современного педагога на примере организации обучения студентов направления «540600 - Педагогика» в рамках курса «Информационные технологии в образовании».

Подготовка современного педагога требует формирование информационной компетенции, - считает автор, - система среднего и высшего образования России требует подготовленного преподавателя, свободно ориентирующегося в современных программных средствах обучения в условиях информатизации. Автором приводятся данные о проделанной работе в этом направлении, рассматривается деятельность педагога в рамках курса «Информационные технологии в образовании».

В заключение, автор отмечает, что курс «Информационные технологии в образовании» способствует развитию базовой информационной и коммуникационной

компетентности будущих педагогов, содействует их включению в единую образовательную информационную среду, помогает сориентироваться на глобальном рынке информационных образовательных ресурсов [39].

В докладе Юниной Е.А раскрывается роль трех видов компьютерных средств обучения - презентаций, электронных учебных пособий и программных систем контроля знаний - в повышении качества преподавания гуманитарных дисциплин.

Автор подчеркивает, что современное поколение студентов, живущих в обществе интенсивно развивающихся информационных технологий, уже не воспринимает классические лекции, традиционно организованные виды самостоятельной работы. Современное поколение студентов рассчитывает на новый уровень обучения - обучение с использованием новейших информационных технологий [40].

Таким образом:

- для функционирования в современном обществе человеку необходимо владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями;

- активные гипермедийные среды являются удобным средством планирования и организации занятий;

- в своеобразной инерционной системе, которой является система российского образования, интернетизация должна быть не более чем эволюционным процессом;

- использование информационных технологий на занятиях способствует повышению интереса к учебному предмету в целом и к изучаемой теме, в частности, а также позволяет преподавателю увеличить объем излагаемого на занятии материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Это особенно актуально в свете сокращения часов, отводимых на изучение дисциплин;

- решение проблемы компьютерной грамотности, изучение основ информационных систем и технологий, обучение приемам поиска информации и работы в сети Интернет являются важными компонентами информационной культуры современного педагога и учащегося;

- в настоящее время любой вид информации может быть представлен в электронном виде. Это значительно облегчает ее хранение, обработку, прием и передачу, что приводит к распространению телекоммуникационных средств;

- перспективы образования в постиндустриальном обществе связаны с тем, что информатизация общества ставит в центр человека и его потребности, предоставляя для этого новые возможности - расширяющийся доступ к различным услугам, в том числе и

образовательным, возможности самореализации, самовыражения, общения с другими людьми, творчества;

- видится потребность в «открытой» информационно-обучающей среде, где программные оболочки позволяют преподавателю заменить или внести новое содержание, чтобы увеличить коммуникационные функции и приблизить студентов к общению в их профессиональной сфере;

- информационные технологии на сегодняшний день - это незаменимое средство обучения при выработке практических навыков у студента;

- особенностью информационной технологии обучения является использование компьютера в качестве комплексного средства обучения, при этом оказывающее развивающее влияние на формы и методы обучения;

- большинство стран привлекают в систему образования новые информационные технологии и технические средства информатики;

- на сегодняшний день определены основные направления, расставлены приоритеты в реализации различных программ, благодаря которым процесс информатизации общества будет происходить наиболее эффективно;

- курс «Информационные технологии в образовании» способствует развитию базовой информационной и коммуникационной компетентности будущих педагогов, содействует их включению в единую образовательную информационную среду, помогает сориентироваться на глобальном рынке информационных образовательных ресурсов;

- Современное поколение студентов рассчитывает на новый уровень обучения -обучение с использованием новейших информационных технологий.

Обзор материалов по теме «Дистанционное обучение»

Как отмечает в своей статье Айсмонтас Б.Б., в последнее время идет активное развитие дистанционных технологий обучения по разным специальностям. Ведущим вузом по разработке и применению дистанционных форм обучения в области подготовки психологов является Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ). Одной из центральных проблем повышения качества такого образования является соответствующее научно-методическое обеспечение учебного процесса. В последние годы Управление информационных технологий и дистанционного обучения МГППУ интенсивно ведет такие разработки. Некоторые из них представлены в статье.

По убеждению автора, кроме электронных средств научно-методического обеспечения дистанционного обучения психологов, имеет большое значение и подготовка специализированных учебных печатных изданий. В настоящее время реализуется

программа издания печатных вариантов учебно-методических комплексов. Они подготовлены как самостоятельные издания, которые можно использовать независимо от электронных учебников.

Автор заключает, что учебно-методические комплексы состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы. Многие учебные пособия и сборники заданий и упражнений рекомендованы Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала [3].

В работе Алексеева С.С. рассматриваются современные подходы к построению систем дистанционного обучения, а также обсуждаются проблемы, существующие в этой области. Предлагается вариант построения системы управления вычислительными ресурсами для систем дистанционного обучения на базе кластерного решения с использованием технологии Java.

По мнению автора, управляющий модуль СДО может решать задачу управления вычислительными ресурсами, взаимодействуя с обучающими приложениями как с java-объектами. Адаптация системы путем настройки ее компонент может вестись, опираясь на один из двух подходов к поиску решения: критериальный или переборный. При однопроцессорной реализации переборные алгоритмы требуют больших затрат ресурсов, чем критериальные. Но переборные алгоритмы (например, генетические алгоритмы) допускают более эффективное распараллеливание - достаточно распределить между элементами системы непересекающиеся подмножества значений настраиваемых параметров. Автор отмечает, что кластерное решение можно использовать также и для внедрения более рационального способа поиска решения [4].

В работе Бикмухаметова И.Х. рассматривается учебно-методический комплекс как основа учебно-методического обеспечения системы дистанционного обучения. Предлагается один из вариантов разработки и использования учебно-методического комплекса (УМК) в учебном процессе.

Автор отмечает, что отличительной особенностью современного этапа развития российского образования является широкое внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения (ДО). Это обусловлено, во-первых, успехами развития информационных и телекоммуникационных технологий, во-вторых, активизацией

государственной политики в области образования в части разработки и использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

По мнению автора, УМК становится основой учебно-методического обеспечения системы ДО и может быть использован по любой форме обучения, в том числе по очной форме. По этой причине определение состава УМК и разработка компонентов УМК является одной из наиболее важных задач, стоящих перед вузом при внедрении ДОТ в учебный процесс.

Автор приводит состав дисциплины УМК, а также типовую структуру модуля учебного пособия [11].

Применение информационных технологий (ИТ) и дистанционного обучения в современной педагогической практике базируется на активном использовании новых приёмов и технологий обучения и повышения квалификации самих педагогов. Современные ИТ и технологии дистанционного обучения (ДО) меняют стратегию обучения и требуют постоянной переподготовки педагога в этих областях. Одной из ближайших задач информатизации учебного процесса в ВУЗе, разработки новых программ повышения квалификации его персонала, как активного фактора развития Университета, должно быть развитие дистанционного и сетевого обучения. В статье Богдановой С.В. дается описание подготовленных с Институтом ЮНЕСКО (ИИТО ЮНЕСКО) курсов повышения квалификации для преподавателей в области информационных технологий [12].

В докладе Гармаш А.Н. и Николавой А. Ю. рассматривается опыт формирования учебно-методических материалов по курсам учебного плана в системе дистанционного обучения. В настоящее время к этой форме, чаще всего, обращаются люди, имеющие навык работы по выбранной специальности или базовые знания, которые необходимо систематизировать и дополнить. Специфика ДО, отличительной чертой которого является индивидуальный подход к каждому студенту, больше чем дневного или заочного, где присутствует личностное общение с преподавателем, нуждается в учебном материале, доступно связывающем знания разных курсов и знания самого студента. Они не должны ограничиваться «голым» изложением материала. Учитывая этот факт, структура учебно-методических комплектов (УМК) должна быть такова, чтобы алгоритм изучения был прост в понимании и позволял реализовывать различные методы и подходы к изучению курса. Студент не может быть пассивным читателем, а должен быть активно вовлечен в учебный процесс - считают авторы.

Авторами отмечается также, что преподаватель с одной стороны и студент с другой должны найти точку отсчета, которая позволит получить наиболее эффективное

использование уже имеющихся знаний и приобретенных в процессе дистанционного общения [14].

В докладе Ибатуллиной С.М. излагается идея и опыт организации образовательного процесса по программам дополнительного образования с использованием особенностей и требований к учебно-методическим комплексам для дистанционного обучения. Цель описываемого подхода - повышение степени интеграции теоретического обучения с практической деятельностью.

Основные трудности предлагаемого подхода: подбор группы проекта и заинтересованность обучаемых в его реализации. В докладе излагается опыт авторов и даются некоторые рекомендации по внедрению описанной методики [16].

В работе Калиной Е.А. рассматривается применение дистанционного обучения в заочной системе образования. Автор освещает плюсы и минусы заочной системы образования, а также возможность обеспечить принципиально новый уровень доступности образования за счет создания информационно-образовательной среды.

В заключение автором делается вывод об использовании и расширении дистанционного обучения для студентов-заочников. Такое обучение на основе Интернет—технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные заочные средства обучения. Новые электронные технологии, такие, как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, могут не только обеспечить активное вовлечение студентов в учебный процесс, но и позволяет управлять этим процессом. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения студентов в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые так необходимы в заочной системе образования [19].

В статье Калмыковой В.В. рассматривается состав учебно-методического комплекса дисциплин, используемого в процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Представлен состав комплектов учебно-методических материалов по каждой дисциплине для студентов [20].

Авторы, Кожаев Ю.П., Тартаковский Л.М., Тартаковский А.Л., излагают в своей работе принципы создания комплекса учебно-методических материалов с использованием ресурсов Интернет и технология обучения с применением дистанционных технологий.

Предлагаемый подход применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), который согласуется, как считают авторы, с нормативными документами разработанными в последнее время по дистанционному обучению и, в частности, с Приказом Минобрнауки, состоит из двух частей:

• Создание учебно-методических комплексов (УМК) с использованием ресурсов

Интернет;

• Технология использования этих комплексов в учебном процессе.

Далее в работе рассматриваются эти два компонента подхода применения дистанционных образовательных технологий.

Авторы заключают, что изложенный подход применения ДОТ требует относительно невысоких затрат на создание УМК и ведение учебного процесса, что позволяет сделать качественное образование доступным [21].

В современных условиях информатизации образования важным при организации дистанционного обучения является степень самостоятельности и инициативности специалиста в области использования современных компьютерных технологий в педагогической деятельности, повествует автор публикации, Мартиросян Л.П. В статье представлены компоненты педагогической деятельности специалиста в области организации ДО и рассмотрено их содержание.

По словам автора, процесс модернизации образования открывает новые возможности для развития образования, изменения роли участников образовательного процесса. Образование выступает в новом качестве, когда обучающийся не ограничен пространственными и временными рамками для получения информации, а Интернет-технологии позволяют широко использовать образовательные ресурсы, способствуют интеллектуальному развитию личности, открывают в человеке способности к широкой коммуникации и творчеству.

В статье рассмотрены такие компонента педагогической деятельности специалиста в области организации ДО, как:

1. Проектировочный компонент;

2. Информационный компонент;

3. Организационный компонент;

4. Коммуникативный компонент;

5. Инновационный компонент. [23].

В докладе Мельник О.К. представлена технология получения высшего образования, функционирующая как единый и целостный процесс, а также возможность повышения квалификации и систематизации ранее полученных знаний.

Так, Интеграция информационных технологий с образовательным процессом привела к появлению новых форм образовательной деятельности, в том числе дистанционного образования (ДО) как комплекса получения новых знаний, повышения квалификации с помощью специализированной информационной среды автономно от образовательного учреждения.

Учебный процесс ДО включает в себя: самостоятельное изучение теоретических и практических материалов; постоянный контакт с преподавателем (тьютором) ; коммуникативные занятия, на которых с использованием интерактивных методов (мозговых штурмов, деловых I игр, анализа конкретных ситуаций и др.) обеспечивается углубленное изучение тем; систему оценки знаний на основе оригинального банка тестовых заданий, пригодную как для самоподготовки, так и для проведения сертифицирующих испытаний.

Для проведения занятий на курсах ДО используются учебные продукты, разработанные в соответствии с учебной технологией академии. Автором приводятся характеристики каждого вида занятий и необходимого для его проведения учебного продукта. Процесс сводится к аудиторным (вводная и модульная лекции, индивидуальный компьютерный тренинг, 1Р - хелпинг, активный семинар, тестирование и т. д.) и внеаудиторным (изучение рабочего учебника, домашняя работа, прослушивание аудиокурса, работа в традиционной библиотеке, глоссарное обучение, алгоритмическое усвоение умений и т.д.) формам обучения.

В заключение, автор отмечает, что каждое из перечисленных учебных занятий является независимым инструментом обучения, а их объединение приводит к созданию новой эффективной виртуально-тренинговой технологии обучения. Содержание учебных дисциплин и создаваемых учебных продуктов определяется дидактическим планом, который является содержательной частью учебной программы дисциплины. Дидактический план устанавливает определенную последовательность изучения дисциплины. Постоянное обновление учебной и методической базы, усовершенствование информационного компонента делает данную технологию динамичной, способной к саморазвитию [24].

По мнению авторов очередной публикации (Окулич-Казарин В.П., Маматов Б.А., Савельев Б.А. ), интернет-образование в большинстве случаев решает исключительно дидактические задачи второй категории. Воспитательная, развивающая,

социализирующая и др. функции целостного образовательного процесса по различным причинам не используются. Сочетание достоинств информационных и игровых технологий способствует резкому повышению качества образовательных услуг.

Интернет-образование имеет слабый воспитательный эффект, считают авторы, проявляющийся в отсутствии единства учебно-воспитательной работы и, поэтому, не может быть рекомендовано для решения воспитательной задачи при подготовке специалистов. Однако, совершенствование Интернет-обучения может быть достигнуто некоторыми из способов, например, посредством широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (имитационные и деловые игры).

Авторы заключают, что совместив достоинства информационных и игровых технологий, можно существенно повысить эффективность Интернет-образования [27].

В статье Рогова П. А. рассматриваются основные проблемы функционирования клиент-серверной системы дистанционного обучения на мобильных платформах. Рассмотрены такие вопросы, как реляционная модель учебного курса и предсказание переходов студента по элементам учебного курса. Рассмотрены технические вопросы реализации системы дистанционного обучения E-Learning Suite и вопросы построения переносимых приложений.

Автор считает, что возникает две проблемы для разработчика ПО:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Клиент-серверная система, основанная на постоянном соединении клиента с сервером не сможет нормально функционировать в условиях беспроводной сети

2. Программный модуль, работающий на стороне клиента, должен обеспечивать доступ к учебному материалу даже в условиях кратковременного отсутствия связи с сервером.

Автор также отмечает, что система дистанционного электронного обучения E-Learning Suite (www.elsuite.net) разрабатывается как средство для решения указанных проблем. Для программной реализации системы была выбрана платформа программирования Microsoft .NET Framework, как одно из наиболее современных средств разработки как для настольных, так и для мобильных платформ.

Таким образом, система разрабатывается на основе трехслойной открытой многокомпонентной архитектуры, что позволит в будущем сторонним разработчикам создавать свои модули для реализации специфических задач или оригинальных алгоритмов [31].

В работе Сысоевой Л. А. рассматривается возможность использования личностно-ориентированного подхода при организации дистанционного обучения. Основными

принципами личностно-ориентированного обучения являются индивидуализация и дифференциация обучения. Автор показывает в таблице виды дифференциации при дистанционном обучении, а также раскрывает принципы дифференциации и индивидуализации.

В заключение, автор отмечает, что современные системы дистанционного обучения должны быть ориентированы на поддержку личностно-ориентированного подхода к процессу обучения. А для этого, надо владеть теми методами и технологиями, которые реализуют цели личностно-ориентированного подхода [37].

В статье Мельникова А.В. рассматриваются вопросы повышения степени взаимодействия между преподавателем и студентом в дистанционном и электронном образовании и описывается разработанный в ЧелГУ программный комплекс для экономичной и интерактивной Интернет-трансляции лекционных мероприятий.

Основная идея, по словам автора, состоит в отказе от передачи через Internet видеосигнала. В современной лекции вид лектора и запачканной мелом доски не несет полезной информации, в то же время обычно иллюстративный материал к лекции представляется в виде слайдов. Разработанная в университете система Mentor транслирует лекцию через сеть Internet в виде набора слайдов — композитных изображений — и голосового сопровождения лекции. Автором описывается система Mentor.

В завершении своей статьи, автор отмечает, что при помощи системы Mentor в Челябинском государственном университете создан «Открытый лекторий», в рамках которого каждый желающий может бесплатно прослушать просветительские лекции ведущих профессоров университета. Лекторий располагается на сайте http://www.openlecture.ru/ [25].

Таким образом:

- особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала;

- управляющий модуль СДО может решать задачу управления вычислительными ресурсами, взаимодействуя с обучающими приложениями как с java-объектами;

- отличительной особенностью современного этапа развития российского образования является широкое внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения (ДО);

- УМК становится основой учебно-методического обеспечения системы ДО и может быть использован по любой форме обучения, в том числе по очной форме. По этой

причине определение состава УМК и разработка компонентов УМК является одной из наиболее важных задач, стоящих перед вузом при внедрении ДОТ в учебный процесс;

- одной из ближайших задач информатизации учебного процесса в ВУЗе, разработки новых программ повышения квалификации его персонала, как активного фактора развития Университета, должно быть развитие дистанционного и сетевого обучения;

- преподаватель с одной стороны и студент с другой должны найти точку отсчета, которая позволит получить наиболее эффективное использование уже имеющихся знаний и приобретенных в процессе дистанционного общения;

- обучение на основе Интернет—технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию;

- современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные заочные средства обучения;

- новые электронные технологии, такие, как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет, могут не только обеспечить активное вовлечение студентов в учебный процесс, но и позволяет управлять этим процессом;

- интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые так необходимы в заочной системе образования;

- применение дистанционных образовательных технологий требует относительно невысоких затрат на создание УМК и ведение учебного процесса, что позволяет сделать качественное образование доступным;

- Интернет-технологии позволяют широко использовать образовательные ресурсы, способствуют интеллектуальному развитию личности, открывают в человеке способности к широкой коммуникации и творчеству;

- Интеграция информационных технологий с образовательным процессом привела к появлению новых форм образовательной деятельности, в том числе дистанционного образования как комплекса получения новых знаний, повышения квалификации с помощью специализированной информационной среды автономно от образовательного учреждения;

- совместив достоинства информационных и игровых технологий, можно существенно повысить эффективность Интернет-образования;

- современные системы дистанционного обучения должны быть ориентированы на поддержку личностно-ориентированного подхода к процессу обучения. А для этого, надо владеть теми методами и технологиями, которые реализуют цели личностно-ориентированного подхода.

1. Аблин А.Н., Бойчук А.И. КОМПЛЕКСНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ.

2. Автухова Э.А. АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ.

3. Айсмонтас Б.Б. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ МГППУ).

4. Алексеев С.С. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

5. Аминов И.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГИПЕРМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

6. Андреев А.Б., Федосеев В.М., Ягова Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В САМОДИАГНОСТИКЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.

7. Андреев А.А., Фокина В.Н. ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.

8. Борисенко И. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ.

9. Бакай Е.П. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ.

10. Борисова Е.В. НЕБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ДАННОГО ВОПРОСА: «ОТ ШКОЛЫ К ВУЗУ».

11. Бикмухаметов И.Х. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

12. Богданова С.В. СТРАТЕГИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА.

13. Васючкова Т.С., Городняя Л.В., Лаврентьев М.М., Марчук А.Г.,

Чурина Т.Г. ПАРТНЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

14. Гармаш А.Н., Николава А.Ю. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМК ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

15. Ефросинин В.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА».

16. Ибатуллина С.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

17. Киверник Н.Ю. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОДЕЙСТВИИ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.

18. Киршен А. А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

19. Калина Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

20. Калмыкова В.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

21. Кожаев Ю.П., Тартаковский Л.М. Тартаковский А. Л. ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Glossary:

1. Ablin A.N., Boichuk А.И. COMPLEX OPTIMIZATION of WORK of the TEACHER-PSYCHOLOGIST And INTRODUCTION of MODERN METHODS of INFORMATION TECHNOLOGY FOR AUTOMATION of PROCESS of PSYCHODIAGNOSTICS In FORMATION.

2. Автухова EA ASPECTS of USE of INFORMATION TECHNOLOGIES FOR SELF-EDUCATION.

3. Aismontas B.B. SCIENTIFICALLY-METHODICAL MAINTENANCE of the REMOTE FORM of PREPARATION of PSYCHOLOGISTS (ON EXAMPLE МГППУ).

4. Alexeys S.S. CONSTRUCTION of SYSTEMS of ADAPTIVE MANAGEMENT by COMPUTING RESOURCES In SYSTEMS of REMOTE TRAINING.

5. Aminov I.B. USE of TECHNOLOGY of HYPERMEDIA In EDUCATIONAL PROCESS.

6. Andreev A.V., Fedoseev V.M., Jagova Е.И. INFORMATION TECHNOLOGIES In SELF-DIAGNOSTICS of MASTERING of KNOWLEDGE.

7. Andreev A.A., Fokina V.N. QUESTIONS of METHODICAL SUPPORT of REMOTE TRAINING THROUGH the INTERNET.

8. Borisenko ГА. METHODICAL RECOMMENDATIONS ON MAINTENANCE of CONTINUITY In TRAINING COMPUTER SCIENCE At SCHOOL And HIGH SCHOOLS.

9. Bakai EP. INFORMATION TECHNOLOGIES ON EMPLOYMENT At SCHOOL And HIGH SCHOOL.

10. Borisov Е.У IMPORTANCE OF LEVEL INCREASES of INFORMATION TECHNOLOGIES USAGE In MODERN EDUCATIONAL PROCESS REFLECTION of GIVEN QUESTION PROBLEM: « FROM SCHOOL To HIGH SCHOOL ».

11. Bikmuhametov LH."METHODICAL COMPLEX AS the BASIS of REMOTE TRAINING SYSTEM".

12. Bogdanova S.V. STRATEGY of TEACHER REMOTE PREPARATION.

13. Vasjuchkova T.S., Gorodnjaja L.V., Lavrentev M.M., Marchuk A.G.,

Churina TG. PARTNERSHIP of the SCIENCE And FORMATION In MODERN CONDITIONS.

14. Garmash A.N., Николава АЛ. The CONCEPT of FORMATION UMK CURRICULUM DISCIPLINES In REMOTE TRAINING SYSTEM.

15. Efrosin V.V. APPLICATION of COMMUNICATION TECHNOLOGIES In STUDYING the RATE « SOCIAL COMPUTER SCIENCE ».

16. Ibatullina SM. USE of FEATURES of METHODICAL MAINTENANCE of REMOTE TECHNOLOGIES AT ADDITIONAL FORMATION PROGRAMS REALIZATION.

17. Kivernik N.U. The ROLE of the information-TRAINING ENVIRONMENT In PEDAGOGICAL ASSISTANCE to CULTURE FORMATION of PROFESSIONAL DIALOGUE.

18. Kirshen А.А. PRACTICAL PREPARATION of STUDENTS By INFORMATION TECHNOLOGIES.

19. Guelder-rose Е.А. USE of REMOTE TRAINING In the CORRESPONDENCE EDUCATION SYSTEM.

20. Kalmykova V.V. "METHODICAL COMPLEX of DISCIPLINES In CONDITIONS of REMOTE TRAINING".

21. Kozhaev J.P., Tartakovsky L.M.Tartakovsky АХ. ABOUT ONE APPROACH of APPLICATION of REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.