П&епожяав взгза
атепю
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЕЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Канд. юрид. наук, доцент А. Л. Осипенко
Омская академия МВД России
Влияние научно-технических достижений на функционирование современного общества становится все более существенным, и особенно это заметно в области использования информационных и телекоммуникационных технологий. Интенсивное внедрение в повседневную жизнь широких слоев населения технических новинок, которое некоторые исследователи называют «демократизацией высоких технологий», нельзя не оценивать положительно. Одной из его составляющих выступает использование информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей, в первую очередь, сети «Интернет». Активное развитие сетевых технологий приводит к постоянному наращиванию спектра предлагаемых пользователям сетей услуг. Дополнительные возможности привлекают новых участников сетевых процессов, обеспечивая исключительно высокие темпы роста их числа. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли России, количество пользователей сети «Интернет» в России к 2007 г. составит 32 млн человек. Объем содержимого информационных ресурсов Интернет удваивается чуть ли не каждые полгода. По некоторым оценкам, каждый день появляется более 3 млн новых страниц. Имеется существенный резерв и для дальнейшего развития.
Реализуемые в глобальной сети «Интернет» процессы существенно отличаются от простого обмена данными между компьютерами. Для них характерны необычайная широта охвата аудитории, высокая оперативность, вариативность форм информационного воздействия при наличии обратных связей пользователя с поставщиком информации. Такое сочетание привело к тому, что Интернет стал одним из наиболее мощных инструментов выражения и формирования общественного мнения. Многообразное влияние развития современных средств телекоммуникаций на социальные процессы нашло отражение в трудах известного современного социолога М. Кастельса (4; 5), утверждающего, что, благодаря развертыванию сетей, возникает «новое общество», в котором приоритетное значение получают информационные потоки (8,140).
Несмотря на то что возможности, предоставляемые обществу сетью «Интернет», пошлине грандиозны, заметен и широкий спектр порождаемых ею опасностей. Ряд из них связан с тем, что в сетевое информационное взаимодействие вовлекаются самые различные субъекты, среди которых присутствуют и имеющие, мягко говоря, сомнительную репутацию. Нередко они пытаются использовать возможности сети для
достижения своих противоправных целей путем информационного воздействия на сетевых пользователей.
Анализируя влияние сетевых информационных ресурсов на формирование социальных установок пользователей, допустимо рассматривать Интернет в качестве достаточно специфичной среды проявления общественных отношений. В этой среде представлены практически все социальные слои и возрастные группы населения, здесь нашли воплощение в той или иной форме большинство видов деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная и т. д.). С этих позиций Интернет воспринимается не как массив информационных ресурсов, а, скорее, как некое пространство, в котором происходит информационное взаимодействие людей. На основе общности интересов в сетях создаются многочисленные «виртуальные» группы территориально удаленных субъектов. В таких группах складывается своя внутренняя социальная иерархия, появляются формальные и неформальные лидеры. Здесь получают развитие неизвестные ранее формы общения и взаимодействия людей, идет процесс формирования особой субкультуры. Несмотря на то что возникающая социальная среда является крайне неоднородной, ей все же присущи некоторые обобщенные свойства, такие, как практически полная анонимность субъектов общения, отсутствие жесткой регламентации их поведения, большое многообразие способов само-презентации.
В криминологии проблема взаимодействия личности с социальной средой, воздействия среды на противоправное поведение относится к числу центральных. Ведущие ученые отмечают, что «особую актуальность она приобретает в условиях научно-технического прогресса, обусловливающего... расширение рамок социальной среды личности» (1, 5). Не случайно сетевая среда все чаще выступает предметом междисциплинарных исследований, направленных на изучение особенностей общения и взаимодействия пользователей глобальных сетей, форм самовыражения личности в сетевой среде, характеристик особых «виртуальных коллективов». Активное изучение социально-психологических особенностей общения в сетевой среде и его влияния на личность осуществляется с начала 90-х гг. прошлого века не только зарубежными (Д. Гринфилд, Ш. Текл, П. Уоллес, В. Фриндте, К. Янг и др.), но и отечественными учеными (А. Е. Войскунский, Е. П. Белинская, А. В. Беляева, А. Е. Жичкина и др.).
Наблюдения показывают, что сетевая среда, как и социальная среда в целом, заметно влияет на личностные характеристики людей, социально-психологические характеристики представленных в ней групп, порождает соответствующую мотивацию поведения, избрание конкретных средств достижения целей (в том числе противоправных). А процесс становления социальных отношений в новой информационной среде, не подкрепленный в достаточной мере ни соответствующими законодательными, ни нравственными установками, порождает неизвестные ранее формы девиантного поведения.
Стоит отметить, что к настоящему моменту сетевое сообщество отличается значительным многообразием индивидов,
большой социальной и культурной дифференциацией и стратификацией, широким спектром взглядов на любые общественные проблемы. Между тем известно, что изоляция субъекта с нестандартными (в том числе и негативными) установками от нормальных контактов в реальной микросреде в большинстве случаев приводит к тому, что он ищет признания в других местах, среди подобных себе (2, 67). В таких случаях сетевое общение в известном смысле способно помочь человеку преодолеть внутриличностные и внешние конфликты, возникающие в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т. п. При этом индивид может найти в сетях поддержку и понимание практически в любых взглядах, которые отвергаются его конкретным окружением. Общаясь в Интернет, он может не только на время «менять» пол, имя, возраст, но и даже самостоятельно создавать свой новый образ - реализовывать, пусть виртуально, свои фантазии, которые трудно или невозможно реализовать в обычном мире. «Виртуальная» среда дает дополнительную свободу действий и выражения мыслей, эмоций, чувств, ограничиваемую в реальной жизни. Иными словами, в новой сетевой среде пользователь приобретает обширные специфические коммуникативные и когнитивные возможности.
Закомплексованный человек, имеющий серьезные проблемы в ежедневном общении с окружающими, в сетевом общении способен полностью раскрепоститься и поддерживать активные контакты с широким кругом «сетевых» собеседников. При этом он может легко оказаться втянутым в общение маргинальных групп людей, стремящихся навязать ему негативные социальные установки. В сети ему становится доступным и значительное число информационных ресурсов с ярко выраженным общественно опасным характером.
Отсутствие отлаженных правовых механизмов влияния на представляемую в сетях информацию позволяет размещать здесь материалы откровенно националистического, фашистского, расистского содержания, различного рода дезинформацию, порнографическую продукцию, вредоносные компьютерные программы, рецепты производства наркотических и взрывчатых веществ и т. п. Даже при неглубоком поиске в сети «Интернет» легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие явления, как сатанизм, педофилия и другие виды сексуальных извращений, наркотизм и т. п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни.
Информационные материалы, подаваемые в предвзятом виде, создаются с учетом особенностей различных категорий сетевой аудитории. В наибольшей степени информационному влиянию подвержены молодые люди, составляющие значительную часть пользователей Интернет. С указанных сайтов на них буквально обрушивается поток информации, значительную часть которой они не в состоянии адекватно оценить, а потому способны принять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.
Сеть буквально заполнена эротическими и порнографическими фотоизображениями и видеофрагментами. Свободный доступ к этой продукции может получить любой пользователь сети независимо от возраста. Особую тревогу вызывает практически беспрепятственное распространение в глобальных сетях детской порнографии. По оценкам специалистов, насчитывается не менее 100 тыс. сайтов, в той или иной степени имеющих отношение к детской порнографии, причем существенная часть продукции такого рода на мировой рынок попадает из России. Правоохранительные органы обнаруживают, что это направление преступной деятельности все более попадает под контроль организованной преступности. Изучение же отечественной судебной практики позволяет констатировать, что лица, распространяющие детскую порнографию, крайне редко несут наказание. Система привлече-
ния к уголовной ответственности в этой сфере явно требует совершенствования.
Стоит отметить, что вокруг сайтов с детской порнографией, как правило, концентрируются педофилы, использующие преимущества анонимности сетевого общения для знакомства и организации личных встреч с предполагаемыми жертвами. Существование подобных сайтов способствует и формированию рынка детской проституции.
В условиях, когда рост экстремистских настроений, распространение ксенофобии и агрессивного национализма начинают угрожать общественной стабильности, беспрепятственное размещение соответствующих материалов в Интернет должно вызывать особую тревогу. В качестве одного из ярких примеров можно привести факт возбуждения прокуратурой Санкт-Петербурга в начале 2006 г. уголовного дела, связанного с размещением в Интернет «пособий по уличному терроризму» на сайтах нацистских организаций города. Указанные материалы в детальных подробностях инструктировали, как следует расправляться с «инородцами», как выследить жертву, совершить нападение, маскироваться. Более того, известны случаи совершения преступлений с соблюдением рекомендаций, содержащихся в указанных «пособиях». По данным Общественной палаты России, не менее 200 русскоязычных сайтов в Интернет пропагандируют ненависть по национальному признаку.
В сети присутствуют сайты экстремистских и националистических групп, нацеленные на аудиторию народов Кавказа, на которых ведется пропаганда националистических взглядов, публикуются призывы к свержению законных органов власти. Особо следует выделить сайты экстремистских организаций, которыми с размещением «ресурсов, демонстрирующих сцены убийств и пыток военнослужащих и мирных жителей, проводится политика широкомасштабного информационного террора» (7).
Исследователи отмечают, что Интернет усиливает процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь, связанные с тягой к насилию и сексуальностью), стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы. Есть примеры, когда недобросовестные пользователи применяют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. В США получило значительное распространение явление, обозначаемое как «киберпреследование» («суЬе^аШгщ»), Киберпреследованием принято считать совокупность действий, связанных с повторяющимися попытками навязать другому человеку нежелательные сетевые контакты и с их помощью вызвать у него ощущение постоянной тревоги, чувство страха. При этом жертве трудно определить, насколько реальна полученная угроза, кем преступник является в действительности, где он находится физически. Поскольку чувство страха и психологические страдания в подобном случае вполне оправданны, законодатели ряда государств относят «виртуальные» угрозы к достаточно опасным деяниям. Так, согласно федеральному законодательству США, передача по сетям связи сообщений, содержащих угрозу похищения человека или причинения ему физического вреда, является федеральным уголовным преступлением и приводит к наказанию до 5 лет тюремного заключения и штрафу в размере
250 тыс. долларов. Стоит отметить, что случаи преследования с использованием сетевых средств отмечаются и в отечественной практике.
Анализ литературы показывает, что сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах (так называемой Интернет-зависимости). Это проявляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение. Для подростков, получающих доступ к Интернет, виртуальная среда иногда кажется даже более адекватной, чем реальный мир. Возможность перевоплотиться в некую бестелесную «идеальную личность» открывает для них новые ощущения, которые им хочется испытывать постоянно или очень часто. Специалисты отмечают, что в некоторой степени указанная зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты похожи на возникающие при алкоголизме. Психологи выделяют несколько основных подтипов такой зависимости, с учетом того, к чему сформировалось пристрастие у конкретной личности: «киберсексу», виртуальным знакомствам, сетевым азартным играм, компьютерным играм или навязчивому перемещению по ШеЬ-узлам. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальная дезадаптация, нарушаются определенные общественные связи.
Особого внимания, на наш взгляд, требует и проблема влияния на установки личности широко распространенных в глобальных компьютерных сетях игр с элементами насилия. Компьютерные игры стали одной из наиболее значимых составляющих молодежной субкультуры. Производство игр является высокодоходным, что стимулирует производителей тратить немалые средства на дальнейшую популяризацию игровых программ. И хотя научного подтверждения непосредственного влияния насилия в компьютерных играх на формирование агрессивного поведения подростков до сих пор не получено, часть исследователей полагают, что такая зависимость существует. В качестве одного из примеров называется случай, когда весной 2002 г. немецкий подросток Р. Штайн-хойзер убил 17 и ранил 7 человек в гимназии, где он учился. При опросах свидетелей выяснилось, что любимым его занятием было участие в сетевых компьютерных играх, содержащих сцены насилия (таких, как СошйегЗЬтке).
Очевидно, с развитием технологий указанная проблема будет усложняться, поскольку компании-разработчики игр постоянно повышают качество соответствия игрового пространства реальности, а это ведет к возрастанию степени погружения личности в виртуальную среду.
Таким образом, формирующаяся в глобальных сетях среда способна оказывать определенное влияние на формирование негативных психологических установок. Более того, при внимательном изучении в сетевой среде можно обнаружить проявление известных механизмов социальной детерминации преступности: путем определенного социального формирования личности; путем дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения. Как показывает практика, поиск адекватных форм противодействия указанным негативным явлениям довольно сложен, и связано это с рядом причин. В частности, использовать в глобальных сетях отработанные методы профилактики противоправных действий не всегда представляется возможным.
В такой ситуации трудно переоценить роль непосредственного окружения индивида в нейтрализации отрицательного информационного влияния сетевых ресурсов. Безусловно, в современных условиях невозможно (да и нежелательно) изолировать молодого человека от пользования Интернет. В то же время доступ к сети должен осуществляться под
контролем взрослых, способных дать объективную оценку поступающей информации и осуществить ее фильтрацию.
Не может оставаться в стороне от рассматриваемой проблемы и государство. Назрела необходимость определения жестких критериев допустимости размещения в сетях определенных видов информации. Следует выработать действенные механизмы ограничения доступа к отдельным сайтам для различных категорий аудитории Интернет, обеспечив при этом баланс между соблюдением конституционных прав граждан на свободное выражение своего мнения и защитой охраняемых законом интересов личности, общества, государства.
С особым вниманием следует отнестись к проблеме анонимности доступа в глобальные сети. Для современного этапа развития сети «Интернет» характерно практически полное отсутствие достоверных идентификаторов личности при работе в сети. Отсутствие официального общего списка пользователей сетей и их адресов, упрощенные процедуры регистрации пользователей провайдерами, постоянное совершенствование механизмов анонимного участия в сетевых процессах существенно усложняют выявление лиц, совершающих в сетях противоправные действия. Установление принадлежности конкретного сетевого адреса определенному субъекту возможно далеко не во всех случаях. Не требующая соблюдения особых юридических формальностей процедура регистрации новых пользователей сети и простота работы обеспечивают свободный доступ в глобальные сети всем желающим, не исключая и потенциальных преступников. Допустимость анонимной активности в сети приводит к психологическому ощущению безнаказанности и, как следствие, созданию криминогенных групп, объединению вокруг них лиц, склонных к противоправной деятельности, возможности ведения пропаганды в целях привлечения новых участников.
Эта проблема настоятельно требует решения. Пожалуй, стоит согласиться с тем, что «пресловутая анонимность реальных владельцев сетевых изданий слабо совместима с принципами открытого и демократического общества» (6). Право на публикацию информации должен получать тот, кто предоставил достаточные сведения для идентификации авторства. В то же время предлагаемые для изменения ситуации способы (например, ввести стандарт, требующий жесткой идентификации пользователя в момент вхождения в сеть) сложны в организационном плане и требуют для своей реализации существенных капиталовложений.
Более четко следует выделить в Законе «О средствах массовой информации» (3) правовой статус сетевых периодических изданий, регламентацию их функционирования и соответствующие аспекты размещения в них информации. Требуется законодательно закрепить и критерии ответственности владельцев сайтов за содержание информационных материалов. Известно, что в комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству проходят согласования поправки к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», предусматривающие введение ответственности владельцев сайтов, не пресекающих размещение на них экстремистских материалов.
Полагаем, что необходимо организовать глубокое изучение чрезвычайно сложных процессов негативного информа-ционно-психологического воздействия ресурсов сети «Интернет» на подрастающее поколение, особенно с позиций криминологии.
И наконец, не менее важно, чтобы возникающие в глобальных компьютерных сетях противоправные процессы вызывали адекватное реагирование со стороны правоохранительных органов. А для этого, очевидно, в системе правоохранительных органов должны выделяться специализированные подразделения, перед которыми ставились бы задачи проведения контент-анализа содержимого информационных ресурсов глобальных сетей и пресечения негативных информационных процессов из числа рассмотренных выше.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Академия МВД СССР, 1975.
2. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 1996.
3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 21 июля 2005 г.).
4. Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
5. Кастелъс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фак-тория, 2004.
6. Лужков Ю. М. Всемирную сеть освоили разного рода мародеры и пираты // Известия. - 2004. - 16 мая.
7. Остроухое В. В. Пропаганда терроризма и ксенофобии в телекоммуникационных сетях общего пользования: выступление на форуме ОБСЕ (Париж, 16-17 июня 2004 г.)// <ЬИр:// lenta.ru/internet/2004/06/16/osce/>.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004.
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т. Ю. Уралова
Омский государственный педагогический университет
Современное общество, становясь информационным, изменяет требования к профессиональным знаниям и умениям специалистов: необходимым становится владение информационными и коммуникационными технологиями. Однако, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., «профессиональное образование... еще не способно в должной мере решить проблему “кадрового голода”, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников» (6). В научных публикациях неоднократно отмечалось, что существует специфика подготовки в области информатики будущих специалистов технического, естественно-научного и гуманитарного направлений. Однако традиционно сложившаяся практика обучения информатике в вузах еще в недостаточной степени учитывает специфику будущей профессиональной деятельности. Поэтому актуальными являются идеи М. П. Лапчика о «... формировании необходимых навыков использования информационных технологий в предметной деятельности, которые со временем станут неотъемлемой и естественной частью содержания самих предметных программ» (7,193).
Несмотря на имеющийся значительный опыт по подготовке педагогов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, исследования и рекомендации касаются преимущественно учителей-предметников и не затрагивают специфику подготовки других специалистов системы образования, в частности психологов.
Подготовка специалиста в вузе должна вестись в соответствии с содержанием и целями профессиональной деятельности, которые для практического психолога в настоящий момент находятся в состоянии разработки. Ряд авторов, описывая содержание деятельности практического психолога в образовательном учреждении, предполагают его кураторскую позицию по отношению к учебно-воспитательному процессу. В частности, в качестве цели деятельности психолога в концепцииВ. В. Рубцова(10, 50-51) заявлена поддержка развивающего образования, у Л. М. Фридмана (11, 97-107)-
обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Таким образом, практический психолог должен хорошо разбираться в учебно-воспитательном процессе, в принципах развивающего образования. Поэтому его профессиональная деятельность, а значит, и подготовка должны быть идентичны учительской.
Другие авторы, например М. Р. Битянова (1), Е. А. Козырева (8, 14), Е. Казакова (4, 14), предполагают наличие у практического психолога «своей» практики, «со своими внутренними целями и ценностями, но при этом... органично вплетаемыми в ткань учебно-воспитательной педагогической системы» (1, 17). Данная парадигма обозначается как «Сопровождение» и имеет целью «.. .создание социально-психологи-ческих условий для успешного обучения и психического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» (1, 20). С позиций данных авторов, основными видами деятельности психолога в образовательном учреждении являются психодиагностическая, коррекционно-развивающая, консуль-тативно-просветительская работа.
В условиях модернизации образования сущность педагогической деятельности определяется как «...создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ученика; актуализация его жизненного опыта; овладение им ценностями, знаниями, побуждениями, смыслами; помощь и поддержка ребенка в решении жизненных проблем; опора на достижения и успех ребенка». (12, 38-42). В таком случае деятельность практического психолога, имея сходство с учительской деятельностью по целям, отлична от нее по содержанию, видам и формам.
Мы предполагаем, что подготовка к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий должна вестись по двум направлениям: общепрофессиональному (как педагога) и предметному (как практического психолога).
К сожалению, действующие стандарты высшего педагогического образования все еще слабо отражают потребность формирования у практических психологов готовности к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. В частности, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2005 г. для специальности «031000 Педагогика и психология» (квалификация педагог-психолог) (3) предусматривает изучение следующих дисциплин из области информатики:
- «Математика и информатика» (в объеме 100 час). Данный курс предполагает среди прочих вопросов рассмотрение тем: алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности;
- «Аудиовизуальные технологии обучения» (в объеме 100 час). Данный курс предполагает изучение тем: аудиовизуальная информация; аудиовизуальная культура; психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком; аудиовизуальные технологии; аудиовизуальные технологии обучения; интерактивные технологии обучения; дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий; типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения; банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов; Интернет в обучении и образовании.
Данные дисциплины относятся к блоку общих математических и естественно-научных дисциплин и, что вполне естественно, не затрагивают специфики применения информационных технологий в деятельности практического психолога. Однако, как и относящийся к блоку общепрофессиональных дисциплин курс «Использование современных информационных технологий в учебном процессе» (в объеме 72 часа), не касаются ни психодиагностики, ни коррекционно-развива-ющей, ни консультативно-просветительской деятельности, приобретающих в условиях информационного общества специфическое содержание и формы организации.
Это вызывает необходимость модернизации подготовки практического психолога, включив освоение элементов ин-