Научная статья на тему 'Методы разработки дистанционных образовательных ресурсов в высшем учебном заведении'

Методы разработки дистанционных образовательных ресурсов в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИННОВАЦИИ / РЫНОК / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МАТЕРИАЛЫ / ТРЕБОВАНИЯ / METHODS / REMOTE RESOURCE / INFORMATION AND EDUCATION / TECHNOLOGY / INTERNET / INNOVATION / MARKET / TEACHER / MATERIALS / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Анастасия Анатольевна, Меркулина Ирина Анатольевна

В данной статье рассмотрены основные методы разработки дистанционных ресурсов в вузе. Отмечено, что информационно-экономическое образование непосредственно влияет на способность экономики России выйти на количественно и качественно новые рубежи, обеспечивающие ей высокую конкурентоспособность в мирохозяйственных связях. По опыту зарубежной практики технология дистанционного обучения e-Learning отражает новую парадигму организации образовательного процесса «обучение в течение всей жизни». Выявлено, что, стоимость обучения студента по дистанционной технологии существенно меньше в сравнении с традиционной моделью. Доказано, что внедрение дистанционного обучения в вузе может осуществляться с применением логико-структурного подхода, включающего шесть этапов: анализ ситуации и заинтересованных сторон, анализ возможных проблем, формулирование целей, определение логики участия, выявление факторов риска, определение количественных и качественных показателей. Подытожено, что дистанционные образовательные технологии являются активно развивающимся и одновременно сохраняющим большие перспективы направлением, позволяющим профессорско-преподавательскому составу готовить и представлять более качественный и отвечающий современным требованиям учебный материал, а студенту планомерно повышать свой образовательный уровень, даже в условиях напряженного графика по основному месту работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Анастасия Анатольевна, Меркулина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of development of distance education resources in high school

This article describes the basic methods of developing remote sensing resources at the University. Noted that information and education directly affects the ability of the Russian economy to quantitatively and qualitatively new frontiers, giving it a high competitiveness in global economic relations. The experience of foreign practice distance learning technology e-Learning represents a new paradigm of organization of educational process "lifelong learning". The student's tuition, remote technology significantly less in comparison with the traditional model. It is proved that the introduction of distance learning in high school can be logical-structural approach that includes six phases: analysis of the situation and stakeholders, analysis of possible problems, the formulation of objectives, definition of the logic of participation, identifying risk factors, determination of quantitative and qualitative indicators. Summarized that distance education technologies are actively developing and at the same time preserving great prospects area, allowing faculty to prepare and provide a higher quality and meets the requirements of the training material, and the student is gradually raise their level of education, even in the midst of a busy schedule on the main place of work.

Текст научной работы на тему «Методы разработки дистанционных образовательных ресурсов в высшем учебном заведении»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/10 8EVN215.pdf DOI: 10.15862/108EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/108EVN215)

УДК 37

Сафронова Анастасия Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Москва, Россия1

Заведующая кафедрой прикладного и международного менеджмента

Доктор экономических наук Доцент

E-mail: AASafronova@mesi.ru

Меркулина Ирина Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Москва, Россия Профессор Доктор экономических наук Доцент

E-mail: IAMerkulina@mesi.ru

Методы разработки дистанционных образовательных ресурсов в высшем учебном заведении

1 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7, офис 334

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методы разработки дистанционных ресурсов в вузе. Отмечено, что информационно-экономическое образование непосредственно влияет на способность экономики России выйти на количественно и качественно новые рубежи, обеспечивающие ей высокую конкурентоспособность в мирохозяйственных связях. По опыту зарубежной практики технология дистанционного обучения e-Learning отражает новую парадигму организации образовательного процесса «обучение в течение всей жизни». Выявлено, что, стоимость обучения студента по дистанционной технологии существенно меньше в сравнении с традиционной моделью. Доказано, что внедрение дистанционного обучения в вузе может осуществляться с применением логико-структурного подхода, включающего шесть этапов: анализ ситуации и заинтересованных сторон, анализ возможных проблем, формулирование целей, определение логики участия, выявление факторов риска, определение количественных и качественных показателей. Подытожено, что дистанционные образовательные технологии являются активно развивающимся и одновременно сохраняющим большие перспективы направлением, позволяющим профессорско-преподавательскому составу готовить и представлять более качественный и отвечающий современным требованиям учебный материал, а студенту — планомерно повышать свой образовательный уровень, даже в условиях напряженного графика по основному месту работы.

Ключевые слова: методы; дистанционный ресурс; информационно-экономическое образование; технологии; Интернет; инновации; рынок; преподаватель; материалы; требования.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сафронова А.А., Меркулина И.А. Методы разработки дистанционных образовательных ресурсов в высшем учебном заведении // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/108EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/108EVN215

Модернизация российской системы образования осуществляется в направлении, обусловленном повышением открытости образовательного рынка. В рамках интеграции в мировую и европейскую системы образования происходит унификация учебных программ [1]. Внедряемые институциональные инновации, например, базирующиеся на современных информационных технологиях, дистанционном обучении, позволяют не только расширить рынки предоставления услуг, но и повысить конкурентоспособность образовательных учреждений [2].

В прикладном аспекте текущего функционирования российской образовательной системы на первый план выходит проблематика, охватывающая технологии унификации и создания единых стандартов оценки качества образовательных услуг, процессы обработки и интерпретации учебной информации и т.д. [3].

Определяя информационно-экономическое образование как одно из перспективных направлений высшего образования [4], следует отметить, что оно непосредственно влияет на способность экономики России выйти на количественно и качественно новые рубежи, обеспечивающие ей высокую конкурентоспособность в мирохозяйственных связях [5].

Среди инновационных способов представления преподаваемого материала особо выделим технологии дистанционного обучения в-Ьвагтщ, постепенно, хотя и до сих пор фрагментарно, внедряемые в отечественных вузах. Зарубежная практика свидетельствует, что данная форма отражает новую парадигму организации образовательного процесса «обучение в течение всей жизни» и является эффективным элементом учебных систем.

На рис. 1 и рис. 2 приведены стоимостные показатели деятельности зарубежных мега-университетов дистанционного образования - крупных открытых университетов со средним количественным критерием в 100 тысяч учащихся [6].

Бюджет (млн. долл. США)

350 -| 300 -250 -200 -150 -100 -50 -0

128

129

79

1,24

10

21

30

31,3

43

56

300

о с ш ш

ч:

I

2 ч:

^ 5

^ га

н |_

0 _

1 1

£ *

о. ^

га .

5 ш

^ н

Я =

О О

I— о. ш ш

0 ч:

1

ю

.

ш

о

.

ш

I

>

л

2 ПС

ф

т

£

о

0

г?

1

<

ф

ш н

л ц

° £ о. то

ж -е-

т

I

га

.

.

о о X га

га

га С

о

.

ф

I

>

га

ш ^

н

га

.

га

I га

га ц

ш I-

н ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ш

о га

о. н

ш о

Ш X

п;

I

ш

т

^

ю

о

о

о а;

I

о I

га

-\ .

I

т

н

о

^

:

.

н

I

ш

3

л

£ ИТ

* £ О С

I

. -

С

2

о

.

ф

I

>

к

£ га

§ И

О.

т

>

ю о

л

.

н

о

ф

.

о

.

ю о

ш

ш

о

.

ш

л

.

н

о

Рис. 1. Бюджет мега-университетов мира

Рис. 2. Стоимость обучения одного студента в мега-университете

Можно заметить, что стоимость обучения студента по дистанционной технологии существенно меньше в сравнении с традиционной моделью.

Вместе с тем, применение дистанционных технологий может быть реализовано только с учетом всех особенностей организации учебного процесса, регламентированного нормативно-методическими документами, решениями Ученого совета вуза, протоколами заседаний кафедр.

Например, при заочной форме такими особенностями являются установочные лекции, определение тематики рефератов, самостоятельная работа студентов над предложенным материалом и т.д. Зачастую студенту-заочнику сложно самостоятельно изучить материал на уровне, достаточном для успешного прохождения итогового контроля. Это не может объясняться во всех случаях лишь отсутствием заинтересованности, неспособностью или нежеланием учиться. Востребовано более тесное взаимодействие с преподавателем, который поможет выделить основные этапы изучения дисциплины, расставить приоритеты при изучении дидактических единиц материала. В контент дистанционного курса включаются организационно-методические рекомендации, а также предусматривается проведение онлайн-консультаций или виртуальных семинаров, вебинаров. При этом приходится учитывать степень доступности Интернета в удаленных регионах России.

Преимуществами внедрения дистанционного обучения в отечественную систему высшего образования являются:

• повышение конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг;

• решение проблемы географической удаленности студента от места обучения;

• обеспечение оперативной связи с преподавателем посредством электронной почты или иных Интернет-технологий;

• общее усовершенствование образовательного процесса.

Непредвзятое рассмотрение дистанционного обучения невозможно без анализа возникающих проблем. Основной среди них можно считать необходимость подготовки качественных и современных дистанционных курсов [7, 8].

Внедрение дистанционного обучения в вузе может осуществляться с применением логико-структурного подхода, включающего шесть этапов.

1. Анализ ситуации и заинтересованных сторон.

2. Анализ возможных проблем.

3. Формулирование целей.

4. Определение логики участия.

5. Выявление факторов риска.

6. Определение количественных и качественных показателей.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Анализ ситуации начинается с выявления заинтересованности участников процесса разработки и внедрения дистанционного обучения: руководства вуза, факультетов и кафедр, профессорско-преподавательского состава, студентов.

Для вуза в целом актуальна возможность подготовки (в том числе и на платной основе) большего количества квалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.

Факультеты и кафедры смогут исключить ряд обременительных организационных и технических вопросов, например, связанных с тиражированием учебно-методических материалов, ранее выдаваемых в бумажном варианте. Также снизится острота проблем, возникающих из-за ограниченности аудиторного фонда, так как установочные лекции и семинары могут быть заменены в дистанционном образовании на видеоконференции.

Интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава может быть реально воплощен в авторских дистанционных курсах и через участие в качестве тьюторов.

Анализ проблем показывает, что существенной может стать недооценка трудоемкости создания профессиональных дистанционных курсов; необходимость специальных нормативов, регламентирующих затраты на разработку подобного курса. Далее потребуется экспертиза качества, для чего потребуется создать экспертный совет (возможно с привлечением внешних специалистов), который будет способствовать повышению качественного уровня учебно-методического обеспечения.

Должна учитываться склонность большой части преподавателей рассматривать традиционные академические методики более эффективными. Решение этой проблемы — не одномоментный полный перевод обучения на дистанционную форму, а постепенное

расширение ее области, начиная с частичного использования, наряду с аудиторными лекционными и практическими занятиями.

Глобальной целью является совершенствование процесса обучения. Для ее достижения необходимо решить целый комплекс разноплановых задач по каждой преподаваемой дисциплине:

• разработать дистанционный курс;

• подготовить квалифицированных тьюторов;

• внедрить данный курс;

• оценить результаты дистанционного обучения;

• базируясь на такой оценке, произвести необходимые корректировки как первый этап перманентного совершенствования разработанного курса;

• оценить экономическую эффективность;

• рассмотреть возможности дальнейшего расширения сферы применения дистанционных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логика участия в проекте предстает в виде перечня следующих позиций:

• создать рабочую группу и назначить ответственных по каждой из фаз проекта;

• проанализировать опубликованное учебно-методическое обеспечение;

• при отсутствии какого-либо из элементов учебно-методического комплекса (УМК) или при необходимости их корректировки назначить преподавателей для осуществления в оговоренные сроки требуемых доработок;

• разработать систему критериев оценки активности студентов на протяжении семестра с учетом специфики дисциплины;

• выбрать инструментальное средство реализации дистанционного УМК;

• осуществлять регулярный контроль исполнения;

• провести экспертную проверку качества УМК;

• подготовить преподавателей к работе в роли тьютора;

• внедрить дистанционный курс;

• проанализировать результаты освоения дисциплины посредством сравнения с успеваемостью при других формах обучения;

• оценить экономическую эффективность дистанционной формы путем учета понесенных затрат, дохода от платных услуг и различных видов экономии, сокращения издержек;

• рассмотреть перспективы развития дистанционных технологий.

Среди факторов риска можно перечислить:

• отсутствие количественных нормативов по объемам разработки УМК;

• нежелание преподавателей отказываться от традиционных форм обучения;

• опасения получить дополнительную нагрузку и возможная личная неорганизованность;

• отсутствие четких критериев затрат ресурсов на дистанционные курсы;

• негативное отношение к тому, что авторские права перейдут к вузу;

• риск увольнения преподавателей, неготовых к инновациям;

• отключение Интернета, проблемы с доступом или недостаточность пропускной способности каналов связи с провайдером.

Показателями для оценки могут выступать:

• количественное выражение экономической эффективности дистанционной формы (по схеме затраты - доход);

• количество разработанных дистанционных курсов;

• количество подготовленных тьюторов;

• средний балл для групп обучения по текущей сессии и сравнение с результатами прошедших отчетных периодов.

Следует отметить, что этап логико-структурного проектирования является хотя трудоемким, но крайне необходимым, так как именно на нем формируется общее представление не только о ресурсах, необходимых для реализации дистанционного обучения, но и о проблемах, требующих первоочередного решения.

В данной статье были разработаны концептуальные основы планирования образовательного проекта — дистанционный образовательный курс «Международное предпринимательство».

Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

• изучить имеющиеся электронные образовательные ресурсы по выбранной предметной области;

• определить круг лиц, заинтересованных в развитии системы дистанционного образования (ДО) в вузе;

• диагностировать круг основных проблем, стоящих перед вузом в системе ДО;

• определить основные сильные и слабые стороны вуза в решении задач ДО, а так же возможности и угрозы развития ДО в вузе;

• разработать план реализации проекта по разработке дистанционного курса «Международное предпринимательство» для студентов экономических специальностей;

• разработать дистанционный учебный курс «Международное предпринимательство» и внедрить его в практику вуза.

Базовый уровень планирования образовательного проекта включал в себя два этапа:

1) анализ заинтересованных сторон, возможностей и угроз;

2) непосредственно планирование и проектирование образовательного проекта. Анализ заинтересованных сторон.

К сторонам, заинтересованным в разработке дистанционного курса «Международное предпринимательство», могут быть отнесены:

• Министерство образования и науки Российской Федерации; 8

• администрация конкретного вуза;

• кафедра, обеспечивающая преподавание данной дисциплины;

• преподаватели, ведущие занятие по данной учебной дисциплине;

• студенты - слушатели курса;

• предприниматели, менеджеры, специалисты.

Перечислим последовательно позиции, актуальные для каждой из перечисленных сторон.

Для Министерства образования и науки РФ подобная деятельность соответствует стратегическим направлениям развития сферы высшего профессионального образования, в частности, и в плане поддержки инновационных вузов.

Для администрации вуза немаловажную роль играют следующие мотивы:

• повышение и закрепление общей конкурентоспособности вуза;

• улучшение имиджа учебного заведения;

• обретение дополнительных сильных сторон и аргументов для прохождения государственной аттестации;

• расширение границ целевого рынка и привлечение дополнительного количества слушателей, в том числе стремящихся не только получить базовое образование, но и повысить квалификацию в вопросах прикладного менеджмента;

• улучшение качества обучения и повышение уровня удовлетворенности слушателей;

• получение дополнительных возможностей стратегического развития в плане активизации консультационной деятельности;

• расширение возможностей по формированию программ переподготовки и повышения квалификации сотрудников предприятий, фирм.

Сравнительно просто выделить позитивные стороны рассматриваемого процесса для преподавателей, ведущих занятия по данной учебной дисциплине:

• повышение собственной квалификации посредством использования инновационных образовательных технологий;

• профессиональный рост и укрепление собственного конкурентного статуса;

• индексирование уровня заработной платы с учетом показателей количества и объема разработанных дистанционных курсов;

• усиление творческой составляющей при преподавании курса;

• возможность строить учебный процесс с ориентацией не на «средний» уровень базовой подготовки слушателей, а с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

Для студентов - слушателей курса можно указать следующие положительные стороны:

• получение доступа к качественным и более полным по объему учебным ресурсам;

• изучение дисциплины в гибком режиме и в удобном для себя месте;

• возможность более качественного изучения дисциплины;

• постоянный объективизированный самоконтроль уровня освоения отдельных модулей дисциплине;

• психологический и эмоциональный комфорт во время изучения дисциплины.

И, наконец, для предпринимателей, менеджеров, специалистов принципиально важно повышение квалификации без отрыва от основной деятельности по гибкой программе с учетом индивидуальных потребностей в изучении конкретных разделов курса [9].

Анализ проблем развития системы дистанционного образования (ДО) в вузе.

Комплексный анализ позволяет систематизировать возможные проблемы в виде следующего списка из 10 пунктов.

1. Неразвитость централизованной правовой и информационной поддержки вузов в вопросах выбора стандартов и технологий в области предоставления знаний в системе ДО.

2. Недостаточность в конкретном вузе накопленного опыта по созданию учебно-методических материалов ДО по экономическим дисциплинам.

3. Отсутствие команды профессионалов, способных оказывать преподавателям необходимую техническую, методическую и дизайнерскую поддержку в решении организационно-технологических проблем ДО.

4. Неготовность организационной структуры управления разработкой курсов ДО.

5. Неполнота нормативного обеспечения дистанционного обучения (отсутствие показателей учебно-педагогической нагрузки преподавателя при проведении ДО и критериев оценки качества элементов ДО).

6. Нехватка достаточного количества подготовленных преподавателей для разработки курсов ДО.

7. Непрозрачность системы мотивации преподавателей, занятых разработкой курсов ДО.

8. Наличие проблем сохранения авторского права и боязнь «информационной открытости» со стороны преподавателей.

9. Недостатки технического оснащения представительств, обязанных предоставить возможность для получения ДО удаленным студентам.

10. Недостаточный базовый уровень технической и практической готовности слушателя к овладению дистанционными образовательными технологиями (отсутствие пользовательских знаний, отсутствие ПК, отсутствие подключения к Интернет).

Проведенный анализ позволяет перейти к формулировке основных этапов создания курса «Международное предпринимательство» и разработки учебно-методического комплекса (УМК) на основе логико-структурного проектирования (ЛСП).

1. Определение ответственного исполнителя разработки комплекта учебно-методических материалов. Создание группы для разработки УМК.

2. Составление логико-структурной схемы дистанционного курса.

3. Разработка учебно-тематического плана дисциплины с указанием времени, необходимого студенту на изучение отдельных блоков, а также выделение

контрольных точек в блоках, описание содержания работ в рамках контрольной точки, определение сроков выполнения и сдачи подготовленных студентом работ.

4. Разработка методических элементов курса, их рецензирование специалистами вуза или привлеченными специалистами из других вузов, утверждение на профильной кафедре и в учебно-методическом отделе университета.

5. Разработка методов количественной оценки знаний студентов, балльно-рейтинговой карты.

6. Разработка процедур поддержки студентов в дистанционной фазе и механизма обратной связи.

7. Подготовка материалов курса для размещения в системе дистанционного обучения.

8. Подготовка материалов для создания компакт-диска.

9. Авторское сопровождение элементов курса.

Существует ряд факторов, которые нужно учитывать при планировании разработки

ДО:

• Отсутствие в вузе структуры, способной оказать преподавателю необходимую технологическую поддержку и мультимедийное сопровождение учебного контента.

• Отсутствие в вузе системы нормативных и функционально-технологических документов, регламентирующих процесс подготовки и сопровождения дистанционного обучения.

• Отсутствие источников дополнительного финансирования реализации проектов

ДО.

• Отсутствие у группы исполнителей материальной заинтересованности в разработке проекта, отсутствие времени на его выполнение в указанные сроки, поскольку системы пересмотра учебной нагрузки в вузе нет, отсутствие моральной заинтересованности в дальнейшем продвижении проекта.

• Отсутствие у преподавателя опыта и достаточной квалификации в дальнейшем сопровождении разработанного курса ДО.

• Отсутствие у обучаемых свободного доступа к ПК и Интернет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Повышенные требования администрации вуза к срокам выполнения работ по формированию дистанционного курса.

Основными показателями реализации проекта будут являться:

1. Создание нового учебно-методического комплекса по дисциплине «Международное предпринимательство».

2. Создание компакт-диска с материалами курса.

3. Количество студентов, привлеченных к дистанционному обучению по дисциплине.

4. Количество студентов, удовлетворенных качеством и способами изучения дисциплины.

5. Количество студентов, успешно прошедших обучение по дисциплине в дистанционной форме (прошедших контрольное тестирование с первой попытки или получивших экзамен по совокупному рейтингу).

6. База данных результатов обучения студентов по контрольным точкам и итоговому контролю.

7. Показатели активности студентов в дистанционной фазе.

В состав мероприятий графика подготовки дистанционного учебного курса следует включить анализ текущей ситуации с УМК дисциплины в вузе и имеющихся тематических разработок в предметной области, разработку и наполнение элементов логико-структурной схемы курса, имитационные испытания курса с возможностью доработки определенных разделов и/или элементов.

Учитывая все вышесказанное, процесс подготовки дистанционного учебного курса по дисциплине «Международное предпринимательство» может состоять из следующих распределенных по времени элементов (табл. 1).

Таблица 1

График работы авторского коллектива над дистанционным учебным курсом «Международное предпринимательство» (составлено авторами)

Продолжительность работ по

№ Наименование мероприятия мероприятию, месяцев

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

1 Анализ имеющихся в вузе учебно-методических материалов по дисциплине *

2 Анализ имеющихся тематических разработок в рамках ДО *

3 Разработка логико-структурной схемы курса *

4 Формирование модульного учебника по дисциплине и глоссария * * *

5 Разработка тестовых заданий *

6 Формирование практикума * * *

7 Подготовка макета электронного учебно-методического комплекса *

8 Имитационные испытания дистанционного обучения и контроля знаний и корректировка материалов * *

9 Сдача УМК в эксплуатацию *

10 Подготовка и тиражирование компакт-диска *

Таким образом, реализуя оптимистический вариант развития событий с незначительной вероятностью возникновения рисковых ситуации, можно обозначить время создания дистанционного курса - 14 месяцев.

Для создания дистанционного учебного курса необходимо наличие определенных ресурсов (табл. 2).

Таблица 2

Ресурсы, необходимые для создания дистанционного учебного курса (составлено авторами)

№ Наименование ресурса Описание ресурса

1. Трудовые и интеллектуальные ресурсы Профессорско-преподавательский состав, методические и теоретические наработки в области маркетинга, технический персонал

2. Финансовые ресурсы Затраты на создание УМК: • Затраты на оплату труда участникам проекта; • Затраты на приобретение дополнительного ПО; • Затраты на регистрацию авторских прав; • Затраты на расходные материалы и т.п.

3. Материально-технические ресурсы Имеющаяся в распоряжении вуза оргтехника, сетевые возможности и т.п.

Логико-структурная схема проектирования процесса создания дистанционного учебного курса, учитывающая вышеназванные риски, допуски, ограничения, ресурсные возможности и потребности представлена в таблице 3.

Таким образом, при наличии поддержки со стороны администрации вуза, достаточного времени и ресурсов проблема создания УМК дистанционного курса будет успешно решена.

Таблица 3

Логико-структурная схема проектирования дистанционного курса и методики обучения по дисциплине «Международное предпринимательство», (составлено авторами)

Фаза (этап) ЛСП Описание результатов фазы Показатели достижения цели (результатов) Способы измерения показателей Допущения и риски

Общая цель Обеспечение конкурентного преимущества вуза. • Имидж вуза; • Показатели финансовой устойчивости; • Конкурс. • Проведение анкетных опросов среди горожан и представителей бизнеса; • Расчет показателей фин. устойчивости экономико-математическими методами; • Анализ показателей, характеризующих изменение конкурса. • Недостат очная квалификация ППС в сфере ДО; • Ограниче нные возможности по капиталовложени ям в ДО.

Конкрет ные цели • Разработка комплекта учебно-методических материалов дисциплины для ДО в соответствии с требованиями образовательных стандартов; • Количество обучающихся данной дисциплине с элементами дистанционных технологий; • Внедрение УМК дисциплины в систему ДО вуза; • Статистически й учет; • Экспертные оценки; • Опросы преподавателей и студентов. • Отсутств ие процедур и нормативов дистанционного обучения; • Отсутств ие системы мотивации преподавателей;

Фаза (этап) ЛСП Описание результатов фазы Показатели достижения цели (результатов) Способы измерения показателей Допущения и риски

• Повышение качества изучения дисциплины «Международное предпринимательств о»; • Создание компакт-диска курса дисциплины. • Количество студентов, удовлетворенных качеством и способами изучения дисциплины; • Количество студентов, успешно прошедших обучение по дисциплине в дистанционной форме; • Показатели активности студентов в дистанционной фазе; • Компакт-диск с материалами курса. • Отсутств ие у обучаемых свободного доступа к ПК и Интернет.

Результаты • Электронные версии УМК по дисциплине «Международное предпринимательств о» для дистанционного обучения; • Компакт-диск с материалами курса. Размещение УМК дисциплины в системе дистанционного обучения. • Экспертная оценка УМК; • Опросы студентов и преподавателей. Сбои в работе внутренней и внешней коммуникативно й среды.

Действия • Анализ имеющихся в вузе учебно -методических материалов по дисциплине, а так же анализ имеющихся тематических разработок в рамках ДО; • Разработка логико-структурной схемы курса; • Формирование модульного учебника по дисциплине и глоссария; • Разработка тестов; • Формирование практикума; • Подготовка макета электронного учебно-методического комплекса; • Имитационные • Функционирова ние дистанционного курса по дисциплине «Международное предпринимательство» в системе дистанционного обучения через 12 месяцев от начала работ; • Удовлетворенно сть студентов и преподавателей организацией и качеством учебного процесса. • Мониторинг процесса обучения со стороны специалистов по организации ДО и администрации университета; • Опросы студентов и преподавателей. • Недостат очная надежность функционирован ия технических средств ДО у обучающихся; • Повышен ные требования администрации вуза к срокам выполнения работ по формированию дистанционного курса.

Фаза (этап) ЛСП Описание результатов фазы Показатели достижения цели (результатов) Способы измерения показателей Допущения и риски

испытания дистанционного обучения и контроля знаний и корректировка материалов; • Сдача УМК в эксплуатацию; • Подготовка и тиражирование компакт-диска.

В целом, дистанционные образовательные технологии являются активно развивающимся и одновременно сохраняющим большие перспективы направлением, которое позволяет профессорско-преподавательскому составу готовить и представлять более качественный и отвечающий современным требованиям учебный материал, а студенту — планомерно повышать свой образовательный уровень, даже в условиях напряженного графика по основному месту работы [10].

Подчеркнем, что в настоящее время наиболее рационально применение дистанционных образовательных технологий для обучения студентов очно-заочной и заочной форм обучения, а также в системе дополнительного образования, например, для слушателей курсов повышения квалификации.

Для студентов очной формы обучения в качестве современных методов обучения могут использоваться элементы дистанционного обучения наряду с традиционными лекционными, семинарскими и практическими занятиями. Например, включение элементов дистанционного обучения позволит избежать пробелов в знаниях тем студентам старших курсов, которые вынуждены совмещать учебу с работой по схеме полной или частичной занятости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меркулина И.А., Кудрова Н.А., Кирпичёва М.А., Макаров О.А., Управление IT-компанией: инвестиционный аспект. М.: МЭСИ, 2015.

2. Егоров А.Ю., Макаров О.А. Моделирование систем управления инвестиционной деятельностью IT-компаний. Транспортное дело России. 2012. №6-3.

3. Поколодина Е.В. Проблемы построения и внедрения электронных УМК в информационную систему ВУЗА. Сборник материалов XVII Международной научно-технической конференции и Российской научной школы молодых ученых и специалистов Инноватика-2012, М.: 2012.

4. Меркулина И.А., Никитин А.П. Стратегии модернизации: роль информационно-экономического образования и информационно-коммуникационных технологий // Экономика. Налоги. Право. - 2010. - №5 (спец. выпуск).

5. Пястолов С. К вопросу об оценке качества образования. Высшее образование в России. 2005. №3.

6. Мур М.Г. и др. Использование информационных и коммуникационных технологий в дистанционном образовании. Специализированный учебный курс. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2006.

7. Андреев А.А., Троян Г.М. Основы Интернет-обучения. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003.

8. Троян Г.М. Технология активного изучения учебных материалов сетевого курса с помощью метода логического микроструктурирования текста. Образовательные технологии для новой экономики: Сборник материалов международной конференции - М.: Издательство МЭСИ, 2006.

9. Орехов С.А. Влияние глобальных тенденций развития информационного общества на формирование экономики знаний. Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2008. №2.

10. Меркулина И.А., Слободян А.А., Хачатрян А.А. К вопросу о современных тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования. М.: Транспортное дело России. 2013. №6.

Рецензент: Орехов Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Общего менеджмента и предпринимательства», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики».

Safronova Anastasiya Anatol'evna

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Moscow, Russia E-mail: AASafronova@mesi.ru

Merkulina Irina Anatol'evna

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Moscow, Russia E-mail: IAMerkulina@mesi.ru

Methods of development of distance education resources

in high school

Abstract. This article describes the basic methods of developing remote sensing resources at the University. Noted that information and education directly affects the ability of the Russian economy to quantitatively and qualitatively new frontiers, giving it a high competitiveness in global economic relations. The experience of foreign practice distance learning technology e-Learning represents a new paradigm of organization of educational process "lifelong learning". The student's tuition, remote technology significantly less in comparison with the traditional model. It is proved that the introduction of distance learning in high school can be logical-structural approach that includes six phases: analysis of the situation and stakeholders, analysis of possible problems, the formulation of objectives, definition of the logic of participation, identifying risk factors, determination of quantitative and qualitative indicators. Summarized that distance education technologies are actively developing and at the same time preserving great prospects area, allowing faculty to prepare and provide a higher quality and meets the requirements of the training material, and the student is gradually raise their level of education, even in the midst of a busy schedule on the main place of work.

Keywords: methods; remote resource; information and education; technology; Internet; innovation; market; teacher; materials; requirements.

REFERENCES

1. Merkulina I.A., Kudrova N.A., Kirpicheva M.A., Makarov O.A. Management of the IT company: investment aspect. M.: MESI, 2015.

2. Egorov A.Y., Makarov O.A. Modeling of control systems of investment activity of the IT companies. Transport business of Russia. 2012. №6-3.

3. Pokolodina E.V. Problems of construction and introduction of electronic educational and methodical complexes in information system of HIGHER EDUCATION INSTITUTION. Collection of materials XVII of the International scientific and technical conference and Russian school of sciences of young scientists and experts Innovatics, M.: 2012.

4. Merkulina I.A., Nikitin A.P., Modernization strategy: role of information economic education and information and communication technologies // Economy. Taxes. Low. - 2010. - №5 special release.

5. Pyastolov S. To a question of an assessment of quality of education. The higher education in Russia. 2005. №3.

6. Moor M.G. Use of information and communication technologies in remote education. Specialized training course. UNESCO institute on information technologies in education, 2006.

7. Andriev A.A. Troyan G.M. Internet training bases. Moscow international institute of econometrics, informatics, finance and right, 2003.

8. Troyan G.M. Technology of active studying of training materials of a network course by means of a method of logical microstructuring the text. Educational technologies for new economy: Collection of materials of the international conference. M.: MESI publishing house, 2006.

9. Orehov S.A. Influence of global tendencies of development of information society on formation of economy of knowledge. Economy, statistics and informatics. Messenger of educational and methodical association. 2008. №2.

10. Merkulina I.A., Slobodyan A.A., Hachatryan A.A. On the question of current trends in the system of additional vocational training. Transport business of Russia. 2013. №6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.