ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ № 18 (22)2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PHYSICAL, MATHEMATICAL AND TECHNICAL SCIENCES № 18 (22) 2010
УДК 004.9
ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТОВ
© М. В. БАКАНОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра прикладной математики и информатики e-mail: [email protected]
Баканова М. В. - Возможности курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для совершенствования исследовательской деятельности аспирантов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2010. № 18 (22). С. 99-103. - В статье показана роль информационных технологий в проведении исследовательской работы. Предложены возможные направления обучения аспирантов по работе с компьютером для эффективной организации педагогического исследования.
Ключевые слова: педагогическое исследование, исследовательская деятельность аспиранта, контекстный подход, возможности пакета Microsoft Office.
Bakanova M. V. - The possibilities of the organization of the course «Computer Science and Information-Communicative Technologies» for the development of research activities of post-graduates// Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 18 (22). P. 99-103. - In the article the role of information technologies in the research work is shown. The possible directions of post-graduates’ studying the computer methods for the effective organization of their pedagogical research are suggested.
Keywords: pedagogical research, research activity of post-graduate, context approach, the possibilities of program package Microsoft Office.
Бурное развитие процесса информатизации оказывает значительное влияние на все сферы жизни и ведет к социальным, экономическим, политическим и духовно-нравственным изменениям в обществе. Зародившись в виде медиатизации и компьютеризации, информатизация вступила в новую стадию - интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использование систем искусственного интеллекта.
Несмотря на то, что стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы аспирантов, применение информационных технологий в научно-педагогических исследованиях остается одной из наиболее слабо освещённых в информационном плане проблем.
Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Обычно выделяют два этапа научного исследования: эмпирический и теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала.
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений. Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явлен.
Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования. Логика каждого из этих этапов вариативна и своеобразна [1].
Первый этап - стадия накопления знаний и фактов:
- выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
- изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
- определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап - стадия теоретического осмысливания фактов;
- выбор методологии - исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
- построение гипотезы исследования;
- выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап - опытно-экспериментальная работа:
- построение гипотезы исследования - теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
- организация и проведение констатирующего эксперимента;
- организация и проведение уточняющего эксперимента;
- проверка гипотезы исследования;
- организация и проведение преобразующего эксперимента;
- окончательная проверка гипотезы исследования;
- формулировка выводов исследования.
Четвертый этап - анализ и оформление результатов педагогического исследования:
- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
- научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
Пятый этап - пропаганда и внедрение результатов исследования:
- выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
- публикации в средствах массовой педагогической информации.
На каждом из этих этапов возможно использование компьютера как эффективного инструмента исследования.
Информационные технологии применяются на различных этапах исследовательской работы для фиксации информации о предмете и для обработки полученной информации.
Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации сегодня возможно применение компьютера в процессе сбора эмпирических данных. Чаще всего его используют при проведении анкетирования и тестирования. Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet- анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а также снизить трудовые затраты по обработке данных.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием табличного редактора Microsoft Excel.
Данный редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций».
Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм также даёт возможность построить на основании результатов статистической обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно использовать и на других этапах исследования.
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы.
Для выступления на кафедрах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах информационные технологии можно применить в качестве средства презентации информации, иллюстрирующей доклад. В этом случае можно использовать программу для создания презентаций Microsoft Power Point. Непосредственно демонстрация материала осуществляется с помощью мультимедийного проектора.
С помощью программы Microsoft Publisher возможно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т.д.
Рассмотрим возможности использования информационных технологий в исследовательской деятельности аспирантов.
1. Для поиска литературы:
- в электронном каталоге реальной библиотеки ВУЗа, а также заказ литературы через внутреннюю сеть библиотек;
- в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.).
2. Для работы с литературой в ходе:
- составления библиографии - составления перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
- реферирования - сжатого изложения основного содержания работы;
- конспектирования - ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
- аннотирования - краткой записи общего содержания книг или статей;
- цитирования - дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
3. Для обработки результатов исследования в процессе:
- обработки количественных данных полученных в ходе сбора эмпирических, социологических и математических методов исследования.
- построения диаграмм и виртуальных моделей.
4. Для размещения результатов исследования:
- в электронных журналах;
- в электронных библиотеках (e-library.ru);
- в виде научных докладов, статей, учебнометодических пособий, монографий, книг.
Аспирантский курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» призван обеспечить будущего ученого вышеперечисленными инструментами совершенствования его профессиональной и научно-исследовательской деятельности, а также способствовать формированию современного информационного мировоззрения и информационной культуры аспиранта.
Определяя содержание обучения по данному курсу, необходимо основываться как на общих дидактических принципах (научности, системности, доступности, связь теории и практики обучения с жизнью, межпредметных связей), так и на специальных, таких как:
1. Принцип опережающего характера подготовки (направлен на обеспечение соответствия содержания подготовки перспективам использования информационных технологий в будущем и предполагающий обеспечение возможности непрерывного самосовершенствования в области информатики и информационных технологий в аспекте профессиональной и научно-исследовательской деятельности).
2. Принцип прикладной направленности (предусматривает практическое освоение работы с различными средствами информационных технологий и реализацию исследовательских и профессиональных проектов; позволяет сформировать готовность аспирантов к использованию знаний в области информатики и информационных технологий в профессиональной и исследовательской деятельности).
3. Принцип межпредметной интеграции (подразумевает использование в процессе изучения данного курса системы базовых понятий, отражающих сущность процесса информатизации общества, науки и образования).
Данные принципы наилучшим образом прослеживаются при отборе содержания лабораторных занятий по названному курсу, на которых изучаются возможности стандартного пакета Microsoft Office (Word, Excel, Publisher, Power Point) и Интернет-технологий для проведения научных исследований по теме диссертационного исследования.
Определив тему, аспиранты начинают проводить исследование и разрабатывать собственный пакет материалов средствами MS Office. Среди них:
- материалы, созданные в MS Word, для организации констатирующего этапа экспериментальной работы: рефераты, доклады, опросники, анкеты, тесты (рис. 1).
Я предлагаю Вам принять участие в анкетировании.
2. Занимаетесь ли Вы научными исследованиями?
3. Если Бы занимаетесь научными исследованиями, представителем какого
Рис. 1. Пример анкеты, разработанной в MS Word
- материалы, созданные в MS Excel, для более наглядного представления результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента: таблицы, графики, диаграммы (рис. 2).
Рис. 2. Пример графиков, разработанных в MS Excel
- материалы, созданные в MS Publisher, в качестве дидактического материала, используемого в ходе
- презентация, разработанная в MS Power Point, дающая целостное представление результатов проведенного исследования (рис. 4).
Итогом работы является полноценный проект по теме диссертационной работы, который завершается защитой проведенного исследования с презентацией его результатов.
Основными методами работы на лабораторных занятиях по курсу «Информатика и информационнокоммуникационные технологии» являются: проектный метод, проблемно - исследовательский метод, метод самостоятельной работы.
проведения формирующего эксперимента: календари, буклеты, брошюры, плакаты, открытки и т.д. (рис. 3).
- сайт, разработанный в MS Publisher, представляющий собой систематизированное представление о проекте с включением ранее разработанного материала (рис. 5).
Предложенные методы работы полностью реализуют контекстный подход к обучению, когда аспирант имеет дело не с абстрактной дисциплиной, а ее отражением на предметное и социальное содержание предстоящей деятельности.
Благодаря такой форме работы мы обеспечиваем соответствие форм учебной и выполняемой трудовой (в данном случае, исследовательской) деятельности аспирантов для выработки адекватного стиля научной
Рис. 4. Пример презентации, разработанной в MS Power Point
Ж
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского
деятельности и развития профессионально - важных качеств будущих ученых.
В итоге достигаются не только образовательные цели обучения (формирование представления аспирантов об информатике и информационных технологиях, основных направлениях их развития и т.д.), но и воспитательные (формирование компьютерной грамотности и информационной культуры личности) и развивающие (развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, развитие познавательной мотивации к решению исследовательских задач).
Кроме того, приобретаются необходимые навыки работы с информацией: поиск и оценка релевантности найденной информации разрабатываемой теме, анализ, синтез информации, умение развивать чужие идеи и предлагать свои. Значительная часть работы посвящена проектированию и проведению исследования, а также представлению его результатов в электронном виде. Таким образом, у аспирантов формируются способности проектной, познавательной и исследовательской видов деятельности.
Таким образом, организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения информационных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы.
I Главная страница I Потребности
I Нравственность
Такое нравиться не может... и рано или поздно придется
задуматься.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ
Решение нравственных проблем современного общества должно быть комплексным и опираться на системы:
регулирования - формирование законодательной системы, закрепляющей моральные принципы в нормы права; ограничение произвола СМИ;
■ воспитания и образования - деятельностный подход в
формировании нравственных качеств учащихся, практич. направленность получаемых знаний.
■ духовно-религиозного просвещения: в школах проводятся
дополнительные занятия по основам православной культуры как форма работы по просвещению молодежи в вопросах религии, дается ориентир духовного развития и самоопределения;
■ семейных отношений - просветительская работа среди
родителей, консультирование по психологическим и религиозным вопросам;
■ индивидуальной работы - самостоятельная работа по
формированию критического мышления, способности к самовоспитанию, ответственности.
Особое внимание следует уделить формированию культуры потребления - ориентация на разумные потребности, самоограничение в приобретении продукции, которая способствует выработке зависимости и вредит здоровью. Осознание разумных потребностей и развитие критичного мышления в отношении информации позволит повысить качество жизни и сохранить индивидуальную целостность и осмысленность.
Рис. 5. Пример сайта, разработанного в MS Publisher
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-методическое пособие. Могилёв: МГУ им А.А. Кулешова, 2001. 112 с.