Научная статья на тему 'Формирования креативности будущих учителей-филологов на примере деловой игры'

Формирования креативности будущих учителей-филологов на примере деловой игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVITY / FUTURE TEACHER-PHILOLOGISTS / BUSINESS GAME / КРЕАТИВНОСТЬ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потиенко Марина Александровна

В статье рассматривается проблема формирования креативности будущих учителей-филологов в необходимости создания новой образовательной системы, направленной на отображение развития творческой самореализации будущего учителя филолога, отклоненного от традиционных схем мышления. Одним из интерактивных методов обучения, направленного на инноватику в процессе формирования креативности, рассматривается деловая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming creativity of future teachers-philologists on the example of a business game

: The article deals with the problem of formation of creativity of future teachers-philologists in need to create a new educational system aiming at showing the development of creative self-realization of the future philologist, rejected from traditional schemes of thinking. One of the interactive teaching methods aimed at innovation in the process of formation creativity, examines the business game.

Текст научной работы на тему «Формирования креативности будущих учителей-филологов на примере деловой игры»

Потом, мы проанализировали ответы студентов. Так, на вопрос: "Какой из факторов является наиболее привлекательным в вашей будущей работе?", большинство студентов ответили, что это — деньги и материальное благосостояние, и только 5% студентов ответили, что профессиональный рост.

Вторым вопросом было: "Что такое, по вашему мнению, работа?"

— вынужденная необходимость;

— интерес, который рождается в процессе ее выполнения;

— долг каждого человека перед обществом.

Только 20% студентов ответили, что работа — это

для них интерес, 40% студентов считают, что работа — это долг каждого человека перед обществом, а остальные студенты, вообще, считали, что работа — это вынужденная необходимость.

Общие результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что современное состояние акме-ологической культуры будущих инженеров электросвязи не отвечает требованиям, выдвинутым обществом к специалистам, призванных работать с современными инженерными технологиями. В процессе анкетирования, тестирования, обмена мнениями со студентами и преподавателями выявилось, что такое состояние

Устранение этих недостатков в практической работе инженеров Можно сделать выводы об имеющихся особенностях формирования акмеологической культуры студентов высших инженерно-технических учебных заведений.

1. Отсутствие нравственно -психической установки и четкой ориентации студентов в вопросах акмеологического профессионального роста, недостаточная сформированность знаний социально-гуманитарных дисциплин и специальных методик, которые можно частично оправдать особенностью учебных планов подготовки будущих инженеров электросвязи в вузах.

2. Недостаточная сформированность рефлексивных умений, которые необходимы для профессионального роста будущих инженеров.

3. Акмеологическая неподготовленность студентов к профессиональной деятельности как самодостаточной, самореализационной личности.

Поиск путей повышения уровня акмеологической культуры студентов технического вуза диктуют необходимость внедрения в практику работы высших учебных заведений экспериментальной технологии формирования акмеологической культуры студентов.

не удовлетворяет ни тех, кто учит, ни тех, кого учат.

Список литературы:

1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования/Л. Н. Бережнова. - М., 2013. - 240 с.

2. Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности/Ю. Орлов. - М., 1991.

3. Элерс Т. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (опросник для изучения мотивации достижения успеха)/Т. Элерс.

Potienko Marina Aleksandrovna, Luhansk Taras Shevchenko National University (Starobelsk) postgraduate student of the Department of social pedagogy

E-mail: potienko86@mail.ru

Forming creativity of future teachers-philologists on the example of a business game

Abstract: The article deals with the problem of formation of creativity of future teachers-philologists in need to create a new educational system aiming at showing the development of creative self-realization of the future philologist, rejected from traditional schemes of thinking. One of the interactive teaching methods aimed at innovation in the process of formation creativity, examines the business game.

Keywords: creativity, future teacher-philologists, business game.

Потиенко Марина Александровна, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко Аспирант кафедры социальной педагогики E-mail: potienko86@mail.ru

Формирования креативности будущих учителей-филологов на примере деловой игры

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования креативности будущих учителей-филологов в необходимости создания новой образовательной системы, направленной на отображение развития творческой самореализации будущего учителя — филолога, отклоненного от традиционных схем мышления. Одним из интерактивных методов обучения, направленного на инноватику в процессе формирования креативности, рассматривается деловая игра.

Ключевые слова: креативность, будущие учителя-филологи, деловая игра.

Современная система образования высших учеб- лого-педагогических технологий, методик, которые

ных заведениях будущих специалистов должна быть ориентирована на развитие и формирование самореализации творческой личности с нестандартным мышлением, порождая новые, оригинальные идеи и воплощая их в педагогический процесс, тем самым, способствуя раскрытию природы личности, развитию креативных способностей будущих учителей-филологов.

Учитывая сказанное, есть необходимость в попытке создания новой образовательной системы, которая будет отличаться тем, что в совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов обучения, необходимых для целенаправленного педагогического влияния на формирование личности будущего специалиста, будет направлена на отображение развития культуры творческой самореализации, стимулирующая становление субъективной позиции в креативной образовательной деятельности. Наряду с этим, возникает проблема формирования креативной личности, отклонения от традиционных схем мышления.

Рассматривая проблему формирования креативности будущих учителей-филологов как целостную систему, необходимо подчеркнуть, что современный процесс обучения отличается организацией обучения, воспитания и развития креативной личности во взаимодействии педагога и студента, которые основываются на формировании самоактуализации, саморазвитии креативной деятельности обеих сторон в процессе профессиональной подготовки.

Следовательно, система формирования креативности должна быть направлена на формирование и развитие креативности всех участников педагогического процесса, особенностей личности студентов, ориентирована на использование креативных психо-

будут обеспечивать целостную систему формирования креативности будущих учителей филологов.

Результатом формирования креативности будущих учителей-филологов должна стать креативная личность, способная к:

— cамореализации, самоактуализации и компетентного саморазвития креативности в будущей профессиональной деятельности;

— использованию и применению в профессиональной деятельности креативных техник, методик и технологий, психолого-педагогической методологии для формирования креативного творчества;

— умению генерировать новые, творческие, нестандартные идеи, находить новые пути решения профессиональных заданий на практике;

Основываясь на вышесказанное, нами были адаптированы ряд методик, которые направленны на формирование креативных качеств будущих учителей-филологов в процессе профессиональной подготовки.

Остановимся более подробнее на рассмотрении активного метода обучения, как деловая игра. В современной педагогике и теории обучения считается, что игры стали одним из наиболее продуктивных нововведений в деле обучения за последние десятилетия из-за несомненных преимуществ перед традиционными формами обучения, так как они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимая эмоциональные барьеры и способствуя преодолению различных форм психологической защиты [2].

Важным аспектом в разработке деловой игры, явилась классификация Л. В. Ежовой, которая выделяет: учебные игры — направленные на проявление новых знаний и закрепление навыков участников;

констатирующие — проявление профессионального мастерства; поисковые — направленные на выявление проблем и путей их решения [3]. Поэтому, мы выбрали «поисковую деловую игру», которая не была посвящена относительно законченной или новой теме. По нашему замыслу проведение игры должно было проходить за счет дискуссии, так называемого «аквариумного» способа: уметь поддерживать дискуссию, спрашивать детальную информацию, комментировать и аргументировать свою точку зрения [1, 66-77; 4, 114], то есть, как особый способ обсуждения проблемы, который побуждает будущих учителей-филологов к поиску как самостоятельного, так и коллективного вариантов решения проблем, путем творческого мышления, как одного из важных факторов формирования креативности в процессе специальной подготовки.

Таким образом, разработка деловой игры была адаптирована и внедрена в учебный процесс формирования креативности будущих учителей-филологов с целью создания: 1) познавательной мотивации к будущей филологической деятельности, благодаря предложенным заданиям и проблемным ситуациям, в их исполнении; 2) познавательно-творческой рефлексии каждого студента; 3) введением двоплановой деятельности, то есть реализация игровой функции за счет коммуникативной ситуации и речевого взаимодействия всех участников.

Работа над деловой игрой осуществлялась в несколько этапов. Рассмотрим эти этапы на примере игры на тему «Путешествие в страну филологического творчества» как вид внеаудиторной работы, на основе дисциплины «Введение в специальность», которую мы предложили студентам 3 курса филологического факультета. Предложив внеаудиторную работу, мы привлекли и внедрили новые ресурсы и способы преподавания на отображение поисковых, профессиональных действий, побудительных к проявлению творчества будущих филологов.

На подготовительном этапе, мы выбрали ведущего, разделили роль между участниками, студентами-филологами 3-х курсов обучения с учетом знаний, умений, навыков, организаторских и лидерских способностей. Следует отметить, что для проведения данной игры, необходимым условием является, наличие в каждой группе организатора и лидера, который будет направлять и помогать своей команде принимать решения, генерировать новые идеи, обыгрывать проблемную ситуацию, находить пути решения, объединять группу.

На следующем этапе ведущий раздал следующие задания:

1. Ответить на вопросы:

а) что же такое «Путешествие?»

б) какие процессы мы можем считать филологическим творчеством?

в) какой творческий потенциал несет в себе будущий учитель-филолог?

г) может ли быть филологическое творчество путешествием на всю жизнь?

2. Составить портрет современного учителя-филолога в системе модернизации образования.

3. Описать путешествие в страну филологического творчества.

Второй этап происходил в проведении самой игры по плану, который был представлен всем участникам:

1. Выступление главнокомандующего каждой группы «Путешествия в страну филологического творчества».

2. Групповые дискуссии «за/против путешествия».

3. Участие в необычном «Путешествии 21 века».

Третий этап проводился в подведении итогов

игры в форме обсуждения участниками групп результатов деловой игры, высказывались свои мысли, чувства, идеи. Преподаватели оценивали за 10-ти бальной шкалой уровень сформированных творческих мыслей, глубины знаний, неординарных высказываний, активности каждого участника. После чего, все результаты были представлены в таблицы «Анализ успехов участников» и определены победители.

Таким образом, внедрение деловой игры, согласно поставленных нами заданий в процессе формирования креативности будущих учителей-филологов, дало возможность следить за:

— ростом интереса, увлеченностью к выбранной будущей филологической деятельности;

— раскрытием творческого, филологического, коммуникативного взаимодействия, увеличением интереса к будущей специальности, которое происходило на протяжении всей игры и имело ожидаемый результат;

— приобретением и возникновением профессиональной мотивации в будущей филологической деятельности «Я-филолог»: чувство возможности профессионального общения, творческого характера, самостоятельности, ответственности, гибкости мышления от ординарного к неординарному, инициативности, раскрытием творчества в «себе»;

— практическим освоением знаний, умений и на- вателями, снятия психологических барьеров в обще-выков будущих филологов; нии с позиции будущего преподавателя.

— понятия важности взаимодействия с препода-

Список литературы:

1. Гинзбург Я. С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр//Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. - № 5 - С. 66-77.

2. Грановская Р. В. Элементы практической психологии [Электронный ресурс]/Р. В. Грановская. - Режим доступа: http://www.fb2.traumlibrary.net

3. Ежова Л. В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр [Электронный ресурс]/Л. В. Ежова. - Режим доступа: http://www.indepsocres.spb.ru/ezhoval.htm

4. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.