Научная статья на тему 'ЭВРИСТИЧЕСКИЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанчиев Абдулла Надирсолтанович

Целью исследования было изучить эвристические и интерактивные технологии в преподавании информатики в педагогическом вузе как средство развития гибкости мышления студентов. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Сделан вывод о том, что интеграция эвристической и интерактивной технологии при преподавании информатики является педагогическим условием формирования гибкости мышления студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEURISTIC AND INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING INFORMATICS AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A MEANS OF DEVELOPING THE FLEXIBILITY OF THINKING OF STUDENTS

The aim of the study was to study heuristic and interactive technologies in teaching informatics at a pedagogical university as a means of developing students' thinking flexibility. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. It was concluded that the integration of heuristic and interactive technology in teaching informatics is a pedagogical condition for the formation of flexibility of thinking of students of a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

> <

UJ

S

SÉ О

LU

332

тронный ресурс] http://psyedu.ru/journal/2016/2/ 8aeva_Tarasov.phtml

4. Дзятковская E.H. Психологические барьеры об разования для устойчивого развития и пути их преодоления // Гуда ни тарный вектор. Серия; Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (11). - С, 26-32.

5. Колесникова И.А, Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

6. Каратаева Н.Г. Психологические барьеры пре подавателей на пути педагогических инноваций // Вестник Воронежского государственного университета. - 2013. - N83-2. - Т. 9. - С. 34 42.

7. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды. - СПб. : Изд во Книжный Дом, 2013.-288 с.

8. Мануйлов IO.C Средовой подход в воспитании. - М.; Н. Новгород, 2002. - 157 с.

9. Тарасов С.в. Образовательная среда: понятие, структура, типология: [Электронный ресурс] https:/ /cyberleninka.ru/artic!e/n/obrazovatelnaya-$reda-ponyatie-struktura-lipologiya/viewer

10. Савенков А.А. Образовательная среда // Школьный ПСИХОЛОГ. - 2008. - №19, - С. 16-24

11. Сериков В.В. Личностно развивающая обра зевательная среда как ресурс подготовки педагога: [Электронный ресурс] - https://www.vspc34. ru/index.php?option = com_content&view = article&id 1276

12. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ): [Элек тронный ресурс] http://lizardjinr.ru/-tina/ritm/ tanja/Tehnoíogy/gprn/gp_pí/gp_pi! 2.htm¡#fÍ002

<

CI UJ

HEURISTIC AND INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING INFORMATICS ATTHE PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A MEANS OF DEVELOPING THE FLEXIBILITY OF THINKING OF STUDENTS

Sabanchlev Abdufta Nadirsoltanovkh, Senior Lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methodology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The aim of the study was to study heuristic and interactive technologies in teaching informatics at a pedagogical university as a means of developing students ' thinking flexibility. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. It was concluded that the integration of heuristic and interactive technology in teaching informatics is a pedagogical condition for the formation of flexibility of thinking of students of a pedagogical university.

Keywords; heuristic technologies, interactive technologies, informatics, pedagogical university, flexibility of thinking. DOI 10.24923/2222-243X.2021 -38.69

УДК 378 ВАК РФ 13,00,02

> СабанчиевА.Н., 2021

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

Целью исследования было изучить эвристические и интерактивные технологии в преподавании информатики в педагогическом вузе как средство развития гибкости мышления студентов. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Сделан вывод о том, что интеграция эвристической и интерактивной технологии при преподавании информатики является педагогическим условием формирования гибкости мышления студентов педагогического вуза.

Ключевые слова; эвристические технологии; интерактивные технологии; ин форматка; педагогический вуз; гибкость мышления.

САБАНЧИЕВ Абдулла Надирсолтанович, старший преподава тель кафедры Профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, Дагестанский государствен ный педагогический университет, Махачкала, Республика Да гее тан

Пандемия С0\/10-19 вызвала крупнейшее нарушение системы образования в истории почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем е 190 странах.

Закрытие школ и других учебных заведений затронуло 94% учащихся в мире, до 99% в странах с низким и средним уровнем дохода. При этом кризис стимулировал инновации в секторе образования.

Созданы новаторские подходы в поддержку непрерывности образования и обучения. Решения по дистанционному обучению были разработаны благодаря быстрой реакции правительств и партнеров по всему миру, поддерживающих непрерывность образования, включая Глобальную образовательную коалицию, созданную ЮНЕСКО.

Большинство обучающихся и преподавателей успешно продолжают образование с помощью образовательных технологий и он-лайн-обучения, однако есть те, кто все еще сомневаются в эффективности и уровне вовлеченности последних.

При этом общество нуждается в гибких и устойчивых системах образования. В период пандемии корона вирусной инфекции особое внимание было уделено интеграции интерактивных технологий в образовании [1].

К 2025 году мировой рынок электронного обучения достигнет 325 млрд долларов. Всего два года назад он достиг 190 млрд долларов, а в 2015 году рынок оценивался в 107 миллиардов долларов, так что легко увидеть невероятный рост глобального рынка электронного обучения.

Анализ работ различных авторов [2; 3; 4 и др.] позволил выделить следующие характеристики гибкости мышления:

1. Умение рассматривать явления с разных сторон, т.е. способность подойти к изучаемому явлению, решаемой задаче с различных точек зрения.

2. Вариативность решений, подходов к изучению явлений, целесообразное варьирование способов действий.

3. Сопротивляемость шаблону, т.е. способность отказаться от сложившегося стереотипа, преодолеть барьер прошлого опыта.

4. Быстрота ориентировки при смене ситуации, способность переключиться с одного способа решения или действия на другой, с одной идеи на другую.

5. Легкий переход от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой с учетом требований задачи.

6. Поиск оригинальных решений или усовершенствование уже найденных способов действий.

Под интерактивными технологиями мы понимаем такие, в которых студент постоянно взаимодействует в субъектно-объективных отношениях, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Основными отличиями форм и методов интеграции эвристической и интерактивной технологий обучения является:

- принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

-достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

- самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

- создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

- непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;

- изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

- субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер.

Среди форм, методов, приемов и средств, реализующих интеграцию эвристической и интерактивной технологии, можно выделить следующие:

- работа в малых группах - в парах, ротационных тройках, "два, четыре, вместе";

- метод карусели;

- лекции с проблемным изложением;

- эвристическая беседа;

- уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

- конференции;

-деловые игры;

- технология полноценного сотрудничества;

- технология моделирования, или метод проектов. [6; 7; 8 и др.]

Ключевую роль в организации такого обучения играют эвристические задания, направленные на формирование и развитие творческого потенциала личности учащихся.

В сегодняшней сложившейся ситуации в рамках интерактивных технологий для развития гибкости мышления у студентов педагогического вуза можно использовать электронные дистанционные технологии.

Электронные и дистанционные образовательные технологии широко используются в образовательных программах различных уровней и направлений. Растущий интерес к онлайн-образованию наблюдается во всех странах. Дистанционное обучение, цифровая трансформация образования и растущая конкуренция в открытом дистанционном образовании вместе с проблемами открытых инноваций являются типичными чертами современного мира.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса, включающая информацию, полученную из баз данных и используемую при реализации образовательных программ. Образовательный контент электронного обучения может быть взят из сети Интернет; федеральной системы

а] о си

к

о_ <

2:

со со

Ё

333

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

с

334

информационных образовательных ресурсов, разработанных в рамках федеральных программ и проектов; комплектов учебников; или разрабатываться самими преподавателями.

Возможности электронного обучения могут быть реализованы с помощью следующих современных ресурсов: Rosetta Stone; Tell me More Ultimate; Livemocha, Bussuu, AlGeo.

Программный продукт "1С: электронное обучение" может быть использован для разработки онлайн-курсов и электронных ресурсов. Программное обеспечение Blackboard и Mood!e также может быть использовано для разработки электронных курсов, их загрузки и непосредственного внедрения электронного обучения с использованиемдистанционных образовательных технологий. Системы eFront, Moodie могут быть использованы для смешанного обучения студентов с использованием средств электронного обучения [2].

К новым тенденциям в электронном обучении относятся сервис Н5Р, который может быть использован для создания и редактирования интерактивных видео, презентаций, игр, рекламы и т. д.; Adapt Learning-cepenc для создания электронного контента [2]; разработка новых интерфейсов для обмена математическими идеями при обучении математике (Case Study for Mymathlab Learning System, уроки, извлеченные из системы электронного обучения Caicuius), создание и внедрение новых массовых открытых онлайн-курсов (МООС) и Rich Media Platform для подготовки учителей математики [3].

Дистанционные технологии обучения определяются как образовательные технологии, реализуемые преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей с опосредованным (на расстоянии) взаимодействием студентов и преподавателей [4],

Дистанционное обучение может быть реализовано следующими способами: синхронным (видеоконференция, вебинэр, чат, оф-лайн-естречи), асинхронным (видеолекции, электронная почта, мессенджеры) [2], за счет интеграции дистанционного и очного компонентов электронных курсов для смешанного обучения студентов.

Последний использует следующий алгоритм:

(1) самостоятельная работа студента с материалом;

(2) выполнение тестовых и учебных заданий;

(3) самостоятельное определение студентом последующего маршрута своей работы:

определение объема справочного материала, учебных упражнений и т. д.;

(4) выполнение заданий на проверку усвоенного мзтериала;

(5) обсуждение результатов, ответы на вопросы студентов;

(6) очная аудиторная работа.

Дистанционное обучение может осуществляться через один из видов смешанного обучения: онлайн-электронный учебно-методи-ческий комплекс на платформе Moodie, платформа DiSpace 2.0, позволяющая управлять семинарами, консультироваться, вести журнал, проверять выполненную работу, проводить тестирование.

Курс может включать в себя:

а) содержательный модуль - раздел учебных материалов, содержащий веб-ссылки на необходимые ресурсы по изучаемой теме, тесты;

б) справочный модуль - в виде всплывающей подсказки, диалогового окна, текстового файла;

в) интерактивный модуль - почту, небольшой форум, чат, электронную конференцию, видеоконференцию и т. д.;

г) административный модуль - для управления группой [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для дистанционного обучения исследователи использовали следующие средства и методы: бумажные книги, электронные учебные издания в режиме онлайн, компьютерные обучающие системы в гипертекстовой и мультимедийной версиях, аудио-и видеоматериалы учебно-информационныхматериалов^абора-юрные дистанционные практикумы, тренажеры с удаленным доступом, информационные базы данных, электронные библиотеки с удаленным доступом и т. д.

Дистанционное обучение осуществляется с использованием следующих ресурсов:

а) лекционные тексты, методические указания к практическим, лабораторным занятиям, контрольным заданиям и пр. (MSWord, Excel, Adobe Reader, PDF-редактор и др.);

б) сканированные печатные тексты;

в) текстово-графические интерактивные и мотивирующие учебные материалы (язык разметки гипертекста HTML, языки программирования JavaScript, PHP, Java и др.);

г) интерактивные текстово-графические мультимедийные материалы (С++, Python, Java и др.) в виде приложений Windows (Linux, Android), включая виртуальные лабораторные и имитационные среды, имитаторы и эмуляторы оборудования и устройств [5].

Мировая практика дистанционного обучения на современном этапе развития образования включает в себя следующие методы, организационные формы, средства:

- телеконференции с обучаемыми на удаленных объектах с использованием технологии видеоконференцсвязи;

- инновационная модель виртуальных бизнес-проектов (УВР), основанная на командной работе;

- дистанционные онлайн-уроки на основе технологий синхронной и асинхронной дистанционной связи;

- модель интеллектуального обучения, которая, помимо прочего, предусматривает создание удаленных лабораторий для студентов и т. д.;

-создание про рывных технологий с использованием среды виртуальной реальности (УЙ), игр и образовательных программ, приводящих к творческому результату [4].

Этот результат обеспечивается переносом образования, которое должно стать более модульным, из классной комнаты в неформальную обстановку и особенно в интернет (4),

Большое значение имеют также эмпирические исследования, связанные с достижением студентами результатов обучения в нетрадиционных (виртуальных и дистанционных) и традиционных (практических) научных лабораториях, а также изучение факторов, которые необходимо учитывать при оценке состояния и прогресса исследований в этой области [5].

Таким образом, анализ работ по проблеме организации образовательного процесса с позиций интерактивных технологий и дистанционных образовательных технологий для развития гибкости мышления показал, что для организации этого процесса необходимо разработать следующие идеи:

- совершенствование классной методики очной и дистанционной формы обучения, которая до сих пор не имеет единого варианта;

- интеграция игровых и дистанционных технологий, обеспечивающих мотивацию к обучению 8 онлайн-среде;

- разработка электронных образовательных ресурсов для реализации дистанционного обучения;

- совершенствование психолого-педэгоги-ческих средств, обеспечивающих саморегуляцию студентов в рамках дистанционного обучения, так как оно основано на самостоятельной деятельности студентов и пр.

Б данной работе рассматривается разработка новой педагогической технологии комбинационного типа, представляющей собой систему технологий и методов обучения, образующих неразрывное единство, целостность, объединенных общей концепцией, идеей, алгоритмом.

Она интегрирует игровую технологию, коллективный способ обучения, технологию многоуровневого обучения, метод рейтинговой оценки. Разработанная комбинационная технология должна способствовать развитию личности студента, мотивировать студентов к обучению в онлайн-среде и способствовать их саморегуляции.

Таким образом, интеграция эвристической и интерактивной технологии при преподавании информатики является педагогическим условием формирования гибкости мышления студентов педагогического вуза.

Литература:

1. Асташова H.A. Развитие креативности будущего учителя музыки в профессиональном образовании // Педагогика искусств. - [Электронный ресурс:]. Режим доступа: - http://www.art-education.ru/ At magazine Np 3,2013. - Заглавие с экрана (Дата обращения 22.11.20).

2. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981.

3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М. : Педагогика, 1971.

4. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1981.

5. Тайсаееа С.Б. Психологические особенности социальной успешности//Форум наставничества: опережая будущее : сборник тезисов I! Научно-практическая конференция. - 2019. - С. 68 71.

6. Сабанчиев А.Н. Развитие творческого потенциала будущих педагогов через эвристические и интерактивные технологии в преподавании информатики // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №6 (85). - С. 398-400.

7. Сорокопуд Ю.В. Козьякое Р.В., Матюгин Н Е., Амчиславская Е, ¡0. Гибкость мышления, как востребованный "мягкий навык" (soft skills) совре менных специалистов и возможности его формирования в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №6(85). - С. 400-402,

8. Сорокопуд Ю.6. Романюк £. 6., Локтионова И.А., Арипое М.А. Развитие коммуникативных навыков у студентов на основе интерактивных форм обу чения и воспитания // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - N»6 (85). - С. 120 - 123.

9. Ali W. Online and Remote Learning in Higher Education institutes: A Necessity in light of COVID 19 Pandemic. Higher Education Studies, 2020, vol.

10. no.3, pp. 16-25.

OJ О OJ

h-

Q_

< X

со со

S

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.