ПРИЛОЖЕНИЕ
мануальных навыков является не только индивидуальный подход, но и формирование умения курсанта работать в команде — анестезиолог-реаниматолог + акушер-гинеколог + неонатолог. Такой принцип делает процесс обучения увлекательным и высоко оценивается даже курсантами, с многолетним опытом работы.
Внедрение и использование симуляционного обучения в медицине должно стать основополагающим в развитии современного отечественного медицинского образования. Только постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теоретические медицинские знания, позволяет сформировать высококвалифицированного специалиста, готового решать любые, в том числе и нестандартные, клинические задачи, особенно в условиях экстремальной медицины.
А.А. Глухов, С.Н. Боев Использование современных учебных тренажеров в подготовке студентов медицинского вуза к летней производственной практике «Помощник медсестры: палатной и процедурной»
ГОУВПО «Воронежская государственная медицинская академияим. Н. Н. Бурденко»
Одной из проблем обучения в медицинском вузе является широкая теоретическая подготовка сегодняшних выпускников в сочетании с низким уровнем владения практическими навыками будущей профессии. Большинство зарубежных вузов видят путь устранения этого несоответствия в широком использовании современных учебных тренажеров и виртуальных симуляторов. Необходимо признать, что в настоящее время большинство преподавателей медицинских вузов считают желательным этапом в подготовке врача использование симуляторов и учебных тренажеров. Вместе с тем ряд авторов указывают на то, что ни один самый современный компьютерный симулятор не может заменить и никогда не заменит работы у постели больного, самостоятельного выполнения новых для себя манипуляций под контролем опытного специалиста. Значимость и обязательность этого этапа обучения — «из рук в руки» — неоспорима. Однако прочно устоявшееся мнение о том, что приобрести врачебное мастерство можно лишь в ходе самостоятельной работы у постели больного резко противоречит мировой и отечественной статистике врачебных ошибок, совершаемых молодыми специалистами.
Таким образом, существует противоречие межу традиционным подходом к обучению студентов практическим умениям и сообщениями ряда авторов о целесообразности использования для этих целей современных учебных тренажеров, что определяет актуальность исследования возможностей использования учебных тренажеров для формирования соответствующих профессиональных компетенций. Целью исследования являлось определение эффективности использования учебных тренажеров в формировании профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза в процессе их подготовки к летней производственной практике. Объектом исследования определен процесс обу-
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.йкМ 112
03.12.2012 16:35:48
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
чения практически умениям в Центре практической подготовки специалистов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, где сконцентрированы соответствующие учебные тренажеры. Предмет исследования — формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетентности будущего врача, понимаемой как части готовности высококвалифицированного специалиста к будущей профессиональной деятельности, будет эффективным, если модель формирования компетентности будет включать использование учебных тренажеров.
Для достижения цели и проверки гипотезы были сформулированы задачи исследования: 1. Доказать эффективность и результативность формирования профессиональной компетентности будущего специалиста медицинского профиля при использовании в процессе обучения практическим умениям современных учебных тренажеров. 2. Доказать целесообразность многократного повтора упражнений при формировании у студентов профессиональных компетенций. В качестве метода исследования применялось анкетирование студентов, которые оценивали свои знания и умения до и после занятий в Центре практической подготовки специалистов по 10-балльной шкале. Для сравнения результатов использовался критерий знаковых рангов Уилкоксона со статистической значимостью р<0,1. В эксперименте принимали участие 98 студентов лечебного факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко, проходивших обучение в Центре практической подготовки специалистов в течение 2011/2012 учебного года. Все студенты проходили обучение умениям: а) катетеризации мочевого пузыря мужчины; б) катетеризации мочевого пузыря женщины; в) зондированию желудка; г) постановке очистительной клизмы; д) восстановлению проходимости дыхательных путей; е) искусственному дыханию «рот в рот»; ж) закрытому массажу сердца; з) измерению артериального давления; и) пальцевому исследованию прямой кишки; к) пальпаторному обследованию молочных желез. При этом студенты были разделены на 2 группы. В 1-й группе занятие проводили однократно, во 2-й группе — дважды. В анкету также был включен вопрос о целесообразности использования учебных тренажеров для подготовки студентов к летней производственной практике.
Проведенный анализ результатов исследования показал существенное улучшение знаний и умений студентов, прошедших обучение с использование учебных тренажеров, по всем изучаемым манипуляциям. При этом наиболее существенная динамика наблюдалась в группе студентов, с которыми проводилось 2 занятия. На вопрос о целесообразности использования учебных тренажеров при подготовке к производственной практике положительно ответили 100% опрошенных. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1. Результаты исследования подтверждают целесообразность использования учебных тренажеров в процессе формирования профессиональной компетентности у студентов медицинских вузов. 2. Для повышения эффективности обучения практическим умениям необходимо многократное повторение занятий с использованием учебных тренажеров. 3. Использование учебных тренажеров способствует формированию профессиональных компетенций, необходимых для эффективного прохождения летней производственной практики.
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
м
#
блок МОИПР 3 2012.indd 113 ^^ 03.12.2012 16:35:48