Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при организации индивидуально-дифференцированного обучения в вузе'

Применение информационных технологий при организации индивидуально-дифференцированного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Е. В.

Статья посвящена обоснованию необходимости применения информационных технологий в образовании с целью повышения эффективности учебного процесса, ориентированного на индивидуально-дифференцированное обучение. Эффективность использования средств компьютерных технологий в образовании во многом зависит от успешности решения задач педагогического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования психодиагностических программ. Разработка автоматизированных программных продуктов для педагогических целей на сегодняшний день является актуальной составляющей в модернизации системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при организации индивидуально-дифференцированного обучения в вузе»

На основании результатов диагностики составляются карты уровня информационной грамотности учащихся. Выделяются узловые проблемы в области теории и зоны пробелов в практических умениях и навыках. Разрабатываются индивидуальные тесты-задания и контрольные тесты.

Формируются дифференцированные группы учащихся по областям проблемных зон. Работа с данными группами осуществляется с применением кейс-технологий. Учащиеся, показавшие высокий уровень информационной грамотности и практических умений и навыков, объединяются в творческие группы по реализации проектов. Работа с данной группой учащихся осуществляется с использованием личностно-ориентированных технологий.

Использование на уроках современных методик обучения: интерактивные формы обучения, мультимедиа-средства позволяет организовать процесс обучения учащихся информатике на личностно-ориентированном уровне.

Список литературы:

1. Вельдяскина О.С. Информационная технология «Портфель ученика» как средство повышения профессиональной подготовки будущего учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rsvpu.ru/institute/kemerovo/ ^с/копГегепс/8Лос.

2 Жесткова С.С. Кейсовая технология на уроках информатики [Электронный ресурс]. - Издательский дом «Первое сентября». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?шmb_artic=311144.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Мещерякова Е.В.*

Братский государственный университет, г. Братск

Статья посвящена обоснованию необходимости применения информационных технологий в образовании с целью повышения эффективности учебного процесса, ориентированного на индивидуально-дифференцированное обучение. Эффективность использования средств компьютерных технологий в образовании во многом зависит от успешности решения задач педагогического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования психодиагностиче-

* Ассистент кафедры Менеджмента и информационных технологий, кандидат педагогических наук.

ских программ. Разработка автоматизированных программных продуктов для педагогических целей на сегодняшний день является актуальной составляющей в модернизации системы высшего образования.

Ключевые слова информационные технологии, индивидуализация, педагогика, психодиагностика, автоматизация, программный продукт, тестирование.

Социокультурные изменения, обусловленные становлением информационного общества, бурным развитием компьютерных технологий и укреплением своих позиций во всех сферах человеческой жизни, находят свое отражение в образовании, которое перестраивается на современную систему адаптации учащихся к жизни в условиях информационной цивилизации.

Уровень развития, определяемый качеством и количеством используемой и накопленной информации, ее доступностью, позволяет определить современное общество, как информационное. «Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль» [1].

Инновационная направленность педагогической деятельности в высшей школе, выступающая как средство обновления образовательной политики, должна основываться не только на участии преподавателей в процессе создания, освоения и использования педагогических новаторств в благоприятной инновационной среде, но и на фундаментальном обновлении самой системы образования, методологии и технологии организации учебного процесса.

Инновационные процессы в педагогической сфере деятельности, понимание их сущности, определяют главную проблему их реализации в учебном процессе, заключающейся в объединении двух важнейших потребностей образования - потребности изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и потребности внедрения достижений психолого-педагогической науки непосредственно в сам учебный процесс. Таким образом, в настоящее время, происходит разделение целостного подхода по реализации педагогических новшеств: теоретической и практической природы инновационных процессов. В своем психолого-педагогическом исследовании мы осуществили объединение этих двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых, в основном, пока изолированно, где немаловажное значение отводилось информационным технологиям [2].

Под информационными технологиями обучения понимают технологии, основанные на использовании специальных технических информационных средств, а именно компьютера и Интернета. Тем не менее, оснащение высших учебных заведений компьютерной техникой и подключение к сети Интернет, это еще не информатизация и компьютеризация образования. Здесь

ведущая роль отводится изменению содержания, организационных форм, методов обучения.

Концепция Российского образования ориентирована на индивидуализацию и социализацию обучающихся, существенно расширяя возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Но необходимость учета индивидуальных особенностей учеников в современном массовом обучении является величайшей проблемой, существенно сдерживающей процесс модернизации отечественной образовательной системы [3].

Психологическая диагностика является одним из важных элементов руководства и осуществления педагогического процесса, направленного на индивидуально-дифференцированное обучение. Ее значение обусловлено тем, что качество проводимой работы по определению индивидуальных психологических особенностей учащихся, изучению, анализу и оценке педагогических явлений прямо и непосредственно влияет на эффективность образовательного процесса.

Витулак Г. видит цель психодиагностики в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их связей, определяющих своеобразие личности.

Задачи психодиагностики направлены на принятие и обоснование общественно или индивидуально значимых решений, касающихся одного человека или группы людей. Отсюда возникает необходимость ограничения сфер применения психодиагностики и создание адекватной ориентировочной основы для разработки ее методов. Психодиагностическая практика имеет отношение к решению двух типов задач, а именно к оценке педагогического метода и оценке личности.

Оценка педагогического метода имеет двойную цель: с одной стороны, определение эффективности одинаковых воздействий, применяемых к различного рода личностям, а с другой сопоставление степени эффективности различных воздействий на одинаковые типы личности [4].

Петровский А.И. и Ярошевский М.Г. высказывают мнение о том, что дифференциально-психологическое изучение человека не простое логическое развитие экспериментальной психологии, оно складывается под влиянием запросов практики, в первую очередь медицинской и педагогической, затем - индустриальной. С этим следует согласиться, но необходимо помнить и о том, что опытная психология не может быть противопоставлена психологии индивидуальных различий. Процесс развития экспериментальной психологии неумолимо приводит ее к проблеме личности, а тем самым - к индивидуальным различиям.

Разработка автоматизированных программных продуктов для педагогических целей на сегодняшний день является актуальной составляющей в модернизации системы высшего образования.

Использование информационных технологий при индивидуально-дифференцированном обучении мы рассматриваем как:

1. возможность проведения оперативной психодиагностической работы;

2. возможность реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе и индивидуализации обучения [5].

Одним из важных элементов модернизации профессионального образования является система автоматизированного подхода для проведения психологического анализа для организации индивидуального обучения.

Применение психолого-педагогического тестирования, направленное на выявление типологических особенностей студентов, помогает преподавателю ориентироваться в выборе субъективной методики, повышающей эффективность усвоения учебной информации. Психолого-педагогическая оценка, ориентированная на индивидуальный подход преподавателя к студенту предполагает большой объем работы по проведению психодиагностической работы:

- сбор информации значительно отнимает аудиторное время, которое можно более эффективно использовать в целях образовательного процесса, это еще усугубляется и тем, что явка студентов не всегда 100 %-ая и на неявившихся студентов требуется дополнительное время для формирования объективных предпосылок учебной работы;

- на обработку анкетных данных, собранных от одного студента, затрачивается 7-10 минут, а студентов в потоке может исчисляться не одним десятком человек, то есть обработка может в среднем достигать 7-10 часов! [6].

Такая неудовлетворённость во временных затратах, побудила нас разработать тестирующую программу для проведения психологической оценки PsichoTest v1.00, предназначение которой заключается в переложении ручного труда на компьютерную основу. Из названия становится понятно, что при разработке программы мы руководствовались понятием «тестирование», где в основу заложено определение:

Тест (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Перед началом проектирования компьютерной программы, помогающей проводить психодиагностическую работу, нами были поставлены задачи, нацеленные на многофункциональность программной оболочки в области психологического опроса, а именно:

1. Программный продукт должен способствовать формированию базы психологических тестов.

2. Программа должна обеспечить работу с тестом произвольного объёма.

3. При необходимости вопросы в тесте должны делиться на оценочные группы (возможность структурирования).

4. Необходимость обеспечения реализации переменности ответов на отдельно заданный вопрос и переменности количественной оценки ответа.

5. Возможность дифференциального вывода результатов.

6. Необходимость ведения протокола оценки психолого-педагогического тестирования всех участников в целом.

За счет автоматизации психодиагностического тестирования наблюдается ряд существенных преимуществ:

- быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в условиях ограниченного времени аудиторной работы;

- преподаватель освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач;

- повышается точность результатов и исключаются ошибки обработки данных, неизбежные при ручных методах расчета выходных показателей;

- оперативность обработки данных при компьютерном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путем параллельного тестирования многих испытуемых;

- тестирование на компьютере создает положительную мотивацию у студентов [7].

Мы сравнили показатели затраченного времени на проведение психодиагностической работы при обработке результатов вручную с показателями, где психодиагностическая работа велась с применением разработанной компьютерной программой Р&'1скоТе&1 у.1.00. Графическая интерпретация сравнительного анализа представлена на рис. 1.

синий цвет - опрос, красный цвет - обработка результатов Рис. 1

Таким образом, автоматизация психодиагностики является высокоэффективным показателем качества профессиональной деятельности преподавате-

ля. Целесообразно отметить так же положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. А именно, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструктирования испытуемых.

Список литературы:

1. Мещерякова Е.В., Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Применение информационных технологий в педагогических исследованиях // Системы. Методы. Технологии. - 2012. - № 2. - С. 117-125.

2. Мещерякова Е.В., Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Автоматизация системы контроля знаний, как элемент модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 1 (91). -С. 146-153.

3. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.В. Исследование психологических особенностей студентов как основа индивидуализации обучения при изучении графических дисциплин // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 4. - С. 109-119.

4. Мещерякова Е.В. Технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. -С. 116-121.

5. Мещерякова Е.В. Построение методики индивидуально-дифференцированного обучения геометро-графическим дисциплинам в высшей школе: автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук / Е.В. Мещерякова. - М.: МПГУ 2012. - 23 с.

6. Мещерякова Е.В. Построение методики индивидуально-дифференцированного обучения геометро-графическим дисциплинам в высшей школе: дисс. ... канд. педагог. наук. - М.: МПГУ, 2012. - 210 с.

7. Мещерякова Е.В., Якунин В.И., Иващенко Г. А. Особенности индивидуализации и дифференциации учебного процесса при изучении графических дисциплин / ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», -Братск, 2011. - 26 с. - Деп. в УРАО «Институт теории и истории педагогики» 01.12.2011, № 14-11.

8. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.В. Исследование психологических особенностей студентов как основа индивидуализации обучения при изучении графических дисциплин // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 4. - С. 109-119.

9. Патрусова А.М. Выявление подходов к толкованию понятия «Качество образования» // Проблемы социально-экономического развития Сибири. -2010. - № 2. - С. 40-47.

10. Патрусова А.М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. -2012. - № 1. - С. 26-32.

11. Патрусова А.М. Инструменты управления инновационными проектами // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. -2014. - № 24. - С. 232-236.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© Сергеева И.В.*, Шустикова Т.В.Ф

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Проведены исследования о самостоятельном изучении студентами специальности нефтегазовое дело программы AutoCAD для решения заданий по начертательной геометрии. Установлено положительное влияние коллективного творчества и использования AutoCAD на качество изучения графических дисциплин в студенческих группах. Выявлена целесообразность самостоятельного изучения AutoCAD студентами строительных специальностей.

Ключевые слова графические дисциплины, AutoCAD, опережающее обучение, конкурентоспособный специалист.

В связи с социально-экономическими переменами, происшедшими за последнее десятилетие в России, в том числе и в высшей технической школе, выпускники вузов должны соответствовать новым требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Особенно это касается выпускников строительных специальностей. Конкуренция на строительном рынке вынуждает проектные строительные организации разрабатывать все более интересные и геометрически сложные конструкции. Выпускники данных специальностей должны иметь соответствующие высокие навыки в выполнении графической части проектов сооружений. Однако существующий традиционный подход к обучению графическим дисциплинам в техническом вузе основан на том, что сумма освоенных студентом знаний по предметам, заложенным в программе государственного образовательного стандарта, является залогом готовности специалиста к его деятельности на строительном производстве. Это положение не обеспечивает оптимального успеха в условиях растущих объемов знаний, уменьшения учебного времени и ухудшения графической и математической довузовской подготовки студентов технических специальностей.

* Доцент кафедры Механики и математического моделирования.

* Старший преподаватель кафедры Гидротехники, теории зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.