СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Вахрушева М.Ю.*
Братский государственный университет, г. Братск
В статье представлен анализ анкетных данных по адаптации студентов первого курса высшей школы к новым условиям их жизнедеятельности с целью определения причинно-следственных связей социально-психологической адаптации и реализации целенаправленной деятельности вуза в данном направлении. Для ускорения процесса вхождения «вчерашнего школьника» в систему вузовских отношений, исследования психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса, предлагается введение и функционирование в образовательной структуре вуза профессиональной психологической службы.
Ключевые слова социально-психологическая адаптация, учебный процесс, контингент, вуз, психологическая помощь, мотивация.
В настоящее время проблеме повышения качества образования высшей школы уделяют огромное внимание, так как в условиях конкурентной рыночной экономики в стране востребованы специалисты качественно нового типа: инициативные, коммуникабельные, конкурентоспособные, имеющие навыки делового общения, легко адаптирующиеся к изменениям [1-3].
Решение данной проблемы напрямую связано с организацией учебного процесса в образовательном учреждении высшего образования. А проблема сохранности контингента обучающихся и обеспечения качества подготовки выпускников высшего образования в современных условиях актуальна и напрямую связана с социально-психологической адаптацией студентов-первокурсников [4-6].
Как правило, значительное сокращение контингента приходится именно на первые два года обучения в вузе, поэтому работа с первокурсниками должна быть направлена на быструю и успешную их адаптацию к условиям в высшей школе в новой для них системе социальных отношений.
Студенческая жизнь начинается с первого года обучения и принятие вчерашним школьником новой социальной роли студента - важнейший период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры в дальнейшем. Имен-
* Доцент кафедры Менеджмента и информационных технологий, кандидат физико-математических наук, доцент.
но в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой и атмосферой, которая сформирована в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
С целью определения проблем адаптации и необходимости реализации дополнительной психологической помощи студентам на факультете экономики и управления ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет» было проведено анкетирование в группах первокурсников, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент» (профиль Информационный менеджмент), «Управление персоналом» (профиль Управление персоналом организации), «Прикладная информатика» (профиль Прикладная информатика в экономике). Осуществляет подготовку по указанным профилям кафедра менеджмента и информационных технологий (МиИТ).
Сбор анкетных данных осуществлен в первой декаде декабря 2014г. Это именно тот период, когда первокурсники начинают остро ощущать серьезность надвигающейся сессии и реально оценивать тот объем предстоящей работы, который необходимо выполнить для получения зачетов по изучаемым дисциплинам и подготовки к экзаменам.
В опросе принимали участие 53 студента первого курса (91,4 %).
По результатам данного анкетирования можно отметить, что 34 % первокурсников действительно на текущий момент столкнулись с проблемами адаптационного периода в новых условиях обучения, 13,2 % от числа опрошенных уже имеют сложности во взаимоотношениях с преподавателями, а 62,3 % отмечают наличие проблем, непосредственно обусловленных изучением и освоением нового учебного материала. Причины, породившие трудности, вчерашние школьники связывают с недостаточным собственным уровнем школьной подготовки, со сложностью восприятия нового материала, с необходимостью самостоятельного изучения большого объема материла, с низким уровнем самоменеджмента и даже со сниженной мотивацией к дальнейшему обучению и получению профессиональных знаний и навыков.
На наличие жилищно-бытовых проблем, независимо от места проживания, указали лишь 7,5 %. При этом 22,6 % наших первокурсников впервые познают все «прелести» проживания в студенческом общежитии, 5 % решают свои бытовые проблемы с использованием съемного жилья, 5 % имеют уже свое собственное жилье в нашем городе, а 67,4 % благополучно находятся под заботливой опекой родителей.
Следует отметить, что 66 % наших обучающихся с интересом познают новые дисциплины в вузе, 32,1 % уже нашли себя во внеучебной деятельности университета, а 92,6 % обрели новых друзей. Можно с радостью констатировать, что психологический климат в группах первокурсников сложился вполне благоприятный, так как все респонденты (будем предполагать, что
они все-таки достаточно искренне отвечали на вопросы) отметили отсутствие коммуникативных проблем в своих группах.
В нашем вузе для облегчения и ускорения процесса адаптации первокурсников предназначена кураторская деятельность. Куратору отводится важнейшая роль в адаптации вчерашнего школьника к новым условиям обучения в университете. С начала учебного года до момента анкетирования прошло достаточно времени для того, чтобы первокурсники могли оценить работу и поддержку своих кураторов: 77,4 % студентов считают, что роль куратора и его помощь ощутимы и этого вполне достаточно для успешной адаптации, 3,8 % - недостаточно помощи куратора, а 18,8 % вообще заявили об отсутствии всяческой поддержки такового, указывая на недобросовестное, быть может, отношение куратора к выполнению своей миссии.
В анкетировании принимали участие не только вчерашние абитуриенты, но и студентам со второго по пятый курс было предложено вспомнить, будучи когда-то первокурсниками, свои проблемы, связанные с адаптацией. Погрузившись в лета минувших дней, студенты старших курсов указали, что сжиться с новой социальной ролью студента было просто не всем, а именно: 25 % второго курса, 44 % третьего, 18 % студентов четвертого курса и 16 % завершающего года обучения.
В целом, подводя итоги по кафедре МиИТ за 5 лет (2010-2014 гг.), можно сказать, что адаптационный дискомфорт испытали 29 % всех первокурсников, 20 % не обошлись в процессе обучения без проблем с преподавателями, 60 % испытывали большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, с не умением правильно конспектировать лекции, самостоятельно работать с учебниками, находить и добывать дополнительные знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли, 27 % респондентов вообще было не интересно учиться в стенах вуза на первом курсе, с жи-лищно-бытовыми проблемами столкнулось лишь 14 % студентов.
Анализируя данные по сохранности контингента, представленные деканатом факультета экономики и управления, следует отметить, что по кафедре МиИТ снижение контингента за последние пять лет по различными причинам составило 31 %. Это именно те студенты, которые уже объективно не смогли принять участие в анкетировании, это та доля первокурсников, которым так некомфортно было учиться в вузе, и, для которых процесс адаптации в новой социальной системе и отношениях прошел негативно. Может быть, этим студентам помощи кураторов, семьи, друзей, одногруппников было недостаточно, и они остро нуждались в более квалифицированной помощи профессиональных психологов и для того, чтобы благополучно пройти обучение на первом курсе и для того, чтобы уверенно продолжать обучение на последующих курсах [7-9].
Сегодня 11,3 % студентов-первокурсников контингента кафедры МиИТ, считают, что в структуре вуза должен обязательно функционировать психологический центр, цель которого - оказание профессиональной помощи обучающимся и, особенно, первокурсникам. Поддерживают это мнение и 25 % второкурсников, и 26 % обучающихся третьего курса и 15 % старшекурсников.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что целенаправленная работа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности должна быть организована с использованием соответствующих форм и методов воспитательной деятельности. Поэтому такие задачи, как ускорение процесса вхождения «вчерашнего школьника» в систему вузовских отношений, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса, должны решать педагоги-психологи, быть может, функционирующей в структуре университета психологической службы. Только с помощью профессионалов процесс адаптации первокурсников к вузовскому обучению пройдет эффективнее, повышая тем самым уровень психологического комфорта, учебной мотивации, благоприятно влияя на направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Быть может, тогда проблема сохранности контингента не так остро будет стоять перед вузом, и доля потери станет вполне допустимой, а значит разумной.
Список литературы:
1. Вахрушева М.Ю. Роль методов управления персоналом в высшем профессиональном образовании // Ценности и интересы современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции. -
2013. - С. 151-154.
2. Вахрушева М.Ю. Особенности применения методов управления персоналом // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2013. -№ 3 (13). - С. 44-46.
3. Патрусова А.М. Основные подходы к построению системы управления качеством высшего образования // Культура. Духовность. Общество. -
2014. - № 11. - С. 127-133.
4. Патрусова А.М. Функциональный подход к построению системы управления качеством высшего образования // Ценности и интересы современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 35-38.
5. Глебов М.П., Вахрушева М.Ю., Витковская Н.Н., Иванов В.Г. Знания о земле как неотъемлемый элемент общей культуры // Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - Т. 2, № 57-2. -С. 83-88.
6. Вахрушева М.Ю., Фаста А.Ш. Роль невербальных коммуникаций в управлении персоналом организации // Ценности и интересы современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции. -2013. - С. 155-158.
7. Патрусова А.М., Слинкова О.К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - Т. 1. - С. 277-284.
8. Планкова Ю.В., Сыготина М.В. Некоторые аспекты регионального развития системы высшего образования // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - № 19. - С. 128-134.
9. Сыготина М.В., Планкова Ю.В. Особенности менеджмента регионального вуза в контексте формирования качественного контингента // В сборнике: Воспроизводство интеллектуального капитала в системе высшего профессионального образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки ФГАОУ ВО НИУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Институт управления; ред. И. С. Шаповалова. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - С. 168-174.