эндоскопических оперативных вмешательств. Все симуляторы оснащены программным блоком лапароскопической холецистэктомии и базовых гинекологических операций, кроме того, аппарат LapSim оснащен блоком лапароскопической аппендэктомии, аппарат SimSurgery — блоком лапароскопической нефрэктомии, а также блоком симулятора первичных навыков работы с хирургическим роботом DaVinci.
Отсутствие необходимости использования расходных материалов позволяет обучаемым выполнять на виртуальном симуляторе любое количество повторов, при этом единственным ограничением является продолжительность рабочего времени. После отработки основных технических навыков на виртуальных симуляторах обучаемые переходили к выполнению оперативных вмешательств на тренажерах с использованием моделей внутренних органов, которые располагались внутри тренажеров, имитирующих брюшную полость. Для выполнения данных операций из обучаемых формировалась хирургическая бригада. Операции выполнялись с использованием реальных лапароскопических инструментов и стоек фирмы Gimmi и Karl Storz. Кроме мануальных навыков в процессе оперативных вмешательств, максимально приближенных к реальным, отрабатывались также навыки работы в команде.
Результаты. Наш первый опыт обучения клинических ординаторов с использованием симуляционных технологий пока не позволяет представить достоверные статистические данные. Однако уже после проведения первых циклов виртуального тренинга и обучения на тренажерах можно с уверенностью сказать, что отработка и совершенствование мануальных навыков у молодых хирургов происходит значительно быстрее, чем в обычных условиях.
Заключение. В современных условиях, когда по новому законодательству в области здравоохранения клиническим ординаторам, интернам, аспирантам официально запрещено оперировать пациентов в клинике, возможность отработки навыков в условиях си-муляционного центра крайне актуальна. Наличие в симуляционном центре различных видов тренажеров и виртуальных симуляторов позволяет построить учебную программу по принципу от простого к сложному, что повышает эффективность данной подготовки.
И.И. Долгушин, И.А. Волчегорский, А.В. Чукичев, Е.В. Гиль Опыт создания обучающего симуляционного центра в Челябинской государственной медицинской академии
ГБОУВПО «Челябинская государственная медицинская академия»
Обучающий симуляционный центр (ОСЦ) при ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ» был открыт 01.09.2011 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1220 «О финансированном обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных учреждениях». Для организации ОСЦ с момента выхода постановления нам понадобилось около 5 мес. Центр вводили в эксплуатацию в несколько этапов:
н
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
бл<ж_М0ИПР_3_2012.йкМ 110
03.12.2012 16:35:48
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
• определение миссии, разработка и принятие положения об ОСЦ на Ученом совете академии;
• выделение места для расположения центра, составление сметы и проведение капитального ремонта помещений на конкурсной основе;
• маркетинговые исследования, составление и подача заявка на оборудования для ОСЦ;
• проведение аукциона и подписание государственных контрактов на поставку оборудования согласно утвержденной заявке;
• определение места ОСЦ в структуре академии и составление штатного расписания;
• составление учебно-тематического плана циклов усовершенствования и разработка учебно-методических комплексов;
• монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования;
• обучение персонала Центра.
Основная миссия ОСЦ заключается в повышение эффективности освоения мануальных и лечебно-тактических навыков путем внедрения в учебный процесс высокотехнологичных роботизированных манекенов и современного реанимационного оборудования с целью улучшения качества родовспоможения и перинатальной помощи. Работа обучающего симуляционного центра ориентирована на несколько когорт обучающихся: 1-я — врачи акушерско-гинекологических медицинских учреждений (акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи-реаниматологи); 2-я — курсанты факультета послевузовского и дополнительного образования; 3-я — интерны, клинические ординаторы академии и, наконец, 4-я — профессорско-преподавательский состав профильных кафедр. ОСЦ является структурным подразделением академии со своим штатным расписанием, которое включает должности директора, методиста (1 шт. ед.), специалиста по компьютерному обеспечению (1 шт. ед.) инженера (0,5 шт. ед.), рабочего по обслуживанию (1 шт. ед.) и профессорско-преподавательский состав (доцент — 1 шт. ед., ассистент — 3 шт. ед.). Он находится в непосредственном подчинении факультета послевузовского и дополнительного образованию (ФПДО). Учебный процесс в центре осуществляется силами 4 профильных кафедр академии: кафедра акушерства и гинекологии; кафедра акушерства и гинекологии ФПДО, кафедра неотложной педиатрии и неонатологии ФПДО, кафедра анестезиологии и реанимации ФПДО. ОСЦ ежедневно может принимать до 12 курсантов (2 группа по 6 человек) в одну смену (6 ч), либо 24 курсанта (при организации учебного процесса в 2 смены). Для освоения и совершенствования мануальных навыков используются высокотехнологичные роботизированные манекены и современное реанимационное оборудование, размещенные в акушерско-гинекологическом и неонато-логическом модуле, который расположен в женской консультации клиники Челябинской государственной медицинской академии. Общая площадь ОСЦ составляет 276 м2. Освоение мануальных навыков на первом этапе обучения определяется их исходным уровнем у курсанта. Далее курсант обучается работе на фантоме (тренажере) и только после этого приступает к тренингу. При этом на освоение и тренинг навыков используется до 80—90% времени обучения. Важным моментом в достижении максимального уровня освоения
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
N
Ф
блок МОИПР 3 2012лл<М 111 ^^ 03.12.2012 16:35:48
мануальных навыков является не только индивидуальный подход, но и формирование умения курсанта работать в команде — анестезиолог-реаниматолог + акушер-гинеколог + неонатолог. Такой принцип делает процесс обучения увлекательным и высоко оценивается даже курсантами, с многолетним опытом работы.
Внедрение и использование симуляционного обучения в медицине должно стать основополагающим в развитии современного отечественного медицинского образования. Только постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теоретические медицинские знания, позволяет сформировать высококвалифицированного специалиста, готового решать любые, в том числе и нестандартные, клинические задачи, особенно в условиях экстремальной медицины.
А.А. Глухов, С.Н. Боев Использование современных учебных тренажеров в подготовке студентов медицинского вуза к летней производственной практике «Помощник медсестры: палатной и процедурной»
ГОУВПО «Воронежская государственная медицинская академияим. Н. Н. Бурденко»
Одной из проблем обучения в медицинском вузе является широкая теоретическая подготовка сегодняшних выпускников в сочетании с низким уровнем владения практическими навыками будущей профессии. Большинство зарубежных вузов видят путь устранения этого несоответствия в широком использовании современных учебных тренажеров и виртуальных симуляторов. Необходимо признать, что в настоящее время большинство преподавателей медицинских вузов считают желательным этапом в подготовке врача использование симуляторов и учебных тренажеров. Вместе с тем ряд авторов указывают на то, что ни один самый современный компьютерный симулятор не может заменить и никогда не заменит работы у постели больного, самостоятельного выполнения новых для себя манипуляций под контролем опытного специалиста. Значимость и обязательность этого этапа обучения — «из рук в руки» — неоспорима. Однако прочно устоявшееся мнение о том, что приобрести врачебное мастерство можно лишь в ходе самостоятельной работы у постели больного резко противоречит мировой и отечественной статистике врачебных ошибок, совершаемых молодыми специалистами.
Таким образом, существует противоречие межу традиционным подходом к обучению студентов практическим умениям и сообщениями ряда авторов о целесообразности использования для этих целей современных учебных тренажеров, что определяет актуальность исследования возможностей использования учебных тренажеров для формирования соответствующих профессиональных компетенций. Целью исследования являлось определение эффективности использования учебных тренажеров в формировании профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза в процессе их подготовки к летней производственной практике. Объектом исследования определен процесс обу-
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.йкМ 112
03.12.2012 16:35:48