Научная статья на тему 'Технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе'

Технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АУДИТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Е. В.

В статье раскрывается технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе, благодаря которому становится возможной реализация индивидуального подхода к каждому студенту. Также предложено комплексное решение проблемы индивидуализации обучения в условиях аудиторного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе»

Тише, тише, тишина. Разговаривать нельзя! Мы тихонько посидим. И все вместе помолчим.

Наши ножки устали. Они бегали, скакали. Наши ручки устали Они долго играли. Реснички опускаются, Глазки закрываются. Глазки засыпают. Детки отдыхают.

Список литературы:

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999.

2. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. - СПб., 2000.

3. Борисова Е.А. «Четвёртый лишний» не бывает лишним [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.logoped-sfera.ru/chetvertyj-lishnij-ne-byvaet-lishnim. html.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

© Мещерякова Е.В.*

Братский государственный университет, г. Братск

В статье раскрывается технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе, благодаря которому становится возможной реализация индивидуального подхода к каждому студенту. Также предложено комплексное решение проблемы индивидуализации обучения в условиях аудиторного обучения.

Ключевые слова: педагогические технологии, педагогическое проектирование, индивидуализация обучения, аудиторное обучение, учебный процесс, высшее образование, интеграция технологий.

* Ассистент кафедры Менеджмента и информационных технологий, кандидат педагогических наук.

В условиях современности обучение нацелено на среднего учащегося. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного студента, на особенности усвоения материала, скорость его восприятия, степень начальной подготовки, его мотивов и интересов. Все это является коренной причиной того, что слабые учащиеся не успевают за учебной программой, а сильные - теряют интерес к предмету и даже оказываются отстающими. Поэтому тема индивидуализированного и дифференцированного обучения учащихся высшей школы является актуальной [1].

Индивидуализация обучения заключается в обеспечении максимальной возможности воспринимать учебную информацию каждым студентом.

В попытках оптимизировать методики преподавания дисциплин в высшей школе многие исследователи стараются обеспечить для всех студентов наиболее благоприятные внешние условия обучения, способствующие преодолению причин образования пробелов в усвоении знаний и отставания. Такой подход, конечно, позволяет студенту успешно овладевать учебным материалом, но не способствует в полной мере развитию его индивидуальности, потому что не нацеливает на поиск своих, соответствующих собственным индивидуальным особенностям способов деятельности, применяемых в разных учебно-практических условиях.

Индивидуализация обучения заставляет по-новому осмыслить сущность и принципы организации образовательного процесса, обеспечивающего каждого студента разносторонним развитием, формированием опыта познавательной деятельности, опыта самоорганизации и становления личностных ориентаций, что, требует от преподавателя знания соответствующих приемов и способов организации учебного процесса.

Аудиторное обучение не является непреодолимым препятствием на пути создания системы индивидуального подхода в обучении. Условия обучения студенческой группы в аудитории способствуют многообразию проявления личности студента (например, в общении; сравнении своих возможностей с возможностями других; развитии здорового духа соперничества т.п.). В связи с этим требуется комплексное решение проблемы индивидуализации обучения в условиях аудиторного обучения. Решение данной проблемы, на наш взгляд, возможно проектированием технологии индивидуализированного обучения посредством интеграции традиционной системы образования, современных образовательных технологий и технологических приемов.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. Объектами педагогического

проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся [3].

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций -сложная многоступенчатая деятельность, которая совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап - моделирование; II этап - проектирование; III этап - конструирование.

Рассмотрим подробнее эти этапы. Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование - это детализация созданного проекта, позволяющая его использовать в конкретных условиях реальными участниками учебного процесса [6].

Следующая ступень проектирования - создание проекта. На этой ступени производится работа с созданной моделью, которая доводится до уровня использования и преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды. Третий этап проектирования - это конструирование технологии обучения.

Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности, а это уже методическая задача.

Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему приемов, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Его последовательность следующая:

- выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

- выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

- выбор технологии, ориентированной на обозначенную цель;

- разработка технологии обучения [5].

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, подбор способов, методов и средств обучения.

Интеграция различных технологий обучения с аудиторной системой обучения позволяет создать индивидуализированный образовательный процесс, в котором системообразующим фактором является собственная учебно-познавательная деятельность студентов на основе их индивидуальных траекторий, а кроме того, на различных этапах обучения способствует созданию и использованию образовательной системы, реализующей следующие акценты в организации учебно-познавательной деятельности:

1. Работа с учебно-научной информацией, ее получение, усвоение, переработка, интерпретация, и представление.

2. Прочное запоминание учебно-научной информации и управление учебной деятельностью, проявляющееся усилением обратной связи.

3. Увеличение важности системного анализа содержания.

4. Руководство практической деятельностью студентов.

Под индивидуальными свойствами мы понимаем совокупность сущностных качеств личности: её интеллектуальный потенциал, мотивационная сфера, уровень развития эмоционально-волевых качеств, предметно-практическая подготовка, и способность саморегуляции. Эти качества характеризуют целостность, гармоничность и разносторонность человека. От их развития зависит познавательная активность студента.

Технологический процесс педагогического проектирования индивидуализации учебного процесса в вузе представляет собой замкнутый цикл, на каждом его новом витке работа по проектированию подвергается научно-педагогическому анализу, что позволяет постоянно вводить усовершенствования [2]. Анализ научно-педагогической литературы и наши многолетние педагогические исследования позволили выявить этапы конструирования педагогической системы: диагностирование; оценивание; прогнозирование; моделирование; проектирование; программирование; планирование; реализация целей и ценностных ориентаций; осуществление обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной педагогической деятельности. В совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса педагогического проектирования (рис. 1).

Индивидуализация обучения акцентирует внимание на понимании результатов образования как формирование личности, обладающей педагогически адаптированной системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-волевых отношений. Важно отметить систему оценок знаний. Оцениваются усилия обучающегося, а не его результаты, оцениваются не только итоговые знания, но и усилия студента.

Рис. 1. Процесс педагогического проектирования

Таким образом, становится возможной реализация индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Переход к индивидуально-дифференцированному обучению вместе с фундаментальными знаниями должен, в первую очередь, способствовать оценке компетентности, креативности, адаптивности, мобильности, коммуникативности будущего выпускника, акцентируя внимание на формировании способности жить в ситуациях выбора, преодоления и продуктивной деятельности, профессиональной и его личностной самореализации.

Список литературы:

1. Мещерякова Е.В., Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Построение индивидуально-дифференцированной системы обучения геометро-графическим дисциплинам в соответствии с ведущим типом мышления // «Найнови-те научни постижения». Материали за 8-а международна научна практична конференция. - Т. 17. Педагогически науки. - София: «БялГРАД-БГ» ООД, 2012. - 104 с. - С. 27-35.

2. Боровских Т.А. Индивидуализация обучения школьников средствами образовательных технологий в условиях классно-урочной системы: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.А. Боровских. - М., 2011. - 47 с.

3. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.В. Исследование психологических особенностей студентов как основа индивидуализации обучения при изучении графических дисциплин // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 4. - С. 109-119.

4. Мещерякова Е.В., Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Применение информационных технологий в педагогических исследованиях // Системы. Методы. Технологии. - 2012. - № 2. - С. 117-125.

5. Иващенко Г.А., Мещерякова Е.В., Камчаткина В.М. Деятельностный подход как методологический принцип и основа разработки педагогических технологий графической подготовки инженеров / Деп. в Учреждении Российской Академии образования (УРАО) «Институт теории и истории педагогики». - 2011, 12.05. - № 07-11.

6. Мещерякова Е.В. Построение методики индивидуально-дифференцированного обучения геометро-графическим дисциплинам в высшей школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Мещерякова. - М.: МПГУ 2012. -23 с.

7. Патрусова А.М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2012. -№ 1. - С. 26-32.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ КРОССВОРДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ГИДРОМЕТРИИ

© Слабожанин Г.Д.*, Нецветаев И.С.*, Ильина Е.И.*

Томский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Томск

Приведены и описаны дидактические кроссворды, позволяющие активизировать познавательный интерес студентов вузов к гидрометрии, получить новые знания, систематизировать и переосмыслить их.

Ключевые слова обучение, гидрометрия, кроссворды.

Учебные кроссворды являются средством активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Их главное назначение - в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения знаний после изучения очередной темы (вспомнить знакомые термины и закрепить их в памяти, обратиться к учебной литературе для повторения). Кроссворды также могут служить для тестовой проверки знаний и самоконтроля. Но наибольшей эффективностью обладают дидактические (обучающие) кроссорды, которые на основе их разгадывания дают новую информацию. Это побуждает учащихся работать на наилучший конечный результат и, следовательно, повышает качество обучения [1].

* Доцент кафедры Теплогазоснабжения, кандидат технических наук, доцент.

* Студент. " Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.