Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
наш взгляд, весьма важно обучить студентов умению использовать в практических условиях методы эпидемиологического анализа для установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека; умению проведения социально-гигиенического мониторинга и использованию полученных данных для оценки воздействия факторов риска на здоровье человека; умению проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Особое внимание следует уделять изучению законодательной базы, вопросам правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и умению работать с законодательными актами.
Не менее важным представляется обучение основным методам социального и экономического анализа, необходимого для обоснования комплекса профилактических мероприятий и принятия управленческих решений; обучение работе с населением и со средствами массовой информации по вопросам профилактики инфекционных заболеваний. Важным подспорьем для этого является применение базы данных, разработанной преподавателями академии и сотрудниками ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области». База данных представлена бинарным файлом формата е-Воок, размером 2,61 Мб и предназначена для сбора, хранения, автоматизации доступа к основным эпидемиологическим данным. Ключевыми параметрами являются основные модули обучения, нормативно-законодательные акты и другая вспомогательная информация, которая фиксируются в привязке к модулям обучения. Для удобства работы с материалом вся база данных разделена на 2 таблицы, таблица слева содержит 5 основных разделов и 13 подразделов. Нажатием курсора на наименование подразделов в правой таблице появляется текстовой материал, отображающий теоретическое содержание подраздела. Использование базы данных позволяет быстро и своевременно вносить изменения, в частности по вопросам правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чего невозможно добиться, используя только печатную учебную литературу для подготовки студентов.
Таким образом, применение электронных материалов поможет поднять профессиональную подготовку студентов на новый современный уровень.
А.А. Зайков Применение новых инновационных технологий
ГБОУВПО «Кировская государственная медицинская академия»
Современный врач — терапевт, хирург, педиатр или стоматолог — должен быть профессионалом, уверенно ориентирующимся в многообразии клинической информации, мгновенно принимающим грамотные решения и владеющим высокоточными практическими умениями и навыками. Для частичного решения данной проблемы в 2008 г. в Кировской государственной медицинской академии был создан центр манипуляционных навыков (ЦМН). Кафедры академии активно включились в инновационный образовательный процесс на базе ЦМН (курс оперативной хирургии и клинической анатомии, кафедра анестезиологии и реанимации ИПО с курсом скорой медицинской помощи, кафедра семейной медицины ИПО, кафедра акушерства и гинекологии, кафедра госпи-
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
М
блок_МОИПР_3_2012.Ш 97
03.12.2012 16:35:45
ПРИЛОЖЕНИЕ
тальной хирургии с курсом оториноларингологии, кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии, кафедра пропедевтики внутренних болезней, кафедра пропедевтики детских болезней, кафедра детской хирургии — в осеннем семестре; кафедра общей хирургии, кафедра факультетской хирургии с курсом урологии, кафедра детских болезней, кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией — в весеннем семестре). Но многие кафедры не проявили должной заинтересованности в работе на базе ЦМН. На базе центра были сконцентрированы имеющиеся на кафедрах академии манекены, тренажеры и имитаторы, а также была закуплена новая современная продукция международной компании 3B Scientific, мирового лидера в производстве медицинских учебных пособий.
В центре манипуляционных навыков Кировской ГМА в распоряжении студентов, ординаторов и слушателей института последипломного образования имеются 3 специализированных манипуляционных учебных комнаты по хирургии, акушерству и гинекологии, терапии и педиатрии. В манипуляционной учебной комнате по хирургии в распоряжении обучающихся имеются как простые тренажеры для отработки практических навыков наложения швов и вязания узлов, внутримышечных, внутривенных инъекций, так и более специализированные тренажеры: для клинического обследования груди, простаты, люмбальных пункций, канюляции центральных вен и венозного доступа, дренирования плевральной полости, клинических навыков катетеризации и ухода за свищами, лапароскопических оперативных вмешательств, трахеостомии и освоения сердечно-легочной реанимации. В манипуляционной по акушерству и гинекологии представлены тренажеры обследования шейки матки, имитаторы родов, имитатор наложения швов после рассечения промежности, тренажер для практики гинекологических процедур. В манипуляционной учебной комнате по терапии и педиатрии в наличии тренажеры (с компьютерным обеспечением) для реанимации взрослого человека и ребенка. Данные манекены позволяют программировать 15 видов нарушения сердечного ритма, 9 видов дыхательных шумов, производить виртуальное «лечение», включая дефибрилляцию. Обучение студентов, интернов, ординаторов и слушателей ИПО на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе ЦМН, дает следующие преимущества:
• реалистичное обучение без риска для пациента;
• длительность учебного процесса не ограничена;
• количество повторов не ограничено;
• нет зависимости от работы клиники;
• отработка редких видов вмешательств;
• отсутствие первичного стресса для обучающихся;
• объективная оценка действий обучающихся.
Работа ЦМН в течение 3 лет получила положительные отзывы со стороны как студентов, так и практических врачей. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи имитаторов, манекенов, тренажеров и виртуальных симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим исследованиям и вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Это снижает потенциальный риск для пациентов и повышает качество медицинской помощи.
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.йкМ
03.12.2012 16:35:45