Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
И.Н. Пасечник, Е.И. Скобелев Роль и место симуляционных обучающих систем в доклинической подготовке анестезиологов и реаниматологов
ФГБУ«Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Москва
Отечественная система профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в области анестезиологии и реаниматологии традиционно формировалась с учетом важности первичного овладения манипуляционными навыками. На нашей кафедре, находящейся в структуре учреждения постдипломной подготовки врачей, всегда уделяли повышенное внимание обучению специалистов в области лечения критических состояний. Так, манекены для реанимационного тренинга использовали на кафедре с конца 1970-х гг., а в 2010 г. у нас появились многофункциональные роботы-симуляторы. Появление таких роботов с соответствующей управляющей оболочкой с полным правом можно считать событием инновационным, требующим адекватной коррекции программы обучения. Именно определение места симуляционных методик в структуре обновленных программ начального овладения манипуляционными навыками и послужило целью данного исследования. Для достижения поставленной цели было необходимо определиться с этапностью обучения, а затем с оснащением каждого этапа.
Мы проанализировали данные обучения 28 врачей навыкам интубации трахеи, пункции и катетеризации подключичной вены, сердечно-легочной реанимации в различных клинических сценариях. Оценивали общее время овладения методиками, успешность академического исполнения учебных планов. Результаты обучения сравнивали со средними данными прошлых лет. Традиционно в нашей специальности овладение мануальными методиками состоит из 1-го (доклинического) и 2-го (клинического) этапов. На 1-м этапе обучаемый отрабатывает необходимые навыки на схематических манекенах и патологоанатомическом материале. На 2-м этапе учащиеся приобретают навыки профессиональной деятельности в типовых лечебных учреждениях. Между этапами отсутствует плавная преемственность ввиду ключевых различий объектов изучения. Так, схематические манекены не обладают полным анатомо-физиологическим соответствием живому организму, а обучение на секционном материале имеет деонтологические и организационные ограничения. Кроме того, от таких объектов невозможно добиться физиологического ответа на проводимое лечение. Этих недостатков лишен клинический практикум, но при работе с реальными пациентами многократно возрастает цена возможных ошибочных действий учащегося, а сам учебный процесс становится ситуационным, когда учебная программа определяется не планом обучения, а настоящей патологией.
Мы применяли роботы-симуляторы МЕТ! (Medical Education Technologies Inc), которые отличаются высоким анатомо-физиологическим соответствием, использованием фармбиблиотеки при моделировании клинических сценариев. Программный комплекс роботов реализуется дружественным интерфейсом MUSE. Программа постдипломного обучения врачей анестезиологов-реаниматологов с помощью роботизированного си-муляционного комплекса основывается в первую очередь на применении систем iStan
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
ы
#
блок МОИПР 3 2012.indd 95 -fffi+ 03.12.2012 16:35:44
ПРИЛОЖЕНИЕ
и HPS. Применяя роботизированные симуляционные системы МЕТ1 на 1-м этапе первичного обучения, нам удалось полностью заменить симуляторами работу учащихся с секционным материалом в течение первых 3 мес обучения. При этом процент учащихся, успешно сдавших аттестационные тесты с первой попытки, был достоверно выше, чем в предыдущие годы, и доходил до 87%. Доклинический этап обучения обрел четкие временные рамки и структуру, что позволило уже в первые месяцы обучения вводить в программу 1-го этапа тренинги с включением клинических сценариев, что раньше было технически невыполнимо и традиционно соотносилось с клиническим этапом обучения. Таким образом, самые предварительные результаты применения роботизированных симуляционных комплексов позволяют сделать переход между доклиническим и клиническим этапами обучения анестезиологов-реаниматологов плавно преемственным. Обладая чертами анатомо-физиологического соответствия и обратной связью в отношении лечебного воздействия, роботы-симуляторы позволяют придать реалистичность, плановость и предсказуемость учебному процессу, не увеличивая риск осложнений у пациентов в критических состояниях.
О.А. Панина, М.А. Солунина, А.М. Краснопольская, Л.В. Маховая, В.А. Исаева Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов
ГБОУВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»
В настоящее время основным направлением деятельности высшей школы является удовлетворение потребностей личности в знаниях, позволяющей ей адаптироваться в современном мире. В период активных социально-экономических перемен перед высшей школой стоят задачи подготовки образованного конкурентоспособного специалиста, отвечающего жестким требованиям рыночной экономики.
Кроме того, реформирование санитарно-эпидемиологической службы выдвигает новые задачи: наблюдение за состоянием здоровья населения и его прогнозирование, выявление причин возникновения как инфекционных, так и массовых неинфекционных заболеваний и разработка мер их профилактики. В связи с этим возникает необходимость больше внимания уделять совершенствованию методов профессиональной подготовки студентов медико-профилактического факультета. Основная цель обучения студентов на медико-профилактическом факультете — это обеспечение соответствия содержания обучения стремительно меняющимся условиям жизни общества и вновь возникающим запросам противоэпидемической службы. Технология обучения базируется на основных принципах организации учебного процесса, причем ведущим из них является интеграция деятельности кафедры и базовых учреждений (ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», дезинфекционная станция, ЛПУ).
Важным звеном этой подготовки является внедрение электронного обучения для практических, элективных занятий и самостоятельной работы студентов. В этой связи, на
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.йкМ 96
03.12.2012 16:35:45