Научная статья на тему 'Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети'

Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3366
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК / ИНТЕРНЕТ-СЕТЬ / УГРОЗЫ / VICTIM BEHAVIOR / SAFETY / RISK / INTERNET NETWORK / THREATS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фалкина Светлана Анатольевна

В статье идет речь о психологических характеристиках подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети. Рассматриваются внешние и внутренние фактории риска в Интернете. Производится оценка рисков для подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of teenagers inclined to victim behavior on the Internet

The article deals with the psychological characteristics of the adolescents who are prone to victim behaviorin the Internet network. Discusses external and internal factories risk on the Internet. Is risk assessment for the younger generation.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети»

УДК 159.922.76:004.738.5

С. А. Фалкина

Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети

В статье идет речь о психологических характеристиках подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети. Рассматриваются внешние и внутренние фактории риска в Интернете. Производится оценка рисков для подрастающего поколения.

Ключевые слова: виктимное поведение, безопасность,риск, интернет-сеть, угрозы.

S . A. F a l k i n a

Psychological characteristics of teenagers inclined to victim behavior on the Internet

The article deals with the psychological characteristics of the adolescents who are prone to victim behaviorin the Internet network. Discusses external and internal factories risk on the Internet. Is risk assessment for the younger generation.

Keywords: victim behavior, safety, risk, internet network, threats.

Постановка проблемы

современном обществе интернет-пространство стало неотъемлемой сферой жизни и деятельности огромного количества людей. Большой процент аудитории пользователей Интернета составляют лица подросткового и юношеского возраста. Подростки, вступая в интернет-среду, образуют особую подростковую среду общения, усваивая при этом нормы, ценности, установки сети. Взаимодействие подростков в интернет-пространстве характеризуется необязательностью соблюдения общепринятых норм, и тем самым усложняет процесс контроля тех социальных норм и форм поведения, которые усваивают пользователи сети Интернет. Также остро стоит вопрос о новых типах и способах взаимодействия между подростками и различными социальными группами, характеризующимися, в том числе, и социально опасными проявлениями. В свою очередь, негативными последствиями могут считаться общение с носителями форм девиантного поведения в Сети, а именно, к которому относится хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, компьютерная педофилия. Таким образом, при этом сами подростки могут иметь как антисоциальную направленности деятельности в Интернете и быть причиной преступных действий, так и сами попадать в статус жертвы преступления. В данном случае подростки, как наиболее уязвимая и восприимчивая возрастная ка-

тегория, могут неумышленно провоцировать по отношению к себе свершение противоправных действий. Вариантами данного взаимодействия подростков во всемирной сети могут быть следующие: установление с ребенком незаконного контакта (груминг), с дальнейшими преступными действиями, киберпреследования, онлайн насилие, мошенничество и другое. Исследователи отмечают [1, 3, 6, 9], что для многих подростков то обстоятельство, что они стали жертвой преступления, не случайное, а подготовленное их поведением, личностными особенностями (в том числе и возрастными), условиями воспитания и жизненным опытом, то есть наличием тех или иных виктимных склонностей.

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение особенностей виктимного поведения подростков в Интернет-сети.

Анализ последних исследований по теме

Исследователями изучаются как положительное, так и отрицательное влияние интернет-технологий на личностное развитие подрастающего поколения. Так, глобальная сеть Интернет предоставляет мгновенный доступ к различной информации, ресурсам библиотек, сайтам различных вузов, опосредуя интеллектуальную деятельность человека, предоставляет возможность разностороннего познания мира, расширения кругозора, увеличения круга общения, обогащения социального опыта за счет стирания границ между различными государствами,

удовлетворения различных социальных (в общении, в поиске групп по интересам) и образовательных потребностей. Однако вместе с тем учеными (А.Г. Асмолов, Е. Белинская, Т.Ю. Больбот, А.Е. Войскунский, А. Жичкина, Л.Н. Юрьева, К. Янг и др.) отмечаются и негативные проявления взаимодействия людей в интернет-пространстве. К таким проявлениям относят феномен интернет-аддикции, информационные перегрузки, формирование деструктивного образа мира [4, 5, 8, 10].

Одними из первых проблемой безопасного поведения в сети Интернет стали заниматься западные ученые. Так, американский исследователь Palfrey John выделяет три группы угроз психологической безопасности детей и подростков в интернете: нежелательные контакты (которые могут привести к сексуальному насилию); кибербуллинг: оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети; «опасные» материалы (порнография, видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию) [11].

Федоренко С.В. анализируя негативные влияния информационно-коммуникативных технологий, отмечает, что к ним, прежде всего, относят: 1) потребление суррогатной информации (ужасов, порнографии, коммерческой рекламы, другой информации сомнительного качества), вследствие чего происходит «инфляция» интеллектуально-познавательной деятельности, формируются фрагментарные, бессистемные знания и представления и ошибочные, неадекватные модели мира; 2) «искусственное» общение, которое мало-помалу вытесняет коммуникацию с близкими людьми, друзьями на пользу виртуальных взаимоотношений, вследствие чего у человека формируются искаженные социальные ценности и установки, теряется ориентация на традиции и авторитеты (обесценивается авторитет родины, родителей, власти, закона и т.д.); 3) виртуализация жизненного пространства пользователей Интернета, признание приоритета виртуальной реальности над реальностью повседневной социальной жизни; 4) увлечения виртуальным насилием, жестокими видеоиграми; 5) опасности для психического здоровья: аддиктивный синдром (интернет-зависимость), разрушение социальных связей и социальной активности [10].

Так, данными исследователями были отмечены общие характеристики, которые создают определенное поле для возникновения проблем утраты психологической безопасности. Украинские ученые Кочарян А.Б., Гущина Н.И. выделяют следующие интернет-угрозы: вирусы; нелегальные и вредные материалы, которые не соответствуют возрастным особенностям и негативно влияют на физическое и психическое здоровье детей (нежелательный контент); кибер-хулиганство (кибер-булинг, кибер-гумлинг,

гриферы); получение информации о ребенке и ее семье (фишинг, фарминг); онлайн-хищники; создание профайлов для выявления интересов ребенка; спам; недостоверная информация [4]. Также внешние источники угрозы безопасности личности в Интернете исследованы С.Д. Максименко, С.И. Болтивцом, М.А. Чепой, И.В. Литовченко. Однако программы, построенные по результатам этих исследований, направлены на психологическое просвещение родителей и не учитывают личностные особенности самих детей. Г.Л. Смолян указывает в качестве факторов риска, присущих самому человеку: незрелость личности, выражающаяся в неспособности к самостоятельному осознанному выбору информации, релевантной своим интересам, убеждениям и планам; установки личности на конформизм, подражательство, на готовность к восприятию манипулятивного информационного воздействия; состояния социума, способствующие повышенной внушаемости, массовому заражению идеями [7]. Несмотря на значимость проведенных исследований, исследователями не учитываются отличия виртуальной и реальной среды, а личностная незрелость исследуется в направлении конформности.

На наш взгляд, необходимо учитывать то, что сами подростки, находясь в интернет-пространстве, могут вести себя виктимно, провоцируя по отношению к себе свершение противоправных или преступных действий. В силу определенных социально-психологических аспектов деятельности человека в Интернете (анонимность, физическая непредставленность партнера по общению и т.п.) у пользователей может создаваться ощущение безопасности и отсутствия какой-либо угрозы, что может приводить к реализации в интернет-пространсве виктимных склонностей подрастающего поколения и нести угрозу социально-психологическому благополучию подростков.

Виктимное поведение подростков обусловлено совокупностью индивидуальных и социально-психологических факторов. В качестве доминирующих социальных факторов выступают индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, низкий социально-экономический статус семьи и негативные стратегии семейного воспитания. Т.М. Вакулич, к индивидуально-психологических факторов виктимной личности подростков, приводящих в совокупном воздействии к личностным деформациям и последующей виктимизации, относит: спейифи-ческие подростковые комплексы, эмоционально-установочную готовность личности ребенка, которая проявляется либо в агрессивном реагировании, либо в виде конформного поведения, тревожность, фрустрированность, неадекватная самооценка: нарушение ценностных ориентаций, наличие сложившихся и закрепленных в виде ригидных паттернов — моделей виктимного

поведения, наличие образцов виктимного поведения [3].

Таким образом, обеспечение безопасности детей и подростков в интерне-сети должно вестись по двум направлениям одновременно: снижение рисков со стороны внешних источников (работа с родителями, контроль над сайтами) и работа с внутренними факторами, в частности — это сопровождение подростков, склонных к виктимному поведению. Так, недостаточная разработка проблемы и ее актуальность обуславливает необходимость проведения эмпирического исследования с целью выявления психологических характеристик подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети.

Изложение основного материала

На первом этапе эмпирического исследования решалась задача определения склонности к виктимному поведению среди подростков-пользователей Интернет-сети. Для реализации поставленной задачи использовалась Методика исследования склонности к виктимному поведению (О.О. Андронниковой), с помощью которой можно определить склонности к виктимному поведению по следующим шкалам: 1) шкала склонности к агрессивному виктимному поведению, 2) шкала склонности к самопо-

вреждающему и саморазрушающему поведению, 3)шкала склонности к гиперсоциальному виктимному поведению, 4) шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению, 5) шкала склонности к некритичному поведению, 7) шкала реализованной виктимности. На данном этапе исследование производилось распределение респондентов в контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальную группу вошли подростки, имеющие высокие показатели по предложенным шкалам. В число контрольной группы вошли подростки, ответы которых соответствовали шкале нормы и ниже нормы. Количество респондентов в обеих группах составило по 30 человек. Далее производилось изучение особенностей виртуальной идентичности пользователей и восприятие Интернета в группах виктимных и невиктим-ных подростков. Для изучения типа виртуальной идентичности пользователя использовался опросник «Личность в виртуальном пространстве» А.И. Лучинкиной. Данный опросник позволяет оценить такие три параметра виртуальной идентичности личности: виртуальность, вовлеченность и направленность. Распределение ответов респондентов обеих групп представлены на рис. 1.

Рис. 1. Виртуальная идентичность подростков, склонных к виктимному поведению

Из данных рис. 1. видно, что для подростков, склонных к виктимному поведению характерны более высокие показатели по шкале «виртуальность». В частности, различия наблюдаются в преобладание виртуального над реальным (при р<0,05) в группе виктимных подростков. Виртуальность характеризует степень принятия Интернета как жизненного пространства. Личность с высоким уровнем виртуальности стремится более продолжительном времени пребывания в интернет-среде, несмотря на другие дела. Интернет-пространство для таких подростков — это, прежде всего, пространство самореализации. Они считают Интернет более

безопасным и интересным, чем реальную среду, стремится к тиражированию своих или вымышленных образов в интернет-пространстве. Однако по показателям вживания в роль достоверных различий между группами не наблюдается. Вовлеченность в интернет-пространство оценивается устойчивостью мотивации к пользованию Интернетом, которая оценивается по необходимости получать удовольствие от пользования Сетью, особенностями внешней и внутренней «Я»-концепции. Уровень по указанной шкале определяется суммой баллов по параметру «инструментальные навыки», мотивация раскрывается по следующим параметрам: «внутренние

процессы», «внешняя «Я»-концепция». Так, результаты статистической обработки данных показали, что подростки, склонные к виктимному поведению имеют более высокие показатели по шкале вовлеченности и чувствуют себя принадлежащими к сетевой культуре, обладают достаточными знаниями для ориентации в интернет-пространстве (при р<0,01). Однако высоко мотивированными к деятельности в Интернете являются подростки обеих групп. Направленность содержит информацию о просоциальном, асоциальном или антисоциальном направление социализации в интернет-среде. Среди подростков контрольной группы преобладает асо-

циальная направленность, что проявляется в эпизодическом нарушении подростками норм, принятых в интернет-пространстве, пользовании неразрешенными ресурсами и т.д. Для группы подростков, склонных к виктимному поведению характерна просоциальная направленность, что выражается в соблюдении социальных норм, принятых в интернет-пространстве. Различия достоверны при р<0,05.

Для выявления взаимосвязей между типом виктимного поведения и особенностями виртуальной идентичности использовался корреляционный анализ. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа

Тип Преобладание виртуальности Вживание в роль Инстру- ментальные навыки Вну- тренние процессы Я - концепция Направ- ленность

Агрессивный 0,208 0,489 0,298 -0,221 0,595* 0,315

Самоповреждающий 0,314 0,240 0,574* 0,532* 0,167 -0,313

Гипер социальный 0,136 -0,249 -0,132 -0,140 -0,202 -0,137

Зависимый 0,345 0,339 0,723* -0,224 0,450 -0,161

Некритичный 0,786* 0,585* 0,892** 0,314 0,423 -0,269

Реализованная виктимность 0,387 0,420 0,726* 0,154 0,453 0,135

Так, для подростков с агрессивным типом виктимного поведения важным является тот факт, что в Интернете они могут использовать свои способности и опыт, привлекает возможность влиять на другие процессы в Интернете. Виртуальная жизнь является привлекательней, чем реальная. Подростки с самоповреждающим типом виктимного поведения имеют более высокие показатели вовлеченности в интернет-пространство, имеют лучшие инструментальные навыки для овладения нормами интернет-сети. Данные подростки ориентированы на оценку окружающими их информации в сети. Они обеспокоены количеством лайков, комментариев под их записями. Зависимые виктимные подростки также имеют высокие показатели вовлеченности. Некритичный тип подростков имеют высокие показатели виртуальности и вовлеченности. Данные подростки создают псевдонимы, предоставляют различную информацию о себе (реальную и вымышленную), также одним автором может создаваться сразу несколько личностей. Подростки с высокими показателями по шкале «реализованная виктимность» имеют высокий уровень вовлеченности в интернет-пространство. Они считают, что границы между реальным и виртуальным не существует, хотят переселиться в виртуальный мир, отмечают то, что происходит в сети гораздо интереснее реальных событий.

Далее производилось изучение восприятия подростками Интернета и оценка рисков

в интернет-пространстве. С помощью методики «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда происходило изучение эмоционального отношения подростков и определения смыслового содержания категорий «Интернет». Результаты средних значений показателей по категории «Интернет» в группах виктимных и невиктим-ных подростков представлены на рис. 2.

Общим в восприятии Интернета для подростков являлись шкалы «большой», «активный», «радостный», «легкий» что в целом характеризует привлекательность интернет-пространства для данной возрастной категории. Однако существую значительные отличия в восприятии Интернета у подростков с различной степенью выраженности склонности к виктимному поведению по таким шкалам как «плохой-хороший», «противный-приятный», «простой-сложный», «злой-добрый», «жизнерадостный-унылый», «чистый-грязный», «свежий-гнилой», «влаж-ный-сухой», «дорогой-дешевый», «родной-чу-жой», «мягкий-твердый», «глупый-умный», «горячий-холодный». У виктимных подростков отмечается в восприятии Интернета значительно ниже интенсивность значений по таким категориям, как хороший, добрый, жизнерадостный, родной, умный, дорогой, приятный. Подобная, значительно менее интенсивная эмоциональная окраска, чем в контрольной группе, может указывать на переживания опыта неприятных ситуаций подростками экспериментальной группы в психологическом пространстве сети Интернет.

Глупый

,-1 ' -

Свежий

Любимый

Жшнерадос

Злой

Быстрый

Дорогой Мягкий

Легкий л Чиетый З

Острый

Плохой

Большой

Темный

Активный Противный /Горячий

Хаотичный

Гладкий

■Виктнмные

-Невпктпмные

РасЛШЙк

Рис. 2. Семантическое поле понятия «Интернет»

Также были выделены такие характеристики Интернета, как «грязный», «сложный», «сухой», «твердый», «холодный».

С целью выявления представлений подростков о проблемах и опасностях, с которы-

ми они сталкиваются в Интернете было проведено анкетирование. Одной из задач анкеты была оценка рисков в интернет-пространстве самими подростками. Данные представлены на рис 3.

Рис. 3. Оценка рисков в интернет-пространстве

Так, наиболее высокую оценку в группе вик-тимных подростков полила такая угроза, как кибербуллинг (3,3). В группе невиктимных подростков данная угроза на 4 месте (1,8). Возможно, высокая оценка данной угрозы виктимными подростками связана с реализованной виктино-стью в данных интернет-угрозах, связанных с преследованиями, запугиваниями, умышленным агрессивным поведением, направленным против жертвы с целью унижения ее достоинства. Общим в обеих группах является высокая оценка опасности неэтичной и навязчивой рекламы, попытки посторонних узнать личную информацию и угрозы вредоносных программ. У подростков, со склонностью к виктиному поведению также более высоко оценены угрозы пропаганды наркотиков и экстремизма. Наиболее низкую оцен-

ку в обеих группах получил риск мошенничества в Интернете.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно выделить следующие особенности подростков, склонных к виктимно-му поведению в интернет-сети:

1. Модель агрессивного типа виктимного поведения в Интернете характеризуется склонностью попадать в опасные ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т.д.). Для подростков данного типа с высокой вовлеченностью в интернет-пространство выступает местом самореализации своих способностей, реализацией возможности иметь больше друзей, чем в реальной жизни, демонстрации своего творче-

ства другим. При этом данная самореализация в Интернете может иметь и антиобщественную направленность, в рамках которой будет проявляться агрессивность к определенным пользователям, будут преднамеренно создаваться или провоцироваться конфликтные ситуации. Для данных пользователей может быть характерной склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм и правил. Подростки с данным типом виктимного поведения с учетом мотивационной направленности могут создавать «опасные материалы» (порнография, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию и др.).

2. Модель активного типа (подростки со склонностью к самоповреждающему и само-разрушающему поведению). Для данных подростков характерна жертвенность, связанная с активным поведением, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением в сети. Для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которые характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих. В сети примером данного поведения могут выступать размещение информации о себе и своей семье, заведение нежелательных контактов, новых незнакомых друзей, встреча с данными незнакомыми людьми в реальной жизни, что может приводить к столкновению с насилием не только в пространстве Интернета, но и в реальной жизни подростков. Подростки с самоповреждающим типом виктимного поведения имеют более высокие показатели вовлеченности в интернет-пространство, имеют лучшие инструментальные навыки для овладения нормами интернет-сети.

3. Модель инициативного типа (подростки с гиперсоциальным виктимным повдением). Сюда относятся подростки, положительное поведение которых обращает на них преступные действия агрессора. Пользователи данного типа считают

недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. В общении на форумах, в группах они проявляют отзывчивость, принципиальность, требовательность, готовность рисковать. Пользователи нетерпимы к поведению, нарушающему общественный порядок.

4. Модель пассивного типа (подростки с зависимым поведением): характерна моральная нормативность; отсутствие ощущения социальной поддержки и включенности в социум. В силу этого данная категория детей ищет поддержку в пространстве Интернета. Для них характерна склонность к зависимому, беспомощному поведению. Данная несамостоятельность и потребность в помощи других мотивирует их обращаться за советами и помощью в различные группы и форумы. При этом они вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих, имеет ролевую позицию жертвы и не оказывают сопротивления преступникам по различным причинам. Данная группа подростков имеет высокие показатели вовлеченности в интернет-пространство, что может свидетельствовать о их склонности к ин-тернет-зависимому поведению.

5. Модель некритического типа. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в реальном и виртуальном взаимодействии. Подростков некритичного типа обнаруживает неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности. Некритичный тип подростков имеют высокие показатели виртуальности и вовлеченности. Данные подростки создают псевдонимы, предоставляют различную информацию о себе (реальную и вымышленную), создают множество виртуальных личностей, переносят нормы виртуального мира в реальное взаимодействие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дисс. ... канд. психол. наук / О.О. Андронникова. - Новосибирск, 2005. - 215 с.

2. Бондаренко С.В. Профилактика девиантного поведения молодежи Дона и Юга России /Л.А. Погосян, С.В. Бондаренко, В.В. Черноус. - Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2003. - 134 с.

3. Вакуліч Т.М. Вивчення віктимності особистості неповнолітніх у психологічній літературі / Т.М. Вакуліч // Проблеми загальної та педагогічної психології. Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України // за ред. С.Д. Максименка т.ХІ ,ч. 6. - К., 2009. - С. 49-56.

4. Виховання культури користувача Інтернету. Безпека у всесвітній мережі. Навчально-методичний посібник / А.Б.Кочарян,

Н.І.Гущина. - Київ, 2011. - 100 с.

5. Литовченко І. Діти в Інтернеті: як навчити безпеці у віртуальному світі: посібник для батьків / І. Литовченко, С. Максименко, С. Болтівець. - К.: «Аванпост-Прим», 2010. - 48 с.

6. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - К.: Издательство «Эксмо», 2006. - 1008 с.

7. Смолян Г.Л. Проблемы обеспечения гарантий безопасности информационного общества / Г.Л. Смолян, А.А. Кононов // Научно-техническая информация, № 8, Сер. 1, 2003. - С. 13-18.

8. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Н.Ю. Зотова, А.И. Чекалина, О.С. Гостимская. - М., 2011. - 176 с.

9. Туляков В.О. Віктимологія (соціальні та кримінологічні проблеми) / В.О. Туляков. - Одесса: Юрид.літ., 2000. - 336 с.

10. Федоренко С.В. Глобалізація розвитку комп’ютерних технологій: інтернет, досягнення та наслідки / С.Федоренко // Проблеми та перспективи наук в умовах глобалізації: матеріали VI Всеукраїнської наукової конференції. - Ч. ІІ: фізичне виховання, фізика, інформатика, математика, техніка, біологія, хімія. - Тернопіль, 2010. - С. 50-54.

11. Palfrey John Gasser. Interop: The Promise and the Perils of Highly Interconnected Systems. Basic Books, 2012.

REFERENCES

1. Andronnikova O.O. Psikhologicheskie faktory vozniknoveniia viktimnogo povedeniia podrostkov: diss. ... kand. psikhol. nauk [Psychological factors of victimization behavior of adolescents: Diss. ... Cand. Psychol. Sciences]. Novosibirsk, 2005. 215 p.

2. Bondarenko S.V. Profilaktika deviantnogo povedeniia molodezhi Dona i Iuga Rossii [Prevention of deviant behavior of young people don and the South of Russia]. Rostov-on-Don, SKNTs VSh, 2003. 134 p.

3. Vakuhch T.M. Study of victimization personality of minors in the psychological literature. Problemi zagal'noi ta pedagogichnoi psikhologii. Zbirnik naukovikh prats' Institutu psikhologii im. G.S. Kostiuka APN Ukraini // za red. S.D. Maksimenka [Problems of general and pedagogical psychology. Collection of scientific works of the Institute of psychology named after G.S.Kostyuk APS of Ukraine // ed. by S.D. Maksimenko]. Kiev, 2009. V.XI, P6. pp.49-56.

4. Vikhovannia kul'turi koristuvacha Internetu. Bezpeka u vsesvitnii merezhi. Navchal'no-metodichnii posibnik / A.B.Kocharian, N.I.Gushchina [The culture of the Internet user. Safety in the world network. Teaching-methodological manual / A.B.Kocharian, N.I.Gushchina]. Ki'iv, 2011. 100 p.

5. Litovchenko І. Diti v Interneti: iak navchiti bezpetsi u virtual'nomu sviti: posibnik dlia bat'kiv [Children in the Internet: how to teach security in the virtual world: a guide for parents]. Kiev, Avanpost-Prim, 2010. 48 p.

6. Malkina-Pykh I.G. Psikhologiia povedeniia zhertvy. Spravochnik prakticheskogo psikhologa [Psychology of the victim's conduct. A Handbook of a practical psychologist]. Kiev, Eksmo, 2006. 1008 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Smolian G.L. Problems of providing security guarantees to the information society. Nauchno-tekhnicheskaia informatsiia -Scientific and technical information, 2003, no.8, pp.13-18 (in Russian).

8. Soldatova G.V. Poimannye odnoi set'iu: sotsial'no-psikhologicheskoe issledovaniepredstavlenii detei i vzroslykh ob internete [Caught one network: a socio-psychological study of the views of children and adults about the Internet]. Moscow, 2011. 176 p.

9. Tuliakov V.O. Viktimologiia (sotsial'ni ta kriminologichniproblemi) [Victimology (social and criminological problems)]. Odessa, Iurid.Ht., 2000. 336 p.

10. Fedorenko S.V. Globalizatsiia rozvitku komp’iuternikh tekhnologii: internet, dosiagnennia ta naslidki//Problemi taperspektivi nauk v umovakhglobalizatsii [Globalization of development of computer technologies: Internet, achievements and impacts]. Materiali VI Vseukrains'koinaukovoikonferentsii. - Ch. II: fizichne vikhovannia, fizika, informatika, matematika, tekhnika, biologiia, khimiia [Problems and prospects of science in the context of globalization: proceedings of the VI all-Ukrainian scientific conference. - Hr. II: physical education, physics, computer science, mathematics, technology, biology, chemistry]. Ternopіl', 2010. pp.50-54.

11. Palfrey John Gasser. Interop: The Promise and the Perils of Highly Interconnected Systems. Basic Books, 2012.

Информация об авторе Information about the author

Фалкина Светлана Анатольевна Falkina Svetlana Anatol'evna

(Украина, Симферополь) (Ukraine, Simferopol)

Преподаватель кафедры психологии. Крымский Lecturer of the Department of Psychology. Crimean

экономико-правовой институт Международного Institute of Economics and Law of International

гуманитарного университета. Humanitarian University.

E-mail: svetafalkina@mail.ru E-mail: svetafalkina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.