С.А. Баженова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Баженова Светлана Анатольевна, аспирант кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета (г. Москва). e-mail: svetik012883@vandex.ru
Направления подготовки студентов современных педагогических колледжей достаточно разнообразны. Одним из таких направлений является социальная педагогика, которая в настоящее время активно развивается, а работа социального педагога востребована в сегодняшней системе обучения и воспитания. Такое положение дел способствует становлению и развитию профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа по специальности 0314 - социальная педагогика.
Важно понимать, что введение в систему подготовки педагогов такой новой и достаточно специфичной специальности не означает лишь расширение круга дисциплин, изучаемых в педагогических колледжах, за счет предметов, освещающих особенности функционирования социальной сферы современного общества. Пересмотру, расширению и совершенствованию подлежат и многие дисциплины общеобразовательной подготовки и, конечно же, ряд традиционных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к социальной педагогике. К их числу по праву можно отнести дисциплины, изучаемые в педагогических колледжах и связанные с информатикой и информационными технологиями. При этом обучение таким дисциплинам, их привязка к упомянутой специальности порождает несколько существенных проблемам педагогического характера.
Специальность 0314 - социальная педагогика утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 года № 2542. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
• на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
• на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев / 4 года 10 месяцев.
Выпускники, получившие образование в рамках описываемой специальности, должны
обладать квалификацией социального педагога, в том числе, и с дополнительной подготовкой в области одной из конкретных программ дополнительной подготовки [1].
Как и многие другие специальности, по которым происходит обучение студентов в педагогических колледжах, данная специальность многогранна. В ее содержании с каждым годом появляются новые направления, а студенты получают возможность выбора дополнительной области знаний, таких как:
• психология;
• педагогика дополнительного образования;
• информационные технологии;
• основы безопасности жизнедеятельности;
• семейное воспитание.
Как видно из этого перечисления, одной из дополнительных областей знаний являются знания в области информационных технологий. При соответствующей подготовке студентов в курс обучения включаются такие дисциплины дополнительного образования в области информационных технологий как информатика и программирование, операционные системы, компьютерные среды и оболочки, информационное моделирование и, в частности, компьютерные технологии в психодиагностике.
Дополнительная подготовка в области информационных технологий определяет квалификацию выпускника как социальный педагог с дополнительной подготовкой в области информационных технологий. Данная квалификация предъявляет следующие требования к знаниям и умениям студента.
Выпускник должен знать:
• программное обеспечение ЭВМ, различные компьютерные операционные системы;
• основные возможности электронных таблиц, баз данных;
• основы программирования;
• основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;
• задачи предметной области и методы их решения;
• принципы построения диагностических тестов и обработки из результатов.
Выпускник должен уметь:
• программировать на одном из языков высокого уровня;
• строить информационные модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности;
• использовать компьютерные технологии в практике работы образовательного учреждения;
• создавать компьютерные версии стандартных диагностических тестов (с выбором ответов из списка);
• проводить диагностическое тестирование в компьютерном классе и обрабатывать его результаты.
Дисциплина «Компьютерные технологии в психодиагностике» является одной из ключевых в системе подготовки будущих социальных педагогов. В отличие от других ранее упомянутых дисциплин, связанных с информатикой и информационными технологиями, данная дисциплина появляется в систем подготовки педагогов практически впервые. Это влечет за собой необходимость повышенного внимания к созданию, совершенствованию и практической апробации относительно новой дисциплины. Несмотря на то, что система обучения «Компьютерным технологиям в психодиагностике» все еще находится в стадии исследования, в данной статье уже можно отразить основные моменты, связанные с ее преподаванием в педагогических колледжах.
Обсуждаемый учебный курс рассчитан на 80 часов и предназначен для ознакомления будущих социальных педагогов с типами и информационной структурой диагностических тестов [2], приемами проведения компьютерного анализа результатов психодиагностического тестирования, обработки результатов тестирования в электронных таблицах, приемами обмена информацией между тестовыми программами и средствами их обработки, технологией сбора статистики результатов психодиагностического тестирования с использованием баз данных.
Существенным с точки зрения обучения является и то, что данная дисциплина нацелена на обучение студентов не только пользоваться инструментальными системами разработки психодиагностических тестов, но и самостоятельно программировать тесты, организовывать данные и алгоритмы обработки с использованием библиотек процедур, создавать дружественный интерфейс, разрабатывать технологии тестирования и определения конечных достоверных результатов.
Данный курс имеет, как видно, достаточно разноплановое содержание и обширную цель. Однако в настоящее время методическая система обучения студентов педагогических колледжей дисциплине «Компьютерные технологии в психодиагностике» не проработана. Уже сейчас можно сформулировать основные проблемы, требующие исследований и разрешения с целью организации полноценной подготовки будущих социальных педагогов. К таким проблемам можно отнести:
1. Проблему конкретизации целей обучения студентов компьютерным технологиям, применяемым в психодиагностике, соотнесения этих целей с общими целями подготовки социальных педагогов;
2. Необходимость формирования содержания обучения, адекватного развитию современных технологий психодиагностики, уровню развития средств информационных и телекоммуникационных технологий;
3. Разработку специализированного учебного материала, учитывающего специфику педагогической деятельности будущих выпускников, их понятийную базу и содержание других дисциплин специальной подготовки;
4. Определение и разработку наиболее эффективных методов обучения компьютерным технологиям в психодиагностике, отражающих особенности содержания данной дисциплины и психолого-возрастные особенности учащихся педагогических колледжей;
5. Необходимость формирования базы тестов для реализации учебных проектов по психодиагностике с использованием средств информационных технологий;
6. Проблему отбора наиболее эффективных средств и условий обучения компьютерным технологиям в психодиагностике, адекватных реальным компьютерным средствам тестирования, применяемым в современной социальной сфере;
7. Определение технологий практической и экспериментальной апробации методов и средств обучения студентов;
8. Необходимость повышения квалификации педагогов, работающих со студентами колледжей в рамках обучения информационным технологиям в психодиагностике.
Содержание настоящей статьи - одной из первых в области теории и методики обучения студентов педагогических колледжей новой дисциплине «Компьютерные технологии в психодиагностике» - не решает, да и не может решить весь комплекс проблем, существующих на сегодня и мешающих организации полноценной подготовки будущих социальных педагогов.
При этом, как следует из вышесказанного, разработка и совершенствование соответствующей методической системы обучения является актуальной задачей, а содержащийся в статье перечень основных проблем, требующих первоочередного разрешения, позволяет направить и систематизировать исследования, которые в ближайшее время будут проведены в области формирования системы подготовки социальных педагогов.
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускников по специальности 0314 Социальная педагогика (повышенный уровень среднего профессионального образования). - М.: Изд-во ИПР СПО, 2002.
2. Ратанова Т., Шляхта Н. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: Изд-во М.:МПСИ, ФЛИНТА, 2003