Научная статья на тему 'К вопросу о возможности перехода к дистанционному обучению иностранным языкам в юридических вузах МВД России на современном этапе'

К вопросу о возможности перехода к дистанционному обучению иностранным языкам в юридических вузах МВД России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / REMOTE TRAINING / THE INNOVATIONAL DIRECTIONS / COMPUTER EQUIPMENT / EFFECTIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Земляков Валерий Дмитриевич, Землякова Татьяна Алексеевна

К инновациям в области организации деятельности вузов относится система открытого дистанционного образования. Современные технологии предоставляют возможность на практике реализовывать инновационные педагогические подходы. Обучение на расстоянии иностранным языкам с использованием телекоммуникационных технологий привлекает не только преподавателей, но и обучающихся. Электронный учебник позволяет значительно повысить технологичность преподавания и освоения новых знаний в рамках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Земляков Валерий Дмитриевич, Землякова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on possibility of transition to remote training of foreign languages in legal high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage

The system of open remote training concerns to innovations in the field of organization of activity of high schools. Modern technologies give possibility in practice to realize innovational pedagogical approaches. Training on distance to foreign languages with usage of telecommunication technologies involves not only teachers, but also trainees. The electronic textbook allows to increase considerably technology of teaching and mastering of new knowledge within the framework of the foreign language.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности перехода к дистанционному обучению иностранным языкам в юридических вузах МВД России на современном этапе»

УДК 4И (07)

В.Д. Земляков*, Т.А. Землякова**

К вопросу о возможности перехода к дистанционному обучению иностранным языкам в юридических вузах МВД России на современном этапе

К инновациям в области организации деятельности вузов относится система открытого дистанционного образования. Современные технологии предоставляют возможность на практике реализовывать инновационные педагогические подходы. Обучение на расстоянии иностранным языкам с использованием телекоммуникационных технологий привлекает не только преподавателей, но и обучающихся. Электронный учебник позволяет значительно повысить технологичность преподавания и освоения новых знаний в рамках иностранного языка.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инновационные направления, новые информационные технологии, компьютерная техника, эффективное взаимодействие.

V.D. Zemlyakov*, T.A. Zemlyakova**. To a question on possibility of transition to remote training of foreign languages in legal high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage

The system of open remote training concerns to innovations in the field of organization of activity of high schools. Modern technologies give possibility in practice to realize innovational pedagogical approaches. Training on distance to foreign languages with usage of telecommunication technologies involves not only teachers, but also trainees. The electronic textbook allows to increase considerably technology of teaching and mastering of new knowledge within the framework of the foreign language.

Keywords: remote training, the innovational directions, new information technologies, computer equipment, effective interaction.

Стремительное развитие современного общества влечет за собой изменения во всех его сферах, что, несомненно, отражается на требованиях, предъявляемых к специалистам в наши дни. Социальный заказ со стороны общества обуславливает необходимость модернизации высшего образования. В современных условиях оно ориентировано на подготовку личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время умение общаться на иностранном языке многими работодателями рассматривается как определенное преимущество. Поэтому резко возрастает мотивация к его изучению и соответственно должны изменяться формы получения образования.

Перед высшей школой ставится задача - подготовить студентов к жизни и профессиональной деятельности в условиях информатизации, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности. Однако традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить всех потребностей в образовательных услугах. Поэтому инновационная политика в сфере высшего образования должна быть направлена не только на улучшение текущей работы всей этой системы, но, в первую очередь, должна обеспечивать подобные изменяющиеся потребности общества в таких специалистах с учетом перспектив развития. На национальном уровне инновационная политика в области высшего образования формируется правительством во взаимодействии с ведущими высшими учебными заведениями и научными центрами страны, а также в сотрудничестве с международными и зарубежными организациями в области образования, науки и культуры.

Высшая школа уже не первый год идет по пути обновления, в результате которого происходят количественные и качественные изменения. Назовем лишь некоторые инновационные направления в высшем образовании, вызванные бурным ростом научно-технического прогресса:

- компьютеризация образовательного процесса в вузе;

- создание электронных информационных образовательных ресурсов;

- широкое использование в высшем образовании информационных ресурсов в электронной форме;

- внедрение технологий сетевого дистанционного обучения.

* Земляков, Валерий Дмитриевич, старший преподаватель Белгородского юридического института МВД России. Адрес: 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел. (4722) 54-54-36.

** Землякова, Татьяна Алексеевна, преподаватель Белгородского юридического института МВД России. Адрес: 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71. E-mail: [email protected]

* Zemlyakov, Valery Dmitrievich. Senior teacher of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

** Zemlyakova, Tatjana Alekseevna. Teacher of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Педагогика

К инновациям в области организации деятельности вузов относится формирование системы открытого дистанционного образования. Существует много определений такой формы обучения, но это всегда обучение с помощью средств электронной связи, при котором две стороны этого процесса

- обучающийся и преподаватель, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, который направлен на создание ими внешних образовательных продуктов и сопутствующих изменений самих субъектов образования.

Необходимо также указать на важный фактор, от которого зависит эффективность их внедрения в систему высшего образования, а именно, способность преподавателей использовать новые информационные технологии. Современные технологии предоставляют возможность на практике реализовывать инновационные педагогические подходы. Однако для этого требуется достаточно высокий уровень владения информационно-компьютерными технологиями. Это обуславливает важность постоянного повышения квалификации преподавателей в этой области. Для разработки современных курсов с использованием технологий сетевого дистанционного обучения целесообразно формировать рабочие группы, привлекая в них, кроме авторов курса, преподавателей-методистов, программистов, разработчиков аудио- и видеоматериалов.

Учитывая вышеперечисленные тенденции в развитии высшего образования, необходимо поставить перед современной системой образования одну из сложнейших задач - предоставлять возможность каждому обучающемуся пользоваться самой новейшей электронной и компьютерной техникой и оборудованием, обеспечивающим доступ к эффективным информационнообразовательным технологиям и, соответственно, вести поиск и внедрять новые формы обучения, например, дистанционные с использованием компьютерных телекоммуникационных технологий. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения. В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Интенсивный рост числа вузов с дистанционным обучением продолжается и сегодня.

Процесс развития дистанционного образования в России только начинается. Количество образовательных учреждений, использующих на территории РФ такую форму обучения, в 1997 г. составляло около 117. Степень использования технологий дистанционного обучения в них различна: от экспериментального варианта до полноценного образовательного процесса. Этот процесс в России сдерживается традиционными причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи, отсутствием вследствие этого должной подготовки выпускников средней школы в области использования компьютерной техники. Однако, несмотря на это, большинство вузов занимаются поисками путей эффективного обучения с помощью мультимедийных технологий, ресурсов всемирной сети Интернет.

Обучение на расстоянии, в т.ч. и иностранным языкам, кажется привлекательным не только преподавателям, интересующимся инновационными технологиями, но и обучающимся, у которых по тем или иным причинам нет возможности посещать традиционные занятия, предполагающие взаимодействие с преподавателем. В настоящее время существует много возможностей получить знания по иностранным языкам, не выходя из дома. Объявления по предоставлению уникальных возможностей выглядят очень привлекательно. Виртуальная действительность Интернет-технологий якобы воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с преподавателем-профессионалом, следовательно, обучающийся может изучать любой иностранный язык в уютной домашней обстановке, в удобное время и в необходимом темпе. Однако без эффективной систематической обратной связи со стороны квалифицированного преподавателя подобный вид обучения, как правило, не достигает ожидаемого результата. В этой связи следует отметить, что результативность любого вида обучения на расстоянии зависит от налаженного взаимодействия преподавателя и обучающегося, используемых при этом педагогических технологий, эффективности разработанных методических материалов и способов использования, обратной связи.

В соответствии с инновационными направлениями реформы высшего образования заочное обучение в юридических вузах МВД России давно нуждается в поиске новых путей обучения на расстоянии. Многие вузы уже обратили внимание на использование компьютерных телекоммуникационных технологий для этих целей. Из-за сложного графика службы, служебных командировок не у всех слушателей заочного обучения появляется возможность присутствовать на установочных занятиях во время сессии или получать дополнительные консультации у преподавателя в вузе. В отличие от привычной заочной формы обучения, обучение с использованием современных технологий обеспечивает возможности: оперативной передачи информации любого объема; хранения информации в памяти компьютера, а также различные виды ее использования: редактирование, обработка, распечатка и т.д.; доступа к различным источникам информации.

Успешность и качество заочного обучения с использованием компьютерных телекоммуникационных технологий во многом зависят от эффективной организации и качества используемых материалов.

На кафедре иностранных языков БелЮИ МВД России ведется работа по подготовке и реализации УМК для дистанционного обучения слушателей заочной формы обучения. При этом прослеживаются следующие этапы:

1) организационный период - изучение на теоретическом уровне основ технологии дистанционного обучения, подготовка персонала;

2) подготовка необходимых компонентов УМК;

3) анализ результатов апробации и перевод системы в режим стабильного функционирования.

Несмотря на то, что процесс самообразования довольно сложен для большинства слушателей вузов МВД, особенно в сфере иностранных языков, в пользу дистанционных образовательных технологий говорит также тот факт, что в их условиях акцент ставится на процесс индивидуального обучения. Подготовленный преподавателями кафедры электронный учебник «Английский язык для слушателей заочной формы обучения» модульного характера позволяет на практике осуществлять индивидуальный подход к обучению слушателей английскому языку, используя мультимедийные средства компьютера, развивать умения и навыки практического владения английским языком. Работа с данным учебником в электронной оболочке Stellus предполагает изучение нового материала по фонетике, грамматике, лексике английского языка, закрепление полученных знаний, отработку произношения. Благодаря типовым тестам слушатели могут проверить не только начальный уровень владения английским языком, но и оценить уровень усвоения пройденного материала без помощи преподавателя.

В области чтения учебник дает возможность решать следующие задачи:

- совершенствовать навыки произношения;

- обучать правильно тонировать чтение;

- использовать чтение в качестве опоры для устной речи;

- осуществлять контроль обученности чтению на разных этапах и уровнях.

У слушателей появляется возможность ознакомиться с новым грамматическим и лексическим материалом, отработать полученные знания, выполнив упражнения в индивидуальном темпе. Благодаря использованию мультимедийных средств, обеспечивающих звуковое сопровождение материала, можно в значительной мере повысить качество произношения у слушателей, что раньше было большой проблемой.

Стоит также отметить, что для эффективной учебы слушатель должен владеть методами планирования и организации самостоятельной работы с учебным материалом, навыками самообразования. Этому во многом способствуют различные методические рекомендации по самостоятельной работе слушателей.

Таким образом, электронный учебник как основной компонент УМК позволяет значительно повысить по сравнению с традиционными формами, методами и средствами учебно-методического обеспечения технологичность преподавания и освоения новых знаний в рамках иностранного языка и в концептуальном плане может быть рекомендован для системы дистанционного обучения как один из компонентов УМК. Следует продолжать исследования в этой области и совершенствовать разработанные методические материалы.

Очевидно, что у дистанционного обучения иностранным языкам много преимуществ, и для каждого обучающегося по этой системе они будут индивидуальны. Но, к сожалению, необходимо отметить, что в современных условиях переход на такую форму обучения является затруднительным. Речь идет, в первую очередь, о техническом уровне как вуза, который предлагает образовательные услуги, так и обучающихся, которые должны по крайней мере иметь компьютер, что в условиях финансового кризиса может быть весьма затруднительным. К компьютерной грамотности как преподавателей, так и слушателей заочного обучения предъявляются высокие требования, на что также необходимо обратить пристальное внимание руководству вуза. Кроме того, должна быть разработана современная система контроля и оценки знаний, приемлемая при дистанционном обучении.

Список литературы

1. Андреев, А. А., Меркулов, В. П., Тараканов, Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании / А.А. Андреев, В.П. Меркулов, Г.В. Тараканов // Педагогическая информатика. - 1995. -№ 1.

2. Андреев, А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов / А.А. Андреев - М.: ВУ, 1995.

3. Демкин, В. П., Вымятных, В. М. ДО и его технологии / В.П. Демкин, В.М. Вымятных. -Томск, 1997.

4. Угольков, В. В. Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий / В.В. Угольков // Современные проблемы воспитания и образования: Психолого-педагогический сборник научных трудов.

- Вып. 4. - М.: Редакционно-издательский центр «Альфа», 2002.

Literature

1. Andreev, A. A., Merkulov, V. P., Tarakanov, G. V. Modern Telecommunication Systems in Education // Pedagogical Information Science. - 1995. - № 1.

2. Andreev, A. A. Means of New Information Technologies in Education: Systematization and Tendencies of Development // Foundations of Application of Information Technologies in Training Process of Higher Educational Institutions. - M., 1995.

3. Demkin, V. P., Vimjatnikh, V. M. Remote Training and its Technologies. - Tomsk, 1997.

4. Ugol’kov, V. V. Remote Training by Means of Computer Technologies // Present Problems of Education and Training: the Psychological and Pedagogical Collection of Research Work, № 4. - M.: Alpha, 2002.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.