турные традиции, природосообразность бытия. Сельская школа - условие и средство возрождения села, это «ценность социальная и национальная» (А.А. Фурсенко).
Проблема образования заключается в том, что при рыночной системе ни одна реформа либеральна, стандартизированная на Западе, которая в принципе не может быть реализована [6]. Чтобы преобразовывать сферу образования стоит возвратить страну на её естественный путь развития, которая в частности связана с социалистическими способами, но адекватно будет соответствовать международным реальностям. В этом варианте будет возможно решить не только проблему образования, но и все проблемы России.
Список литературы:
1. Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ» // Социологические исследования. - 2012. - № 8. - С. 134-142.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. -2013. - № 1. - С. 78-90.
3. Андреев А.Л. О модернизации образования в России. Историко-социологический анализ // Социологические исследования. - 2011. - № 9. -С. 111-120.
4. Борисова УС. К становлению этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия) // Вестник СПбГУ - 2006. - Серия 6. - № 1. - С. 75-79.
5. Крапенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования. - 2008. - № 6. - С. 4-20.
6. Олег Арин. Проблемы образования в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www/olegarin.com/olegarin/Problemy_obrazovania_v_Ros-sii.html.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Патрусова А.М.*
Братский государственный университет, г. Братск
В статье рассмотрены функциональный, процессно-объектный и системный к построению системы качества образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова: система, образование, факторы качества образования, функции, управление.
* Заведующий кафедрой Менеджмента и информационных технологий, кандидат технических наук, доцент.
В настоящее время любой человек, причастный к сфере высшего образования, может выразить свою позицию в отношении его качества, а также основных проблем менеджмента качества профессионального образования, возникающих в условиях изменения общества и обновления законодательной базы в этой области [2]. Сегодняшние проблемы нацеливают ученых-управленцев данной сферы на разработку современных механизмов и инструментов управления качеством образования в отдельно взятой организации [8, 11, 14].
Многообразие факторов качества образования и субъектов его оценивания ставит новую задачу перед менеджерами сферы образования - построение системы управления качеством высшего образования (СУК ВО) вуза, отвечающей основному критерию - эффективность.
Понятие «система» (от греч. ^(ета - целое, составленное из частей; соединение) уже является достаточно устойчивым термином, означающим совокупность элементов (объектов, субъектов и процессов), находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.
В предложенной работе рассматривается особый вид системы - социально-экономическая, представляющая собой целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. СУК ВО относится к социально-экономическим системам открытого типа, так как они динамично взаимодействуют с внешней средой.
Рис. 1. Систематизация подходов к изучению проблем системы управления качеством высшего образования
На основе ранее проведенных исследований [3, 5, 6, 7, 9, 10, 18], а также с учетом необходимости выявления проблем разработки и возможностей функционирования эффективной СУК ВО предлагается три подхода к построению системы: функциональный, процессно-объектный и системный (рис. 1).
Функциональный подход позволяет определить функции субъектов и объектов управления, на основе которых могут быть определены функции СУК ВО в целом.
Процессно-объектный подход позволяет выделить процессы и объекты в организации, а также определить их взаимодействие, что позволяет осуществлять эффективное функционирование системы на конкретном уровне.
Системный подход - это направление методологии, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет раскрыть взаимосвязи элементов системы и определить особенности ее взаимодействия с внешней средой.
Анализируя функциональный подход, обратимся к монографии Алексе-енко В.А., в которой определены функции управления качеством ВПО: «основные функции (прогнозирование и планирование качества ВПО, организация функционирования систем качества образовательных учреждений, разработка параметров и критериев оценки качества высшего образования и др.) и специфические функции (функция управления качеством III 1С. функция управления качеством обучающихся, функция управления качеством образовательных технологий и пр.)» [1]. Вне всякого сомнения, перечисленные функции принадлежат к субъектам управления качеством ВПО. К сожалению, предложенная классификация функций не позволяет выявить механизм их реализации. Поскольку основной задачей СУК ВО является обеспечение определенного уровня развития образовательного учреждения, определим ее функции на основе взаимосвязанных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль (рис. 2).
Как видим, функциональный подход к построению СУК ВО заключается в определении основных функций субъектов, объектов качества образования и системы в целом. Кроме того, функциональный подход к построению СУК ВО должен учитывать следующее:
- для того, чтобы после функции планирования СУК ВО приступить к реализации следующей функции СУК ВО - организации - требуется разработать механизмы доведения задач до объекта образования, необходимые для выполнения;
- мотивация должна быть направлена как на объект образования, так и на субъект образования, усиливая роль каждого для достижения требуемого уровня качества образования [2, 9];
- контроль как функция СУК ВО не должен быть лишен смысловой нагрузки относительно основных направлений деятельности вуза.
ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ:
- определение видов деятельности и сроков выполнения работ в рамках системы
- назначение центров ответственности системы
- определение показателей, индикаторов и критериев функционирования системы
КОНТРОЛЬ:
- измерение и анализ полученных данных в ходе функционирования вуза
- выработка и реализация управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования организации
- разработка и реализация управляющих воздействий для повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
1
Рис. 2. Определение функций системы управления качеством высшего образования
В условиях развития СУК ВО необходимо проводить структурирование, разделение, описание, формализацию и стандартизацию процессов, используя процессно-объектный подход. Он заключается в реализации нескольких этапов:
1. Выявление процессов образовательной организации и распределение их на три группы (управления, основные и обеспечивающие).
2. Детализация каждого процесса до того уровня, где можно выявить сферу ответственности руководителя структурного подразделения -конкретного объекта [13].
3. Определение целей, показателей качества деятельности и критериев для процессов.
4. Определение целей, показателей качества деятельности и критериев для объектов.
5. Организация системы мониторинга объектов и процессов.
Процессно-объектный подход реализует принцип вложенности результатов достижений объектов в процесс, что обеспечивает прозрачность планирования и деятельности всех структурных подразделений, а также повышает вероятность достижения запланированных результатов в рамках процессов.
Как и функциональный, процессно-объектный подход демонстрирует однонаправленность действий по управлению качеством образования, поэтому необходимо рассмотреть системный подход к построению СУК ВО.
Сущность системного подхода заключается в том, что исследуемый объект рассматривается как система образующих его частей, функционирующая под влиянием внутренних и внешних факторов.
Системный подход к построению СУК ВО должен учитывать влияние внешних факторов на деятельность ОУ ВПО и позволять управлять внутренними факторами [4, 15, 16, 17, 19]. Выявим группы этих факторов.
Для проведения управленческого анализа внутренней среды образовательной организации выделяют следующие основные внутренние факторы организации: цели, задачи, структуру, технологии, персонал. Указанные компоненты внутренней среды тесно связаны между собой: изменение любого из них отражается на содержании других ее составляющих. Выработка требований к каждому из внутренних факторов на этапе планирования является важнейшим действием во всей цепочке функций менеджмента.
При проведении анализа внешней среды организации обычно выделяют группы факторов прямого и косвенного воздействия.
Первая группа представлена субъектами окружающей среды, оказывающими непосредственное влияние на образовательную организации: это поставщики, государство, конкуренты, потребители, общественные организации. Влияние внешних факторов прямого воздействия можно предугадать, предусмотреть и спрогнозировать, чего нельзя сказать о внешних факторах косвенного воздействия.
К группе факторов косвенного воздействия относят те, влияние которых на деятельность образовательной организации является опосредованным. Механизм их воздействия является более сложным, что приводит к невозможности точно спрогнозировать последствия их влияния на образователь-
ную организацию. К основным факторам среды косвенного влияния относят: состояние экономики, политическую ситуацию, международные события, научно-технический прогресс, социокультурные факторы [12].
Таким образом, с одной стороны, изменение одного внутреннего фактора влечет за собой изменения остальных, а с другой - изменение любого из факторов внешней среды образовательной организации отражается на состоянии внутренних факторов.
Успешность функционирования организации высшего образования в современных условиях в значительной степени определяется способностью ее руководства выявлять и оценивать влияние факторов прямого и косвенного воздействия и осуществлять гибкую политику с учетом изменений, происходящих во внешней среде.
Необходимо отметить, что применение системного подхода требует координации всех аспектов деятельности организации, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. Согласно требованиям системного подхода управление выполняет в сложной динамичной системе (а именно таковыми являются ОУ ВПО) роль механизма упорядочения и организации, приведения системы в более качественное состояние.
Управление качеством образования с точки зрения экономики требует особого внимания при рассмотрении вопросов эффективности процесса образования на основе сравнения соотношений изменений полезных характеристик и затрат на обеспечение определенного уровня качества образования. При этом рассмотренные подходы не должны рассматриваться автономно, а, наоборот, должны реализовать возможность разумного их сочетания.
Список литературы:
1. Алексеенко В.А. Система управления качеством высшего образования России / В.А. Алексеенко. - М.: Издательство национального института бизнеса, 2009. - 388 с.
2. Белокобыльский С.В., Люблинский В.А., Луковникова Е.И., Патрусо-ва А.М. Подходы к разработке механизмов трансфера инновационных научных достижений в сфере вуза и предприятий // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2013. - № 4 (14). - С. 9-13.
3. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.В. Исследование психологических особенностей студентов как основа индивидуализации обучения при изучении графических дисциплин // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 4. - С. 109-119.
4. Мамаев Л.А., Планкова Ю.В. Системный подход к процессу формирования контрольных цифр приема // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2010. - № 2. - С. 153-158.
5. Мещерякова Е.В. Технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. -С. 116-121.
6. Мещерякова Е.В., Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Применение информационных технологий в педагогических исследованиях // Системы. Методы. Технологии. - 2012. - № 2. - С. 117-125.
7. Патрусова А.М. Выявление подходов к толкованию понятия «качество образования» // Проблемы социально-экономического развития Сибири. -
2010. - № 2. - С. 40-47.
8. Патрусова А.М. Инструменты управления инновационными проектами // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. -2014. - № 24. - С. 232-236.
9. Патрусова А.М. Исследование качества образования как объекта управления // Проблемы социально-экономического развития Сибири. -
2011. - № 5. - С. 36-43.
10. Патрусова А.М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. -№ 1 (7). - С. 26-32.
11. Патрусова А.М. Развитие инновационной экономики в условиях действующего законодательства // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 8. - С. 129-133.
12. Патрусова А.М. Теоретические основы управления качеством высшего образования: монография. - Братск: ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2013. - 86 с.
13. Патрусова А.М., Григорьева Т.А., Сыготина М.В., Слинкова О.К. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2013. - № 3 (13). - С. 21-27.
14. Планкова Ю.В., Сыготина М.В. Некоторые аспекты регионального развития системы высшего образования // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 19. - С. 128-134.
15. Сыготина М.В. Моделирование процесса обучения в высшем учебном заведении: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Братск, 2005. - 17 с.
16. Сыготина М.В. Моделирование процесса обучения в высшем учебном заведении: дис. ... канд. технич. наук. - Б.м., 2005. - 136 с.
17. Сыготина М.В. Моделирование системы организации учебного процесса в техническом университете: дис. ... канд. технич. наук. - Братск., 2003. - 140 с.
18. Сыготина М.В. Теоретический анализ технологии обучения. - Братск, 2002. - Рукоп. деп. в ВИНИТИ 25.03.2002. - № 525-В2002.
19. Сыготина М.В.Моделирование и управление системой организации учебного процесса как сложным многосвязным объектом. - Братск, 2003. -Рукоп. деп. в ВИНИТИ 27.02.2003. - № 366-В2003.