Научная статья на тему 'Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов'

Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов»

ПРИЛОЖЕНИЕ

и HPS. Применяя роботизированные симуляционные системы МЕТ1 на 1-м этапе первичного обучения, нам удалось полностью заменить симуляторами работу учащихся с секционным материалом в течение первых 3 мес обучения. При этом процент учащихся, успешно сдавших аттестационные тесты с первой попытки, был достоверно выше, чем в предыдущие годы, и доходил до 87%. Доклинический этап обучения обрел четкие временные рамки и структуру, что позволило уже в первые месяцы обучения вводить в программу 1-го этапа тренинги с включением клинических сценариев, что раньше было технически невыполнимо и традиционно соотносилось с клиническим этапом обучения. Таким образом, самые предварительные результаты применения роботизированных симуляционных комплексов позволяют сделать переход между доклиническим и клиническим этапами обучения анестезиологов-реаниматологов плавно преемственным. Обладая чертами анатомо-физиологического соответствия и обратной связью в отношении лечебного воздействия, роботы-симуляторы позволяют придать реалистичность, плановость и предсказуемость учебному процессу, не увеличивая риск осложнений у пациентов в критических состояниях.

О.А. Панина, М.А. Солунина, А.М. Краснопольская, Л.В. Маховая, В.А. Исаева Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов

ГБОУВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»

В настоящее время основным направлением деятельности высшей школы является удовлетворение потребностей личности в знаниях, позволяющей ей адаптироваться в современном мире. В период активных социально-экономических перемен перед высшей школой стоят задачи подготовки образованного конкурентоспособного специалиста, отвечающего жестким требованиям рыночной экономики.

Кроме того, реформирование санитарно-эпидемиологической службы выдвигает новые задачи: наблюдение за состоянием здоровья населения и его прогнозирование, выявление причин возникновения как инфекционных, так и массовых неинфекционных заболеваний и разработка мер их профилактики. В связи с этим возникает необходимость больше внимания уделять совершенствованию методов профессиональной подготовки студентов медико-профилактического факультета. Основная цель обучения студентов на медико-профилактическом факультете — это обеспечение соответствия содержания обучения стремительно меняющимся условиям жизни общества и вновь возникающим запросам противоэпидемической службы. Технология обучения базируется на основных принципах организации учебного процесса, причем ведущим из них является интеграция деятельности кафедры и базовых учреждений (ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», дезинфекционная станция, ЛПУ).

Важным звеном этой подготовки является внедрение электронного обучения для практических, элективных занятий и самостоятельной работы студентов. В этой связи, на

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.йкМ 96

03.12.2012 16:35:45

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

наш взгляд, весьма важно обучить студентов умению использовать в практических условиях методы эпидемиологического анализа для установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека; умению проведения социально-гигиенического мониторинга и использованию полученных данных для оценки воздействия факторов риска на здоровье человека; умению проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Особое внимание следует уделять изучению законодательной базы, вопросам правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и умению работать с законодательными актами.

Не менее важным представляется обучение основным методам социального и экономического анализа, необходимого для обоснования комплекса профилактических мероприятий и принятия управленческих решений; обучение работе с населением и со средствами массовой информации по вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Важным подспорьем для этого является применение базы данных, разработанной преподавателями академии и сотрудниками ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области». База данных представлена бинарным файлом формата е-Воок, размером 2,61 Мб и предназначена для сбора, хранения, автоматизации доступа к основным эпидемиологическим данным. Ключевыми параметрами являются основные модули обучения, нормативно-законодательные акты и другая вспомогательная информация, которая фиксируются в привязке к модулям обучения. Для удобства работы с материалом вся база данных разделена на 2 таблицы, таблица слева содержит 5 основных разделов и 13 подразделов. Нажатием курсора на наименование подразделов в правой таблице появляется текстовой материал, отображающий теоретическое содержание подраздела. Использование базы данных позволяет быстро и своевременно вносить изменения, в частности по вопросам правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чего невозможно добиться, используя только печатную учебную литературу для подготовки студентов.

Таким образом, применение электронных материалов поможет поднять профессиональную подготовку студентов на новый современный уровень.

А.А. Зайков Применение новых инновационных технологий

ГБОУВПО «Кировская государственная медицинская академия»

Современный врач — терапевт, хирург, педиатр или стоматолог — должен быть профессионалом, уверенно ориентирующимся в многообразии клинической информации, мгновенно принимающим грамотные решения и владеющим высокоточными практическими умениями и навыками. Для частичного решения данной проблемы в 2008 г. в Кировской государственной медицинской академии был создан центр манипуляционных навыков (ЦМН). Кафедры академии активно включились в инновационный образовательный процесс на базе ЦМН (курс оперативной хирургии и клинической анатомии, кафедра анестезиологии и реанимации ИПО с курсом скорой медицинской помощи, кафедра семейной медицины ИПО, кафедра акушерства и гинекологии, кафедра госпи-

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

М

блок_МОИПР_3_2012.Ш 97

03.12.2012 16:35:45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.