Научная статья на тему 'Использование дидактических кроссвордов в преподавании гидрометрии'

Использование дидактических кроссвордов в преподавании гидрометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ГИДРОМЕТРИЯ / КРОССВОРДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слабожанин Г. Д., Нецветаев И. С., Ильина Е. И.

Приведены и описаны дидактические кроссворды, позволяющие активизировать познавательный интерес студентов вузов к гидрометрии, получить новые знания, систематизировать и переосмыслить их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дидактических кроссвордов в преподавании гидрометрии»

4. Мещерякова Е.В., Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Применение информационных технологий в педагогических исследованиях // Системы. Методы. Технологии. - 2012. - № 2. - С. 117-125.

5. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.В., Камчаткина В.М. Деятельностный подход как методологический принцип и основа разработки педагогических технологий графической подготовки инженеров / Деп. в Учреждении Российской Академии образования (УРАО) «Институт теории и истории педагогики». - 2011, 12.05. - № 07-11.

6. Мещерякова Е.В. Построение методики индивидуально-дифференцированного обучения геометро-графическим дисциплинам в высшей школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Мещерякова. - М.: МПГУ 2012. -23 с.

7. Патрусова А.М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. -№ 1. - С. 26-32.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КРОССВОРДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИДРОМЕТРИИ

© Слабожанин Г.Д.*, Нецветаев И.С.*, Ильина Е.И.*

Томский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Томск

Приведены и описаны дидактические кроссворды, позволяющие активизировать познавательный интерес студентов вузов к гидрометрии, получить новые знания, систематизировать и переосмыслить их.

Ключевые слова обучение, гидрометрия, кроссворды.

Учебные кроссворды являются средством активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Их главное назначение - в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения знаний после изучения очередной темы (вспомнить знакомые термины и закрепить их в памяти, обратиться к учебной литературе для повторения). Кроссворды также могут служить для тестовой проверки знаний и самоконтроля. Но наибольшей эффективностью обладают дидактические (обучающие) кроссорды, которые на основе их разгадывания дают новую информацию. Это побуждает учащихся работать на наилучший конечный результат и, следовательно, повышает качество обучения [1].

* Доцент кафедры Теплогазоснабжения, кандидат технических наук, доцент.

* Студент. " Студент.

В настоящей статье представлены новые кроссворды по гидрометрии: кроссворд № 1 по теме «Измерение уровней и глубин водотоков» и кроссворд № 2 по теме «Измерение скоростей течения и расходов». Они составлены с использованием учебника [2], сочетают в себе классическую форму вопроса и иллюстрации и позволяют воспроизвести и получить новые знания и систематизировать их после изучения соответствующего раздела.

3 4 — —

5 6

7 8

9

10 11

12

18

15

а

16

Ё

«В

Рис. 1. Кроссворд № 1

Кроссворд № 1. По горизонтали: 1) Плодородная часть долины; 2) Название водпоста, на котором уровень воды фиксируют с использованием

переносной водомерной рейки; 5) Речной ... - груз, привязанный к шнуру; 8) Наиболее низкая часть долины; 9) Линия равных глубин; 12) Инженерное сооружение, режим работы которого зависит от уровня воды; 13) Время года с наименьшей меженью; 18) ... - («самостоятельный») водпост; 21) ... («мобильная») рейка с сантиметровой ценой деления; 23) Название водпоста, состоящего из 2-х обычных водпостов; 24) Ход, безопасный для навигации;

25) Параметр, обычно измеряемый на водпосту ежесуточно в 8 и 20 часов;

26) Геометрический параметр реки; 27) Участок реки между двух перекатов; 29) Одна из фаз речного режима; 30) ... (взаимозависимость) уровней вод-постов позволяет рассчитать значение не измеренного уровня.

По вертикали: 1) Временное повышение уровня воды; 3) ... колья - забиваются в воде около берега; 4) расстояние от поверхности раздела жидкой и газовой фазы до поверхности раздела жидкой и твёрдой фазы; 6) «Парковка» кораблей; 7) Гидрометрический параметр для проектирования моста;

10) Название вертикального сечения, нормального к направлению реки;

11) Линия пересечения водной поверхности с поверхностью суши; 14) Название режима реки с минимальным уровнем воды; 15) Элемент водпоста, устанавливаемый способом забивки или вкручивания; 16) Звезда, с которой связаны 11-летние колебания уровня морей, озер и рек; 17) Гидрометрическая .. - металлическая труба с ценой деления 5 см для крепления вертушки и измерения глубины; 19) Фиксируемый на водпосту параметр; 20) Измеритель глубины; 22) . колебания (зависят от времени года); 27) Название одного из промерных сечений реки; 28) Хранитель координат.

Кроссворд № 2. По горизонтали: 4) Линия наибольших поверхностных скоростей; 7) Вещество - указатель; 9) ... способ измерения скоростей (измеряется в «знаке препинания»); 10) Процесс определения связи скоростей воды и винта вертушки; 12) Элемент рельефа дна (препятствие на пути воды); 15) ... поплавок фиксирует скорость течения на заданном расстоянии от свободной поверхности; 18) Параметр водотока, зависящий от уклона дна»; 19) Речное сооружение; 20) ... («вольная») поверхность; 21) Естественный поверхностный поплавок; 22) Вещество, используемое в качестве жидких поплавков; 24) . система позволяет измерять глубину авиационным способом; 25) Метка поплавка.

По вертикали: 1) Проникновение в морские пучины. 2) Элемент гидрометрической вертушки. 3) Фамилия учёного, в чью честь названа формула для скорости течения. 5) часть русла реки, около которого скорость течения снижается. 6) Процесс вычисления параметра. 8) Какой поплавок позволяет измерить среднюю по глубине потока скорость? 11) Устройство для определения скорости течения. 12) Устройство для измерения расхода. 13) «Съедобный» индикатор для измерении расхода методом смешения. 14) Название самого простого метода измерения расхода. 16) Гетерогенная экологическая группа преимущественно фототрофных одноклеточных, обитающих в вод-

ной среде. 17) Часть верхней одежды и название части реки. 23) Стабилизатор гидрометрической вертушки.

т

-О-

15

10

ЕТ

1

24

14

19

11111

ШЕ

12

18

11

22

ы.

20 I

Ж.

25

16

13

17

23

Рис. 2. Кроссворд № 2

Выводы

1. Учебный кроссворд является эффективным фактором активизации познавательного процесса учащихся к содержанию учебного предмета.

2. Авторы убедились в эффективности использования представленных кроссвордов в учебном процессе и рекомендуют применять аналогичные типы кроссвордов при изучении других дисциплин.

Ответы на кроссворды:

Кроссворд № 1: По горизонтали: 1) Пойма; 2) Свайный; 5) Лот; 8) Русло; 9) Изобата; 12) Водозабор; 13) Зима; 18) Автоматический; 21) Переносная; 23) Уклонный; 24) Фарватер; 25) Уровень; 26) Ширина; 27) Плес; 29) По-

2

3

5

6

7

8

9

ловодье; 30) Связь. По вертикали: 1) Паводок; 3) Урезные; 4) Глубина; 6) Пристань; 7) Расход; 10) Поперечник; 11) Урез; 14) Межень; 15) Свая; 16) Солнце; 17) Штанга; 19) Температура; 20) Рейка; 22) Сезонные; 27) Продольник; 28) Репер.

Кроссворд № 2. По горизонтали: 4) Стрежень; 7) Индикатор; 9) Точечный; 10) Градуировка; 12) Выступ; 15) Глубинный; 18) Скорость; 19) Мост. 20) Свободная; 21) Льдина;. 22) Масло; 24) Буйковая; 25) Флажок. По вертикали: 1) Погружение; 2) Винт; 3) Шези; 5) Берег; 6) Расчет; 8) Интегральный; 11) Вертушка; 12) Водослив; 13) Соль; 14) Объемный; 16) Водоросли; 17) Рукав; 23) Хвост.

Список литературы:

1. Эскендаров А.А. Учебные кроссворды как средство актуализации познавательного интереса старшеклассников сельских школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала: ДГУ 2007. - 24 с.

2. Гидравлика, гидрология, гидрометрия: учеб. для вузов: В 2 ч. Ч 2. Специальные вопросы / Н.М. Константинов, Н.А. Петров, Л.И. Высоцкий; Под ред. Н.М. Константинова. - М.: Высш шк., 1987. - 431 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ПРИМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ

© Смирнова Л.В.*, Великих А.С.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье представлена методика изучения темы «Применение монотонности функций при решении уравнений и неравенств».

Ключевые слова: методика изучения, функция, неравенство, уравнение, монотонность.

Изучение наиболее общих методов решения математических задач способствует более глубокому формированию компетенций у школьников, позволяющих применять стандартные, ранее изученные приемы решений в нестандартных ситуациях. Различные стороны этого вопроса при работе с одаренными представлены в работах [1-3]. Всё чаще и чаще «линия уравнений» в школьном курсе математики пересекается с «функциональной лини-

* Доцент кафедры алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук.

* Доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат физико-математических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.