ПРИЛОЖЕНИЕ
С.А. Булатов
Перспективы использования симуляционных центров для компетентностного подхода в подготовке специалистов для практического здравоохранения
ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»
С 2002 г. в Казанском государственном медицинском университете (КГМУ) функционирует Центр практических умений, на базе которого разработана и внедрена программа профессиональной подготовки будущих специалистов (патент на изобретение № 2 331 930 от 20.08.2008). В центре широко используются разнообразные симуляционные методики, в том числе и работа со стандартизированными пациентами. Учебная программа рассчитана на все 6 лет, выпускники проходят итоговую государственную аттестацию также с применением симуляционных технологий.
Основными причинами большинства конфликтных ситуаций в практическом здравоохранении являются низкий уровень владения медицинскими работниками практическими навыками и деонтологическими основами общения с пациентами. В связи с этим перед высшей медицинской школой стоят актуальные задачи — разработка новых, более совершенных методов подготовки будущих специалистов и внедрение объективных методов оценки качества труда и владения практическими навыками. С 2002 г. в КГМУ функционирует Центр практических умений (ЦПУ). На базе ЦПУ разработан и внедрен способ профессиональной подготовки будущих специалистов (патент на изобретение № 2 331 930 от 20.08.2008). Основные задачи, которые должен решить данный метод подготовки, — отработка практических умений работы с пациентом, закрепление основ клинического мышления специалиста, освоение коммуникативных и деонтологических навыков общения с пациентом. Оснащение ЦПУ:
• 165 наименований учебных тренажеров, муляжей и имитаторов для обучения студентам практическим умениям;
• имитационная палата для взрослых пациентов, палата для работы с детьми, операционный блок, имеющий в своем составе общехирургическую операционную, лапароскопическую операционную и эндоскопический кабинет, методический кабинет с библиотекой, 3 учебные комнаты, кабинет врача общей практики, дисплейный класс;
• 6 рабочих мест, оснащенных аудио- и видеоаппаратурой наблюдения для работы с использованием методики стандартизированный пациент;
• 13 компьютеров и централизованная система телевидеокомуникаций с выходом в каждом помещении центра;
• группа профессиональных актеров для работы со студентами 4-го и 5-го курсов по методике стандартизированный пациент в составе 16 человек, сотрудничающих с центом на контрактной основе.
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.шМ 124
03.12.2012 16:35:50
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
Курс обучения практическим умениям и навыкам включает 6-летнюю учебную программу, частью которой являются практические занятия по методике «стандартизированный пациент». Данная методика обучения и контроля качества освоения практическими навыками рассчитана на студентов старших курсов лечебно-профилактического факультета и внедрена в КГМУ с 2004 г. В основу положена методика, разработанная специалистами университета Восточная Каролина (США). Обучаемому предоставляется возможность применить свои знания в активной форме—в виде самостоятельной работы с «пациентами», роль которых исполняют профессионалы-актеры, досконально владеющие заданной клинической ситуацией. Актеры помогают инсценировать наиболее часто встречающиеся заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. При этом, наряду с актерской работой, широко используются аудиоимитаторы, тренажерные комплексы и муляжи, позволяющие имитировать конкретные органические и функциональные отклонения и системах жизнедеятельности пациента. Индивидуальная работа студента со стандартизированным пациентом происходит в специальном боксе, оборудованном средствами для видео- и аудионаблюдения. На первом этапе (за ограниченный период времени) куратор должен осуществить сбор анамнеза, провести общеклиническое, физикальное обследование пациента. При этом куратор обязан справиться с целым рядом искусственно создаваемых деонтологических проблем, таких как негативизм пациента по отношению к медицинскому работнику, многословие, скрытность и т.д.
Следующий этап работы заключается в анализе полученных данных, определении наиболее оптимальной тактики дальнейшего обследования пациента. Особенность ролевой игры на данном этапе в том, что обучаемый может получить данные абсолютно всех возможных инструментальных и лабораторных исследований, но должен выбрать только необходимые и высокоинформативные. Затем обучаемому необходимо интерпретировать полученные результаты лабораторно-инструментальных методов обследования, установить диагноз и составить план лечения. Работа завершается защитой данной клинической ситуации перед экзаменатором. Логическим завершением 6-летнего обучения служит этап итоговой государственной аттестации выпускников, проводимый на базе ЦПУ. Предлагаемые задания по 4 специальностям (хирургия, терапия, акушерство и гинекология, реаниматология) позволяют с большой степенью объективности оценить умения выпускника. В 2012 г. этот экзамен проводился для выпускников лечебного факультета уже в 5-й раз. В настоящее время для специалистов ПДО разработан специальный тренинговый тренажерный цикл, рассчитанный на совершенствование мануальных навыков оказания неотложной медицинской помощи в экстренной ситуации. Курс рассчитан на ординаторов 1-го года обучения, включает 24 аудиторных часа и предусматривает отработку на тренажерах и симуляторах основных приемов оказания неотложной медицинской помощи на доклиническом этапе. С 2010 г. 650 участников отметили высокую практическую значимость подобной формы обучения.
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
н
блок_МОИПР_3_2012.Ш 125
03.12.2012 16:35:50