Научная статья на тему 'Формирование целей и содержания обучения информатике социальных педагогов'

Формирование целей и содержания обучения информатике социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / PROFESSIONAL TEACHERS' TRAINING EDUCATION / SOCIAL TEACHER / COMPUTER EDUCATIONAL RESOURCES / AIMS OF TEACHING INFORMATICS / THE CONTENT OF TEACHING INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баженова Светлана Анатольевна

В статье обсуждаются цели и содержание обучения информатике социальных педагогов в педагогическом колледже с использованием образовательных электронных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баженова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Aims and Content of Teaching Computer Science Social Teachers

The aims and content of teaching social teachers Computer Science with the use of computer educational resources at teachers' training college is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование целей и содержания обучения информатике социальных педагогов»

і

Информатика. Теория и методика

ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

С.А. Баженова

Формирование целей и содержания обучения информатике социальных педагогов

В статье обсуждаются цели и содержание обучения информатике социальных педагогов в педагогическом колледже с использованием образовательных элек-тронных ресурсов.

Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование; социальный педагог; образовательные электронные ресурсы; цели обучения информатике; содержание обучения информатике.

Профессиональный уровень современного социального педагога требует профессионального владения этим специалистом современными компьютерными и телекоммуникационными технологиями, поскольку деятельность людей всё в большей степени зависит от их способности эффективно использовать информацию. Это должно быть в максимальной степени учтено в процессе совершенствования системы среднего профессионального педагогического образования. Совершенствуя систему подготовки будущего социального педагога, необходимо помнить, что одна из главных задач среднего профессионального педагогического образования сегодня есть подготовка студентов к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, вооружение их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры. Поэтому так необходима всесторонняя подготовка будущего социального педагога в области информатики, в том числе с использованием новых средств обучения.

Использование при обучении информатике образовательных электронных ресурсов (ОЭР) отчасти оказывает влияние на компоненты системы обучения, в том числе на цели и содержание обучения дисциплине.

Наряду с общими целями обучения информатике студентов педагогического колледжа, которые определены и описаны в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования [2], были сформулированы образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения ин-

форматике будущих социальных педагогов в педагогическом колледже с учётом использования при обучении отобранных качественных ОЭР.

К этим целям относятся:

1) освоить систему базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

2) рассмотреть информационные процессы в социально-педагогическом и психодиагностическом исследованиях;

3) показать роль современных информационных технологий в профессиональной деятельности социального педагога;

4) показать специфику проведения психодиагностического исследования в современной информационной среде;

5) развить навыки эффективного использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности социального педагога;

6) развить навыки использования программных средств общего и специального назначения:

■ поиск необходимой для социально-педагогического, психодиагностического исследования информации;

■ разработка инструментария социально-педагогического, психодиагностического исследования;

■ сбор и хранение эмпирических данных;

■ обработка и анализ данных социально-педагогических, психодиагностических исследований;

■ подготовка итоговой документации психодиагностического исследования в виде тестовых документов, презентаций, содержащих таблицы, графики, диаграммы ит.п.;

■ обмен данными на расстоянии.

7) развивать алгоритмический и логический стили мышления;

8) развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности путём освоения и использования методов информатики и средств информационных и телекоммуникационных технологий;

9) воспитать информационную культуру будущего социального педагога;

10) воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Для достижения поставленных целей обучения информатике с использованием ОЭР необходима дидактическая и методическая проработка содержания учебного материала, его структуризация. Проблема отбора содержания образования в педагогике всегда являлась одной из наиболее сложных.

В [4] отмечается, что решение проблемы отбора содержания усложняется и в связи с тем, что в настоящее время в преподавании информатики помимо учебников и учебных пособий необходима разработка средств информатизации, нацеленных на комплексное использование компьютерной техники в учебном процессе, в том числе за счёт внедрения ОЭР как средств обучения информатике.

При этом очевидно, что обучение в педагогическом колледже имеет конкретную профессиональную направленность, что должно найти отражение и в курсе информатики. Например, за счёт внедрения таких разделов, которые показали бы специфику использования информационных технологий в работе социального педагога, а также через решение в рамках данной дисциплины предметно-ориентированных задач.

Благодаря ключевым позициям ряда авторов [3, 5] были конкретизированы критерии формирования содержания обучения информатике социальных педагогов в педагогическом колледже:

1) критерий научности — в содержании обучения информатике социальных педагогов должны отражаться достижения социального и научнотехнического прогресса, содержание обучения должно соответствовать современному уровню развития науки «Информатика»;

2) профессиональная направленность — обучение социальных педагогов в колледже имеет конкретную профессиональную направленность, которая ориентирована прежде всего на социально-педагогическую и психодиагностическую деятельность будущего специалиста, что должно быть реализовано в системе предметно-ориентированных задач в курсе информатики;

3) критерий преемственности — полученные в курсе информатики знания развиваются и углубляются как в последующих курсах (например, в курсе дисциплины «Компьютерные технологии в психодиагностике»), так и в ходе прохождения педагогической практики, где у будущего социального педагога появляется возможность применить информационные и телекоммуникационные технологии для решения профессиональных задач;

4) критерий доступности — содержание курса информатики для социальных педагогов должно учитывать возрастные особенности учащихся, степень начальной подготовки;

5) соответствие содержания обучения государственным образовательным стандартам, что должно находить отражение в рабочей программе дисциплины;

6) критерий методической обеспеченности — соответствие содержания курса информатики учебно-методической и материальной базе.

Таким образом, при разработке содержания рабочей программы курса информатики для подготовки социальных педагогов в педагогическом колледже были учтены:

■ специально отобранные качественные ОЭР как средства обучения;

■ образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения будущих социальных педагогов;

■ теоретический анализ системы подготовки социальных педагогов в педагогическом колледже;

■ требования государственного образовательного стандарта специальности «Социальная педагогика»;

■ критерии формирования содержания обучения дисциплине.

Рабочая программа включает пять содержательно-методических линий:

линия информации и информационных процессов, линия представления ин-

формации, линия исполнителя, линия информационных технологий, линия формализации и моделирования. Курс рассчитан на 60 часов, включая 30 часов лабораторных занятий, 14 часов самостоятельной работы студентов. Дисциплина преподаётся на 1 курсе.

Рабочая программа включает следующие темы:

1. Понятие информации, её свойства, виды. Информационные процессы в социально-педагогическом исследовании.

2. Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход. Единицы измерения информации.

3. Язык как способ представления информации.

4. Представление информации с помощью систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Основание, алфавит системы счисления.

5. Аппаратная реализация компьютера (системный блок, устройства ввода-вывода, память персонального компьютера, процессор). Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Компьютерная техника в работе социального педагога.

6. Классификация программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение общего, специального назначения и их использование при проведении психодиагностического исследования. Операционная система. Назначение и состав. Файлы и файловая система.

7. Технология обработки графической информации (растровая и векторная графика). Использование компьютерной графики для представления результатов психодиагностических экспериментов.

8. Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор: назначение и основные функции. Подготовка документов психодиагностического исследования на основе обработанных данных, сопровождаемых таблицами, графиками и т.д.

9. Технология обработки числовой информации. Электронная таблица MS Excel — назначение, основные функции, приёмы работы. Использование электронной таблицы MS Excel для представления информации, проведения расчётов, анализа данных, полученных в результате психодиагностической работы.

10. СУБД. Основные понятия БД. БД MS Access: назначение и функции, приёмы работы. Организация хранения эмпирических данных в СУБД MS Access, создание отчётов психодиагностических исследований средствами MS Access.

11. Телекоммуникационные сети различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначение и возможности. Ресурсы Интернета, направленные на поддержку деятельности социального педагога.

12. Компьютерные презентации. Приложение MS Power Point: назначение, функции, приёмы работы. Подготовка презентаций о результатах психодиагностической деятельности с помощью редактора MS Power Point. Мультимедиатехнологии в деятельности социального педагога.

13. Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в психодиагностическом исследовании.

Предложенные в статье цели и содержание обучения информатике социальных педагогов в педагогическом колледже с использованием ОЭР соответствуют требованию совершенствования системы обучения информатике, поскольку отражают вклад дисциплины в формирование профессиональных навыков и умений будущего специалиста в области социальной педагогики.

Литература

1. Баженова С.А. Образовательные ресурсы сети Интернет, направленные на повышение эффективности обучения информатике в педагогическом колледже / С.А. Баженова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2007. - № 4. - С. 28-31.

2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - URL: http://win-dow.edu.ru/window/library?p_rid=51413.

3. Гершунский Б.С. Методика исследования содержания обучения в техникуме / Б.С. Гершунский. - Киев, 1977. - 144 с.

4. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учеб. для студ. педвузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. - 286 с.

5. Стариченко Е.Б. Системно-объектный подход к проектированию и реализации курса информатики в колледже: дис. ... канд. пед. наук / Е.Б. Стариченко. -Екатеринбург, 2003. - 157 с.

Literatura

1. Bazhenova S.A. Obrazovatel’ny’e resursy’ seti Internet, napravlenny’e na povy’shenie e’ffektivnosti obucheniya informatike v pedagogicheskom kolledzhe / S.A. Bazhenova // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby’ narodov. Seriya «Infor-matizaciya obrazovaniya». - 2007. - № 4. - S. 28-31.

2. Gosudarstvenny’j obrazovatel’ny’j standart srednego professional’nogo obrazovaniya // Edinoe okno dostupa k obrazovatel’ny’m resursam. - URL: http://win-dow. edu.ru/window/library?p_rid=51413.

3. Gershunskij B.S. Metodika issledovaniya soderzhaniya obucheniya v texnikume / B.S. Gershunskij. - Kiev, 1977. - 144 s.

4. Grigor’ev S.G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental’ny’e osnovy’: uchebnik dlya studentov pedagogicheskix vuzov i slushatelej sistemy’ povy’sheniya kvalifikacii peda-gogov / S.G. Grigor’ev, V.V. Grinshkun. - Tomsk: Izd-vo «TML-Press», 2008. - 286 s.

5. Starichenko E.B. Sistemno-ob’’ektny’j podxod k proektirovaniyu i realizacii kur-sa informatiki v kolledzhe: dis. ... kand. ped. nauk / E.B. Starichenko. - Ekaterinburg, 2003. - 157 s.

S.A. Bazhenova

Forming of Aims and Content of Teaching Computer Science Social Teachers

The aims and content of teaching social teachers Computer Science with the use of computer educational resources at teachers’ training college is considered in the article.

Key words: professional teachers’ training education; social teacher; computer educational resources; aims of teaching informatics; the content of teaching informatics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.