Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
давших», где в дополнение к предыдущей программе внесены новые разделы, касающиеся организации медицинских эвакуаций всеми видами воздушного транспорта, особенностей ведения пациента при проведении длительных авиамедицинских эвакуаций, клинических аспектов медицинской эвакуации пациентов воздушными видами транспорта. Для материально-технического обеспечения учебного процесса полигон планируется дооборудовать современным макетом тренажера-самолета.
Зайков А.А.
Опыт обучение курсантов ИПО на базе центра манипуляционных навыков Кировской ГМА
ГБОУВПО «Кировская государственная медицинская академия»
Врач должен учиться своей профессии всю жизнь, и большую помощь ему в этом должны оказывать центры манипуляционных (симуляционных или практических) навыков. В работу образованного в 2008 г. в Кировской ГМА центра манипуляционных навыков сразу активно включились кафедры хирургии с курсом анестезиологии и реаниматологии, семейной медицины института последипломного образования. За период с 2008 по 2012 гг. на базе ЦМН Кировской ГМА прошли обучение по программе сердечно-легочной реанимации 52 слушателя цикла ОУ «Анестезиология и реаниматология». 68 слушателей цикла ОУ «Скорая медицинская помощь», 15 слушателей цикла ПП «Трансфузиология», 26 клинических ординаторов и интернов по специальности «Анестезиология и реаниматология». Обучение слушателей проводилось на тренажере реанимации взрослого человека с интерактивным имитатором аритмии, тренажере для практики интубации трахеи. По программе общая врачебная практика, семейная медицина на базе ЦМН за 4 года прошли обучение 96 слушателей. Обучение осуществлялось на базовых хирургических тренажерах, тренажерах исследования прямой кишки, простаты, тренажерах сердечно-легочной реанимации, имитаторе родов. По отзывам сотрудников кафедр и самих слушателей, работа на тренажерах и манекенах в центре манипуляционных навыков значительно повышает качество и профессионализм врачей в их последующей работе с пациентами.
Э.В. Тайницкая, И.Ю. Сутковая Современные подходы к улучшению организации внутренней оценки деятельности в медицинской организации первичного звена
ГУЗ Ярославской области «Детская поликлиника № 3»
В настоящее время важным разделом работы любой медицинской организации является система внутренней оценки деятельности, направленная на улучшение качества медицинской помощи.
Цель исследования - научно-методическое улучшение организации внутренней оценки деятельности медицинской организации на примере многопрофильной городской
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
н
блок_МОИПР_3_2012.Ш 129
03.12.2012 16:35:51
ПРИЛОЖЕНИЕ
детской поликлиники. Организация экспертной работы в детской поликлинике строилась на основе следующих принципов: соответствия экспертной деятельности видам и объемам помощи, определение целей и задач улучшения экспертной деятельности, где имеется документальное расхождение между существующей и желаемой практикой; планирование изменений; компетентное проведение экспертизы качества помощи; создание регулярных отчетов; статистической достоверности результатов. Основным инструментом для оценки качества процесса оказания медицинской помощи была карта экспертной оценки.
Материалы и методы: Исследовано 4776 карт экспертной оценки, в том числе за 2010 г. — 2241 карта, за 2011 г. — 2535 карт, что соответствует 5,5—6% от числа законченных случаев оказания помощи. Получены репрезентативные выборки карт экспертной оценки по возрастным группам детей, их социальному статусу (дети без ограничений жизнедеятельности и дети-инвалиды) и обращениям в детскую поликлинику по поводу заболеваний (Т00-Т99, 800-Т99, д00^99, 000-099, А00-В99, К00-К99, М00-М99, Е00-Е99, Н00-Н59, /00-/99), а также по врачебным специальностям и ступеням экспертной оценки. Для оценки статистически значимых различий были использованы непараметрические критерии. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Количественные и качественные показатели экспертной работы. При исследовании установлена прямая корреляционная связь средней силы между показателями экспертной деятельности и числом обращений пациентов по поводу заболеваний,(г=0,675) и числом посещений по врачебным специальностям (г=0,636), что позволяет судить о соответствии экспертной работы видам и объему помощи, оказываемой в детской поликлинике. При этом недостаточно карт оценки при малопредотвратимых заболеваниях детского населения, при которых качество помощи рассматривается как резерв снижения потерь здоровья (класс болезней мочевыделительной системы, злокачественные образования, болезни крови и кроветворных органов, детский церебральный паралич, сахарный диабет 1 типа и др.). Показатели качества медицинской помощи в детской поликлинике. Достоверные различия получены при оценке оказании помощи детям в возрасте 0—4 года: показатель несвоевременной госпитализации среди детей этой возрастной группы выше, чем в других возрастах, составляет 3,7%, в подростковом возрасте 15—17 лет — 2,2%. Несвоевременная госпитализация при инвалидизирующих заболеваниях была наиболее высокой 5,7%, в то время как среди детей без ограничений жизнедеятельности — менее 1%. Обследования, не соответствующие стандарту помощи, достаточно высоки во всех возрастных группах (соответственно 37,0; 46,4; 43,5%) и не зависят от социального статуса (соответственно 42,31; 47,4%). Дефекты лечения составили 11,1%, в подростковой группе показатель был выше (15,8%), чем в других возрастах. Выполнение стандарта лечения у детей-инвалидов практически в 2 раза хуже, чем у детей, не имеющих статуса инвалидности. Параметры качества медицинской помощи, оказываемой врачами специалистами достоверно выше, чем у врачей-педиатров участковых, что согласуется с данными других исследований. В ходе множественного сравнения параметров качества медицинской помощи обнаружены идентичные данные по классам болезней: больше всего врачи допускают дефек-
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок_МОИПР_3_2012.шМ 130
03.12.2012 16:35:52
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
ты при обследовании — 40,7%, при лечении — 11%. Одна четвертая часть медицинской документации содержит некачественную информацию (25,9%). Дефекты по остальным критериям находятся в диапазоне от 3,7 до 11,1%. Наряду с общепринятой экспертизой качества помощи по законченному случаю особенно ценны ее оценка и коррекция в процессе оказания помощи. В таких случаях оценка качества, проведенная экспертом, встраивается в процесс оказания помощи. При этом уровень установления дефектов достоверно более высокий (2-я ступень экспертизы качества) 70,9%, чем на 1-й ступени 52,0%, связано с решением сложных и взаимосвязанных медико-социальных вопросов больных детей и с недостаточными профессиональными компетенциями врача первичного звена: клиническими, в оценке функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, навыками предоставления информации, коммуникации и др.
Заключение. Представленная система внутренней оценки деятельности является необходимой и достаточной для оценки качества помощи (процесса) на первичном звене здравоохранения. В исследовании получены достоверные данные о качестве помощи, оказываемой на первичном звене здравоохранения. Качество помощи, оказанное врачами-педиатрами участковыми, достоверно ниже, чем помощь, предоставленная врачами специалистами в области диагностики.
О.Ф. Природова
Дистанционное обучение врачей в медицинском вузе: опыт и перспективы
ГБОУВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», Москва
В последние годы в нормативно-правовых актах, регламентирующих профессиональное образование (в том числе и ДОП) на территории РФ, появились понятия дистанционного и электронного обучения. В нашей стране дистанционное обучение является не отдельной специфической формой, а представляет обучение с применением ДОТ. При этом под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех формах получения образования и проведении различных видов занятий, практик и контроля. Соотношение объема проведенных занятий с использованием ДОТ и при непосредственном взаимодействии участников образовательного процесса определяется образовательным учреждением. Обучение с применением ДОТ можно классифицировать по объему применения (с полным или частичным применением ДОТ), по форме обучения (очная, очно-заочная, заочная) и форме общения (групповое и индивидуальное, синхронное и асинхронное). На сегодняшний день в российской системе ДПО медицинских и фармацевтических работников законодательно закреплено обязательное повышение квалификации в объеме не менее 144 аудиторных часов
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
м
#
блок МОИПР 3 2012лл<М 131 03.12.2012 16:35:52