Научная статья на тему 'Акмеологическая культура у будущих инженеров связи: анализ ее сформированности'

Акмеологическая культура у будущих инженеров связи: анализ ее сформированности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACMEOLOGICAL CULTURE / ENGINEERS OF TELECOMMUNICATIONS / TESTS / SURVEYS / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНЖЕНЕРЫ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ / ТЕСТЫ / ОПРОСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очеретная Ольга Юрьевна

В тезисах была обоснована необходимость формирования акмеологической культуры у будущих инженеров электросвязи и был сделан анализ ее сформированности с помощью тестов и опросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological culture of the future telecommunication engineers: analysis of its forming

: The necessity of acmeological culture’s forming of the future telecommunication engineers was based in the article and the analysis of its forming was done with the help of tests and surveys.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая культура у будущих инженеров связи: анализ ее сформированности»

Ocheretna Olga Yuriivna, О. S. Popov Odessa National Academy of Telecommunication Teacher of English, Foreign language Department E-mail: alexreed@mail.ru

Acmeological culture of the future telecommunication engineers: analysis of its forming

Abstract: The necessity of acmeological culture's forming of the future telecommunication engineers was based in the article and the analysis of its forming was done with the help of tests and surveys.

Keywords: acmeological culture, engineers of telecommunications, tests, surveys.

Очеретная Ольга Юрьевна, Одесская национальная академия связи им. О. С. Попова преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков

E-mail: alexreed@mail.ru

Акмеологическая культура у будущих инженеров связи: анализ ее сформированности

Аннотация: В тезисах была обоснована необходимость формирования акмеологической культуры у будущих инженеров электросвязи и был сделан анализ ее сформированности с помощью тестов и опросов.

Ключевые слова: акмеологическая культура, инженеры электросвязи, тесты, опросы.

Согласно определенным критериям и показателям сформированности акмеологической культуры студентов нами была разработана диагностическая

программа обследования будущих инженеров.

При выявлении мотивов вступления в техническое инженерное учебное заведение нас интересовал факт оценки инженерной деятельности, поскольку мы понимаем, что мотивы выбора профессии не являются решающим фактором в формировании акмеологической культуры студентов. Мы считаем, что при отсутствии положительных мотивов выбора студентами профессии инженера электросвязи, но при наличии потенциальной положительной оценки некоторых ее аспектов, выраженных в профессиональных ожиданиях студента, это может стать благоприятным условием для развития положительного отношения, осознание призвания и развития готовности к инженерной деятельности. На этапе констатирующего этапа нашего эксперимента превалировали мотивы интереса к работе с современными технологиями инженерии (21,95%), престиж обучения в высшем заведении (20,2%) и продолжение семейных традиций (20,65%).

В результате беседы мы выяснили, что желание студентов работать с современными инженерными технологиями свидетельствует о наличии потребно-

сти, которая удовлетворяет их внутреннее «инженерное влечение». Продолжение семейных традиций свидетельствует о представлении студентов, которым легче учиться той профессии, о которой что-то известно от родителей (где они работают, где помогут трудоустроиться) [1, 92].

В ходе нашей работы, было выделено и сформировано три компонента акмеологической культуры будущих инженеров электросвязи, это:

— акмеологическая граммотность;

— акмеологическая компетентность;

— профессионально- психологическая культура.

На констатирующем этапе нашего эксперимента

с целью выявления уровня сформированности первого компонента акмеологической культуры — акмеологической грамотности, мы изучали отношение будущих инженеров к проблеме формирования акме-ологической культуры и саморазвития и определили потребности студентов в их достижениях. Для этого был проведен тест — опрос Ю. Орлова [2, 37-38]. В качестве контрольной группы мы взяли группу технической элиты, где 90% студентов представляет собой более успешных в обучении и чей уровень знаний значительно выше, чем в других группах. В дальнейшем будем называть ее КГ.

Acmeological culture of the future telecommunication engineers: analysis of its forming

В качестве экспериментальной группы нами была отобрана группа, где уровень успешности был ниже, чем в группе технической элиты, но студенты этой группы являются очень трудолюбивыми, и, на наш взгляд, имеют хорошие перспективы для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования своих профессиональных качеств. В дальнейшем будем называть ее ЭГ.

Студентам обеих групп был поставлен ряд вопросов, в частности: « Что Вам больше всего мешает самосовершенствоваться?», «С какими типичными затруднениями Вы сталкиваетесь в осуществлении профессиональной поддержки?», «В чем бы Вы могли максимально себя реализовать?», «На основе сравнительной самооценки, отберите, какие качества у Вас более развитые?»

Анализируя ответы на вопросы, мы выяснили, что 12,2% студентов заметили: для того чтобы формирование акмеологической культуры вообще происходило, необходимо сначала определить цель, задачи, средства и методы будущей деятельности, а затем спроектировать ее. Большинство студентов КГ считала, что знакомство с возможностями акмео-логии в сфере инженерии и усовершенствование профессиональной компетентности изменит их взгляды к лучшему, но 40% студентов ЭГ придерживаются мысли, что знания акмеологической культуры для повышения уровня профессиональной компетентности не нужны или их невозможно применять на практике. Студенты предложили организовать и провести спецсеминары относительно ознакомления с возможностями акмеологического проектирования в процессе формирования акмеологической культуры и создания условий для их профессионального саморазвития.

Можно отметить, что большее количество студентов КГ интуитивно идут к необходимости применения знаний акмеологической культуры для достижения высших ступеней профессионализма, но у них не хватает специальных знаний и практических методов реализации программы развития и саморазвития, которая бы содействовала повышению успеха в профессиональной деятельности.

Также, очень важным шагом для выявления сфор-мированности акмеологической культуры, была диагностика уровня мотивации у будущих инженеров электросвязи.

Для выявления уровня мотивации мы использовали тест Т. Элерса «Диагностика личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач» [3,15-16]. Студентам была предложено 41 обстоятельство, на каждое

из которых они должны были дать ответ «ДА» или « НЕТ».

После обработки результатов данного теста, мы выяснил, что у большего количества студентов КГ, а именно, 56% студентов, уровень мотивации высокий. Они способны идти на среднего уровня риск для достижения желаемого, склонны ориентироваться на собственные силы, гибко и настойчиво достигать поставленной цели.

У 7,4% респондентов уровень мотивации весьма высокий. Это может служить причиной чрезмерной самокритичности к собственным возможностям. При этом человек может испытывать чрезмерное волнение и боязнь потерпеть неудачу. Подсознательная заниженная оценка собственных сил вызывает у человека меньшую готовность к риску, личностную скованность. В результате, при чрезмерной мотивации к успеху человек может терять веру в то, что он достигнет желаемого.

У остальных 36,6% студентов был диагностирован средний уровень мотивации. При такой мотивации человек не боится рисковать, он не является скованным в своих действиях, потому что возможная неудача не сильно волнует его.

У большинства опрашиваемых студентов ЭГ, а именно, 56,7%, наоборот, уровень мотивации низкий, они не хотят достичь победы, не склонны прикладывать собственные силы в работу, апатичны, пассивно относятся к жизни. У остальных 43,3% студентов был диагностирован средний уровень мотивации.

Следующее тестирование было проведено по нашей авторской методике. Этот тест направлен на оценку эффективности саморазвития как фактора достижения «акме» и самоосуществление, а также на оценку уровня креативности саморазвития. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, относительно их жизненных ценностей и их отношение к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Все вопросы мы разделили на четыре группы, в зависимости от их направленности. Первая группа вопросов раскрывала ценностную ориентацию самоосуществления. Вторая группа вопросов была связана с адекватной оценкой студентами их потенциала и уровнем их притязаний.

Третья группа вопросов касалась уровня креативности в процессе саморазвития, и последняя, четвертая группа вопросов, включала в себя вопросы относительно выявления уровня рефлексивной саморегуляции.

Потом, мы проанализировали ответы студентов. Так, на вопрос: "Какой из факторов является наиболее привлекательным в вашей будущей работе?", большинство студентов ответили, что это — деньги и материальное благосостояние, и только 5% студентов ответили, что профессиональный рост.

Вторым вопросом было: "Что такое, по вашему мнению, работа?"

— вынужденная необходимость;

— интерес, который рождается в процессе ее выполнения;

— долг каждого человека перед обществом.

Только 20% студентов ответили, что работа — это

для них интерес, 40% студентов считают, что работа — это долг каждого человека перед обществом, а остальные студенты, вообще, считали, что работа — это вынужденная необходимость.

Общие результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что современное состояние акме-ологической культуры будущих инженеров электросвязи не отвечает требованиям, выдвинутым обществом к специалистам, призванных работать с современными инженерными технологиями. В процессе анкетирования, тестирования, обмена мнениями со студентами и преподавателями выявилось, что такое состояние

Устранение этих недостатков в практической работе инженеров Можно сделать выводы об имеющихся особенностях формирования акмеологической культуры студентов высших инженерно-технических учебных заведений.

1. Отсутствие нравственно -психической установки и четкой ориентации студентов в вопросах акмеологического профессионального роста, недостаточная сформированность знаний социально-гуманитарных дисциплин и специальных методик, которые можно частично оправдать особенностью учебных планов подготовки будущих инженеров электросвязи в вузах.

2. Недостаточная сформированность рефлексивных умений, которые необходимы для профессионального роста будущих инженеров.

3. Акмеологическая неподготовленность студентов к профессиональной деятельности как самодостаточной, самореализационной личности.

Поиск путей повышения уровня акмеологической культуры студентов технического вуза диктуют необходимость внедрения в практику работы высших учебных заведений экспериментальной технологии формирования акмеологической культуры студентов.

не удовлетворяет ни тех, кто учит, ни тех, кого учат.

Список литературы:

1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования/Л. Н. Бережнова. - М., 2013. - 240 с.

2. Орлов Ю. Восхождение к индивидуальности/Ю. Орлов. - М., 1991.

3. Элерс Т. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (опросник для изучения мотивации достижения успеха)/Т. Элерс.

Potienko Marina Aleksandrovna, Luhansk Taras Shevchenko National University (Starobelsk) postgraduate student of the Department of social pedagogy

E-mail: potienko86@mail.ru

Forming creativity of future teachers-philologists on the example of a business game

Abstract: The article deals with the problem of formation of creativity of future teachers-philologists in need to create a new educational system aiming at showing the development of creative self-realization of the future philologist, rejected from traditional schemes of thinking. One of the interactive teaching methods aimed at innovation in the process of formation creativity, examines the business game.

Keywords: creativity, future teacher-philologists, business game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.