Научная статья на тему 'Некоторые аспекты регионального развития системы высшего образования'

Некоторые аспекты регионального развития системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Планкова Ю. В., Сыготина М. В.

В статье рассматриваются аспекты деятельности регионального вуза в современных условиях, а также влияние некоторых факторов на динамику численности абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты регионального развития системы высшего образования»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Планкова Ю.В.*, Сыготина М.В.*

Братский государственный университет, г. Братск

В статье рассматриваются аспекты деятельности регионального вуза в современных условиях, а также влияние некоторых факторов на динамику численности абитуриентов.

Ключевые слова: региональное развитие, демографический фактор, выпускники школ.

Высшее образование - наиболее динамично развивающаяся сфера деятельности. Ориентация на лидеров, долгосрочные программы развития, широкая интеграция с мировым образовательным сообществом, в том числе в области адаптации стандартов и подходов к университетской науке, делают вузы все более конкурентоспособными на глобальном рынке. В современных условиях на фоне непростой демографической ситуации перед вузами встаёт немаловажная проблема сокращения количества абитуриентов, которая приводит к недоборам в вузах, в результате этого происходит сокращение бюджетных мест, закрытие различных отдельных направлений подготовки и снижение количества выпускников. Эта ситуация негативно влияет на экономику страны, так как происходит нехватка специалистов по тем или иным областям и отраслям промышленности. На количество потенциальных абитуриентов оказывает влияние ряд факторов.

Демографический фактор напрямую влияет на количество выпускников школ и соответственно абитуриентов. Цифры демографических расчетов показывают, что сегодня в России происходит резкое снижение числа выпускников средних школ - основного контингента поступающих в вузы, всё это связано с демографическим кризисом в стране [2, 3]. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.

На рис. 1 можно увидеть уменьшение количества выпускников 11 классов общеобразовательных школ Российской Федерации, начиная с 2005 года.

Демографическая ситуация отражается на динамики приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования [4]. Количество бюджетных мест, на программы высшего образования на которые вузы России объявляет прием, с каждым годом изменяется. Наглядно динамика приёма в вузы России на бюджетные места представлена на рис. 2.

* Директор Центра довузовской подготовки.

* Доцент кафедры Менеджмента и информационных технологий, кандидат технических наук.

Рис. 1. Прогноз численности выпускников 11 классов (тыс. чел.) общеобразовательных школ Российской Федерации по годам

Рис. 2. Динамика приема в вузы России (тыс. чел.) по годам

Снижение контингента выпускников общеобразовательных школ, следовательно, абитуриентов и контингента студентов, обучающихся в вузах, могут повлечь для высшего образования, следующие основные последствия:

- отсутствие конкурса при приеме в вузы;

- низкий уровень знаний абитуриентов;

- уменьшение общей учебной нагрузки преподавательского персонала;

- высвобождение части учебных площадей [5].

Правовой фактор основан на нормативно-законодательной базе приема абитуриентов в вузы. В частности выражается это в том, что вступительные экзамены в вуз совмещены с итоговой аттестацией выпускников школ [1]. В данной ситуации приемные комиссии образовательных учреждений осуществляют прием документов у тех абитуриентов, которые имеют в свидетельстве ЕГЭ необходимые результаты по предметам, включенным в перечень вступительных испытаний. В этом случае проблема заключается в том, что для получения аттестата школьнику необходимо сдать только два обязательных экзамена - русский язык и математику. Выбор остальных предметов для сдачи в форме ЕГЭ является добровольным пожеланиям школьника и должен соответствовать перечню вступительных испытаний на выбранное направление подготовки. На выбор учащегося предлагается девять дисциплин: физика, обществознание, история, география, информатика, биология, иностранный язык, литература, химия. Но стоит отметить, что очень небольшой процент учащихся школ выбирают для сдачи в форме ЕГЭ такие предметы как физика, информатика, география.

Информация о доли учащихся, выбирающих предметы для сдачи ЕГЭ представлена на рис. 3.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

65%

28%

22% 22%

13%

11%

8%

6%

3%

«Г ^

¿г

Рис. 3. Доля участников ЕГЭ по предметам в 2013 году

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что большая часть выпускников школ планируют поступать на программы подготовки экономического или юридического профиля, поскольку обществознание является вступительным испытанием именно на данные направления подготовки. Перечень вступительных испытаний по профилям групп направлений подготовки и специальностей представлен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень вступительных испытаний

Укрупненная группа направлений подготовки, специальностей высшего профессионального образования Предмет

Информационный профиль Информатика

Естественнонаучный профиль География

Гуманитарный профиль История, иностранный язык, литература

Экономический, юридический, социальный Обществознание

Медицинский Химия

Сельскохозяйственный Биология

Инженерно-технический Физика

Общее количество бюджетных мест ежегодно устанавливается Министерством образования и науки России, исходя из потребностей государства в специалистах того или иного профиля подготовки [7, 8]. И в этом случае стоит отметить, что профессиональные устремления выпускников школ и общественная значимость и востребованность отдельных направлений подготовки в этом вопросе резко расходятся (рис. 4).

Информационный ;

Рис. 4. Распределение доли устанавливаемых бюджетных мест по профилям подготовки

Анализируя представленную информацию, можно сделать вывод, что на данном этапе возникает серьезная проблема, которая состоит в том, что

потенциальные абитуриенты не имеют желания получать образование по тем профессиям, которые наиболее востребованы в России. Увеличение количества бюджетных мест на технические специальности и небольшое количество абитуриентов, желающих осваивать данные специальности и направления подготовки, приводит к снижению конкурса и снижению качественной составляющей студентов технических специальностей. Средний балл ЕГЭ по таким предметам, как обществознание, иностранный язык, история значительно выше среднего балла ЕГЭ по физике, математике, информатике (рис. 5). Кроме того, наглядно видно, насколько отличается уровень подготовки выпускников из города и сельской местности.

80 п

□ город □ сельская местность □ Итого

Рис. 5. Средний балл ЕГЭ по предметам (по типам населенных пунктов)

Таким образом, анализируя составляющие правового фактора, можно сделать вывод, что изменение количества абитуриентов в высшем образовании наиболее остро ощущают вузы, осуществляющие подготовку по инженерно-техническим специальностям и направлениям подготовки. В современной правовой действительности необходимо разработать механизмы, позволяющие направить вектор профессиональных устремлений школьников на решение перспективных задач, формирующий кадровый потенциал государства и отдельных регионов.

Региональный фактор формируется в зависимости от удаленности вуза относительно центральных крупных городов России. Абитуриенты из регионов предпочитают отправлять документы в наиболее престижные на их

взгляд, столичные вузы (тем более, что необходимости приезжать для сдачи вступительных экзаменов откуда-нибудь из Дальнего Востока или Сибири теперь больше нет). Безусловно имидж вуза, качество подготовки студентов является фактором, который абитуриент учитывает при выборе того или иного вуза, но зачастую абитуриент, так скажем из «глубинки», руководствуется при выборе вуза его географическим расположением, близостью к центральной части России поскольку считает, что реализовать себя в крупном городе ему будет проще [11].

Формирование гибкой системы непрерывного образования предусматривает учитывать и региональную составляющую [9, 10]. Ведь ни для кого не секрет, что проблема многих регионов России это нехватка квалифицированных кадров. Но стоит отметить, что те изменения, которые проводятся в сфере образования, не способствуют тому, чтобы талантливые ребята из небольших городов оставались на своей малой Родине, получали образование и формировали кадровый потенциал своего родного региона. А как же в этом случае будет решаться задача социально-экономического развития России? По словам руководства страны, модернизация российской экономики не может быть модернизацией, которая идет из центра. Она должна опираться на региональные инициативы, иначе ничего не получится [6]. И здесь, безусловно важную роль играет администрация региона, но хотелось бы, чтобы и государство и общество в целом было заинтересовано в том, чтобы наши небольшие города и регионы были богаты не только природными ресурсами, но и ресурсами человеческими, интеллектуальными.

В формировании интеллектуального капитала региона важна роль образовательного учреждения профессионального образования. Вуз как организация, в которой концентрируется интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал, решает задачи способствующие развитию региона, в котором находится. Но есть и другой ключевой фактор для такой большой страны, как Россия. Если в регионе складывается неблагоприятная внешняя среда: плохая экология, миграция населения, отсутствие сбалансированного рынка труда, то вузу региональному, даже обладая мощным внутренним ресурсом, сложно конкурировать с вузами крупных городов. В условиях непростой демографической ситуации, конкуренция вузов ощущается особенно остро [12].

На протяжении последних пяти лет в Братском государственном университете проводится мониторинг основной группы потребителей. Анализ влияния вышеперечисленных факторов на деятельность университета, как региональной составляющей будет представлен в следующей статье.

Список литературы:

1. Федеральный закон 26 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Сыготина М.В. Теоретический анализ технологии обучения. - Братск, 2002. - Рукоп. деп. в ВИНИТИ № 525-В2002 25.03.2002.

3. Сыготина М.В. Моделирование и управление системой организации учебного процесса как сложным многосвязным объектом. - Братск, 2003. -Рукоп. деп. в ВИНИТИ № 366-В2003 27.02.2003.

4. Мамаев Л.А., Планкова Ю.В.Системный подход к процессу формирования контрольных цифр приема // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2010. - № 2. - С. 153-158.

5. Планкова Ю.В., Шичкина Ю.А. Математическое моделирование системы качества как механизм улучшения его показателей // Системы. Методы. Технологии. - 2012. - № 3. - С. 53-55.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

7. Сыготина М.В., Планкова Ю.В. Особенности менеджмента регионального вуза в контексте формирования качественного контингента студентов // Воспроизводство интеллектуального капитала в системе высшего профессионального образования: мат. Всерос. науч.-практ. конф.с межд. уч. (г. Белгород, 18-22 ноября 2013 г.). - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «Бел-ГУ», 2013. - 308 с.

8. Сыготина М.В. Моделирование процесса обучения в высшем учебном заведении: дисс. ... канд. технич. наук. - Б.м., 2005.

9. Патрусова А.М., Григорьева Т. А., Сыготина М.В., Слинкова О.К. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2013. - № 3 (13). - С. 21-26.

10. Патрусова А.М. Теоретические основы управления качеством высшего образования: монография. - Братск: ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2013. - 86 с.

11. Патрусова А.М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально -экономического развития Сибири. -2012. - № 1 (7). - С. 26-32.

12. Патрусова А.М. Выявление подходов к толкованию понятия «качество образования» // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2010. - № 2. - С. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.