МЕТОД ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ИНФОРМАТИКОВ
И. А. КИСЕЛЕВА
Статья посвящена вопросу применения метода проектов при подготовке студентов с квалификацией бакалавр физико-математического образования (профиль - информатика). В статье рассматриваются этапы реализации проекта на стадии погружения в теорию проектной деятельности, создания проекта по теме исследовательской деятельности, представления результатов, рефлексии.
Ключевые слова: подготовка студентов-информатиков в вузе, метод проектов, возможности использования метода проектов.
Тенденция современной системы образования, основанная на воспитании саморазвиваю-щейся личности, предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей обучающихся. Выступая как субъект педагогической деятельности, студент должен быть ориентирован на свободное развитие личности, творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что требует качественно нового подхода к формированию будущего специалиста.
Требования, предъявляемые обществом к квалификации современного специалиста - информатика, приводят к достаточно жесткой конкуренции в этом секторе рынка труда. Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают обширными знаниями и навыками в области информационных технологий, но и умеют быть «командными игроками».
Это вполне объяснимо, так как в подавляющем большинстве случаев изделия электронной техники, средства связи, компьютеры, программные средства - это продукция, создаваемая в результате организованной деятельности больших коллективов. Преподавание дисциплин студентам - информатикам в рамках образовательных программ должно строиться с учетом этой тенденции. Осуществление принятых программ невозможно без использования эффективных педагогических технологий. В настоящее время значительный интерес представляют такие технологии как «метод проектов» [3].
Представляя собой воображаемый план целенаправленно создаваемого будущего, проекты стали эффективным инструментом в науке, технике и образовании, а понятие «проектирование» прочно вошло в практику и стало одним из наиболее широко используемых [2].
Рассмотрим возможности метода проектов при подготовке студентов с квалификацией бакалавр физико-математического образования (профиль - информатика) обучающихся в ТГУ имени Г. Р. Державина, реализуемые в течение 20082009 гг. среди студентов третьего курса обучения.
Заинтересованность в данной проблеме вызвана стремлением найти такие формы обучения студентов старших курсов, которые способствуют развитию познавательного интереса студентов в составе рабочих групп. Интерес к простому накоплению знаний у студентов-старшекурсников снижается, но возрастает их индивидуальный интерес к разнообразным практическим навыкам, важным в контексте предполагаемой дальнейшей трудовой деятельности.
Организация учебного процесса при использовании рассматриваемого метода включает пять основных блоков: погружения в теорию проектной деятельности, создания проекта по теме, исследовательской деятельности, представления результатов, рефлексии. Поскольку каждый этап обусловлен определенными задачами и содержанием, то можно установить соответствие каждого блока с организационными формами и методами на различных этапах выполнения проекта, и, как следствие, результаты на каждом этапе работы над проектом. Сведем эту информацию в таблицу (табл. 1).
Таблица 1
Последовательность работы над проектом
Задачи | Содержание работы | Методы | Формы | Результат
Блок 1. Погружение в теорию проектной деятельности
Создание условий для формирования внутреннего и внешнего интереса к деятельности, с целью усвоения понятий «проект» и «проектная деятельность». Организация познавательной деятельности учащихся по созданию алгоритма проектной деятельности Учащиеся на основе своего социального опыта при наличии интереса к проектной работе и координирующей роли преподавателя работают над созданием понятий: «проект» и «проектная деятельность», системы этапов, задач и действий проектной деятельности рассказ, объяснение, показ, демонстрация готовых проектов, метод информационной поддержки, метод « мозгового штурма» Индивидуальная, групповая, фронтальная Умение вычленять проблемы, выбирать оптимальный путь решения из множества альтернатив, генерировать оригинальные идеи
Блок 2. Создание проекта по теме
Создание мотивационно-сти-мулирующих условий для выбора темы, формирование познавательного интереса и планирование проектной деятельности. Осуществление информационного обеспечения (по необходимости) Активное включение учащихся в поисковую, познавательную, алгоритмическую, самостоятельную, творческую деятельность по созданию проекта в данном разделе курса по определенной теме алгоритмический метод, упражнения, лабораторные и практические работы с использованием ИК технологий Индивидуальная, групповая, лабораторная. работа, самостоятельная работа Формирование интереса к учению, умение работать в группе, совершенствование навыков работы с программным обеспечением
Блок 3. Исследовательская деятельность
Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся Учащиеся выполняют исследования, решают промежуточные задачи, анализируют источники информации, формулируют предложения и выводы по проекту. Самостоятельно изучают данную тему, преобразуют материал, перегруппируют идеи и связи для создания проекта изучение теоретических источников; наблюдение; поисковый эксперимент; описательный; анкетирование; соцопрос Индивидуальная, групповая, лабораторная. работа, консультации Самостоятельность суждений, гибкость поведения вне определенной ситуации, уверенность в себе, способность рисковать, генерировать идеи
Блок 4. Представление результатов
Организация деятельности учащихся по представлению отчетов и их обсуждению. Создание комфортного микроклимата Группы отчитываются о проделанной работе, демонстрируют материалы, выступают в роли автора, понимающего и критика метод дискуссий, метод группового обсуждения Семинар, конференция, конкурс, гранд Критичность, аутентичность, способность к анализу
к о Бло ия с к е ле
Организация рефлексивной деятельности учащихся. Создание условий для анализа затруднений учащихся Учащиеся работают с инструктивными картами и оценивают проектную деятельность, ее результаты, оценивают работу группы в целом и каждого ее участника, проводят самооценку. Происходит анализ позитива и негатива проектной деятельности самопрезента-ция, защита и оценка проектов, конкурсы творческих проектов, сравнительный анализ результатов с поставленными целями Индивидуальная, групповая Рефлексивные способности к самоанализу, оцениванию результатов своей деятельности
В зависимости от конкретных условий реальное наполнение указанных этапов может модифицироваться, поэтому далее рассмотрены наиболее типичные случаи, причем предполагается, что общая продолжительность выполнения проектов не превышает один семестр, если это специально не оговаривается.
1. Погружение в теорию проектной деятельности. На этом этапе проводится работа, связанная с выбором задания, рассмотрения проблемной области, формированием проектной группы. Студентов знакомят с наиболее интересными
проектами, выполненными в течение предшествующих лет. Демонстрация наиболее удачных разработок прежних лет и примеры того, какую положительную роль они сыграли для профессионального роста их авторов, служат подтверждением реальности выполнения предлагаемых проектов и стимулируют к выбору наиболее сложных задач.
После такого знакомства преподаватель, при взаимодействии с центрами инновационного развития кафедр, предлагает 10-15 тем на группу с учетом интересов студентов, волнующих их про-
блем. При этом преподаватель приводит примеры того, что ожидается получить при выполнении этого проекта, в каком виде рекомендуется представить полученные результаты: это могут быть задачи-проекты по созданию Web-сайта, электронного учебника, информационного ресурса, учебного пособия. На этом этапе проводится вводная лекция, описывающая все многообразие проектов, цели и задачи, требования, методы и сроки выполнения проекта.
Рассматриваемый этап носит подготовительный характер и при хорошей его организации может потребовать не более 2-3 занятий. Он завершается проведением семинара, на котором обсуждаются и уточняются цели задач-проектов, а также задания по его отдельным частям. Руководителям или авторам проектов предлагается оформить рабочий план, краткое описание ожидаемых результатов его выполнения и сделать развернутый доклад, в котором они должны обосновать предлагаемый рабочий план и возможность его реализации.
2. Исследовательская деятельность. На данном этапе происходит поиск, подбор, сортировка и анализ информации. Студенты активно взаимодействуют между собой, подбирают необходимый материал, глубоко погружаются в составляющую проекта. На этом же этапе разрабатываются различные варианты представления проекта (как по форме, так и по содержанию), выполняется его структуризация с определением точного перечня всех необходимых тем, которые должны быть изложены в проекте, делением на главы, параграфы и т. п.
Проекты в зависимости от их сложности могут выполняться одним или несколькими студентами, причем каждому участнику отводится вполне определенная роль. Лидером или руководителем группы обычно становится наиболее опытный и инициативный студент или аспирант. В таком случае отпадает необходимость непрерывного контроля над деятельностью каждого участника проекта. Достаточно обратить внимание на ключевые моменты и в случае затруднений оказать необходимую помощь. Обычно же преподаватель выступает в качестве координатора, контролирующего выполнение ключевых этапов проекта. При выполнении более продолжительных и междисциплинарных проектов важность этой роли возрастает. Материалы проекта тщательно редактируются, чтобы не вносить в него в дальнейшем больших изменений. Окончательно отредактированный материал преобразуется в гипертекст.
3. Создание проекта по теме. На данном этапе студенты изучают принципы и технологии Web-дизайна, программы для разработки сайтов «Adobe Dreamweaver CS3», «Sothink DHTML Menu 9», языки HTML, DHTML. На данном этапе собранный материал на практических занятиях размещается в разработанный студентами шаблон проекта.
4. Представление результатов. Студенты представляют готовый программный продукт, а также составляют отчет: описывают проблему и постановку задачи, обосновывают выбор методов, способов решения задачи. Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада и иллюстрирующей его презентации в программе Microsoft Power Point. Защита проектов проходит на семинаре, в ходе которого должно быть получено представление о вкладе студента в созданный проект, о степени овладения инструментарием, использованном при решении задачи.
5. Рефлексия. После защиты всех проектов подводятся итоги. Лучшие студенты получают автоматический зачет или поощряются более высокими оценками. На данном этапе студент и преподаватель анализируют и оценивают результаты деятельности. Участники проекта выносят предложения о том, как избежать ошибок в будущих проектах [1].
Рассмотренный метод апробирован в течение 2008-2009 гг. и дал хорошие результаты в ходе проведения педагогического эксперимента при изучении дисциплины «Гипертекст и мультимедиа технологии», «ИКТ в физико-математическом образовании» на кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина при подготовке студентов с квалификацией бакалавр физико-математического образования (профиль - информатика). Они включали, соответственно, 18 и 20 часов лекционных занятий и от 18 до 36 часов лабораторных работ на базе компьютерного класса.
Примеры тем проектов:
1. Электронный ресурс «Проектная деятельность социального педагога с семьей ребенка-инвалида».
2. Электронный ресурс «Проектирование модели укрепления духовно-нравственного здоровья подростков в условиях религиозных организаций».
3. Электронный ресурс «Социально-педагогический проект по профилактике компьютерной зависимости у подростков».
4. Электронный ресурс «Социально-педагогическая работа по жизнеустройству детей-сирот».
5. Электронный ресурс «Проектирование социально-педагогической работы по сохранению здоровья школьников».
6. Электронный ресурс «Социально-педагогическая профилактика пьянства среди школьников в условиях подросткового клуба».
7. Электронный ресурс «Проектирование как технология социально-педагогической работы с учащимися младших классов».
8. Электронный ресурс «Проект социальнопедагогической помощи семье в разрешении конфликтов между родителями и детьми».
9. Электронный ресурс «Развод родителей как неблагоприятный фактор социализации ребенка».
10. Электронный ресурс «СМИ как фактор социализации подростков: социальный проект».
11. Электронный ресурс «Социальнопедагогический проект: профессиональное самоопределение старшеклассников».
12. Электронный ресурс «Половое воспитание подростков как социально-педагогическая проблема».
13. Электронный ресурс «Социально-педагогические аспекты профилактики суицида в подростковой среде».
14. Электронный ресурс «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».
15. Электронное пособие по курсу
«Информатика».
16. Электронное пособие по курсу «Новые информационные технологии».
17. Электронный учебник «Visual Basic 6.0».
18. Электронный учебник «Microsoft Office PowerPoint 2007».
19. Электронный учебник «Компьютерные сети».
20. Электронный учебник «Графический редактор Paint».
21. Электронный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности».
22. Электронный учебник «Язык HTML».
23. Электронный учебник «Microsoft Office Access 2007».
24. Электронный учебник «Microsoft Office Publisher 2007».
25. Электронный учебник «Microsoft Office Excel 2007».
26. Электронный учебник «Основы работы в Fl Studio v.8».
27. Электронный учебник «Adobe Photoshop CS3».
28. Электронный учебник «Архитектура компьютера».
29. Электронный учебник «Microsoft Office Word 2007».
30. Web-сайт Вяжлинской СОШ.
31. Web-ресурс «К. Д. Ушинский - великий русский педагог».
32. Web-ресурс «Жизнь и творчество Шишкина И. И.».
33. Web-ресурс «Герой Советского Союза Ю. А. Гагарин».
Проведенные за время эксперимента наблюдения показали, что метод проектов является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень профессионализма, коммуникативные навыки, мотивацию студентов к обучению, уровень их самостоятельности, общее интеллектуальное развитие, дает опыт работы в команде, опыт взаимодействия с коллегами и заказчиками, подготавливает к будущей трудовой деятельности.
Литература
1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М., 2000.
2. Метод проектов / под ред. М. А. Гусаковского. Мн., 2003. Сер.: Современные технологии университетского образования.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2000.
* * *
PROJECT METHOD AND POSSIBILITIES OF IT APPLICATION IN TRAINING OF IT-SPECIALIST
I. A. Kiseleva
The paper is devoted to issue of application of project method in training students with qualification of bachelor's degree in physico-mathematical education (specialization - informatics). This paper describes the realization project stages on the level of immersion in a theory of designing activity, project creation by theme, research activity, representation of results and reflection.
Key words: training of the students with specialization informatics in institute of higher education, project method, possibilities of application of project method.