Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности профессионально- творческих умений у будущих инженеров'

Критерии и показатели сформированности профессионально- творческих умений у будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL AND CREATIVE SKILLS / CREATIVE / ADDITIVE / SOCIO-CULTURAL / MORAL AND SPIRITUAL COMPONENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КРЕАТИВНЫЙ / АДДИТИВНЫЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова А.Г.

Определено, что создание концепции формирования в образовательном процессе вуза профессионально-творческих умений у будущих инженеров является стратегической целью развития инженерного образования в России. Проведенный анализ профессиональных стандартов показал востребованность профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Исследуются критерии и показатели сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров в условиях профессиональной подготовки в вузе. Проанализированы компонентов модели формирования профессионально-творческих способностей, в рамках которых выделены основные критерии и показатели сформированности данных умений. Проведена оценка всех критериев сформированности профессионально-творческих умений по четырехуровневой шкале. Представлен критериально-оценочный аппарат, включающий критерии и показатели определения уровней сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров, который объединяет креативный, аддитивный социокультурный и нравственно-духовный компоненты. Составлена шкала комбинированной оценки уровня сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Дано определение понятия «сформированность профессионально-творческих умений». Определение критериально-оценочного аппарата, включающего критерии и показатели определения уровней сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров, является одной из задач концепции формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров на основе акмеологического подхода в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF FORMATION OF PROFESSIONAL-CREATIVE SKILLS OF FUTURE ENGINEERS

It is determined that the creation of concept formation in educational process of the University professional and creative skills of future engineers is a strategic goal of development of engineering education in Russia. The analysis of professional standards showed a necessity of professional and creative skills of future engineers. Criteria and indicators of formation of professional-creative skills of future engineers in terms of professional training at the university are examined. Components of model of formation of professional and creative abilities are analyzed in which the basic criteria and indicators of these skills are stated. The evaluation of all the criteria of formation of professional and creative skills in a four-level scale is analyzed. Criteria and assessment unit including criteria and indicators to determine the levels of formation of professionally-creative abilities of future engineers is presented which combines creative, additive, socio-cultural, moral and spiritual components. The scale is composed of the combined assessment of the level of formation of professionally-creative abilities of future engineers. The definition of the “formation of professional and creative abilities" is stated. Determination of criteria and assessment of the unit, including criteria and indicators to determine the levels of formation of professionally-creative abilities of future engineers is one of the objectives of the concept of formation of professional-creative skills of future engineers on the basis of acmeological approach in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности профессионально- творческих умений у будущих инженеров»

УДК 378.0 + 159.9

МИХАЙЛОВА Алла Григорьевна Севастопольский государственный университет Севастополь, Россия Steba1971@mail.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Определено, что создание концепции формирования в образовательном процессе вуза профессионально-творческих умений у будущих инженеров является стратегической целью развития инженерного образования в России. Проведенный анализ профессиональных стандартов показал

востребованность профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Исследуются критерии и показатели сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров в условиях профессиональной подготовки в вузе.

Проанализированы компонентов модели формирования профессионально-творческих способностей, в рамках которых выделены основные критерии и показатели сформированности данных умений. Проведена оценка всех критериев сформированности профессионально-творческих умений по четырехуровневой шкале. Представлен критериально-оценочный аппарат, включающий критерии и показатели определения уровней сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров, который объединяет креативный, аддитивный социокультурный и нравственно-духовный компоненты. Составлена шкала комбинированной оценки уровня сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Дано определение понятия «сформированность профессионально-творческих

умений». Определение критериально-оценочного аппарата, включающего критерии и показатели определения уровней сформированности

профессионально-творческих умений у будущих инженеров, является одной из задач концепции формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров на основе акмеологического подхода в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: профессионально-творческие умения, креативный, аддитивный, социокультурный и нравственно-духовный компоненты.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00

Alla.G. Mikhaylova Sevastopol State University Sevastopol, Russia Steba1971@mail.ru.

CRITERIA AND INDICATORS OF FORMATION OF PROFESSIONAL-CREATIVE SKILLS OF FUTURE ENGINEERS

It is determined that the creation of concept formation in educational process of the University professional and creative skills of future engineers is a strategic goal of development of engineering education in Russia. The analysis of professional standards showed a necessity of professional and creative skills of future engineers. Criteria and indicators of formation of professional-creative skills of future engineers in terms of professional training at the university are examined. Components of model of formation of professional and creative abilities are analyzed in which the basic criteria and indicators of these skills are stated. The evaluation of all the criteria of formation of professional and creative skills in a four-level scale is analyzed. Criteria and assessment unit including criteria and indicators to determine the levels of formation of professionally-creative abilities of future engineers is presented which combines creative, additive, socio-cultural, moral and spiritual components. The scale is composed of the combined assessment of the level of formation of professionally-creative abilities of future engineers. The definition of the "formation of professional and creative abilities" is stated. Determination of criteria and assessment of the unit, including criteria and indicators to determine the levels of formation of professionally-creative abilities of future engineers is one of the objectives of the concept of formation of professional-creative skills of future engineers on the basis of acmeological approach in the educational process of the university.

Key words: professional and creative skills, creative, additive, socio-cultural, moral and spiritual components.

Постановка проблемы. Стратегической целью развития инженерного образования в России является создание концепции формирования в образовательном процессе вуза профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Творческая личность, которая есть синоним всесторонне и гармонически развитой личности, сегодня представляет собой условие и предпосылку прогресса человечества.

Анализ профессиональных стандартов показал, что среди необходимых трудовых умений выделяются умения: определять пути решения технических и технологических проблем, возникающих на рабочих местах; применять новые технологии; отбирать оптимальные проектные решения на всех этапах проектного процесса; осуществлять методологическое обоснование научного исследования, что, в свою очередь, предполагает наличие профессионально-творческих умений у современного инженера [1].

Анализ последних публикаций и исследований. Различные аспекты профессионального обучения изучали ученые В.В. Андриевская, И.А. Зимняя, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, А.С. Повидайчик, В.А. Поляков, В.А. Сластёнин, С.А. Сысоева, Д.И. Фельдштейн и др. Проблемы развития творчества личности в техническом образовании освещены в работах С.С. Акимова, Э.А. Горбатюк, В.Г. Горохова, Н.И. Иванова, С.Е. Моторной, Л.А. Шиленко и др. Пути организации инженерного творчества рассматривают Г.С. Альтшуллер, В.К. Маригодов, А.И.

Половинкин, М.К. Тутушкина, В.А. Шаповалова, М.А. Шустов и др. Однако критерии, показатели и уровни сформированности сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров в условиях вуза не рассматривались. Поэтому целью статьи является анализ уровней, критериев и показателей сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров.

Изучение и анализ философской, педагогической, психологической, акмеологической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, анализ учебных планов и программ технических вузов позволил определить противоречия между требованиями к будущему инженеру как социально активной, инициативной, конкурентоспособной, профессионально подготовленной личности и недостаточным наполнением содержания его общей и профессиональной подготовки; между потребностью современного общества в инженерах с профессионально-творческими умениями и отсутствием учебно-методического пособия для осуществления такой подготовки в практике работы вуза; между наличием значительного объема теоретических средств и отсутствием методических знаний и умений их применения в практике.

Изложение основного материала исследования. Рассматривая проблему формирования в образовательном процессе вуза профессионально-творческих умений у будущего инженера на основе акмеологического подхода мы исходим из целей и содержания ВО. «Чтобы данный процесс протекал эффективно, следует скорректировать цели, содержание и технологии современного инженерного образования» [3, с. 173].

Определение критериально-оценочного аппарата, включающего критерии и показатели определения уровней сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров, является одной из задач концепции формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров на основе акмеологического подхода.

Проверка и подтверждение гипотезы исследования, оценка результативности педагогической модели потребовала выбора адекватных поставленным задачам критериев и показателей. При проектировании критериев сформированности профессионально-творческих умений учитывалось то, что они направлены на целостное развитие студента в процессе формирования профессионально-творческих умений [1].

Сформированность профессионально-творческих умений мы понимаем как овладение комплексом компонентов. В качестве компонентов мы выделили креативный, аддитивный, социокультурный и нравственно-духовный (рис. 1).

сформированность профессионально-творческих умений

креативный аддитивный социокультурный компонент нравственно-духовный

компонент компонент компонент

i_I_1_I

освоение основных профессиональных значений и понятий, умение творчески решать профессиональные задачи мотивы и ценностные установки личности, рефлексия студента в процессе профессиональной деятельности развитые коммуникативные умения, высокая потребность в общении и организаторской деятельности жизненные, терминальные и инструменталь ные ценности

Рисунок 1. Компоненты сформированности профессионально-творческих умений у студента инженерного вуза

Picture 1. Components of formed of professionally-creative abilities for the student of engineering institution of higher learning

Для контроля за процессом формирования профессионально-творческих умений у будущего инженера, определения процедуры оценивания этого процесса использованы следующие понятия: критерий (признак, на основании которого производится оценка) - показатель (характеристика объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств) - параметр (уровень - количественная характеристика).

Креативный критерий - определяет степень освоения основных профессиональных значений и понятий, умение творчески решать поставленные профессиональные задачи. Показатели когнитивного критерия: интеллектуальная лабильность; избирательность, концентрация, устойчивость, переключаемость внимания; быстрота мышления; развитое умение выделять

абстрактные связи, логическое и латеральное мышление; развитое пространственное мышление и воображение; умение генерировать идеи; точное слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.

Оцениваются все критерии сформированности профессионально-творческих умений по четырехуровневой шкале. Причем высокий уровень характерен для наиболее талантливых студентов. Нами определены характеристики каждого уровня. При высоком уровне сформированности креативного компонента у студента определяется высокая интеллектуальная лабильность; избирательность, концентрация, устойчивость, переключаемость внимания; быстрота мышления; развитое умение выделять абстрактные связи, логическое и латеральное мышление; развитое пространственное мышление и воображение; сформированное умение генерировать идеи; точное слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие. Средний уровень определен как развитое умение избирать, распределять и переключать внимание, но недостаточна продуктивность внимания, среднее слуховое, зрительное, вибрационное и кинестетическое восприятие. Достаточный уровень характеризуем как средний уровень познавательной компетентности; средний характер творческой активности; умение творчески решать поставленные профессиональные задачи; средняя степень осознанности и устойчивости общей креативности, отсутствие творческого подхода к профессиональной деятельности. Низкий уровень определен как незнание основных профессиональных значений и понятий, неосознанность, низкий уровень познавательной компетентности; неумение творчески решать поставленные профессиональные задачи; низкая степень реализации творческого потенциала личности; отсутствие интеллектуальной лабильности, умения распределять и переключать внимание, низкая продуктивность, отсутствие латерального мышления, низкое слуховое, зрительное, вибрационное и кинестетическое восприятие.

Аддитивный критерий - это мотивы и ценностные установки личности, рефлексия студента в процессе профессиональной деятельности. Показатели аддитивного критерия: уверенность в себе, готовность к преодолению неудач, жизненная энергия и гармония; положительная самооценка; способность саморегуляции, высокая самооценка; мотивация к успеху, стимул для самосовершенствования и саморазвития.

При высоком уровне сформированности аддитивного компонента студент имеет устойчивую потребность в достижении успеха, уверенность в себе, развита мотивация к успеху и преодолению неудач, высокая жизненная энергия и гармония, саморегуляция, развитый энтузиазм, высокая самооценка и устойчивый стимул для самосовершенствования и саморазвития. Средний уровень определен как позитивное отношение к успеху, отсутствие устойчивого интереса к инженерной профессии, невысокая самооценка, присутствие гармонии, непостоянство мотивации к успеху. Достаточный уровень характеризуем как слабое неустойчивое стремление к самореализации, самосовершенствованию. Низкий уровень определен как неинициативностъ; отсутствие личностного смысла профессиональной деятельности; неустойчивый характер мотивации к успеху, заниженная самооценка, отсутствие гармонии.

Социокультурный критерий - развитые коммуникативные умения, высокая потребность в общении и организаторской деятельности. Показатели: эмпатические способности; умение общаться и избегать конфликтных ситуаций. При высоком уровне сформированности социокультурного компонента студент владеет коммуникативными умениями, высокой потребностью в общении, умением общаться и избегать конфликтных ситуаций. Средний уровень определен как устойчивое стремление к контактам с людьми, но не высокая устойчивость, эпизодическое проявление умения общаться. Достаточный уровень характеризуем как неустойчивое стремление к контактам с людьми, умение общаться, но неумение избегать конфликтных ситуаций. Низкий уровень определен как низкая степень заинтересованности в общении, неумение общаться, неустойчивое стремление к контактам с людьми.

Нравственно-духовный критерий - это жизненные, терминальные и инструментальные ценности. Показатели: умение преодолевать духовный кризис, соборность, личностное принятие. При высоком уровне сформированности нравственно-духовного компонента студент имеет высокие жизненные ценности, обладает высоким уровнем духовности, соборностью, имеет устойчивое личностное принятие. Средний уровень определен как неустойчивая потребность в духовно-нравственном развитии, не совсем развитое умение преодолевать духовный кризис. Достаточный уровень характеризуем как средняя степень

заинтересованности в общении, самостоятельность, слабая потребность в духовно-нравственном развитии, неустойчивое стремление к овладению социальными нормами и морально-этическими установками. Низкий уровень определен как неустойчивый характер ценностных ориентаций.

Совокупность сформированности отдельных критериев определяет общей уровень профессионально-творческих умений у студента инженерного вуза. Процесс формирования профессионально-творческих умений у будущих инженеров на основе акмеологического подхода предусматривает переход от низкого уровня к более высокому.

Для определения уровней сформированности профессионально-творческих умений за основу взяли шкалу комбинированной оценки уровней, в которой учитывалась смешанная градация, объединяющая два смежных уровня, разработанной О.О. Горшковой [3]. Это позволило учесть вариацию по сформированности каждого критерия. В результате 1-й уровень соотнесен с низким; 2-3-й - с достаточным; 6-7-й и 4-5-й - со средним; 8-9-й уровни соотнесены с высоким уровнем. В таблице 1 приведена шкала комбинированной оценки уровней сформированности.

Таблица 1. Шкала комбинированной оценки уровня (У) сформированности профессионально-творческих умений

Table 1. Scale of the combined estimation of level (У) of formed of professionally-creative abilities

Признаки уровня У

1 На низком уровне - все компоненты низкий

2 На низком уровне - три компонента, один - на более высоком достаточный

3 На низком уровне - два компонента, два других - на более высоком

4 На низком уровне - один компонент, три других - на более высоком средний

5 На среднем уровне сформированы все компоненты

6 На высоком уровне - один компонент, на среднем уровне - три других компонента

7 На высоком уровне - два компонента, на среднем уровне - два других компонента

8 На высоком уровне сформированы три компонента, на среднем уровне - один компонент высокий

9 На высоком уровне сформированы все компоненты

Выводы и заключение. Таким образом, проведенный анализ профессиональных стандартов показывает востребованность профессионально-творческих умений у будущих инженеров. Определено, что сформированность профессионально-творческих умений - это овладение комплексом компонентов: креативным, аддитивным, социокультурным и нравственно-духовным, которые обеспечивают эффективное выполнение профессиональных задач. Нами представлен критериально-оценочный аппарат, включающий критерии и показатели сформиро-ванности профессионально-творческих умений у будущих инженеров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Профессиональный стандарт «Инженер-радиоэлектронщик» [Электронный ресурс] - URL: http://www.enfuture.ru/professional_standarts. (дата обращения: 12.08.2016).

2. Михайлова А.Г. Анализ модели инженера с профессионально-творческими способностями // Вестник Тольяттинского государственного университета. Педагогические науки. - Тольятти: ТГУ, 2014. - № 2. - С. 152-156.

3. Горшкова О.О. Подготовка студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностно-ориентированного инженерного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2016. - 394 с.

REFERENCES

1. Professional'nyi standart «Inzl^ener-radioyеlektronsl^ik». [The professional standard "Engineer"] (2016) Available at: URL http://www.enfuture.ru/professional_standarts. (in Russ.).

2. Mikhailova A.G. (2014) Analiz modeli inzhenera s professional'no-tvorcheskimi sposobnostjami. [Analysis of a model engineer with professional creativity] Vestnik То1]аН^кодо gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. No. 2 (17). Pp. 152-156.

3. Gorshkovа O.O. (2016) Podgotovka studentov k issledovatel'skoi dejаtel'nosti v kontekste kompetentnostno-orientirovannogo inzhenernogo obrazovanijа [Preparation of students for research activities in the context of competence-oriented engineering education] dis....doctor of ped. sciences: Moscow, 2016. 394 p. (in Russ.).

Информация об авторе

Михайлова Алла Григорьевна, аспирант, ст. преподаватель, кафедра «Романская и германская филология», Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия Steba1971@mail.ru.

Получена: 13.09.2016

Для цитирования статьи: Михайлова А.Г. Критерии и показатели сформированности профессионально-творческих умений у будущих инженеров.

Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 1. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.

Information about the author

Alla G. Mikhaylova, Senior lecturer, postgraduate student, Roman and German Philology Department of Sevastopol State University, Sevastopol, Russia Steba1971@mail.ru.

Received: 13.09.2016

For article citation: Mikhaylova A.G., Kriterii i pokazateli sformirovannosti professional'no-tvorcheskih umenij u budushhih inzhenerov. [Criteria and indicators of formation of professional-creative skills of future engineers]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 1. Pp. 00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.