Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭВРИСТИЧЕСКИХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭВРИСТИЧЕСКИХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / CREATIVITY / TEACHER / HEURISTIC TECHNOLOGIES / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанчиев Абдулла Надирсолтанович

В статье изучен процесс развития креативности будущих педагогов посредством эвристических и интерактивных технологий обучения. Целью исследования было изучить развитие креативности посредством эвристических и интерактивных технологий обучения. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Креативность - это восприимчивость новых идей, способность принимать и создавать новые идеи. Креативность для будущего педагога - это уникальный инструмент, который открывает глаза на новые возможности и помогает найти гениальные решения в любой области человеческой деятельности, активно принимая и адаптируя эти идеи для достижения целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE CREATIVITY OF FUTURE EDUCATORS THROUGH HEURISTIC AND INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES

The article examines the process of developing the creativity of future teachers through heuristic and interactive learning technologies. The aim of the study was to study the development of creativity through heuristic and interactive learning technologies. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. Creativity is the receptivity of new ideas, the ability to accept and create new ideas. Creativity for a future teacher is a unique tool that opens eyes to new opportunities and helps to find ingenious solutions in any area of human activity, actively adopting and adapting these ideas to achieve goals.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭВРИСТИЧЕСКИХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»

4 Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентировочного обучения. М.: Юрайт, С. 89.

5 Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под. Ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013, 89 с.

6 Сорокопуд Ю.В., Окунев С.А., Лапшова И.А. Применение гуманитарных технологий в процессе формирования профессионально важных качеств будущих юристов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 76-77.

7 Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д, 2011. - 541 с.

8 Хуторской А.В. Современная дидактика. - М.: Высшая школа, 2008.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики, технологии и методики обучения Сабанчиев Абдулла Надирсолтанович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭВРИСТИЧЕСКИХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье изучен процесс развития креативности будущих педагогов посредством эвристических и интерактивных технологий обучения. Целью исследования было изучить развитие креативности посредством эвристических и интерактивных технологий обучения. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Креативность - это восприимчивость новых идей, способность принимать и создавать новые идеи. Креативность для будущего педагога - это уникальный инструмент, который открывает глаза на новые возможности и помогает найти гениальные решения в любой области человеческой деятельности, активно принимая и адаптируя эти идеи для достижения целей.

Ключевые слова: креативность, педагог, эвристические технологии, интерактивные технологии, будущий педагог.

Annotation. The article examines the process of developing the creativity of future teachers through heuristic and interactive learning technologies. The aim of the study was to study the development of creativity through heuristic and interactive learning technologies. The main method used in this research work is the analysis of scientific and pedagogical literature. Creativity is the receptivity of new ideas, the ability to accept and create new ideas. Creativity for a future teacher is a unique tool that opens eyes to new opportunities and helps to find ingenious solutions in any area of human activity, actively adopting and adapting these ideas to achieve goals.

Keywords: creativity, teacher, heuristic technologies, interactive technologies, future teacher.

Введение. В современном отечественном образовании на всех его уровнях, включая и высшее, наряду с современными образовательными технологиями до сих пор активно используются репродуктивные. Однако давно известно, что применение «пассивных», сообщающих методов обучения, приводит к формированию пассивной личности, способной лишь к регламентированному поведению [4].

Изложение основного материала статьи. Педагогическая практика подтверждает тот факт, что часть студентов, довольно инертна. Молодые люди склонны к конформизму, избегают принимать самостоятельные, жизненно значимые для них решения. В этой связи, одной из актуальных задач высшей школы является формирование готовности будущих специалистов к адекватным действиям в ситуации выбора с помощью последовательно применяемых в образовательном процессе нестандартных ситуаций.

Креативность - это восприимчивость новых идей, способность принимать и создавать новые идеи. Креативность в процессе исследования можно стимулировать с помощью постановки вопросов, развития ответственности и самостоятельности исследователя [1].

Ошибочно предполагать, что креативность не имеет ничего общего с инновациями, ведь креативность также является неотъемлемой частью инновационного уравнения. Без творчества нет инноваций. Ключевой метрикой как в творчестве, так и в инновациях является создание стоимости.

Важность и необходимость креативности и его постоянное развитие в настоящее время привлекли внимание исследователей и педагогов, которые объектом своих исследования часто выбирают креативность с образовательной точки зрения.

Рассматривая свои планы, цели, содержание и образовательные средства педагог либо старается использовать свои креативные способности, либо они подавляются. Вследствие чего необходимо сосредоточить внимание на пересмотре и возможном изменении программ и учебных планов с целью развития креативности у студентов, будущих педагогов.

Сегодня студенты используют в своей жизни большое количество современных технологий. Следует признать, что проверенные и верные методы развития креативности могут быть не эффективны, потому что современное технологическое развитие меняет процесс обучения [1].

Таким образом, будущие педагоги должны быть готовы использовать различные стратегии, методологии и подходы к обучению; преподавателям целесообразно рекомендовать изменить свои методы и критерии оценки.

Далее можем выделить качества креативного педагога. Так, креативный педагог - это человек, который постоянно ищет новые пути совершенствования своих педагогических способностей. Помимо совершенствования своих навыков, учителя должны также углублять свое понимание потребностей и предпочтений учащихся и постоянно искать новые способы передачи знаний [1].

Тем не менее, когда учителя просматривают материалы из программ обучения креативности, они должны искать те программы, которые имеют самую сильную исследовательскую и оценочную базу, где эффект от ее реализации был задокументирован.

Креативный педагог создают возможности для самовыражения студентов, такие как открытые задания или дискуссии, проводимые под руководством студентов.

Креативные педагоги стремятся формировать учебную программу и представлять ее в новых, более продуктивных формах. Творческий подход к учебному плану предполагает поиск новых тем для изучения студентами. Творческий подход к обучению предполагает поиск новых подходов или способов представления информации. Креативный учитель найдет множество способов вовлечения учащихся [5].

Представим своего рода, модель роста креативности для учителя. Так, эффективность работы учителя может быть оценена с разных точек зрения.

Социальная структура классов оказывает глубокое влияние на процесс обучения. Наличие чувства безопасности является основным условием для развития креативности аудитории, поскольку студенты должны иметь возможность задавать любые вопросы и участвовать в дискуссиях, не беспокоясь о том, что они могут кого-то обидеть.

Взаимное уважение учителя и ученика приводит к повышению уверенности в себе учащихся. Более того, фундаментальной характеристикой творческих личностей является их высокая самоуверенность. Кроме того, если оценка носит качественный характер и ее цель состоит в том, чтобы студент осознал, что он сделал, ее негативные последствия уменьшаются.

Конкуренция приведет к появлению у студентов чувства смирения. Следовательно, необходимо воспользоваться преимуществами внутреннего индивидуального завершения; например, конкуренцией каждого студента с самим собой, а не конкуренцией между студентами. Наличие свободы мысли и слова необходимо для обеспечения развития творческих и креативных способностей.

Некоторые зарубежные исследователи считают существование аффективно-когнитивных фонов необходимым для роста креативности [8, С. 220].

Любознательность, включающая в себя двусмысленность, мечты, и способность идти на риск являются наиболее важными факторами в созидательной аффективно-когнитивной структуре. Предоставление возможности для наблюдения, тестирования и поиска окружающей среды, а также эксперимента имеет важное значение.

Информируя учащихся о различных научных и социальных проблемах, компетентный учитель может сыграть решающую роль в развитии креативности. Рациональное принятие риска сопровождается проверкой и рассмотрением новых и необычных методов.

Кроме того, вовлечение сложности и наслаждение этой сложностью важно для творческого роста будущих педагогов.

Традиционные методы подчеркивают прямую передачу знаний и поддерживают эти процессы через негибкие структуры, которые ограничивают участие учащихся в инновациях, открытиях и умственном росте. С другой стороны, подходы, ориентированные на решение проблем и исследование, открывают возможности для изучения и обнаружения сложностей, вовлекают будущих студентов в процесс обучения и повышают внутреннюю мотивацию [9, С. 65].

Хотя подходящей ментальной структурой для творческого роста является не только рассмотрение дивергентного мышления, но и рассмотрение недостатков дивергентного мышления необходимо для развития этой способности. Если педагоги ценят необычные идеи, они могут продвигать креативные способности своих студентов.

Многие нововведения и изобретения положили начало необычному и странному вопросу. Поэтому следует поощрять необычные и, казалось бы, иррациональные вопросы и ответы учащихся. Кроме того, если студентов просят сосредоточиться на различных аспектах проблемы, увеличивается возможность найти множество различных вопросов.

Качество вопросов, предлагаемых преподавателем, оказывает определяющее влияние в этом отношении и может привести к большей гибкости ума у студентов.

Учебно-методическая структура развития креативности - это один из важнейших аспектов деятельности будущего учителя. Используя творческие методы и стратегии обучения, компетентный учитель может творчески преподавать даже неподходящее содержание и обеспечить творческое пространство в классе.

Когда учитель передает знания своим ученикам, комбинируя их с уникальными способами или новым процессом для достижения эффективных результатов, это называется творческими методами [10, С. 533].

Таким образом, для развития креативности и будущих педагогов посредством эвристических и интерактивных технологий обучения.

Эвристическое занятие имеет ярко выраженный проблемно-исследовательский характер с высоким уровнем внутригрупповой учебной коммуникации. Использование эвристического подхода в учебном процессе по профессиональной подготовке студентов требует учета специфики деятельности будущего преподавателя.

Вовлечение студентов в поисково-исследовательскую деятельность, а также преодоление феномена отчуждения от процесса обучения и происходит при следующих условиях:

1) включение студента в учебно-познавательную деятельность поискового характера на основе личностных смыслов, субъектного опыта;

2) использование в учебном процессе современного учебно-методического обеспечения;

3) внедрение в учебный процесс стратегий проблемно-исследовательского, активного, коллективного обучения;

4) создание студентами в учебном процессе субъективного образовательного продукта, его анализ и самооценка;

5) решение студентами открытых задач актуальной прикладной направленности, имеющих интерактивный характер, что способствует высокому уровню учебной коммуникации и активности студентов;

6) организация разнообразных форм текущего контроля (самоконтроля), коллективной рефлексии и самооценки студентами учебных результатов.

Для того чтобы оценить ценность применения креативных навыков, акцентируем внимание на практической важности применения феномена креативности в сфере бизнеса и предпринимательства. По определению, способность создавать что-то новое и уместное имеет важное значение и для педагогики, в целях достижения глобальных целей и масштабов [2, С. 94].

Однако для многих педагогов данный инструмент является не столь важным и вовсе считается неуправляемым, слишком труднодостижимой и неосязаемым, чтобы ее можно было определить.

Слишком часто в сознании людей термин «креативность» означает обладание великими, оригинальными идеями. Более того, об идеях часто судят больше по их новизне, чем по их потенциальной полезности как для потребителей, так и для компании [3, С. 3].

Для развития креативности эффективными можно считать следующие способы: мотивирование студента к исследовательской деятельности, использование самостоятельной работы в процессе исследования.

Интерактивность рассматривается часто в аспекте процесса коммуникации, позволяющего общаться, обмениваться мнениями, узнавать мнение партнеров по общению или как процесса каких-то действий или воздействий, которые появляются вследствие способности людей влиять на содержание, внешний вид, тематическую направленность в компьютерной программе или электронном ресурсе [5, С. 12].

В современных условиях пандемии и повсеместного введения дистанционного обучения. Таким образом, применение интерактивных технологий становится актуальным. В рамках развития креативности будущих педагогов целесообразно было бы проводить практики с их участием при формировании материала онлайн-платформы для общеобразовательных учреждений, а именно школ, гимназий и т.д. [1-11].

Тогда студенты могут поучаствовать в методической работе и будут подготовлены к суровым реалиям работы современного педагога.

Выводы. Таким образом, сегодня часто не хватает, так это не креативности в смысле создания идеи, а новаторства в смысле производства действия, то есть воплощения идей в жизнь.

В заключение хотелось бы отметить, что креативность для будущего педагога - это уникальный инструмент, который открывает глаза на новые возможности и помогает найти гениальные решения в любой области человеческой деятельности, активно принимая и адаптируя эти идеи для достижения целей.

Литература:

1. Асташова Н.А. Развитие креативности будущего учителя музыки в профессиональном образовании // Педагогика искусства. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http://www.art-education.ru / AE-magazine № 3, 2013. - Заглавие с экрана (Дата обращения 22.11.20).

2. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 266-268.

3. Гоман Ю.В., Цыганова Д.Д. Развитие креативности у будущих инженеров в процессе изучения творчества Сальвадора Дали // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодежи: традиции и новаторство. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 94-98.

4. Крылов Д.А. Виртуальное образовательное пространство как инновационная составляющая техногенной образовательной среды вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9. С. 118-123.

5. Капина А.А., Сорокопуд Ю.В. Подготовка учителей иностранного языка к использованию byod-технологии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 234-236.

6. Орлов А.А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений // Педагогика. 2019. №10. С. 12-23.

7. Simplicio J.S. «Teaching classroom educators how to be more effective and creative teachers,» Education, 2000, ch. 3, pp. 675-680

8. Williams F.E., Creativity project, Macalester College Saint Paul Minnesota, 1970, ch. 2, pp. 140-145.

9. Paul E. «Torrance, Fostering Academic creativity in gifted students», Eeic EC Digest, U.S.A, 1990, ch. 3, pp. 220-223.

10. Sternberg R.J. and William S.W., "How to develop student creativity," in Proc Association for supervision and curriculum development, Virginia, 1997, pp. 65-67.

11. Reilly R.C., Bramwell L.F., and N. Kronish, "A Synthesisof Research Concerning Creative Teachers in a Canadian Context," Journal of Teaching and Teacher Education, vol. 27, no. 1, pp. 533-542, 2011.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Сакердонова Анна Семеновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель родного языка Тарабукина Уяндина Платоновна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Березовская национальная средняя общеобразовательная школа имени В.А. Роббека» (с. Березовка)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧИТЕЛЕЙ РОДНОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье раскрывается проблема повышения и развития профессиональной компетентности учителей родного языка коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Республики Саха (Якутия). Целью исследования является определение содержания методической работы школы по развитию профессиональной компетентности учителей родного языка КМНС. Одним из основных средств развития и повышения профессиональной компетентности учителей является методическая работа, которая объединяет систему работы школы, направленная на повышение качества результатов обученности учащихся.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, требования ФГОС, учителя родного языка КМНС, методическое объединение.

Annоtation. The article reveals the problem of increasing and professional competence of teachers of the native language of the development of the indigenous peoples of the North (SIM) of the Republic of Sakha (Yakutia). The aim of the study is to determine the content of methodological work on the professional competence of teachers of the native language of the indigenous peoples. One of the main development tools and methods for improving the qualifications of teachers is the main work that unites the school system, aimed at improving the quality of student learning outcomes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.