Научная статья на тему 'Подготовка психологов к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий'

Подготовка психологов к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1425
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка психологов к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий»

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Академия МВД СССР, 1975.

2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 1996.

3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 21 июля 2005 г.).

4. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

5. Кастелъс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фак-тория, 2004.

6. Лужков Ю. М. Всемирную сеть освоили разного рода мародеры и пираты // Известия. - 2004. - 16 мая.

7. Остроухое В. В. Пропаганда терроризма и ксенофобии в телекоммуникационных сетях общего пользования: выступление на форуме ОБСЕ (Париж, 16-17 июня 2004 г.)// <ЬИр:// lenta.ru/internet/2004/06/16/osce/>.

8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004.

ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т. Ю. Уралова

Омский государственный педагогический университет

Современное общество, становясь информационным, изменяет требования к профессиональным знаниям и умениям специалистов: необходимым становится владение информационными и коммуникационными технологиями. Однако, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «профессиональное образование... еще не способно в должной мере решить проблему “кадрового голода”, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников» (6). В научных публикациях неоднократно отмечалось, что существует специфика подготовки в области информатики будущих специалистов технического, естественно-научного и гуманитарного направлений. Однако традиционно сложившаяся практика обучения информатике в вузах еще в недостаточной степени учитывает специфику будущей профессиональной деятельности. Поэтому актуальными являются идеи М. П. Лапчика о «... формировании необходимых навыков использования информационных технологий в предметной деятельности, которые со временем станут неотъемлемой и естественной частью содержания самих предметных программ» (7,193).

Несмотря на имеющийся значительный опыт по подготовке педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, исследования и рекомендации касаются преимущественно учителей-предметников и не затрагивают специфику подготовки других специалистов системы образования, в частности психологов.

Подготовка специалиста в вузе должна вестись в соответствии с содержанием и целями профессиональной деятельности, которые для практического психолога в настоящий момент находятся в состоянии разработки. Ряд авторов, описывая содержание деятельности практического психолога в образовательном учреждении, предполагают его кураторскую позицию по отношению к учебно-воспитательному процессу. В частности, в качестве цели деятельности психолога в концепцииВ. В. Рубцова(10, 50-51) заявлена поддержка развивающего образования, у Л. М. Фридмана (11, 97-107)-

обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Таким образом, практический психолог должен хорошо разбираться в учебно-воспитательном процессе, в принципах развивающего образования. Поэтому его профессиональная деятельность, а значит, и подготовка должны быть идентичны учительской.

Другие авторы, например М. Р. Битянова (1), Е. А. Козырева (8, 14), Е. Казакова (4, 14), предполагают наличие у практического психолога «своей» практики, «со своими внутренними целями и ценностями, но при этом... органично вплетаемыми в ткань учебно-воспитательной педагогической системы» (1, 17). Данная парадигма обозначается как «Сопровождение» и имеет целью «.. .создание социально-психологи-ческих условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» (1, 20). С позиций данных авторов, основными видами деятельности психолога в образовательном учреждении являются психодиагностическая, коррекционно-развивающая, консуль-тативно-просветительская работа.

В условиях модернизации образования сущность педагогической деятельности определяется как «...создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ученика; актуализация его жизненного опыта; овладение им ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощь и поддержка ребенка в решении жизненных проблем; опора на достижения и успех ребенка». (12, 38-42). В таком случае деятельность практического психолога, имея сходство с учительской деятельностью по целям, отлична от нее по содержанию, видам и формам.

Мы предполагаем, что подготовка к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий должна вестись по двум направлениям: общепрофессиональному (как педагога) и предметному (как практического психолога).

К сожалению, действующие стандарты высшего педагогического образования все еще слабо отражают потребность формирования у практических психологов готовности к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. В частности, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2005 г. для специальности «031000 Педагогика и психология» (квалификация педагог-психолог) (3) предусматривает изучение следующих дисциплин из области информатики:

- «Математика и информатика» (в объеме 100 час). Данный курс предполагает среди прочих вопросов рассмотрение тем: алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности;

- «Аудиовизуальные технологии обучения» (в объеме 100 час). Данный курс предполагает изучение тем: аудиовизуальная информация; аудиовизуальная культура; психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком; аудиовизуальные технологии; аудиовизуальные технологии обучения; интерактивные технологии обучения; дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий; типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения; банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов; Интернет в обучении и образовании.

Данные дисциплины относятся к блоку общих математических и естественно-научных дисциплин и, что вполне естественно, не затрагивают специфики применения информационных технологий в деятельности практического психолога. Однако, как и относящийся к блоку общепрофессиональных дисциплин курс «Использование современных информационных технологий в учебном процессе» (в объеме 72 часа), не касаются ни психодиагностики, ни коррекционно-развива-ющей, ни консультативно-просветительской деятельности, приобретающих в условиях информационного общества специфическое содержание и формы организации.

Это вызывает необходимость модернизации подготовки практического психолога, включив освоение элементов ин-

формационных технологий в дисциплины предметного блока. М. П. Лапчик пишет о том, что в ходе изучения дисциплин предметной подготовки «приобретаемые студентами знания в области информатики должны естественным путем востре-боваться “предметными” кафедрами, ведущими подготовку по специальности» (7,214). Кроме того, изучение информационных технологий не должно заканчиваться на 3 курсе, как это рекомендует Примерный учебный план. «В учебные планы нефизико-математических специальностей педвузов должна быть внедрена система непрерывного и комплексного формирования необходимых знаний, методических приемов и практических навыков работы в условиях освоения новых информационных технологий» (7,146).

Использование акмеологического подхода позволяет выделить этапы и обосновать цели образовательных воздействий на каждом периоде подготовки практических психологов (2). 3 курс определяется как этап «ранней профессионализации», и в качестве акмеологических характеристик образовательных условий в данный период необходимо создание возможности выполнения «предметно-манипулятивной» деятельности студента с предметом психологии и предметом деятельности школьного психолога. На этом этапе осваиваются базовые способы регуляции активности профессионального психолога.

Период 4 и 5 курс - «допрактический профессиональный возраст», а главная задача - освоение профессиональных ролей и видов деятельности психолога. На этом этапе создаются возможности «игровой деятельности» в роли практического психолога с выполнением его производственных функций и их элементов. Иными словами, на старших курсах студенты должны включаться в моделирование профессиональной деятельности.

Сообразно особенностям этих этапов подготовка к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий должна вестись в ходе изучения следующих дисциплин предметного блока:

I. «Информационные технологии в психологии». Данная дисциплина осваивается студентами на этапе «ранней профессионализации». Ее цель - сформировать у студентов знания о возможностях стандартного программного обеспечения для сопровождения профессиональной деятельности практического психолога, продемонстрировать преимущества и ограничения в использовании данных технологий в психологической деятельности, выработать навыки работы с информационными технологиями. Содержание данной учебной дисциплины определялось не только теоретическими представлениями, но и опытом реального использования школьными психологами информационных технологий. Именно поэтому существенная часть ее является практикоориентированной, и в ней рассматриваются универсальные информационные технологии, которые активно и эффективно могут быть использованы школьным психологом.

Программа курса (включающая, наряду с лабораторнопрактическими занятиями, и лекционные, и самостоятельную работу студентов) состоит из следующих разделов:

1. Социально-экономические и психолого-педагогические основы информатизации образования.

2. Основные направления и технологии использования электронных таблиц (на примере MS Excel) в работе практического психолога. В этом разделе изучаются возможности электронных таблиц для сбора, обработки и анализа результатов психологических обследований различных особенностей человека и группы. Студенты пробуют использовать электронные таблицы для обработки результатов тестов, опросов и наблюдений, учатся представлять их в наглядном виде, производить нормированное отнесение к определенным категориям по уровню проявления данной характеристики.

3. Основные принципы и направления использования информационных систем (на примере MS Accsess) в практике психолога. Освоение данного раздела позволит в профессиональной деятельности снизить трудоемкость такого направ-

ления деятельности школьного психолога, как создание банка психологических данных на отдельного учащегося и на классные коллективы, причем данные об учащемся необходимо иметь за весь период обучения в образовательном учреждении. Кроме того, электронные базы данных практического психолога являются основой для подготовки психологических заключений, отчетов, материалов для работы с родителями и педагогами.

4. Использование практическим психологом коммуникационных технологий. Изучение технологий поиска информации в компьютерной сети, знакомство с информационными ресурсами Интернет позволяет будущим психологам повышать профессиональную компетентность. Коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для профессионального общения, поиска сведений, актуальных для современных учащихся и педагогов, изучения психического развития современного человека, состояния психологической службы в системе образования, эффективных методов работы практического психолога и т. д.

5. Компьютерное тестирование. В данном разделе рассматриваются типы компьютерных психологических тестов, технологии их проектирования, инструментальные тестовые оболочки. Изучение данной темы позволяет в значительной степени повысить эффективность такой трудоемкой и одновременно важной составляющей профессиональной деятельности практического психолога, как психодиагностика.

6. Информационные технологии делопроизводства и управления (на примере MS Outlook) в планировании и ведении учетной документации практического психолога.

Курс «Информационные технологии в психологии» позволяет формировать у студентов необходимые умения применять информационные технологии в профессиональной деятельности, а также активно пользоваться компьютером в самом процессе профессиональной подготовки, расширяя возможности выполнения практических заданий по общим психологическим курсам и в ходе учебно-исследовательских работ.

II. «Методы анализа эмпирических данных». При изучении данной дисциплины моделируется научно-исследователь-ская деятельность практического психолога на этапе ее анализа. Это согласуется с идеями М. П. Лапчика о том, что «студенты должны научиться пользоваться программными инструментами информатики, обслуживающими педагогические и психологические исследования» (7,231).

В программу курса входит раздел «Возможности компьютерных технологий для анализа эмпирических данных», включающий следующие темы:

1. Табличный и графический анализ в табличных процессорах.

2. Возможности табличных процессоров для вторичной обработки данных.

3. Основные принципы работы в специальных статистических пакетах («STADIA», «SPSS», «Статистика»),

На лабораторных работах по теме «Табличный и графический анализ в табличных процессорах» студенты знакомятся с возможностями компьютера для первичной обработки данных. Они осваивают алгоритм проведения табличного анализа с использованием Microsoft Excel, знакомятся с типами и видами графиков, создаваемых в данном процессоре. При освоении алгоритма использования статистических коэффициентов студенты вносят результаты своих научно-исследо-вательских и курсовых работ в табличный процессор Microsoft Excel. В заключительной теме данного раздела предполагается рассмотрение специальных статистических пакетов «STADIA», «SPSS», «Статистика».

III. «Психологическая служба». Этот курс является обязательным и относится Государственным образовательным стандартом к циклу дисциплин предметной подготовки (3). Примерный учебный план рекомендует изучать курс «Психологическая служба» в 9-м семестре (9). И его расположе-

ние вполне оправданно: студентами уже изучен ряд базовых дисциплин (возрастная, педагогическая, социальная психология, основы профориентологии, конфликтология, основы психологии семьи и семейного консультирования, психотерапия, психология труда, психологическое консультирование, психодиагностика), знание которых поможет успешно освоить содержание данного курса. Обобщающий характер знаний и навыков, получаемых при изучении дисциплины, согласуется с идеей Е. А. Климова о том, чтобы студентам «.. .предлагались время от времени некоторые интегрирующие курсы, например, общепсихологического, общенаучного, синергетического, методологического толка» (5,11).

Содержание курса «Психологическая служба» определяется Государственным образовательным стандартом. Обязательный минимум должен включать следующие темы: «Роль психологической службы в образовании. Становление психологической службы в системе образования России и за рубежом. Концепции психологической службы образовательного учреждения. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Направления деятельности педагога-психолога. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога. Документация психологической службы». Цель данного курса мы определяем как формирование у студентов четкого представления о целях, задачах, направлениях и формах работы практического психолога в структуре психологической службы в общем и психологической службе в системе образования в частности.

В качестве формы организации занятий мы выбрали метод проектов. Использование данного метода обусловлено не только возможностью студентов актуализировать знания, полученные ранее, но и интеграцией этих знаний. На данном курсе студенты с помощью информационных технологий создают проекты, касающиеся основных видов деятельности педагога-психолога и модели психологической службы в зависимости от специфики образовательного учреждения. Метод построения проектов помогает студентам моделировать профессиональную деятельность. Так, изучая тему «Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога», студенты наполняют конкретным содержанием основные виды деятельности педагога-психолога, например создают в издательской системе информационно-просвети-тельский бюллетень по актуальным проблемам развития детей. В созданных бюллетенях и буклетах студенты касаются проблем развития памяти, внимания, мышления, воображения, способностей у учащихся и педагогов, управления эмоциями, коррекции недостатков темперамента, разрешению конфликтных ситуаций.

Освоение темы «Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа» осуществляется через создание мультимедийных презентаций, раскрывающих цели, задачи и основные направления деятельности психологических служб в зависимости от специфики образовательного учреждения. Студенты, объединяясь в микрогруппы, выбирают образовательное учреждение (детский сад, спортивная, музыкальная, художественная школа, интернат для детей с отклонениями в развитии, детский дом и т. п.), обосновывают актуальность создания в нем психологической службы, определяют спектр проблем, которые будет решать практический психолог, и разрабатывают содержание его деятельности.

Как показывают опросы студентов, такая форма организации занятий не только привлекает своей новизной и широкими возможностями в оформлении материала, наглядностью при изложении, но и в дальнейшем применяется выпускниками в профессиональной деятельности.

Обобщая все сказанное выше, мы считаем, что образование современного практического психолога должно включать подготовку к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. Для этого необходимо вести такую подготовку не только в общепрофессиональных дисциплинах, но и в предметных. Наиболее органично это

может быть реализовано в дисциплинах: «Информационные технологии в психологии», «Методы анализа эмпирических данных» и «Психологическая служба в образовании».

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2000.

2. Вишняков И. А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: монография. - СПб., 2004.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031000 - Педагогика и психология. - М., 2005.

4. Казакова Е. Четыре тенденции и другие проблемы сопровождения// Школьный психолог. - 1998. - № 48.

5. Климов Е. А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1998. - № 3.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2003.

7. Лапчик М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования: монография. - Омск, 1999.

8. Нет причин для пробуксовки: (беседа с Е. А. Козыревой) // Школьный психолог. - 2000. - № 10.

9. Примерный учебный план. Специальность 031000 - Педагогика и психология. Квалификация - педагог-психолог. - М., 1995.

10. Рубцов В. В. Психологическая поддержка современного образования // Известия РАО. - 1999. - № 1.

11. Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 2001. - № 1.

12. Чекалева Н. В. Подготовка студентов к реализации идей модернизации образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. -Омск, 2002. - Ч. I.

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

А. И. Чикуров,

канд. пед. наук, доцент Д. П. Шумилин

Красноярский государственный университет

Психическая готовность человека к любой деятельности (особенно экстремального характера) имеет чрезвычайное значение и определяет результат предстоящей деятельности (5; 7; и др.). В период подготовки к выполнению деятельности состояние психической готовности может изменяться, принимая позитивное или негативное направление. Систематический контроль за состоянием психической готовности позволит своевременно вносить необходимые коррекции. Одной из предпосылок организации психологической подготовки спортсменов к соревнованию мы считаем контроль за состоянием психической готовности. Именно на основе контроля состояния психической готовности, ее изменения на этапе непосредственной подготовки конкретного спортсмена к соревнованию и отклонения от заданных параметров и должна строиться психологическая подготовка спортсмена к соревнованию.

Цель нашего исследования - выявить динамику состояния психической готовности дзюдоистов к соревнованию и определить влияние готовности на результативность их соревновательной деятельности. Психическая готовность изучалась на материале борьбы дзюдо на предсоревновательном этапе. В исследовании приняли участие 18 спортсменов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.