АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
AGRICULTURAL EDUCATION
УДК: 373.576
Дрокин А.А., к.т.н., доцент,
директор института довузовского образования ДальГАУ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье изложены инновационные подходы к организации довузовской подготовки в университете. Представлены результаты и анализ итогов единого государственного экзамена по первой волне на территории Амурской области. Обозначены пути реализации довузовской подготовки в ДальГАУ включая подготовку к ЕГЭ, проведение тестирования по компьютерным комплексам «Профориентатор», «К-ЕГЭ», «Профкон су л ьтатнт», «Профкарьера». Отмечена необходимость создания Центров профориентации на территории области и других регионах
Drokin А.А., Cand.Tech.Sci, senior lecturer,
Director of Institute of pre-higher education, FESAU
INNOVATIVE APPROACHES TO ORGANIZATION OF PRE-HIGHER TRAINING AT UNIVERSITY
In this article the innovative approaches to organization of pre-higher training at university are explained. Here are shown the results and the analysis of totals of unified state examination USE) of the first wave in Amur region. Ways of realization of pre-higher education in FESA U, including preparation to USE, carrying out of testing on a computer complex “Prof-orien tutor ”, «То-USE», «Prof-consultant», «Prof-career» were designated. Necessity of making of Professional orientation Centers in the region and other regions was marked.
Продолжительный опыт работы, большой багаж накопленных теоретических знаний, постоянное обновление содержания обучения, нововведения в итоговой аттестации выпускников, широкое использование инновационных подходов к организации учебно-познавательной деятельности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов объективно указывают на необходимость целостной преемственности между школой и вузом.
Одним из ряда важных направлений в установлении связи и целенаправленного взаимодействия между школой и вузом с целью профессиональной ориентации, успешной подготовки выпускников школ к вступительным испытаниям, единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ), является создание системы довузовской подготовки. Именно образовательно-воспитательная система довузовской подготовки расширяет возможности выпускников школ для опти-
мальной подготовки к выбранной профессии, к успешной сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступлению в университет.
В большей степени, структура довузовской подготовки при университете в отличии от школы обеспечивает необходимый для подготовки к ЕГЭ уровень фундаментальных, прикладных, естественнонаучных и гуманитарных знаний.
В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ». У образовательных учреждений, органов управления образования всех уровней существует необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях, оперировании реальными показателями, характери-
6
зующими деятельность образовательных систем всех уровней.
Единый государственный экзамен входит в число основных механизмов достижения стратегических целей модернизации образования и направлен на обеспечение качества образования и его равнодоступности.
Важнейшей целью введения ЕГЭ является формирование объективной системы оценки качества подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений и абитуриентов.
В 2006 году Амурская область вступила в эксперимент по введению единого государственного экзамена. На протяжении всего периода эксперимента и переходного периода 2008 года количество предметов, динамика участия выпускников общеобразовательных учреждений только возрастает (рис. 1).
Рис.1. Количество выпускников, участвовавших в ЕГЭ в 2006 - 2008 гг. (по первой волне)
Количество выпускников сдававших ЕГЭ по русскому языку в 2008 году увеличилось 2,36 раза по сравнению с 2006 годом. Эту тенденцию можно объяснить двумя факторами:
- русский язык является обязательным на этапе итоговой аттестации выпускников в школе;
- при поступлении вузы области засчитывают только результаты ЕГЭ в качестве вступительных испытаний.
Уменьшилось количество выпускников, выбравших в качестве итоговой аттестации ЕГЭ по географии: меньше на 297 человек в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
Результаты ЕГЭ (табл.), проведённого на территории области в 2006 году по русскому языку, в 2007 году - по русскому языку и географии, в 2008 году - по русскому языку, географии, истории России и обществознанию, показывают различия в уровне подготовки выпускников общеобразователь-
ных учреждений. Результаты выше у выпускников лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов. У выпускников сельских школ, в целом, результаты ниже, чем в городских школах. ЕГЭ объективно отражает общую ситуацию в образовании.
Информация о результатах сдачи единого государственного экзамена выпускниками общеобразовательных учреждений области позволяет проанализировать различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников, которые приняли участие в ЕГЭ, и на этом основании выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельный предметов, причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения качества подготовки на различных подготовительных курсах при университете, при организации работы заочных лицейских классов (далее - ЗЛК) и центров профориентации.
7
Таблица 2
Результаты ЕГЭ за 2006 - 2008 гг. (по 1-й волне)
Предмет Оценка Годы
2006 2007 2008
кол-во выпуск- ников в процентах кол-во выпуск- ников в процентах кол-во выпуск- ников в процентах
Русский язык 2 520 12 938 11,9 1298 13,65
3 2178 53,9 4209 53,2 5623 59,1
4 1138 28,2 2251 28,5 2174 22,86
5 194 4,6 506 6,4 411 4,3
География 2 ЕГЭ не проводился 309 26 98 10,9
3 571 48 448 50,1
4 268 22,5 301 33,7
5 42 3,5 46 5
История России 2 ЕГЭ не проводился 76 15,9
3 246 51,6
4 123 25,8
5 31 6,5
Обществознание 2 ЕГЭ не проводился 88 7,8
3 485 43,4
4 390 34,5
5 161 14,3
Если говорить об инновационных подходах в организации довузовской подготовки и профориентации потенциальных студентов и слушателей Дальневосточного государст-венного аграрного университета (далее -ДальГАУ), то здесь можно отметить несколько форм и методов подготовки:
1. Подготовительные курсы организованы для учащихся 9, 10 и 11 классов общеобразовательных учреждений, которые могут посещать занятия после школы по утверждённому в университете расписанию. Как правило, в программу таких курсов входят предметы, по которым обучающиеся будут сдавать ЕГЭ на этапе итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
В этом ключе следует отметить, что курсы помогают будущим студентам адаптироваться к процессу последующего обучения в ДальГАУ, вовремя понять, правильно ли потенциальный абитуриент сделал свой выбор будущей профессии.
В процессе обучения на подготовительных курсах каждый слушатель имеет возможность пройти компьютерное тестирование на предмет выбора будущей профессии по уникальной методике Центра тестирования МГУ региональным представительством которого является ДальГАУ.
Компьютерный комплекс тестирования «Профориентатор» основан на диагностике профессиональной направленности выпускников общеобразовательных учреждений, не
имеющих опыта работы. Комплекс совмещает анализ мотивационной сферы, личностных качеств и интеллектуальных способностей в рамках диагностики профессиональных склонностей. Рекомендации даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим образованием. По итогам тестирования, результаты которого обрабатываются на сервере Центра тестирования МГУ, проводится обязательное собеседование с психологом и выдаётся распечатка результатов тестирования.
В качестве пробного тестирования по завершению подготовительных курсов слуша-телям предлагается пройти репетиционный единый государственный экзамен по реальным контрольно-измерительным материалам (далее - КИМы) в компьютерной форме (далее - К-ЕГЭ) предоставленных Центром тестирования МГУ университету как региональному представительству. Важно отметить, что КИМы включают в себя первую, вторую и третью творческую часть заданий. Результаты тестирования К-ЕГЭ оформляются в протоколы и проверяются на сервере Центра тестирования МГУ. В качестве итога слушатели подготовительных курсов получают распечатку выполненных тестовых заданий с указанием ошибок и общего количества баллов набранных в ходе тестирования.
2. Заочные лицейские классы (ЗЛК). Отделы образования при администрации рай-
8
онов области, директора общеобразовательных учреждений стремятся ввести у себя систему профильных классов. Она подразумевает заключение договоров между средней и высшей школами. По условиям этих договоров, помимо той программы, которую учащиеся осваивают в школе, ведётся углубленное изучение и подготовка ЕГЭ по необходимым предметам при поступлении на выбранную специальность в университете. Работа в ЗЛК строится по следующему принципу, на первых этапах проводится презентация направлений и специальностей Даль-ГАУ, слушатели ЗЛК проходят компьютерное профориентационное тестирование по программе «Профориентатор» беседуют с психологом по результатам тестирования и определяются в будущей профессии. На втором этапе по разработанным преподавателями ДальГАУ учебным программам по дисциплинам проводятся занятия с углубленным изучением предметов и подготовки к ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления в университет, и на третьем этапе проводится пробное компьютерное тестирование по технологии К-ЕГЭ. По завершению обучения каждому слушателю выдаётся сертификат об окончании заочных лицейских классов ДальГАУ.
3. Центры профориентации ДальГАУ. Данная форма работы для института довузовского образования ДальГАУ (ИДО ДальГАУ) является новой и в большей степени ориентирована на будущих студентов и слушателей Института повышения квалификации ДальГАУ (далее - ИПК ДальГАУ), так как кроме организации работы с выпускниками общеобразовательных учреждений в ЗЛК на центры возлагается миссия по работе с начальными профессиональными и средними специальными учреждениями образования, выпускниками прошлых лет, работодателями, центрами занятости не только Амурской области, но и Дальневосточного федерального округа. Помимо презентаций ДальГАУ, проведения профориентацинного и К-ЕГЭ тестирования, потенциальным студентам и слушателям ДальГАУ предлагается пройти тестирование на компьютерных комплексах «Профконсультант» и «Профкарьера».
Компьютерный комплекс тестирования «Профконсультант» включает в себя диагностику профессиональной направленности
взрослых людей. В заключении тестирования выдаются рекомендации по выбору профессии, направлению переподготовки, кругу специальностей отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим образованием в аграрном секторе экономики.
Компьютерный комплекс тестирования «Профкарьера» включает проведение профориентационных и профкосалтинговых ме-проприятий для групп людей, заинтересованных в самопознании с целью профессионального и карьерного самоопределения. Основная направленность теста - консультация человека с целью нахождения его места на рынке труда. Тестовые баллы представлены в нормализованных стандартных баллах. Показатели по отдельным шкалам образуют факторный профиль, являющийся индивидуальным психологическим портретом испытуемого, который сравнивается с «идеальным» профилями различных деловых позиций, наиболее распространённых на рынке труда.
В условиях демографического спада, введения в штатный режим единого государственного экзамена, нарастающей конкуренции в образовательном пространстве высшей школы, внедрение инновационных подходов к организации довузовской подготовки является одной из важных задач современного университета. Чётко прослеживая и понимая направления развития высшего профессионального образования в России, Дальневосточный государственный аграрный университет идёт по пути реализации инновационных подходов в решении задач ранней профессиональной ориентации выпускников образовательных учреждений, повышению уровня и качества подготовки к ЕГЭ, к вступительным испытаниям в университет, созданию благоприятных условий для ранней адаптации первокурсников к вузовским условиям обучения, более эффективному и результативному формированию контингента будущих студентов и слушателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Управление инновациями в вузе / под общ. ред. Г.И. Лазарева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. - 300 с.
2. Амурская область ЕГЭ: под ред.Е.А. Ковальской. - Благовещенск: Изд-во Амурский областной ИПК и ППК, 2007. - 48 с.
9